В подмосковном Виноградове состоялся восьмой смотр достижений пакетной телефонии. Конференции по IP-телефонии, ежегодно организуемые компанией CompTek, в последние годы превратились в наиболее значимое событие этого сегмента отечественного телекоммуникационного рынка. Не стало исключением и очередное мероприятие, проходившее с 12 по 14 ноября.

Конференция, по сути дела, подвела итоги развития мирового и в особенности российского рынка IP-телефонии в уходящем году, причем как в технологическом, так и в бизнес-аспектах. На ней прозвучали и несколько ключевых вопросов, так и оставшихся без ответа. Когда же придет долгожданный день?

Не берусь судить обо всех представителях отечественного рынка услуг связи, но участники конференции представления о радужном будущем IP-телефонии, кажется, разделяют «на все сто». Еще на прошлогодней конференции (см. Сети, 2002, № 24, с. 18) отмечалось, что технологические проблемы построения и эксплуатации сетей IP-телефонии отошли на второй план, а страхи в отношении невысокого качества передачи голоса в пакетных сетях оказались явно преувеличенными. Минувший год стал свидетелем продолжающегося победного шествия технологии VoIP.

Вот лишь несколько цифр. Согласно оценкам компаний Frost & Sullivan и Ovum Research, объем оптового трафика VoIP в 2003 году достигнет 75 млрд мин, а в ближайшие два года вырастет до 160 и 265 млрд мин соответственно. В 2002 году по IP-сетям было передано не более 10% международного телефонного трафика, в 2005 году эта доля составит 36%, а в общей массе телефонного трафика на VoIP придется 12% (рис. 1). Технологией VoIP всерьез заинтересовались крупнейшие операторы магистральных сетей: в том или ином виде ее используют 78% из них.

Если в 2002 году на долю IP-УАТС приходилось лишь 20% всех установленных учрежденческих станций (по числу портов), то в 2005 году этот показатель достигнет 50%. Принимая во внимание не только «чистые» IP-УАТС, но и конвергентные решения, аналитики компании InfoTech полагают, что объемы вводимых в эксплуатацию IP- и TDM-портов на учрежденческих телефонных станциях сравняются в самом начале 2004 года (рис. 2). В США уже в 2002 году доля IP-УАТС в суммарном объеме учрежденческих станций составила 46,3%, а в нынешнем перевалила за 50%.

Из приведенных данных вывод напрашивается сам собой: полная и окончательная победа пакетной телефонии над традиционной будет одержана не сегодня, так завтра. Но не тут-то было! Аналитики, три-четыре года назад предрекавшие скорый закат традиционной телефонии, в более поздних прогнозах отодвигали пресловутый «час X» все дальше и дальше. Эту тенденцию наглядно раскрыл в своем выступлении Георгий Санадзе из компании Avaya и даже предложил для нее очень точное название — «маркетинговое забегание».

Оценивая возможную динамику продаж на ближайшие годы, фирма Allied Business Intelligence (ABI) в 2000 году сообщала, что в денежном выражении поставки традиционных учрежденческих телефонных станций и IP-УАТС сравняются уже в 2003 году. Примерно через год компания GIGA Research в похожем документе заявила, что паритет будет достигнут в 2004 году. Сегодня аналитики Gartner осторожно предсказывают, что долгожданный день наступит году в 2007. Когда же на самом деле состоится событие, с нетерпением ожидаемое апологетами «чистой» IP-телефонии (прежде всего, Cisco Systems), не знает никто.

Уточнение «чистой» использовано здесь не случайно. За последние пару лет довольно явственно давала о себе знать новая тенденция. Оказываясь перед дилеммой — традиционные УАТС или системы, ориентированные на работу исключительно по протоколу IP, — пользователи все чаще выбирают золотую середину. Речь идет о конвергентных решениях, т. е. УАТС, дополненных функциями IP-телефонии. Согласно прошлогоднему прогнозу компании InfoTrack, начиная с 2003 года на рынке будут доминировать именно конвергентные системы.

