Современные требования заставляют разработчиков пересматривать архитектуру систем операционной поддержки.

Компания NV Consulting провела в Москве первый специализированный семинар на тему «Управление сетями». На нем были представлены решения разного масштаба — от полнофункциональных систем класса OSS (Operations Support Systems), предназначенных для управления телекоммуникационными ресурсами крупного оператора связи, до отдельных программных модулей, выполняющих четко обозначенный круг задач (учет оборудования, обеспечение безопасности, управление неисправностями и т. д.).

С докладами и презентациями выступили сотрудники почти всех лидирующих на рынке OSS поставщиков решений. Помимо традиционных докладов о решениях HP (OpenView) и IBM (Tivoli) прозвучали сообщения о менее известных в России продуктах компаний Computer Associates, Aprisma и TTI Telecom. Причем из-за паспортно-визовых бюрократических проблем выступление директора по развитию бизнеса Aprisma Доекметаса Мустафы пришлось транслировать в режиме видеозаписи.

Многие российские фирмы обладают разнородной и территориально-распределенной сетевой инфраструктурой. Это осложняет централизацию управления ресурсами и повышает эксплуатационные издержки в процессе предоставления телекоммуникационных услуг. По мнению генерального директора компании NV Consulting Вадима Саякина, представленные на российском рынке решения в области управления достаточно хорошо изучены специалистами. Вместе с тем нет никакой гарантии, что с внедрением того или иного продукта эксплуатационные проблемы уменьшатся. «Очевидно, что нужно выйти за рамки рассмотрения чисто технических аспектов и перейти к вопросам оценки инвестиций, планирования ресурсов, реорганизации технологических операций, управления персоналом и многим другим», — подчеркнул Вадим Саякин.

Разумеется, главным идеологом концепции управляемых ИТ-сервисов является компания Hewlett-Packard со своей оригинальной типовой моделью IT Service Management (ITSM), которая реализуется с помощью платформы OpenView. Это программное решение получило сертификат на максимальное соответствие стандартам ITIL (IT Infrastructure Library). Последние содержат комплексные и последовательные методики внедрения ITSM, позволяющие эффективно использовать ИТ-системы в бизнесе.

О роли ИТ-сервисов на современном этапе говорил и Доекметас Мустафа. По его словам, сервисы — это ключ к новой организации бизнеса, а главным их качеством становится доступность. Не случайно решение Spectrum от Aprisma позиционируется в сегменте Assurance типовой модели TMF TOM. Кроме того, чем больше устройств используется в телекоммуникационных сетях для предоставления услуг, тем меньше должна быть стоимость управления каждым элементом. Исходя их этих требований, основной тенденцией развития систем управления сетями, считает представитель Aprisma, является переход к открытым стандартам программирования, таким как Corba и XML.

Директор по технической поддержке TTI Telecom Ирена Глюк коснулась актуальной проблемы, связанной с мониторингом состояния сети в режиме реального времени. Она отметила, что большинство операторов отслеживают текущие параметры сервисов через несколько «мониторов» разных производителей. Компания TTI занимается агрегацией и оптимизацией получаемых данных в рамках одной системы мониторинга. Другой качественный скачок в области сетевого управления, по словам Ирены Глюк, происходит в разработке систем класса OSS. Сейчас отрасли требуются системы операционной поддержки следующего поколения NGOSS, которые будут использовать единую базу данных всех ресурсов и обеспечивать централизованное администрирование, синхронизированное с элементами самой сети. В результате добавление любого нового функционального модуля управления не приведет к изменению записей в единой БД.

В связи с изменением архитектуры OSS-систем возрастает роль модулей Inventory, отвечающих за инвентаризацию оборудования и прочих элементов телекоммуникационных систем, а также за описание связей между ними. Оператор, эксплуатирующий сеть, будет иметь исчерпывающую информацию о том, какие инсталлированные элементы используются с низким КПД, и конфигурировать систему так, чтобы достигать большей отдачи с меньшими затратами на инфраструктуру.

Воплощая в жизнь данную идею, TTI продвигает на рынок модульное решение Netrac, в котором интегрированы функции Inventory, Configuration и Provisioning. Все эти действия будут автоматизированы на уровне бизнес-процессов, характерных для провайдеров телекоммуникационных услуг. К слову, компания может похвастаться реализованным проектом внедрения централизованной системы устранения неисправностей в сети оператора «ПетерСтар».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями