С 1 МАЯ Виктор Устюжанин стал директором сотовых компаний сразу в двух российских столицах
Одним из главных «сотовых» событий очередной выставки «Связь-Экспокомм» стало заявление компании «Московская сотовая связь» (оператора стандарта первого поколения NMT-450 в столичном регионе) о начале развертывания коммерческой цифровой сети третьего поколения на основе технологии IMT-MC. Услуги будущей сети планируется предоставлять москвичам под уже известной в Санкт-Петербурге торговой маркой SkyLink.

Собственно говоря, МСС — не первая российская компания, которая организовывает сеть IMT-MC. А потому счесть ее заявление знаковым было бы трудно, если бы не интрига вокруг принадлежности акций фирмы.

Экскурс в историю

Еще пару лет назад ценные бумаги компаний, входивших в федеральную сотовую сеть СОТЕЛ, не привлекали инвесторов. В то время абоненты плавно мигрировали из сетей первого поколения в те, которые реализовали более современные стандарты, а упоминание термина CDMA в стенах Министерства связи было признаком дурного тона.

Затем ряд зарубежных телекоммуникационных вендоров (Nokia, Ericsson, Qualcomm и Lucent) предложили концепцию «реанимации» операторов NMT-450 путем развертывания в том же диапазоне частот цифровых сетей на базе радиотехнологии CDMA. В главном связном ведомстве страны, недолго думая, согласились опробовать эту концепцию в деле и разрешили компаниям МСС и «Дельта Телеком» построить опытные зоны для проверки качества, функциональности и электромагнитной совместимости (ЭМС) оборудования CDMA-450 c действующими РЭС различного назначения.

Поначалу предложенный производителями стандарт фигурировал как CDMA-450, но спустя некоторое время в России (наверное, чтобы не вводить в заблуждение общественность) его стали именовать IMT-MC-450. С технической точки зрения это название вполне отражало суть стандарта, ибо он предусматривал тот же радиоинтерфейс IMT-MC, который применялся в первых сетях третьего поколения CDMA2000 EV-DO. Кроме того, переименование оказалось политически верным решением: оно показало, что руководство Минсвязи РФ по-прежнему отвергает «классическую» технологию CDMA.

Одновременно с этими событиями в технологической сфере на российском рынке активизировалась доселе неизвестная фирма «Аккорд-Тел», которая стала целенаправленно скупать активы региональных операторов СОТЕЛ. Аналитики, разумеется, тут же заинтересовались, почему акции доселе неперспективных сотовых компаний стали предметом неожиданного спроса, и обратились к учредительским документам ЗАО «Аккорд-Тел». Они обнаружили любопытные факты, которые пролили свет в том числе и на причину смены руководством Минсвязи РФ гнева на милость в отношении технологии CDMA, действующей в диапазоне 450 МГц.

«Аккорд-Тел» — второй (после «МегаФона») сотовый холдинг, по сути подконтрольный нынешнему руководству Министерства связи. Почти 30-процентная доля этого предприятия принадлежит ЗАО «Аккорд-ТЛ», крупнейшими акционерами которого являются частные лица Леонид Рейман и Валерий Яшин. Было очевидно, что коммерческий интерес «Аккорд-Тел» к региональным операторам NMT-450 и лоббирование на высшем уровне технологии IMT-MC-450 взаимосвязаны. Соответственно, в прессе заговорили о предстоящем создании нового федерального цифрового оператора в диапазоне 450 МГц, которым должен управлять холдинг «Аккорд-Тел».

Сейчас мало кто сомневается, что федеральный оператор IMT-MC-450 появится уже в ближайшее время. «Аккорд-Тел» владеет крупными долями акционерного капитала (от контрольной до блокирующей) в 39 сотовых компаниях федеральной сети СОТЕЛ. Формально не охваченными им остались только Москва и Петербург. Но если судьба «Дельта Телеком» практически ясна (43,1% акций принадлежит ОАО «Северо-Западный Телеком», 31,9% — Russian Telecommunications Development Corporation, а 25% — зарегистрированной на Бермудах фирме Telco Overseas Limited), то в борьбе за полный контроль над МСС при нынешнем составе акционеров новому претенденту придется повозиться.

Акционерами МСС являются компании «Ростелеком», МГТС, а также уже известные нам RTDC (95% которой были выкуплены в прошлом году фирмой «РТК-Лизинг») и Telco Overseas Limited. Кроме того, в списке значатся несколько более мелких держателей акций, в том числе холдинг «Гамма Групп», считающийся сегодня стратегическим партнером «РТК-Лизинг».

Ясный взгляд в будущее

Оставим профессионалам в области ценных бумаг разбираться, кто за кем стоит. Для понимания сложности ситуации главное — то, что компания МГТС является «дочкой» московской телекоммуникационной группы «Система Телеком», которая исторически находится в оппозиции к питерским отраслевым структурам, а потому имеет неоднозначные отношения с руководством Минсвязи РФ. Учитывая, что «Ростелеком», RTDC и «Гамма Групп» представляют собой единый лагерь, нетрудно догадаться: влияние «Системы Телеком» на деятельность ОАО «МСС» сейчас весьма ограниченно. И хотя на «Связь-Экспокомм 2003» этот сотовый оператор номинально экспонировался на коллективном стенде «Системы», борьба за него столичным холдингом фактически проиграна.

С 1 мая 2003 года в должность генерального директора МСС вступил глава санкт-петербургской компании «Дельта Телеком» Виктор Устюжанин. Таково было решение общего собрания акционеров «Московской сотовой связи», принятое после ухода Юрия Хромова с занимаемой должности. Почти одновременно с этим решением (11 апреля) МСС и еще пять региональных операторов стандарта NMT-450 получили лицензию Минсвязи РФ на развертывание и эксплуатацию сети IMT-MC-450. И тогда же Министерство связи определило технологию IMT-MC-450 как еще один федеральный стандарт сотовой связи.