Справедливость последнего тезиса подтверждают и недавно опубликованные Gartner данные о продажах телефонных систем в странах Центральной и Восточной Европы (CEE) в 2000—2003 годах. Из предлагаемой таблицы можно сделать три важных вывода:

  • количество традиционных портов, хотя и довольно медленно, но продолжает расти;
  • число проданных IP-портов (в УАТС, поддерживающих IP, и в решениях для локальных сетей) в текущем году составит немногим более 8% общего числа портов (в 2001 году эта доля равнялась 2,5%);
  • быстрее всего растут продажи УАТС с поддержкой IP.

В мировом масштабе в минувшем квартале доля конвергентных решений составила 56,8% общего числа телефонных IP-портов. Три года назад этот параметр равнялся лишь 16,2%.

Наметившееся доминирование конвергентных решений означает, что производители, сделавшие ставку исключительно на IP, начинают сдавать рыночные позиции. Отмеченную тенденцию несложно проследить на примере Cisco. Вот данные Synergy Research, опубликованные в августе 2003 года: если во втором полугодии 2000 года на продукцию Cisco приходилось 44—45% общего числа IP-портов в системах корпоративной телефонии, то в первом полугодии 2003 года этот показатель оказался на уровне 18%. Аналогична и динамика компании 3Com (нынешние 5% вместо прежних 21%). При этом хорошие перспективы открываются перед производителями традиционных УАТС, которые поначалу заняли позицию решительного противодействия «IP-поветрию», но затем сумели обратить последнее себе на пользу.

Впрочем, некоторое противостояние доминированию IP наблюдается в их рядах до сих пор. Недаром представители той же фирмы Avaya не устают повторять, что о закате эры классической телефонии говорить рано, что IP-телефония лишь дополняет, но никак не замещает традиционную, что в ближайшие три-четыре года будут преобладать конвергентные решения, что их практически полный уход со сцены состоится... лет через 15. Но главное, производители, выпускавшие традиционные УАТС на протяжении многих десятилетий, надеются, что насаждение конвергентных решений позволит им предотвратить дальнейший передел рынка, даже когда переход на «чистые» IP-решения станет реальным фактом.

Конечно, этот слегка наигранный оптимизм и попытка представить конвергентные системы в виде некоей палочки-выручалочки преследуют определенные маркетинговые цели. Тем не менее, анализируя реальную скорость распространения IP-телефонии, нельзя не признать, что кризис на мировом ИТ-рынке явно поубавил эйфорию производителей и отраслевых экспертов по поводу ее безоблачного будущего. Оказалось, что корпоративные заказчики умеют считать деньги и не намерены выбрасывать уже существующие системы, следуя веяниям моды.

Истинность последнего тезиса в последние два-три года проявилась особенно отчетливо. А показательные акции, которые время от времени предпринимает та же Cisco, призывая пользователей как можно быстрее похоронить классические УАТС, стоит воспринимать не иначе как маркетинговые сценки, причем не всегда удачно срежиссированные. Как не вспомнить здесь свалку оборудования традиционной телефонии, несколько лет назад устроенную этой корпорацией на ганноверской выставке CeBIT, или памятник аналоговому телефону, осенью прошлого года воздвигнутый по ее же инициативе в российской столице!

Российские реалии

Согласно данным из доклада Тэда Франца, директора компании iBasis по продажам в CEE, России и странах СНГ, сегодня в нашей стране на долю IP-телефонии приходятся 8—10% исходящего международного трафика и трафика дальней связи. Более подробную информацию о состоянии отечественного рынка IP-телефонии привел директор по маркетингу компании ОСС Дмитрий Красильников. Ежемесячный объем исходящего из России международного IP-трафика составляет сейчас 40—60 млн мин (в прошлом году назывались цифры 15—30 млн мин), а входящего — 70—85 млн мин (годом ранее 35—45 млн мин). Для внутрироссийского трафика VoIP Красильников указал диапазон 190—270 млн мин (в 2002 году 80—150 млн мин).

На межоператорском рынке VoIP фирма ОСС оценивает свою долю в 20%. В III квартале текущего года через сеть OSS-Net было пропущено 197 млн мин трафика VoIP (рост на 249%). Доходы компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 170%. Деятельность ОСС на международном рынке в октябре 2003 года характеризовалась такими цифрами: исходящий трафик — 29 млн мин, входящий — 26 млн мин. Рост объемов международного трафика заставил компанию развернуть во Франкфурте собственный узел IP-телефонии, что значительно упростило взаимодействие с крупнейшими мировыми операторами.

