Одним из проявлений традиционного осеннего подъема стало усиление активности консалтинговых компаний, работающих с предприятиями телекоммуникационной отрасли. В октябре агентство «Коминфо Консалтинг» провело в рамках выставки «ИнфоКом» семинар «Практический консалтинг на рынке телекоммуникаций», а PricewaterhouseCoopers совместно с «Алгоритм Груп» организовали конференцию «Управление-Телеком». Первое мероприятие фактически было посвящено новому аналитическому исследованию рынка, а второе — проблемам использования информационных технологий в бизнесе операторов связи.

Точка сопряжения интересов трех сторон (операторов связи, ИТ-компаний и консультантов) вполне очевидна. Редкий ИТ-проект обходится без участия консультанта, а необходимость применения операторами информационных технологий обусловлена самой логикой бизнеса. Деятельность «телекомов» на 80-90% детерминируема; они изначально обладают собственной сетевой инфраструктурой, что снижает потребность в инвестициях и позволяет рассчитывать на скорую окупаемость ИТ-проектов. Кроме того, по оценке «Коминфо Консалтинг«, ИТ-рынок (под которым подразумевается рынок компьютерного и сетевого оборудования, ПО и консалтинга) по своему масштабу сопоставим с телекоммуникационным. В прошлом году его объем составил 2,5 млрд долл., и ожидается, что за 2001 год он подрастет примерно на 20%.

Как ни парадоксально, но, по утверждению директора по развитию бизнеса компании «Весть-МетаТехнология» Александра Громова, внедрение проектов функциональной автоматизации привело к снижению общей эффективности европейских предприятий на 7,5%, а российских — на 18,7%, породив уничижительное слово «асунизация». Опрос менеджеров телекоммуникационных фирм, проведенный Consalting Group в 2001 году, показал: 80% предприятий не получили ожидаемого результата от реализованных ИТ-проектов, а фокус их интересов сместился от автоматизации производства к повышению финансовой прозрачности компании.

Посоветуйте мне что-нибудь

По мнению директора «Коминфо Консалтинг» Александра Савчука, избыточность рынка стратегического консалтинга негативно сказывается на отношении к консультантам. Действительно, при попытке воспользоваться многотомными результатами исследований клиент остается со своими проблемами один на один. Видимо, эта точка зрения недалека от истины, поскольку слушатели конференции «Управление-Телеком» выражали желание если уж не получить готовые рецепты, то хотя бы найти образцы для подражания. Однако доклады были слишком концептуальными: в кулуарах сетовали на то, что «даже не о чем поспорить». Как говорили участники, приехавшие из разных концов СНГ, нужны управленческие рекомендации и примеры — так называемые истории успеха».

«Когда речь идет об информационной системе, меня интересует, сколько она стоит, где внедрена, что было на предприятии до ее внедрения и что стало после», — заявил Леонид Быков, руководитель компании «Инфотекс», занимающейся строительством систем связи общего пользования и защищенных корпоративных сетей. Одна из основных задач директора информационной службы — убедить руководство компании выделить деньги на реализацию проекта. Зачастую этому способствует возможность увидеть «в деле» успешно функционирующую систему.

Что касается «историй успеха», этой теме было посвящено лишь небольшое сообщение представителя компании «Тулателеком». В ней уже семь лет используется комплексная методика организации бизнес-структуры и информационной системы управления бизнес-процессами оператора. Ядром информационной инфраструктуры является вычислительный центр, оснащенный серверными кластерами, дисковыми подсистемами, ленточными библиотеками и промышленными принтерами для печати счетов. В рамках модели Telecom Management Network (TMN) над физической инфраструктурой сети оператора были последовательно надстроены системы повременного учета соединений, расчета за услуги связи и выставления счетов, технической эксплуатации, управления финансами и кадрами и т. д. Проект «Тулателекома» стал одним из первых в стране региональных внедрений системы TMN. Затраты на него было решено окупить за счет дополнительных услуг мультисервисной сети, возникшей в результате интеграции технологий традиционной телефонии и передачи данных.

