Телефонные компании начали шантажировать сервис-провайдеров.

Популярность Internet ни у кого не вызывает сомнений, хотя когда-то многие представители традиционной телекоммуникационной индустрии не верили в жизнеспособность базовых технологий и философии Всемирной сети. Время все расставило по своим местам, и ретрограды были отодвинуты на задний план. Теперь, в отместку, они пытаются превратить Internet в управляемую структуру.

В 1972 году руководители компании AT&T, чье имя тогда воспринималось как синоним телекоммуникационной индустрии США, присутствовали на первой демонстрации работы ARPANet. Эта сеть, как и ее потомок Internet, была неполносвязной, основанной на пакетной передаче. В то, что данная технология окажется полезной, верили лишь отдельные сотрудники AT&T.

По воспоминаниям одного из создателей Ethernet Боба Меткалфа, руководителей корпорации обрадовала неудача демонстрации. Два года спустя AT&T отклонила предложение о запуске ARPANet. А еще через несколько лет организация International Organization for Standardization, крупнейший разработчик стандартов в области традиционной телефонной связи, отказалась использовать протоколы TCP/IP в качестве основы будущих телекоммуникаций. AT&T с удовольствием продавала каналы связи «недалеким» технарям, строившим сети пакетной передачи, но не видела за этими технологиями будущего. Таким образом, Internet долго оставался вне поля зрения телекоммуникационной индустрии. Его не баловали вниманием и регуляторные органы США (правда, потом ситуация резко изменилась).

Благодаря «недосмотру» со стороны «старшего брата» разработчики свободно экспериментировали с новыми приложениями Internet. Не было оператора связи, имеющего право указывать пользователям, какие приложения они могут (или не могут) применять, не было оператора, у которого требовалось получать разрешения на запуск Internet-услуг. Internet оставался лишь набором каналов связи, основная масса которых была получена сервис-провайдерами у телефонных компаний. За пользование ими операторы связи взимали определенную арендную плату, причем стоимость каналов не зависела от типа действующих на их базе Internet-услуг— как стоимость автомобиля не зависит от того, что на нем будут перевозить. Ну а ISP получали вознаграждение за предоставляемые ими услуги в зависимости от качества канала связи. Все было просто.

Теперь некоторые телефонные компании собираются изменить положение вещей. Они хотят взимать с Google и других подобных компаний плату за доставку пакетов конечным пользователям. Тот факт, что клиенты уже заплатили за канал связи и сервис Internet, используемый Google для посылки пакетов данных, попросту игнорируется. Телефонные операторы заявляют, что хотят получать от Google больше «за лучшую доставку пакетов», но это— лишь вершина айсберга.

Надо сказать, телефонные компании заставляют Google снова оплатить то, что уже оплачено ее клиентами, с помощью угроз (прямых или косвенных) ограничить доставку пакетов. Это, действительно, несложно: можно частично прекратить доставку либо снизить качество передачи трафика предприятий или физических лиц, не внесших дополнительную плату. Телефонные операторы пытаются убедить нас в том, что они радеют лишь об улучшении сервиса, но вообще-то такое поведение называется вымогательством. Для справки: насколько известно автору, вымогательство не входит в перечень тем гарвардского курса экономики, так что все изложенное— его личная точка зрения.

Скотт Брэднер (sob@sobco.com)— консультант по информационным системам Гарвардского университета