Проникнуть в нашу жизнь ИТ пытаются с разных сторон.

Первые признаки информатизации заметны и в России. Не проходит и дня, чтобы нас не проинформировали о появлении какого-нибудь чудо-устройства или передовой услуги. Никого уже не удивляют установленные на станциях метро красно-синие столбы не вполне понятного назначения (на них что-то написано о получении справочной информации и возможности экстренной связи) или предложение получать информацию о школьных оценках своих чад по SMS. В одно прекрасное утро в знакомом до боли подземном переходе неожиданно обнаруживается современный терминал, отображающий электронную карту города, и спешащие по делам люди удивляются стремительности прогресса (правда, не исключено, что через пару часов это устройство сломают панки, и оно исчезнет в небытие). Все это примеры так называемой спонтанной информатизации.

Официальная (комплексная) информатизация в России идет уже пять лет. Так, государственная программа «Электронная Россия» обещает к 2010 году создать за 2,4 млрд долл. электронное правительство и электронные библиотеки, а также подключить к Internet все российские вузы и больше половины школ. Однако такая информатизация, пожалуй, приведет лишь к дополнительной нагрузке на преподавательский состав, да еще порадует студентов и школьников, которые с удовольствием поиграют по сети в Counter-Strike. Вряд ли можно ожидать другого «экономического эффекта» от информатизации в принудительном порядке.

Видеотелефон все еще кажется нам чем-то из области фантастики. Услуги зарубежного провайдера Skype, первые ласточки видеотелефонии, позволяют с горем пополам пересылать видео- и аудиосообщения по Internet. Но их могут получать только те абоненты, которые подключены к широкополосным каналам. При этом в России, по данным J?son&Partners, всего 7% жителей пользуются хоть каким-то доступом к Internet. И в таких условиях нашим согражданам рассказывают байки об электронном правительстве и «умных» домах! Подобную информатизацию можно считать утопической.

Иван Шмелев (ishmelev@json.ru)— аналитик иссле?дова?тель?ской компании J?son&Partners, канд. техн. наук

О чем тут говорить, если уровень цифровизации телефонной сети МГТС составил к концу 2005 года лишь 32%! Пока планировали цифровизацию, выяснилось, что основную прибыль операторам приносит не столько сама сеть, сколько услуги, которые по ней можно предоставлять. И что остается делать традиционным телефонистам, кроме как предлагать обществу довольно-таки странные сервисы, вроде передачи SMS на фиксированный телефон?

На этом фоне коммерческая информатизация кажется единственным механизмом, способным привести к быстрому «просвещению» общества. Проникновение услуг сотовой связи в РФ уже составляет 85%. Причем «мобилизация» страны проходит сама по себе, без помощи каких-то государственных стимулов. Но и у коммерческой модели есть большой минус: основная цель «проводников» такой информатизации не обогатить общество, а обогатиться на обществе.

Возьмем, к примеру, доступный сервис отправки коротких сообщений (SMS). Средняя стоимость услуги — 0,05 центов за сообщение, максимальная длина которого составляет 160 символов. Если произвести несложные арифметические операции, можно выяснить, что пересылка по SMS романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» обойдется в 555 долл. Для сравнения: по Internet этот роман можно переслать за один цент. Такая ценовая диспропорция не связана с отсутствием у мобильного оператора технической возможности сокращения расходов на передачу коротких сообщений. Просто данный сервис ему выгоден, и он востребован пользователями.

Но все же народ трудно обвести вокруг пальца. Как только стихают восторги по поводу очередной новации, встает вопрос о качестве и защищенности передачи информации. Так было и с IP-телефонией, и с мобильным Internet, и с беспроводными сетями. Наше общество медленно созревает для пресловутой глобальной информатизации, которая предполагает доступность нужной информации в любом месте и в любое время. В метро и на улице все чаще можно встретить человека, читающего электронную книгу на КПК. Бизнесмены заходят в рестораны, чтобы «посидеть в Internet». В таких случаях мы имеем дело с частной информатизацией, которая — хоть и не самая «быстрая», зато самая качественная модель информатизации общества.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями