Network World, США

Гибридные технологии доминируют в области корпоративных телефонных сетей и распространяются на новые сферы коммуникационных приложений.

Руководители промышленных предприятий воспринимают IP-технологии как будущее телефонных сервисов. В свою очередь, профессионалы в области телефонии утверждают, что гибридные УАТС дают некоторую выгоду, связанную с повышением уровня производительности систем. Кроме того, благодаря их использованию потребителям не нужны устрашающие модернизации из серии «все заменить», а потому им удается экономить.

Большинство крупных производителей УАТС уже давно реализуют опции IP в своем оборудовании. Эти опции обеспечивают организацию межстанционных соединений по IP с помощью частных территориально-распределенных сетей (VPN). Главными стимулами перехода предприятий на гибридные УАТС все еще являются такие возможности, как бесплатная голосовая связь на больших расстояниях и агрегация трафика голоса и данных внутри потоков Т1/E-1. Но гибридный подход (то есть объединение IP и TDM на единой платформе) распространяется и на новые сферы и коммуникационные приложения.

По сути, гибридные голосовые коммутаторы IP/TDM представляют собой учрежденческие телефонные станции, способные поддерживать цифровые и аналоговые телефоны. Они оснащаются линейными IP-картами, с помощью которых УАТС подключаются к ЛВС. Эти карты играют роль межсетевых шлюзов, транслирующих голосовые сигналы между IP и TDM.

Поддержка IP позволяет эмулировать TDM-телефоны на ПК и придавать им расширенную функциональность, обеспечиваемую СTI (компьютерно-телефонной интеграцией). Это, например, инициация вызова абонента при одном нажатии клавиши на ПК и поддержка универсальных почтовых ящиков, предназначенных для передачи электронных и голосовых сообщений. Аппаратные IP-телефоны могут соединяться с УАТС при использовании шлюзов и инсталляции на УАТС необходимого программного обеспечения. Благодаря гибридным технологиям телефонные коммутаторы управляют как TDM-, так и IP-телефонами. Оба типа оконечных точек рассматриваются как равные по сервисным возможностям — несмотря на некоторые ограничения, присущие каждой из технологий.

По оценкам Merrill Lynch, в III квартале 2005 года поставки систем IP-телефонии увеличились на 31% относительно того же периода прошлого года, тогда как объем продаж традиционных TDM-УАТС уменьшился на 20%. Одной из компаний, сохраняющих приверженность гибридному подходу к IP-телефонии, считается Avaya. Она не отказывается от канальной коммутации, постепенно продвигаясь к «чистым» IP-решениям. Как свидетельствует Merrill Lynch, за тот же III квартал прошлого года объем продаж TDM-УАТС Avaya уменьшился на 3%, а по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года — на 20 %. А вот продажи гибридных платформ выросли на 14%. Аналитики считают, что в предыдущие два года поставки TDM-решений ежеквартально приносили Avaya примерно по 100-150 млн долл.

Нередко предприятия пытаются создавать островки «чистых» IP-УАТС в море унаследованной инфраструктуры TDM. Обычно это происходит в филиалах или малых удаленных офисах. Однако более решительные специалисты советуют интегрировать голос в IP-среду на уровне магистральных корпоративных сетей.