Сегодняшние информационные отношения приобрели интернациональный характер. Совместимость и связность инфраструктуры информационного пространства определяют технические стандарты. От того, каким образом формируются ключевые стандарты, обеспечивающие передачу данных, зависит существование всего информационного пространства. В этом контексте представляется целесообразным рассмотреть вопрос о правовом статусе и юридической силе глобальных технических стандартов.

Чтобы определить юридический статус международного стандарта, прежде всего необходимо обратить внимание на статус органа, утвердившего данный стандарт. Ими могут быть, во-первых, международные (межгосударственные) организации. Во-вторых — неправительственные организации, деятельность которых носит международный характер. И наконец, значительную роль в формировании стандартов играют частные коммерческие структуры, особенно транснациональные корпорации.

Объединение усилий государств в создании общей информационной инфраструктуры наиболее важно в обеспечении совместимости национальных стандартов технических средств передачи информации. Для этого был создан целый ряд международных организаций, в частности Международная организация стандартизации (International Organization for Standardization ISO, www.iso.org), Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union ITU, www.itu.int), Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission IEC, www.iec.ch) и другие.

Попробуем показать на примере ITU правовой статус различных стандартов, издаваемых межгосударственными организациями. Рекомендации ITU являются технической основой глобального информационного пространства, поскольку они охватывают все виды гражданской связи — от телеграфа до Internet.

Для государств — членов ITU обязательными признаются Устав и Конвенция МСЭ, а также Административные регламенты международной электросвязи и радиосвязи. К рекомендациям ITU не обеспечивается свободного доступа, на них распространяется закон об интеллектуальной собственности, и они предоставляются на платной основе.

В национальном праве государственные и международные технические стандарты не являются нормативно-правовыми актами. Большинство их относятся к классу нормативно-технических документов. Суть различия в том, что согласно Конституции и законодательству нормативные акты являются открытой информацией и должны быть опубликованы и адресованы всем гражданам. Предполагается, что нормативно-технические документы используют только организации в процессе осуществления производства, поэтому такие стандарты обязательны для органов государственной власти и субъектов хозяйственной деятельности (согласно ст. 5 Федерального закона «О стандартизации»), и доступ к ним хоть и не запрещен (они не являются объектами авторского права), но требует значительных затрат. Между тем стандарты информационного сообщества используются не только при коммерческой деятельности, но и, например, при создании некоммерческих программ.

Роль межгосударственных организаций является значительной, но они не могут покрыть своей компетенцией поле всего глобального информационного пространства. Эту задачу дополняют международные негосударственные организации.

Наиболее ярким примером глобального саморегулирования является практика стандартизации технологий Internet в виде открытых публикаций Requests for Comments или RFC (www.rfc-editor.org). Стандарты RFC определяют основы Internet — от терминологии до спецификации протокола TCP/IP. Отличие этих стандартов от межгосударственных заключается в том, что они находятся в свободном доступе и за них не требуется плата. Также важно, что в рабочих группах по формированию документов участвуют специалисты, а не компании или государственные органы.

Международные неправительственные организации выступают в роли форумов для согласования интересов широкого круга коммерческих компаний и частных лиц. Но случается и так, что стандарт формируется коммерческой структурой. Это происходит, потому что тот или иной «фирменный» продукт находит столь широкое применение, что становится общеупотребительным.

Возможно, что проблема ограничения информационного обеспечения наиболее важна именно когда речь идет о стандартах, устанавливаемых частным образом. Суть ее весьма проста: когда при помощи оборудования или ПО происходит обмен информацией (в том числе трансграничный), в правовых отношениях фигурирует производитель этих технических средств. Данная компания имеет права промышленной собственности на производимое ею оборудование и принципы его функционирования. Естественно, производитель старается, чтобы не допустить возможности выпуска конкурентами аналогичного средства и, таким образом, монопольно доминировать на рынке. Этот аспект технической стандартизации относится к рассматриваемой в рамках международного экономического права проблеме транснациональных корпораций.

Практически все люди, имеющие опыт работы с персональным компьютером, знают о том, что программа Microsoft Word фактически является стандартом в области создания и обмена электронными документами на уровне офиса. Это определяется многочисленными преимуществами и удобствами использования программного обеспечения Microsoft для неквалифицированных пользователей. В новых версиях своего ПО корпорация использует новые стандарты на формат данных, чем вынуждает пользователей постоянно обновлять офисные программы. Более того, поскольку стандарт на формат документа является собственностью корпорации, сторонние производители программного обеспечения (например, авторы свободно распространяемых программ) не могут предложить альтернативу. Пока они создают функционально аналогичные программы, корпорация выпускает новый стандарт.

Примерно то же самое можно сказать и в отношении другой американской корпорации, Adobe. Ее программные средства создания электронных документов, как правило, используются не в домашней или офисной деятельности, а для создания более соответствующих бумажному оригиналу электронных версий документов, в том числе и юридических актов. Например, в формате Adobe распространяются через Internet документы Организации Объединенных Наций; в нем же (и часто без альтернативы) представлены международные соглашения, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и пр. Даже несмотря на то что программа просмотра этих документов предоставляется компанией Adobe бесплатно, фактически происходит навязывание пользователю программного обеспечения, принадлежащего частной корпорации. Получив через Internet текст какой-либо конвенции, пользователь вынужден потратить определенные средства на получение программы просмотра от компании Adobe, согласиться на безальтернативной основе с условиями ее лицензии и установить ее на своем компьютере. О существовании альтернативных программ подавляющее большинство пользователей ничего не знают, хотя Adobe публикует спецификацию формата и не запрещает создание программ на его основе.

Общее значение стандартов в телекоммуникационной индустрии заключается в том, что они помогают связывать людей безотносительно содержания передаваемой информации. В деле создания стандартов необходимо соблюдать баланс инноваций и частной инициативы, с одной стороны, и стабильности и открытости — с другой. Открытость стандартов характеризует степень открытости информационного пространства. Но нужно помнить, что они обеспечивают только потенциальную возможность реализации права граждан на информацию, а на вопрос, как граждане воспользуются этим правом, стандарты отвечать не могут и не должны. Здесь очень уместно привести замечательное выражение писателя-фантаста Сергея Лукьяненко: «Мы построили очень большой город. Город, в котором нет ни добра, ни зла — пока не приходим мы».

Денис Савельев (dsavel@kodeks.karelia.ru) — аспирант кафедры международного и конституционного права Петрозаводского государственного университета