Корпоративные порталы — популярная идеология разработки Web-интерфейсов для корпоративных приложений, которая обеспечивает единообразный доступ к программам и данным через локальные и глобальные сети. В качестве терминала используется любое устройство с Web-браузером, находящееся внутри корпоративной сети либо далеко за ее пределами. Порталы позволяют организовывать дополнительные сервисы, основанные на доступе к нескольким приложениям с одной Web-странички. Пользователь может и не знать, с какими приложениями он работает, где хранятся предоставляемые ему данные и с помощью какой операционной системы они обрабатываются. Не исключено, что именно поэтому корпоративные порталы привлекают к себе все больше внимания. Практически все производители ПО, от Microsoft до Oracle, объявили о выпуске собственных тиражируемых версий корпоративных порталов. Microsoft и содружество независимых Java-разработчиков создали даже собственные концепции Web-сервисов, которыми фактически определяются протоколы взаимодействия порталов с внешним миром. В обеих концепциях для передачи данных используется примерно один и тот же формат — SOAP, чья поддержка обеспечивает взаимодействие портала не только с браузером, но и с любым другим приложением. Хотя такие технологии еще не очень распространены, уже сейчас понятно, в каком направлении будет развиваться указанное ПО.

Продукты, которые сейчас называют корпоративными порталами, можно разделить на четыре класса: порталы для групповой деятельности, информационные Web-сайты с возможностью доступа к внутренним приложениям компании, интеграционные порталы на основе серверов приложений и Web-системы для работы с информационными потоками на базе технологии text mining.

Информационные порталы

Эта группа продуктов выросла из программ, предназначенных для быстрой разработки Web-сайтов, в которых появились средства интеграции с корпоративными приложениями. Эти порталы используются для предоставления внешнему посетителю информации о компании, причем актуальные сведения поступают напрямую из корпоративных приложений. Круг и функциональные возможности доступных приложений сильно ограничены, поскольку такие сервисы предназначены в основном для внешних пользователей.

Большинство продуктов быстрой разработки Web-сайтов базировались на технологии Active Server Pages (ASP). При переходе на ASP.NET они автоматически превращаются в корпоративные порталы, поскольку данная технология обеспечивает поддержку формата XML и SOAP, упрощающего интеграцию сайта с любыми внешними приложениями Windows. Достоинство этой технологии — возможность быстрой разработки сайтов, но у соответствующих продуктов есть определенные ограничения при создании крупных информационных порталов. Примерами таких порталов являются Saitistika Software, разработанный ярославской компанией Individ, и DynaSite петербургской фирмы Reksoft.

Информационные порталы обычно поддерживаются отделами маркетинга компаний или даже внешними PR-агентствами. Именно такие порталы становятся «визитными карточками», по которым потенциальные клиенты судят о работе тех или иных фирм, поэтому подобные сайты должны быть динамичными и отображать актуальные сведения. Для оживления Web-сайтов, реализованных с помощью инструментария информационных порталов, разработчикам приходится создавать определенные интеллектуальные приложения, например справочные системы или Internet-калькуляторы, которые также требуют интеграции с корпоративными приложениями.

Групповые порталы

Порталы для групповой работы характерны тем, что ими пользуется очень ограниченный круг служащих, которые активно работают с документами, электронной почтой и базами данных. Таких приложений на предприятии может быть несколько и предназначены они исключительно для сотрудников компании. Располагаются эти порталы внутри корпоративной сети, поэтому доступ к ним из внешних сетей нужно строго контролировать. Порталы такого типа, по сути, являются наборами базового инструментария, обеспечивающего работу с документами, на основе которых пользователи строят свои приложения.

Групповые порталы, как правило, представляют собой модернизированные серверы почтовых приложений. Средства интеграции с корпоративными приложениями в них присутствовали изначально, добавился только Web-интерфейс, причем зачастую несколько ограниченный по функциональным возможностям. Среди привлекательных свойств платформы для групповой работы — тесная интеграция с офисными приложениями. Однако такая платформа очень требовательна к ресурсам, а потому рассчитана на ограниченное количество пользователей. К групповым порталам относятся Lotus Domino от IBM и продукты серии SharePoint от Microsoft.

В основном групповые порталы используют для проведения сетевых совещаний и для управления документооборотом через Web. Как правило, эти продукты являются лишь базовой платформой для создания различных систем работы с документами. Вместе с продуктом поставляется ограниченный набор законченных приложений, а сложные специализированные системы нужно покупать дополнительно. Например, в состав Lotus Domuno входит небольшой набор баз данных, а для построения полноценной системы документооборота придется приобрести Domino.DOC.

Интеграционный портал

Интеграционный портал — это сервер приложений, дополненный модулями взаимодействия с максимально возможным количеством приложений и снабженный средствами компоновки Web-интерфейсов. Такие порталы позволяют не только предоставлять доступ извне к корпоративным приложениям, но и надстраивать уникальные сервисы, обеспечивающие функционирование как единого целого элементов из нескольких приложений. Эти продукты рассчитаны на работу в распределенной среде, которая способна обрабатывать множество запросов как от внешних, так и от внутренних пользователей.