Прогнозируется, что суммарная доля IP-пакетов в общем объеме телефонного трафика в столичном регионе по итогам 2003 года составит 35%. На отдельных направлениях (Армения, Азербайджан, Китай) этот показатель достигнет 70—85%.

Любопытные результаты исследования московского рынка коммуникационных карт представила компания «Коминфо Консалтинг«. По ее оценкам, в 2003 году в столице продано 15—25 млн карт традиционной и IP-телефонии, что примерно соответствует 50-процентному росту. Такая динамика наблюдается довольно устойчиво: продажи телефонных карт ежегодно увеличиваются на 35—50%, а Internet-карт — примерно на 50%.

Если верить оценкам «Коминфо Консалтинг«, примерно четвертью столичного рынка IP-телефонии владеет ОСС; еще 15% делят между собой «Ринотел», «Тарио», «Элвис Телеком», «Зонд-Холдинг« и «Зебра Телеком». Составить представление об объемах их бизнеса можно по следующим данным: на каждую из названных компаний ежемесячно приходится от 3 до 20 млн мин трафика IP-телефонии, что в денежном выражении соответствует 0,65—2 млн долл.

В последние годы между операторами не прекращаются ценовые войны. О масштабах сражений можно судить по стоимости минуты разговора со странами Западной Европы. Если в январе 2001 года у ОСС она составляла 21 цент, то спустя два года — уже 7—11 центов. «Зебра Телеком» за тот же период снизила тариф с 19 до 11 центов, «МТУ-Информ» — с 21 до 7—13 центов, «Элвис Телеком» — с 25 до 9—11 центов. Судя по всему, это еще не предел. Так, компания VoIP eXchange представила на конференции карточный продукт, позволяющий осуществлять звонки в европейские страны по цене от 6 центов за минуту.

Обострение конкуренции между операторами привело не только к падению цен, но и к активному распространению посекундной тарификации (поминутный вариант уже практически не используется), к появлению льготного или вообще бесплатного начального периода разговора продолжительностью 6—20 с, к выпуску комбинированных карт «телефония + Internet», расширению номинала продаваемых карт, продвижению услуг роуминга. Изыскивая новые конкурентные преимущества, операторы вынуждены все активнее вводить в обращение пополняемые карты, предоставлять доступ без набора кода доступа (через АОН), выпускать «этнические» карты со специальными тарифами на одном-двух направлениях и интеллектуальные карты с дополнительными сервисными возможностями.

В завершение разговора о российском рынке — еще несколько цифр. По данным Санадзе, в зависимости от квартала на IP-порты приходится от 5 до 10% общего числа портов станций Definity, которые Avaya продает в России. В абсолютном выражении только за первые шесть месяцев 2003 года это составило около 20 тыс. IP-портов. Важно подчеркнуть, что оборудование Avaya служит для организации IP-транков.

Вечный оппонент Avaya корпорация Cisco Systems сообщила, что по состоянию на начало ноября текущего года она поставила в Россию примерно 10 тыс. IP-телефонов. Возможно, кому-то эта цифра покажется внушительной, но мировые продажи IP-телефонов Cisco уже преодолели планку в 2 млн устройств, причем второй миллион был продан в текущем году.

Три результата

Анализируя события на рынке, произошедшие после предыдущей конференции, генеральный директор компании Center for Telephony Integration (CTI) Игорь Масленников отметил два основных момента.

Первый заключается в следующем: несмотря на падение прибыли и общего дохода операторов традиционной телефонии, а также стабилизацию числа линий фиксированной связи (в мировом масштабе), рынок продолжал развиваться. Внедрение конвергентных систем, строительство мультисервисных сетей, увеличение числа широкополосных подключений и успехи сотовой связи обеспечили рост как сотового, так и IP-трафика. Если верить данным отчета TeleGeography, опубликованного в 2003 году, к концу прошлого года в мире насчитывалось 4726 операторов международной связи, то есть в десять раз больше, нежели семь лет назад.