Заинтересовал аудиторию и доклад, посвященный методам борьбы с несанкционированными подключениями (так называемым «фродом» — от англ. fraud). Операторы признают, что потери от «фрода» составляют 5—10% выручки. Самообучающаяся Fraud Management System, разработанная Compaq на основе профилей клиента, позволяет повысить реальные доходы оператора связи приблизительно на 8%. Стоимость лицензии, рассчитанной на обслуживание 100 тыс. абонентов, составляет примерно 600 тыс. долл., а срок окупаемости — шесть месяцев.

Внушительную часть программы на «Управлении-Телеком» составили выступления, посвященные CRM-технологиям, но доклады были, как близнецы, похожи друг на друга. Главный тезис: количество абонентов мобильной связи за последний год удвоилось, но при этом ослабла их лояльность к конкретному оператору. Кроме того, доходы операторов растут медленнее, чем число клиентов (доходность с одного абонента, или ARPU, постоянно снижается); отсюда — повышенное внимание к сегментации абонентской базы и к технологиям построения взаимоотношений с клиентами. Как сообщила представитель PricewaterhouseCoopers Александра Иванова, по зарубежным оценкам один личный контакт с клиентом обходится компании приблизительно в 350 долл., тогда как взаимодействие через операторский центр оценивается в 50 долл., по электронной почте — не более чем в 10 долл., а посредством Web-сервисов — менее чем в 5 долл. Абсолютные показатели по России ниже, но слушатели согласились, что соотношение затрат справедливо и для отечественных предприятий связи.

Рынок: статистика 2000 года

Помимо содействия в «добывании» региональной информации, являющейся основой для формирования бизнес-планов телекоммуникационных операторов, услуги консалтинговых агентств полезны еще и тем, что дают возможность осмыслить глобальные тенденции и перспективы развития отрасли.

Директор информационно-аналитического направления «Коминфо Консалтинга» Надежда Смольская отметила, что, несмотря на высокие темпы роста, ни объем рынка, ни размеры инвестиций в телекоммуникации пока не достигли уровня 1997 года. Доход всех организаций, предоставляющих информационные услуги, а также обеспечивающих сервисы почтовой и электросвязи, составил в 2000 году 166,6 млрд руб. (по данным Министерства по связи и информатизации, значение этого показателя составляет 140,7 млрд руб.). Самый существенный вклад в формирование таких доходов вносит мобильная связь — 34%.

Крупнейшим участником российского рынка остается холдинг «Связьинвест», предприятиям которого принадлежит 28,8 млн телефонных номеров (совокупный доход в размере 2,1 млрд долл.). Вместе с тем сообщение о планируемой реструктуризации «Связьинвеста» у многих участников «Управления-Телеком» произвело странное впечатление. «Реструктуризация» представляет собой лишь укрупнение 89 входящих в холдинг компаний для придания ему нормальной управляемости. Изменения внутренней финансово-экономической политики сводятся к переходу от «котлового» принципа расчета себестоимости к раздельному учету затрат по видам услуг и включению в формирование тарифов амортизационной составляющей. Самым прогрессивным новшеством станет «миграция» к финансовому учету по международным стандартам. Ни о системах управления качеством, ни о внедрении CRM-технологий даже речь не шла, хотя к разработке стратегии маркетинга и методики бюджетирования привлечены такие «зубры» консалтинга, как Andersen, McKinsey и Boston Consulting Group.

Очевидно, цель повышения прозрачности финансовых потоков и снижения управленческих затрат будет рано или поздно достигнута. Но если на этом все и завершится, то после реструктуризации «Связьинвест» окажется, как выразились представители «Казахтелекома», «даже не во вчерашнем, а в позавчерашнем дне». И тогда компания, контролировавшая в 1995 году 100% российского рынка услуг связи, а в 2001-м — уже менее 50%, станет просто одной из многих. Впрочем, непонятно, так ли уж это плохо для абонентов?

