По мере того как мобильные телефоны завоевывают все большую популярность, растет статистика различных отказов, возникающих при их эксплуатации. При этом речь идет не столько о неграмотном их использовании владельцами, сколько о дефектах, допущенных по вине производителей телефонов или операторов связи. Наиболее ярко проявляется эта закономерность на японском рынке телекоммуникаций.

Хотя ежемесячные объемы продаж мобильных телефонов исчисляются там сотнями тысяч, не менее внушительно выглядит и количество возвратов устройств по причине обнаружения тех или иных дефектов и последовавших за ними сбоев.

Так, по данным журнала Nikkei Communications, за период с июля прошлого по июль нынешнего года японскими операторами связи были «отозваны» (то есть сняты с продажи и возвращены производителям) свыше 2,5 млн. мобильных телефонов. Проблем с отказами в работе не избежал практически ни один производитель, будь то местные авторитеты (Matsushita, NEC, Sony) или же европейские поставщики (Ericsson, Nokia и др.). Пожалуй, больше всего не повезло Sony — корпорации за указанный период вернули более 1 млн. устройств.

Специалисты называют три наиболее распространенные причины отказов. Во-первых, это дефекты, «заложенные» еще в процессе производства мобильных телефонов. Так, например, из-за ошибок в технологическом процессе, допущенных одним из субподрядчиков Sony, в устройства попадала примесь, которая вызывала короткое замыкание зарядной цепи аккумуляторных батарей. В результате происходил перегрев батарей, заканчивавшийся прожиганием задней крышки корпуса телефона.

Тем не менее, по той же статистике, подобный вид дефектов относится к числу наименее распространенных. Более часто отказы в работе мобильных телефонов возникают из-за несоответствия между протоколами (спецификациями сигналов), используемыми в сетях мобильной связи, и аппаратами, предназначенными для работы с конкретным оператором.

Весной и летом нынешнего года были выявлены ошибки, связанные с «нестыковкой» уже использовавшихся к тому времени мобильных телефонов с базовыми станциями нового стандарта cdmaOne 1x, обеспечивающего передачу данных со скоростью 144 Кбит/с. При этом предполагалось, что телефонные аппараты, рассчитанные на работу в прежнем стандарте cdmaOne, предложенном компанией Qualcomm, будут «игнорировать» расширение протокола и функционировать в обычном режиме.

Но одна из моделей телефонов Sony воспринимала новые спецификации cdmaOne 1x как ошибочные. Анализ причин сбоя показал, что компания Sony использовала микросхему собственной разработки, которая не полностью соответствовала программным спецификациям нового стандарта. Аналогичная проблема возникала и с мобильными телефонами фирмы Nokia, которая также использовала собственный чип. В тех же телефонах, где применена оригинальная микросхема Qualcomm, подобных сбоев не наблюдалось.

Между тем наиболее частыми оказываются сбои телефонов, вызванные неправильным функционированием программного обеспечения. Причем речь может идти как об отказах, вызванных ошибками в программах, предустановленных в телефоне его производителем, так и о некорректном ПО, загружаемом уже в процессе эксплуатации аппарата.

По данным газеты Nihon Keizai Shimbun, программные ошибки заставили одного из ведущих японских операторов — компанию NTT DoCoMo — только в нынешнем году отозвать в общей сложности 730 тыс. мобильных телефонов, а кроме того, шесть раз приостанавливать продажу аппаратов.

Приведу два примера. Первый из них касается аппаратов производства Matsushita Communication Industrial. Когда пользователь подобного телефона пытался загрузить с Web-сайта сжатое изображение, аппарату не хватало мощности питания, и он отключался. При повторном включении аппарата обнаруживалась утеря информации, в частности, исчезало содержимое справочника телефонных номеров.

Другой пример связан с мобильными телефонами NEC, и «симптомы» программной ошибки здесь очень похожи на предыдущий случай. На этот раз при попытке пользователя получить доступ к определенным Web-сайтам аппарат «зависал» и стирал хранившуюся в нем информацию, например, сообщения электронной почты или историю входящих и исходящих звонков.

Естественно, что производители мобильных телефонов, замеченных в нестабильной работе, вынуждены нести большую часть бремени расходов. Компания Sony, к примеру, уже потеряла в нынешнем году примерно 101 млн долл., а Matsushita — более 31 млн долл. Безусловно, подобные непредвиденные расходы ставят под вопрос считавшуюся прежде чрезвычайно высокой прибыльность бизнеса в области производства мобильных телефонов.


А что в России?

Японские специалисты считают, что причины большого числа отказов телефонов связаны с быстрым прогрессом в области мобильной связи. Устанавливаемое на мобильный телефон ПО нуждается в постоянном обновлении и усложнении, из-за чего увеличивается вероятность сбоев. Помимо этого ужесточаются временные рамки вывода новых изделий на рынок, а это значит — сокращаются сроки разработки и тестирования программных приложений.

Но Япония, как известно, от нас ушла далеко вперед. Как же обстоят дела с отказами телефонов в России? Несколько вопросов на эту тему мы адресовали специалистам ряда сервисных служб.

Первой откликнулась компания «Марвел» (с 1997 года она открыла первый в России авторизованный сервисный центр Ericsson). К сожалению, ответы Алексея Глушкова, руководителя сервисного центра «Марвел» в Санкт-Петербурге, оказались весьма лаконичными.

По его словам, производители телефонов запрещают огласку информации о причинах и частоте отказов. Сам сервисный центр подробной статистики не ведет и анализом не занимается, считая это привилегией производителя.

Тем не менее практика работы центра показывает, что соотношение программных и аппаратных причин сбоев находится на уровне 50:50, причем случаи выхода из строя телефона из-за предустановленного производителем программного обеспечения бывают, но их «не так много».

Что касается использования различных программных приложений, то они востребованы главным образом «продвинутыми» пользователями. Как заметил Глушков, их «пока немного, но число явно растет».

Один из вопросов, адресованных сервисным службам, касался тестирования мобильных телефонов перед тем, как начинается их массовая продажа. По мнению Глушкова, тестирование — это тоже задача производителя. «Наш сервисный центр обслуживает только серийные изделия», — пояснил он.

В одном из следующих выпусков «Сетей» мы продолжим исследование о причинах сбоев мобильных устройств. Надеемся, что к тому времени другие сервисные центры также откликнутся на наше предложение и предоставят информацию, интересующую читателей.