Таким образом, закончился период «безвременья» для МСС, которая начала строить тестовую зону IMT-MC вместе со своими питерскими коллегами, но почему-то никак не могла определиться, по какому же пути ей следует цифровизироваться. У руководства московского оператора появилась четкая стратегия дальнейшего развития, в точности повторяющая принятый «Дельта Телекомом» сценарий. Именно об этом и шла речь на пресс-конференции, проведенной Виктором Устюжаниным во время выставки «Связь-Экспокомм».

Новый генеральный директор МСС особо отметил, что «единоначалие» в двух операторских компаниях будет способствовать скорейшему обмену техническим и коммерческим опытом в период развертывания сети IMT-MC в Москве. Многое из того, что сделано в Питере для успешного продвижения коммерческих услуг Sky Link, включая саму торговую марку, будет перенесено на московскую почву.

«Для потребителей наиболее комфортной является ситуация, когда за определенную фиксированную плату они покупают голосовые услуги без ограничения, а передача данных тарифицируется на основе объема переданной или принятой информации», — заявил Устюжанин. На этих принципах, добавил он, и базируется маркетинговая политика «Дельта Телекома». Однако ценовая политика в отношении «московских» услуг Sky Link еще находится в стадии проработки, поскольку разница в платежеспособности жителей обеих столиц весьма заметна.

Заместитель гендиректора МСС Кирилл Баров считает, что темпы роста абонентской базы Sky Link в Москве окажутся по крайней мере не меньшими, чем в Санкт-Петербурге. Поводом для оптимистичных прогнозов может стать растущая не по дням, а по часам популярность сервиса GPRS, предлагаемого действующими операторами сетей GSM, при том что скорость передачи данных по радиоканалу у них не превышает 40 Кбит/с. Технология IMT-MC с одной несущей, реализованная в сети «Дельта Телеком» и планируемая для использования в сети МСС, позволяет довести пиковую производительность передачи данных до 153 Кбит/с. При переходе на последующие версии систем IMT-MC (EV-DO и EV-DV) этот потолок поднимется до 2,4 и 5,2 Мбит/с соответственно.

Другим привлекательным моментом для будущих абонентов службы Sky Link станет широта спектра услуг, который ни в чем не будет уступать присущему современным сетям GSM 2+. Помимо скоростного доступа к Internet, в сети IMT-MC будут доступны сервисы, основанные на определении месторасположения абонента (Local Based Services), многоадресная рассылка сообщений и конференц-связь на базе технологии push-to-talk. Все это многообразие специалисты МСС и «Дельты» связывают с поддержкой открытой платформы Brew (разработка компании Qualcomm) многими независимыми производителями абонентских устройств. В их числе — китайские фирмы Huawei и ZTE, которые привезли на выставку прототипы Brew-совместимых телефонных аппаратов.

Кому достанется рынок?

Кстати, несколько слов еще об одной интриге, которая сопутствует цифровизации сетей NMT-450 в нашей стране. Речь идет о борьбе производителей базового сетевого оборудования за российский рынок цифровой мобильной связи в диапазоне 450 МГц. Конечно, в период расцвета мировой телекоммуникационной индустрии ее признанные гиганты, такие как Lucent или Nortel, вряд ли обратили бы внимание на столь узкий и специфичный рынок сбыта, аналог которому найдется разве что в Румынии. Но сейчас — другие времена и правила.

Наш журнал неоднократно рассказывал о полемике, разгоревшейся между китайскими и американскими производителями базовых станций и мобильных коммутаторов для сетей CDMA-450. Восточный сосед России пытался завоевать расположение заказчиков меньшими отпускными ценами при сопоставимом качестве оборудования. Министерство связи РФ даже рекомендовало операторам МСС и «Дельта Телеком» организовать отдельные тестовые зоны IMT-MC под решения Huawei и ZTE. Однако когда «Дельта» выбрала для развертывания коммерческой сети оборудование Lucent, чаша весов явно склонилась в пользу более известных и уважаемых брэндов.

После того как МСС и «Дельта Телеком» оказались под единым управлением, выбор конкретного поставщика инфраструктурных решений для московской сети был фактически предрешен. При этом официальные комментарии представителей МСС кажутся вполне аргументированными: «Мы рассмотрели коммерческие предложения всех компаний, включая Lucent, Nortel, Huawei и ZTE, и оценили совокупность технических и коммерческих параметров, таких как начальная стоимость решения, возможность дооснащения оборудования, стоимость обслуживания и поддержки, результаты испытаний в тестовых зонах. На основе анализа этих материалов руководство МСС приняло решение о подготовке документов для заключения контракта на поставку с компанией Lucent».

Но хотя победа Lucent на втором круге состязаний за рынок IMT-MC-450 и была предсказуемой, существуют еще 39 сотовых компаний в регионах, которым предстоит перейти на цифровой стандарт. Пусть каждая из них представляет собой не такой лакомый кусок, как МСС (стоимость проекта строительства сети оценивается в несколько десятков миллионов долларов), отступиться от них ни один из поставщиков не хочет.

Lucent имеет серьезные шансы продолжить победоносное шествие по российским городам и весям, если «Аккорд-Тел» решит организационные вопросы объединения подконтрольных ему компаний в единую структуру до того, как руководство последних получит необходимые лицензии и заключит контракты на поставку оборудования. Возможно, этот процесс пойдет легче, чем в Москве, где на той же самой пресс-конференции вице-президент «Системы Телеком» Владимир Васин заявил, что его холдинг не намерен рекомендовать МГТС продавать свой миноритарный пакет в МСС.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями