В национальном институте стандартизации США есть комната с высоченными стеллажами, битком набитыми документацией с требованиями к системам связи. Эти требования, Network Equipment Building System (NEBS), формально имеют неофициальный характер, но ни один американский оператор не рискнет приобрести оборудование, не соответствующее критериям NEBS. Откуда же они взялись?

Исторические параллели

За океаном когда-то существовала огромная корпорация AT&T, которая выпускала средства связи и одновременно была ведущим национальным оператором. Потом американское правительство с огромным трудом разделило этого монстра на семь региональных операторских компаний и выделило из его структуры исследовательские и производственные подразделения. Так вот, требования NEBS изначально были написаны AT&T для собственных нужд, но постепенно к ним «присоединились» и остальные операторы США.

Именно так родилась американская система отраслевых технических стандартов. И если сейчас кто-то считает, что в странах «с развитой демокра?тией» не существует системы обязательной сертификации средств связи, он сильно заблуждается. Российским производителям сетевого оборудования, которые пытаются выйти на зарубежные рынки, хорошо известно: продать за границей не сертифицированный по местным правилам товар практически невозможно.

В нашей стране в начале 90-х годов была всего одна эксплуатационная организация в области электросвязи— Министерство связи. В его недрах рождались требования, которым в обязательном порядке должно было соответствовать любое оборудование, внедряемое во всесоюзную сеть связи. По сути, это были требования заказчика. Потом отрасль связи одной из первых в России вступила в процесс приватизации. Причем этот процесс шел очень динамично: в конце 1997 года, когда акции France Telecom и Deutsche Telekom стали впервые доступны для покупки частным инвесторам, крупнейшие российские компании связи уже завершили первый этап приватизации.

В 90-е годы наши традиционные операторы занимались акционированием, и писать технические требования к закупаемому оборудованию им было недосуг. А оборудование постоянно модернизировалось. Тогда эти функции снова взяло на себя государство, точнее— Министерство связи, которое приступило к выработке единых требований к системам связи всех операторов и поставщиков оборудования. Централизованный подход к сертификации обеспечил совместимость оборудования разных производителей, устанавливаемого в сетях связи, и заложил стартовые условия для реальной либерализации рынка.

Сейчас формирование системы сертификации средств связи в России практически завершилось. Эта система включает в себя обязательные и добровольные институты, а также механизмы подтверждения соответствия предъявляемым требованиям. Согласно закону «О связи» в нашей стране действуют две формы подтверждения соответствия— обязательная и декларативная.

Правовая основа

Во исполнение положений ФЗ «О связи», послуживших правовой основой для отечественной системы сертификации средств связи, Правительство выпустило три Постановления. Они практически полностью описывают процедуру обязательного подтверждения соответствия и смежные вопросы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. В частности, Постановление №896 (принятое в декабре 2004 года) утверждает перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации. Остальные средства связи, которые применяются в сетях связи общего пользования, в технологических и выделенных сетях (в случае их присоединения к ССОП), подлежат декларированию. Сама процедура обязательного подтверждения соответствия средств связи (сертификации и декларирования) описана в Постановлении №214, принятом в апреле 2005 года. Наконец, Постановление №165 от 29 марта 2005 года утверждает правила аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров для проведения сертификационных испытаний.

Формы декларации соответствия, сертификата соответствия и заявки на обязательную сертификацию утверждены приказами Мининформсвязи. Для обязательного подтверждения соответствия устанавливаются требования к средствам связи, которые оформляются в виде приказов федерального органа исполнительной власти в области связи. Мининформсвязи РФ подготовило три таких приказа. Например, приказ №134 от 28 ноября 2005 года определяет требования к тем параметрам базовых станций и ретрансляторов сотовой связи, которые являются существенными для обеспечения целостности и устойчивого функционирования национальных и региональных сетей.

Заявителем в рамках обязательной сертификации средств связи может быть изготовитель (как российский, так и зарубежный), продавец или хозяйствующий субъект, представляющий интересы изготовителя на основании соответствующего договора. Органов по сертификации может быть несколько (раньше такой орган был единственным— Минсвязи), и заявитель самостоятельно выбирает организацию для подачи заявления. Одновременно он заключает договор с испытательной лабораторией или центром, которые проводят испытания образцов продукции и возвращают протоколы испытаний в орган по сертификации.

По состоянию на 2 декабря 2005 года в России были аккредитованы два органа сертификации средств связи— АНО «ЦЭС Инфоком» и АНО «ОССЭТ». На декабрьской выставке ВКСС заместитель руководителя Федерального агентства связи Людмила Юрасова сообщила, что Россвязь рассматривает заявку об аккредитации еще одной организации. До недавнего времени в стране работали 46 испытательных лабораторий, и сейчас идет активный процесс их аккредитации по новой процедуре. Действующие испытательные центры могут выполнять свои функции до окончания срока действия их свидетельств об аккредитации.

По словам Юрасовой, к началу декабря прошлого года Федеральное агентство связи зарегистрировало 382 сертификата о прохождении обязательной сертификации средств связи. Пока ни один из заявителей не получил отказа.

В системе декларирования средств связи заявителями могут быть только зарегистрированный на территории РФ индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, которые либо сами являются изготовителями средств связи, либо действуют от лица зарубежных производителей на основе контрактов.

Как сообщила Людмила Юрасова, за 11 месяцев 2005 года ее ведомство рассмотрело 5898 деклараций, из которых 4018 зарегистрированы (соответственно 1880 в регистрации отказано).

Добровольное подтверждение

«С течением времени объем обязательных требований к системам и оборудованию связи объективно должен уменьшаться,— полагает Юрасова.— Обязательными останутся только те требования, которые нацелены на обеспечение целостности, устойчивости и безопасности функционирования сети». Остальные характеристики, по мнению г-жи Юрасовой, перейдут в разряд добровольного подтверждения соответствия заявленным требованиям. Широкое использование таких механизмов является признаком цивилизованности рынка.

В 2002 году Министерство связи создало систему добровольной сертификации «Связь-Качество». В минувшем году она была перерегистрирована, а область ее действия— расширена. Теперь она распространяется на услуги связи, средства связи и системы управления качеством предприятий связи. И если ранее организатором системы добровольной сертификации было государственное ведомство, то теперь ее вдохновителями стали такие общественные организации, как АДЭ, «Ассоциация операторов GSM», «Ассоциация 3G», «Ассоциация производителей оборудования связи».

Выполнять работы по добровольной сертификации услуг связи и систем менеджмента качества сейчас имеют право 10 лабораторий, в том числе ЦНИИС, ЛОНИИС, «Связь-сертификат», «Институт сотовой связи» и др. А среди испытательных лабораторий, работающих в системе добровольной сертификации, значится некоммерческая организация «Тест-Сертификат». Регистрационный орган по добровольной сертификации в нашей стране пока один— это АНО «ЦЭС Инфоком». По состоянию на декабрь 2005 года добровольную сертификацию по системе «Связь-Качество» прошли северо-западный филиал «МегаФона», «Сибирские сотовые системы-900» и «Ростелеком».