Скоро начнутся новогодние празднества, которые для многих являются самыми любимыми. И одной из весомых причин всенародной любви является их продолжительность, ведь в этот период мы ухитряемся отмечать все подряд — от католического Рождества до понятного только русскому человеку «старого Нового года». Особенно стойкие и педантичные начинают с Хануки и заканчивают Новым годом по восточному календарю. Прелестная пора — как говорится, был бы повод!..

В число новогодних традиций входит не только обильный стол, но и поздравительные звонки друзьям и родственникам, живущим в различных городах страны, а теперь все больше и в других государствах. Несмотря на любовь наших сограждан к эпистолярному жанру (которая находит свое отражение и на ресурсах Рунета), иногда только диалог по телефону позволяет передать всю полноту обуревающих нас чувств.

К сожалению, междугородная и международная связь всегда стоила довольно дорого, что не располагало к продолжительным задушевным беседам. Однако за последние пару лет появилось множество компаний, предоставляющих услуги дальней связи. Конкурируя между собой, они вынуждены снижать стоимость минуты разговора и предлагать дополнительные услуги.

Самым распространенным и востребованным сервисом стала поддержка звонков с использованием предоплаченных карточек. Всем известны их многочисленные достоинства, взять хотя бы «непривязанность» к коду выхода на междугородную связь — пресловутой «восьмерке». Вспомните, сколько скандалов было связано с «подсадками» мошенников на телефонные линии ничего не подозревающих старушек и с получением хозяевами сдаваемой в аренду квартиры астрономических счетов за переговоры! Карточкам, конечно, тоже присущи недостатки: например, для их использования требуется телефонный аппарат, способный переключаться в тональный режим, а абонентам приходится быть очень внимательными при наборе длинной последовательности цифр. Но все же такие карточки стали обыденным явлением нашей жизни, и большинство новогодних телефонных поздравлений будет оплачено именно с их помощью.

Сейчас на рынке дальней связи работает много операторов, выпускающих предоплаченные карты, причем в рекламных агитках каждого из них непременно расписываются удобства и выгоды применения именно таких карточек. По поводу удобств все достаточно очевидно, а качество услуг у конкурирующих фирм на практике различается весьма несущественно. Интересно другое: как обстоят дела со стоимостью сервисов?

Мы решили сравнить тарифы ведущих московских операторов, выпускающих предоплаченные карточки. Данные были получены с официальных сайтов этих компаний, поэтому ответственности за их актуальность мы не несем: всем хорошо известно, что информация на Web-сайтах далеко не всегда обновляется своевременно.

Итак, территория России разделена на шесть тарифных зон — в зависимости от расстояния до Москвы. В сводную таблицу были включены направления на Санкт-Петербург (находится в третьей зоне), Екатеринбург (четвертая зона) и Владивосток (шестая зона). Выбор этих городов не случаен, поскольку, по оценкам столичных операторов, на них приходится наибольший объем трафика. К тому же они находятся в разных концах страны (и на разных направлениях), что позволяет получить некое общее представление о стоимости междугородных звонков.

Кроме России в наш обзор попали все бывшие республики Советского Союза, причем ряд стран был сгруппирован по территориальному признаку. Такой же подход используют большинство операторов, формируя тарифные планы на звонки в ближнее зарубежье. В тех случаях, когда расценки на звонки в разные страны, входящие в одну группу, различались, мы заносили в таблицу максимальные показатели. Пусть для наших читателей меньший, чем в таблице, тариф станет новогодним сюрпризом!

Из стран дальнего зарубежья были выбраны Германия и США. В них проживает немало наших бывших соотечественников, а стоимость телефонной связи с этими странами позволяет охарактеризовать уровень расценок на переговоры с большинством стран Европы и Северной Америки.

На Web-сайтах ряда операторов тарифы даются в рублевом выражении, но некоторые используют «условные единицы» (под которыми, как известно даже первоклашке, подразумеваются доллары США). Для удобства и наглядности сравнения мы привели все цены к рублевому эквиваленту, зафиксировав курс доллара на актуальной в момент написания статьи отметке 30,1 руб. По общепринятой практике все цены округлены до десятков копеек. Определенную проблему вызвал учет налогов, поскольку некоторые операторы не включают их в свою тарифную сетку, а кое-кто «забывает» об этом предупреждать. В таблице все расценки приведены с учетом 20% НДС и 5% НП. Тем счастливчикам, которые подзабыли значения этих аббревиатур, напоминаем: НДС — это налог на добавленную стоимость, а НП — налог с продаж, который удерживается с предприятия при получении выручки в виде наличных денег.

Если мы обнаруживали, что оператор дифференцирует тарифы в зависимости от времени суток, мы брали самый дорогой, то есть «дневной». Точкой отсчета стали стандартные тарифы компании ММТ (Междугородный и международный телефон), которой принадлежат московские таксофоны в общественных переговорных пунктах. Впрочем, ММТ начала предоставление услуг связи и на карточной платформе.

В результате несложных арифметических операций мы получили весьма пеструю картину стоимости звонков из Москвы: порой тарифы (при прочих равных «составляющих») различаются более чем в два раза. Не стоит забывать, что связь чаще всего обеспечивается с помощью IP-телефонии, хотя телефонные операторы этого не афишируют. Здесь тоже скрываются свои подводные камни, ибо в таких случаях качество связи порой бывает незавидным. Любопытно, что применение более дешевой транспортной IP-сети не приводит к снижению стоимости телефонного звонка.