Альтернативные операторы получили в 2000 году 3,5 млрд долл. (или 59,6% всех доходов) благодаря доминированию в наиболее прибыльных сегментах. На рынке мобильной связи их доля составляет 99%, а в секторе телематических услуг — 72%. В последнем лидируют «Комстар», «Совинтел», «Глобал Один», «Комбеллга», «Телмос» и «МТУ-Информ».

По мнению Бориса Ластовича, статс-секретаря «Центр-Телекома», в местной фиксированной связи нет конкуренции между традиционными и альтернативными операторами. Во-первых, у потребителя чаще всего отсутствует возможность выбора, а во-вторых, государственное регулирование тарифов не позволяет выйти даже на уровень окупаемости этой услуги. Развивающаяся IP-телефония пока не является серьезным соперником фиксированной связи. Ее ежемесячный трафик, составляющий 90 млн мин. (всего 1% исходящего трафика дальней связи), приносит операторам только 30 млн долл. дохода. Тем не менее традиционные операторы, для которых дальняя связь — главный источник прибыли, пристально следят за динамикой роста IP-телефонии.

Объем отечественных инвестиций в развитие телекоммуникационной инфраструктуры составил в прошлом году 835 млн долл., а иностранных — 927 млн долл. Из них 40% пришлось на прямые инвестиции. Основными объектами вложений являются междугородные, городские и сельские телефонные станции. Ведомственные операторы завершают ряд крупных проектов по созданию магистральных сетей. Так, компания «Транстелеком» проложила 35 тыс. км, РАО «ЕЭС» — 5 тыс. км, а РАО «Газпром» — 2 тыс. км оптоволоконных линий связи. Все это позволяет утверждать, что ведомственные операторы с их разветвленной сетевой инфраструктурой и 3,5 млн телефонных номеров могут конкурировать с «Ростелекомом» в области транзитного трафика.

Что дальше?

В 2002 году инвестиционный климат в связной отрасли может стать еще менее благоприятным. Ожидаются очередные законодательные нововведения, якобы призванные облегчить жизнь российским предприятиям, но на практике ее только осложняющие. Как указала директор компании «Цефей» Марина Хохлова, теперь предприятиям, пользовавшимся 50-процентной льготой при закупке телекоммуникационного оборудования, придется платить 24% налога на прибыль вместо 17,5%. При введении бухгалтерского учета «по отгрузке» станет обязательной и уплата налогов по той же схеме, что ударит по финансовым возможностям операторов, оказывающих услуги связи авансом. Изменение порядка расчета резервов по безнадежным и сомнительным долгам в зависимости от сроков задолженности, появление нового «нелинейного» метода исчисления амортизации и серьезные разночтения между Минфином и Министерством по налогам и сборам в плане определения доходов и расходов — все это сулит новые проблемы.

Но свет в конце туннеля все же есть: финансовый директор фирмы «Крок» Наталья Грибанова предложила руководителям «телекомов» две схемы сотрудничества с целью оптимизации налоговых платежей при покупке оборудования. Вариант использования услуг внешней лизинговой компании дает возможность арендовать сетевое оборудование Cisco, серверы Compaq и телефонные станции Avaya (до 500 портов) при заказе на сумму свыше 100 тыс. долл. В этом случае лизинговый договор предусматривает авансовый платеж в размере 25-40% суммы контракта, а также уплату процентов за кредит (до 24% годовых в российском банке или до 16% — в иностранном). Другая модель рассчитана на покупателей, не нуждающихся в кредитовании. Для них «Крок» может стать формальным лизингодателем, а размер аванса в данном случае будет достаточным для закупки техники (до 100% ее стоимости). В отличие от обычной покупки оборудования, обе схемы позволяют компаниям снижать налогооблагаемую базу, списывая на затраты платежи по лизингу, и отсрочить выплату налога на имущество в течение срока действия лизингового договора (около трех лет).