Порталы, предназначенные для интеграции приложений, строятся по модульному принципу, поэтому для внедрения нового приложения достаточно разработать соответствующий модуль. Существуют две наиболее известные технологии построения таких модульных порталов (J2EE и .NET) и немало серверов приложений, которые реализуют данные спецификации. В качестве примеров можно назвать серию программных продуктов Oracle Portal Server компании Vignette, Oracle Portal Server и портал, разработанный фирмой «Город-Инфо».

Интеграционные порталы — достаточно дорогие и сложные решения, поэтому предназначены они в основном для крупных компаний, у которых уже есть несколько разрозненных информационных систем, претендующих на интеграцию. Такими порталами может воспользоваться и фирма с разветвленной сетью филиалов, которые требуется интегрировать в единую информационную систему, подключив к Internet. Еще одной областью применения интеграционных порталов является электронная коммерция, требующая тесного взаимодействия с информационными системами партнеров, что удобно осуществлять с помощью Web-технологии.

Портал знаний

Недавно начали появляться корпоративные порталы, которые интегрируют не приложения, а информационные потоки. Для них корпоративные приложения являются лишь источниками информации, которые портал может автоматически категоризировать и распределять по кластерам, обеспечивая нечеткий поиск схожих документов и генерацию их краткого содержания. Оказалось, что зарождающаяся технология text mining (дословно — «раскопки текстов») может успешно использоваться для эффективной работы с корпоративными приложениями через Web-интерфейс, а также поиска важной, но рассредоточенной информации.

Порталы знаний уходят своими корнями к концепции интеллектуальных поисковых машин. Они базируются на математическом аппарате нечетких множеств или нейронных сетей. Теоретические изыскания в обеих областях велись давно, а сейчас они обретают форму коммерческих продуктов, примерами которых являются решения компании Autonomy и разработки российской фирмы «НейрОК».

Порталы знаний, как и интеграционные порталы, достаточно дороги (примерно 100 тыс. долл.), поэтому окупиться они могут только в том случае, если своевременное предоставление информации позволяет фирме зарабатывать значительные средства. В основном это справедливо для информационных агентств, инвестиционных компаний и центров анализа финансовой информации, а также для маркетинговых отделов крупных корпораций. Портал знаний обеспечивает правильную оценку состояния дел на рынке и в самой компании. Впрочем, не возбраняется применять портал знаний и для иных целей, например для поиска и сравнения специальных ценовых предложений поставщиков или для организации интеллектуальной технической поддержки пользователей.

Какой портал выбрать?

По своим функциональным возможностям представители каждого из названных классов решений почти не пересекаются с другими. Иными словами, информационный портал с трудом можно использовать для организации групповой работы или интеграции с приложениями.

Информационные и групповые порталы являются относительно дешевыми (всего несколько десятков тысяч долларов) и, как правило, «самодостаточными». Впрочем, они предназначаются для конкретных групп пользователей: информационный — для внешних, а групповой — для внутренних потребителей.

Интеграционные порталы и Web-системы знаний стоят на порядок дороже (начиная от сотни тысяч долларов) и очень хорошо дополняют друг друга. Они могут предоставлять информацию пользователям всех категорий (как внешним, так и внутренним), но их функциональные возможности сильно зависят от того, какие приложения уже имеются на предприятии. Сами порталы не производят информации — они лишь транслируют данные, полученные из Internet или из внутренних приложений.

Многие производители программного обеспечения заявляют о разработке ими тиражируемых корпоративных порталов, однако эти продукты, как правило, являются либо информационными, либо групповыми порталами. Кроме того, порталы не разрабатываются «с нуля» — это «надстройка» над серверами приложений, адаптированными для Web-применения, — поэтому подчас они имеют самые неожиданные «родимые пятна». Например, Vignette признает, что имеет определенные проблемы с поиском, тем более заданным в русской кодировке. Для решения этой проблемы предлагается использовать сторонние разработки, например поисковую технологию Autonomy.

Все порталы могут найти достойное применение в единой корпоративной информационной среде. Начинать построение такой среды логично с внедрения информационного портала для внешних контактов и одного или нескольких Web-серверов для групповой работы. В дальнейшем, когда пользователи привыкнут к работе с Web-интерфейсом как основным рабочим инструментом и появится достаточное количество внутренних приложений, можно будет подумать и об установке интеграционного портала или портала знаний. Выбор между интеграционным порталом и Web-системой управления знаниями определяется тем, какой набор дополнительных модулей поставляется с конкретным продуктом.

В общем же технология корпоративных порталов является основным направлением развития и консолидации информационных систем предприятий. Причем сейчас появляются порталы, которые обрабатывают не только текстовую, но и мультимедийную информацию, что подтверждает тезис об универсальности идеологии корпоративного портала. Индустрия разработки порталов развивается достаточно быстро, поэтому не исключено, что уже скоро границы между группами станут размываться или же появятся новые группы и компоненты порталов.