Конкретный сценарий построения этого будущего зависит от текущих рыночных ожиданий и наличия в стране свободных денег. Для многих предпринимателей нет особой разницы, куда вкладывать средства, лишь бы они приносили максимальную прибыль.

Частные инвесторы нашли занятие поинтереснее, чем скупка недвижимости в центре Москвы. Суммы, которыми теперь измеряются инвестиционные проекты в области услуг связи, варьируются от нескольких десятков до сотен миллионов долларов. Иногда они на порядок превышают саму емкость рынка в оценке независимых экспертов. Но парадокса здесь нет: вкладывая сегодня 100 млн «нефтедолларов» в передовую техническую инфраструктуру сетей связи, инвесторы рассчитывают через три-пять лет вернуть себе 200-300 млн долл.

За последний месяц последовали сразу два громких заявления о начале строительства беспроводных сетей стандарта WiMax в российских регионах. Первое сделала компания «Интернафта», которая пожелала скрыть имена своих истинных владельцев, а второе - «Энфорта», учредителями которой являются бывшие топ-менеджеры «ТрансТелеКома» Ли Спаркман и Виктор Ратников. Любопытно, что хотя оба игрока планируют охватить сетями радиодоступа примерно равное количество городов (соответственно, 30 и 28), расчетные объемы инвестиций у них различаются более чем в 10 раз: «Интернафта» предполагает потратить 600 млн долл., а «Энфорта» - около 50 млн долл. Прогнозировать, когда окупятся эти огромные по нашим меркам инвестиции, — все равно что гадать на кофейной гуще, ведь совокупные доходы российских операторов беспроводного доступа в прошлом году не превысили 20 млн долл.

Вера отечественных и зарубежных инвесторов в быстрый подъем телекоммуникационного сектора заслуживает всяческого восхищения. Со времен печально известного «Пентакома», пять лет назад мечтавшего развернуть по всему Подмосковью оптическую кабельную сеть на 1 млн абонентов, ни одно из подобных гигантских начинаний не было доведено до конца (в лучшем случае они превращаются в «долгострой»). Как правило, большего успеха в нашей стране добиваются те компании, которые методично, слой за слоем, осваивают потребительский рынок, инвестируя в сетевую инфраструктуру по мере надобности. Этот же путь прошла в свое время «большая тройка» сотовых операторов, и они смогли-таки мобилизовать всю Россию!

Игорь Елисеев главный редактор, i_eliseev@osp.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями