Компания Siemens старается захватить место под солнцем на рынке универсальных IP-коммуникаций. Главной движущей силой развития IP-коммуникаций второго поколения (2gIP) является не коммутационная инфраструктура, а приложения, которые способны повысить производительность труда сотрудников и обеспечить им доступ к расширенным сервисам IP-УАТС из любой точки Всемирной сети. Концепцию 2gIP придумали в департаменте Siemens Communications параллельно с выпуском коммуникационной платформы реального времени HiPath 4000. Она поддерживает клиентов одновременно по TDM и IP, отличается высокой масштабируемостью (до 10 тыс. абонентов на сервер и 100 тыс. абонентов на сеть из серверов HiPath), отказоустойчивостью на уровне «пяти девяток» и наличием огромного набора приложений для бизнес-пользователей.

В феврале российское представительство Siemens Communications сообщило о первой инсталляции системы HiPath 4000 v.2 в нашей стране. Ее официальные продажи начались в октябре 2004 года (см. «Сети», 2004, №13, статья «Немецкая точность и расчет»). Первым заказчиком стал московский офис немецкого концерна Heidelberger, выпускающего полиграфическое оборудование. Теперь, после реализации этого проекта, корпоративная сеть Heidelberger Druckmaschinen AG включает в себя более 40 IP-систем реального времени HiPath 4000, расположенных по всему миру. В европейских филиалах полиграфического гиганта инсталлированы 9 тыс. абонентских портов. Поддерживаются функции распределенной голосовой почты и центра обработки вызовов.

Вскоре Siemens надеется объявить о новых инсталляциях флагманского продукта при организации IP-коммуникаций в России. По заверению представителей отдела маркетинга этой компании, сейчас ведутся работы по нескольким проектам, но до их завершения имена заказчиков решено не обнародовать.

Успешная реализация первого проекта, а также предстоящее участие Siemens Communications в международной выставке CeBIT-2005 послужили поводами для проведения технологического семинара, ориентированного на сотрудников специализированных изданий. На нем говорилось обо всех достижениях департамента, связанных с развитием продуктовой линейки HiPath и ее рыночным продвижением.

Приложение HiPath Xpression Client Assistance служит для управления почтовым ящиком через Web-браузер

Во-первых, благодаря выводу на рынок продуктов HiPath, основанных на программной платформе OpenScape с поддержкой открытых стандартов, корпорация Siemens получила всемирное признание в качестве лидера рынка универсальных коммуникаций. Этот термин обозначает гораздо более широкие возможности, чем обеспечиваемые традиционными конвергентными системами, и соответствует концепции 2gIP. Система универсальных коммуникаций должна обслуживать все типы клиентских устройств и обеспечивать «прозрачный роуминг» пользователей при их перемещении из одного сегмента распределенной корпоративной сети в другой. Кроме того, она должна уметь принимать и обрабатывать любые внешние запросы (UM и мультимедийный контакт-центр), обеспечивать приложения присутствия, мгновенный обмен сообщениями, безопасный доступ к корпоративным данным и многое другое.

Полный набор таких функций реализован на платформе HiPath 4000. Не случайно исследовательское агентство Gartner поместило Siemens Communication на позицию лидера в своем «магическом квадранте», посвященном анализу рынка решений в области универсальных коммуникаций.

Во-вторых, немецкий концерн не отстает от веяний времени. Он начал активно внедрять протокол инициализации сессий на базе IP (SIP) в свои основные разработки. Речь идет не только о программных терминалах optiClient 130 и аппаратных телефонах семейства optiPoint, но и о коммутационных системах корпоративного и операторского класса. Заказчикам уже доступен коммутационный SIP-сервер HiPath 8000, рассчитанный на поддержку до 100 тыс. клиентов по IP-сети (решение класса Softswitch). Кроме того, планируется внедрить этот стандарт в конвергентных платформах HiPath 3000/4000.

Что касается совместимости SIP-продуктов Siemens с системами других производителей, инженеры немецкой компании уверены: она будет обеспечена по крайней мере на уровне базовой функциональности вызовов. Спецификации указанного стандарта предусматривают несколько способов его реализации, поэтому полностью избежать проблем с совместимостью устройств вряд ли удастся. Вся надежда — на координацию деятельности крупнейших производителей в рамках SIP Forum. При благоприятном стечении обстоятельств SIP будет вправе претендовать на звание универсального протокола развертывания операторских сервисов, подобного WiMAX в беспроводных сетях.

В третьих, Siemens продолжает расширять и совершенствовать набор программных приложений для платформы универсальных коммуникаций. Весь дополнительный инструментарий HiPath 4000 условно разбит по функциональному назначению на четыре группы. Это средства управления качеством сервиса (HiPath QoS2000 и встроенные механизмы приоритизации), система централизованного управления сетью (HiPath MetaManagement), комплект приложений для удаленных и мобильных пользователей (HiPath Mobile Office), портфель средств и услуг для управления безопасностью (HiPath SIcurity). Отдельно стоит упомянуть программную платформу HiPath Common Application Platform, служащую для интеграции системы Siemens c продуктами CTI третьих фирм.

Решение HiPath QoS2000 выполнено в виде отдельного устройства, устанавливаемого на границе TDM- и IP-магистрали с целью обеспечения в распределенных корпоративных сетях сквозного качества сервиса. Устройство незаменимо там, где заказчикам приходится использовать арендуемые IP-каналы внешних провайдеров без поддержки QoS. Решение Siemens основано на применении патентованных алгоритмов выравнивания нагрузки в канале, что позволяет передавать голосовые пакеты с допустимым уровнем задержки.

Приложения мобильного офиса, такие как HiPath Xpression (сервер UM) или HiPath ProCenter (контакт-центр + функции CRM), предлагаются в трех вариантах — начальный, стандартный и расширенный. Гибкость конфигурирования HiPath 4000 помогает заказчикам избегать необоснованных расходов и наращивать возможности решения по мере необходимости.