Другим знаменательным событием уходящего года стал рост популярности нового структурного компонента сетей IP-телефонии — пограничных контроллеров соединений (Session Border Controller, SBC). В какой-то степени своим появлением они обязаны активному внедрению программных коммутаторов (softswitch), о которых шла речь на прошлогодней конференции. Появление таких коммутаторов в сетях IP-телефонии улучшило работу биллинговых систем, позволило наладить централизованное управление сетями VoIP, сделало возможной динамическую маршрутизацию вызовов и упростило сопряжение с ТфОП. Правда, оказалось, что программные коммутаторы неспособны контролировать смешанные потоки трафика с учетом качества используемых каналов связи, зафиксированных в SLA-контрактах параметров передачи и требований безопасности.

Тут-то на помощь и приходят устройства SBC. Более того, их применение обеспечивает прозрачное взаимодействие сетей, в которых реализованы IP-сервисы реального времени. Актуальность установки SBC в полной мере ощущают крупные операторы, сети которых нередко базируются на оборудовании разных производителей и используют различные стандарты сигнализации — H.323 и SIP. Пограничные контроллеры сессий обеспечивают прозрачное управление сигнализацией, смешанным трафиком и качеством обслуживания (QoS), взаимодействие сетей разных операторов, согласование и преобразование сигнализации, концентрацию трафика, управление доступом, сокрытие внутренней структуры сети от «внешнего мира», взаимодействие с брандмауэрами, поддержку стандарта NAT и маршрутизацию трафика на уровне отдельных сеансов связи.

Возможное место устройств SBC в сетях IP-телефонии обсуждалось на специальном круглом столе. Крупные операторы IP-телефонии оказались единодушными в своем более чем благосклонном отношении к новому структурному компоненту. Устройства SBC уже используют компании ITXC, iBasis, «Эквант». Вместе с тем выяснилось, что для фирм размером поменьше целесообразность затрат на приобретение и эксплуатацию SBC далеко не очевидна. Возможно, причина тому — более медленное, чем ожидалось, распространение протокола SIP (несмотря на сохраняющиеся недостатки его предшественника H.323).

Наконец, по мнению нескольких участников конференции, развитие рынка VoIP в уходящем году дает все основания говорить о новой телефонии.

Не полностью забытое старое

Как выясняется, «наполнение» эпитета «новый» применительно к телефонии придется изобретать с нуля. Несмотря на бесчисленные разговоры о мобильности, интеллектуальности, универсальности (терминальных устройств) и дешевизне, с точки зрения сервисов он остается бессодержательным. По справедливому замечанию Константина Никашова из компании MERA Networks, отрасль IP-телефонии уже пережила первый этап развития, характеризовавшийся завышенными ожиданиями многих участников рынка, и теперь застопорилась на втором этапе, которому свойственно воспроизведение в IP-системах функциональности традиционной телефонии. Последняя задача по большей части уже решена, а переход на следующий уровень, связанный с поиском, разработкой, внедрением и предоставлением новых возможностей, по-прежнему остается делом будущего.

Ключевым моментом является именно поиск: в отношении радикального расширения набора сервисов ощущается дефицит идей. Как нельзя нагляднее это продемонстрировал круглый стол на тему «Что и как операторы связи могут продавать под видом голосовых сервисов в IP-сетях?». Оставляя замысловатость выбранного названия на совести организаторов, отмечу только, что полуторачасовая дискуссия не дала ответа ни на вопрос «что?», ни на вопрос «как?». Выяснилось лишь, что для большинства участников мероприятия предоставление услуг IP-телефонии вообще не является профильным направлением бизнеса, а потому обсуждение заявленной темы неактуально.

Боюсь, что дело здесь не просто в организационных недоработках. Проблема гораздо глубже. IP-телефония по-прежнему используется клиентами в основном для снижения расходов на дальнюю связь. В отношении услуг новой телефонии большого энтузиазма они не проявляют, а операторы, мягко говоря, не спешат такие услуги внедрять. Вопрос о том, что здесь первично — вялость спроса или отсутствие предложения, так и остался открытым.

Может сложиться впечатление, что в содержательном плане рынок IP-телефонии находится в полном застое. На самом деле это не совсем так. Появление контакт-центров, активная интеграция телефонии с бизнес-приложениями, появившаяся возможность управлять услугами IP-телефонии через биржи VoIP, предоставление в регионах прямых московских и даже зарубежных телефонных номеров показывают, что определенные подвижки все же происходят. Однако общую картину они пока не меняют. Удастся ли рыночным игрокам в обозримом будущем придумать ключевые предложения, которые выведут динамично развивающийся рынок IP-телефонии на качественно новый уровень? Узнаем на следующих конференциях.


