Внешняя скромность офиса саратовского филиала SkyLink — не помеха для вынашивания амбициозных планов

Интересы четвертого национального сотового оператора на волжских берегах представляет компания «Саратовская Система Сотовой Связи» (СССС), некогда— первопроходец сотовой связи в Саратовской области и первый оператор услуг NMT-450 в Поволжье. Теперь перед старожилом рынка стоит не менее трудная задача: в жесткой конкурентной борьбе вновь отвоевать утраченное место под солнцем.

В пресс-конференции, состоявшейся 21 декабря прошлого года, приняли участие представители СССС, компании «Скайлинк», холдинга RTDC (американского акционера последней) и канадского поставщика телекоммуникационного оборудования Nortel. Было заявлено о вводе в строй многофункционального центра коммутации (его номерная емкость позволит оператору организовать услуги в нескольких областях) и 28 базовых станций CDMA 450. На первом этапе сеть будет обслуживать абонентов из Саратова и ряда райцентров, таких как Энгельс, Маркс, Балаково, Балашов, Татищево, Вольск. Потом зона покрытия сети начнет расширяться и охватывать все новые города, районы и основные транспортные артерии области.

Саратовские абоненты сети SkyLink могут пользоваться не только голосовой связью, но и принципиально новыми для регионального рынка услугами (мобильный Internet, пакетная передача данных со скоростью до 153 Кбит/с, электронная почта, мобильная электронная коммерция). В ближайшее время они получат доступ к услугам полноценной передачи мультимедийных, аудио- и видеоданных, а также упрощенного роуминга с другими региональными сетями.

Расценки на передачу данных составляют от 3,5 до 6 руб. за 1 Мбайт— в зависимости от тарифного плана. Тарифных планов насчитывается около десяти, а стоимость подключения к любому из них равна 250 руб. Минута разговора стоит от 0,9 руб. (за разговоры внутри сети) до 2,5 руб. (при звонках на телефоны других местных операторов проводной и беспроводной связи). Корпоративным клиентам обеспечиваются еще более выгодные условия. Для абонентов новой сети имеют значение высокий уровень конфиденциальности данного вида связи и наибольшая экологическая безопасность абонентского оборудования стандарта CDMA 450. Оператор обещает вскоре преодолеть и последний существенный недостаток этого стандарта— относительную дороговизну телефонных аппаратов.

Прежним абонентам «Саратовской Сотовой» предложены выгодные условия перехода в новую сеть. Правда, говорить о полномасштабной миграции абонентов со стандарта NMT-450 на IMT-MC-450 можно лишь условно: первых у компании почти не осталось. Лицензия СССС на работу в стандарте NMT-450 истекает уже в марте, и продлевать ее оператор не собирается. Этот ход— просто своеобразная плата за лояльность тем, кто когда-то пользовался мобильной связью первого поколения, а затем перешел в сети GSM.

«Бывших» абонентов, кстати, немало в областном правительстве и других органах местной исполнительной и законодательной власти. Не случайно появление новой сотовой сети официально приветствовали члены правительства Саратовской области. Они увидели в этом событии «серьезный технологический прорыв, который позволит жителям нетелефонизированных районов области получить доступ к услугам голосовой связи и высокоскоростного Internet».

Возможно, в будущем сотовая сеть IMT-MC действительно станет панацеей для сельских районов, куда не дотягиваются обычные телефонные кабели. Пока же саратовский оператор обещает к лету увеличить скорость передачи данных до 2,4 Мбит/с. За два года, прошедших после получения СССС лицензии на строительство сети CDMA 450, объем инвестиций в проект составил почти 10 млн долл.

Каковы же притязания SkyLink «на саратовщине» и по всей России? По словам генерального директора «Саратовской Сотовой» Юрия Фомина, в 2006 году компания собирается подключить 10 тыс. абонентов. Его московские «коллеги» считают, что и 8 тыс. будет достаточно для достижения рентабельности. С учетом того, что операторы «большой тройки» имеют в Саратовской области (в совокупности) минимум 1,5 млн абонентов, эти планы кажутся более чем скромными.

Справедливости ради вспомним о рыночном позиционировании операторов, работающих под маркой SkyLink. Связью нового поколения пользуются около 300 тыс. абонентов, львиная доля которых проживают в Москве и Санкт-Петербурге. Средняя ежемесячная выручка от продаж услуг в расчете на одного абонента (ARPU) составляет порядка 60 долл. в месяц.

В 2006 году перед столичным «Скайлинком» стоит задача удвоения абонентской базы при сохранении или незначительном снижении уровня ARPU, поэтому саратовская «прибавка» 10 тыс. абонентов воспринимается как вполне достойная. Московские гости подчеркнули, что к 2010 году четвертый федеральный оператор планирует контролировать 4% абонентской базы в РФ и получать около 15% выручки всех мобильных операторов связи.

Алексей Федченко (fedchenko@alfaset.ru)— главный редактор журнала «АйТиСтиль» (Саратов).