Мания слияний

В первый день работы конференции Дмитрий Красильников, директор по маркетингу компании ОСС, сообщил об объединении последней с оператором «Комет». Напомним, что в столичном регионе «Комет» располагает собственной сетью SDH, построенной на базе оборудования производства Lightscape и Philips (PDH-компоненты). Суммарная протяженность линий сети составляет 1,5 тыс. км; на уровне «последней мили» в отдельных случаях используются каналы радиодоступа и электросети. Кроме того, в собственности «Комета» находятся городские АТС Nokia и Ericsson (телефонные номера начинаются с цифр «540» и «789»), соединенные с сетью МГТС и центральными АТС ведущих операторов региона. В настоящее время «Комет» обслуживает более 500 корпоративных клиентов.

По имеющейся информации, объединенная компания сохранит торговые марки «Комет» и ОСС. Действительно, они пользуются популярностью в секторах корпоративной телефонии/передачи данных и розничной IP-телефонии соответственно.

За несколько дней до открытия конференции слияние гораздо большего масштаба произошло на мировом рынке IP-телефонии. Как мы уже сообщали (см. Сети, 2003, № 23, с. 24), канадская фирма Teleglobe International Holdings объявила 4 ноября о приобретении крупнейшего мирового оператора IP-телефонии ITXC (рис. 3). Выступивший в Виноградове Эрик Вайсс, исполнительный вице-президент ITXC по операциям, обрисовал рыночные перспективы объединенной компании. Согласно оценкам TeleGeography, в текущем году Teleglobe занимал четвертое место в мире по объему пропущенного международного трафика (около 7,4 млрд мин за год). ITXC в этой табели о рангах довольствовался десятой строчкой (4 млрд мин). Ожидается, что после слияния канадский оператор в мировом рейтинге выйдет на третью позицию, а среди оптовых продавцов трафика станет безусловным лидером.

Партнерами ITXC в нашей стране являются «Ростелеком», «Голден Телеком», «Комстар», «Бизнес Связь Холдинг». По данным Вайсса, сегодня ITXC терминирует в России около 10% всего входящего международного трафика.

Остается добавить, что для ITXC сделка стала настоящим спасением, ведь долгое время фирма остается убыточной. В III квартале 2003 года доход ITXC составил 74,6 млн долл. при 9,9 млн долл. убытков, и эти показатели мало чем отличаются от квартальных результатов годичной давности. Суммарный оборот Teleglobe и ITXC в прошлом квартале достиг 287 млн долл.


Российский SBC

Ростом популярности устройств SBC объясняются перемены в позиционировании одного из продуктов Mera Networks. Речь идет о выпускаемом этой компанией изделии MERA VoIP Transit Softswitch (MVTS), первоначально продвигавшемся как контроллер домена (xPEERience Proxy Gatekeeper), а на прошлогодней конференции выступившем в роли программного коммутатора. В ноябре 2003 года Mera позиционировала его уже в качестве пограничного контроллера соединений (SBC), видимо, стремясь подчеркнуть основное назначение своей разработки — обеспечивать прозрачное взаимодействие сетей IP-телефонии и централизованное управление трафиком в провайдерской сети VoIP. Подобная метаморфоза неудивительна: на конференции можно было услышать мнение, что SBC — не более чем программный коммутатор с расширенной функциональностью.

Незадолго до конференции фирма дополнила MVTS конвертером сигнализации SIP-H.323 Interprotocol Translator (SIP-HIT). Он выполняет двустороннее преобразование сигнальных протоколов SIP и H.323, конвертацию трафика, предварительно обработанного различными алгоритмами сжатия (G.729, G.723, G.711 плюс их разновидности), и трансляцию факсимильных сообщений в стандарте T.38 через IP-сети. Согласно заявлению производителя, новый модуль позволил заметно расширить совместимость MVTS с контроллерами доменов, голосовыми шлюзами и IP-телефонам Cisco, VocalTec, Samsung и других компаний.

На конференции было объявлено о внедрении MVTS в сети компании «Эквант». Ранее это решение Mera приобрел оператор «Зебра Телеком».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями