Движущей силой развития телекоммуникационного рынка России становится спрос на новые услуги, позволяющие компаниям-операторам увеличивать доходность своего бизнеса. Конвергенция различных технологий связи обеспечивает техническую базу для создания универсального набора услуг, но их предоставление абонентам возможно только в том случае, если автоматизированная система расчетов (АСР) оператора также является универсальной. Данный термин, используемый для классификации автоматизированных систем расчетов в соответствии с Общими техническими требованиями к АСР, означает возможность системы производить расчеты за услуги электросвязи в любом сочетании служб. Разработчики АСР называют такие решения «конвергентным биллингом».

Общие принципы построения АСР, являющейся инструментом не только расчетов с абонентами, но и поддержки деятельности оператора связи, общеизвестны: независимость от аппаратной платформы, масштабируемость и гибкость. Немаловажными являются мультивалютность, поддержка различных форм расчетов оператора с абонентами и его взаиморасчетов с бизнес-партнерами. Система должна соответствовать организационной структуре предприятия и максимально автоматизировать технологии обслуживания клиентов. Методы реализации этих принципов сильно различаются. К примеру, в основе автоматизации сервиса в АСР «Атлант» лежит механизм обработки заявок.

Не менее значимый фактор — наличие в АСР механизма поддержки гибкой тарифной политики. В нем должны учитываться все параметры, влияющие на стоимость услуг связи, а кроме того, необходимо, чтобы он позволял добавлять новые параметры тарифных планов. Функцию формирования маркетинговыми службами оператора подобных планов нужно реализовать в ядре АСР с помощью гибких настроек, а не требовать доработок системы в целом.

Проиллюстрируем сказанное на примере использования конвергентной АСР в современной сотовой связи. Такие сети поначалу предоставляли только услуги телефонии. Теперь спектр их услуг значительно шире — это роуминг, автоинформирование, голосовая почта, SMS и т. п. В большинстве сетей мобильной связи используется разнородное оборудование, имеющее различные форматы учетных данных, что усложняет предтарификационную обработку информации, поступающей от сетевых устройств. Сбор учетных записей и преобразование их из формата, специфического для оборудования определенных изготовителей, в формат, «понятный» системе расчетов, осуществляют специальные комплексы — Mediation Devices (MD). Поэтому внедрение АСР включает процесс ее сопряжения с сетевыми устройствами.

Универсальные системы расчетов эволюционируют так, что для создания тиражируемых решений необходимо наличие универсального устройства сопряжения биллинговой системы с сетью заказчика. Использование MD существенно сокращает сроки внедрения новых услуг и возмещения инвестиций в «свежие» технологии, так как в этом случае для сопряжения АСР с новым оборудованием необходимы лишь дополнительные настройки. Кроме того, MD должен осуществлять предбиллинговую обработку записей о событиях CDR (Call Detailed Record), не только унифицируя интерфейсы между биллинговой системой (от любого производителя) и всеми элементами сети, но и обрабатывая некорректные записи (на рисунке — блок «Трафик»). Это позволяет снизить финансовые потери, зависящие от объема нетарифицированного трафика.

Взаимодействие Mediation Device с сетевым оборудованием и системами управления корпоративного уровня

Одновременно MD расширяет функциональные возможности АСР, связанные с управлением сетевыми устройствами: биллинговая система передает в MD управляющие команды (например, позволяющие активизировать/блокировать какие-либо услуги; на рисунке — блок «Управление услугами») в унифицированном формате, а MD обрабатывает их, отправляет в требуемом формате соответствующим сетевым устройствам и возвращает в АСР результат выполнения команды. Входящее в состав комплекса хранилище данных (ХД) позволяет архивировать параметры всех происходящих процессов и, в случае сбоя или конфликта в сети, восстанавливать необходимую для обработки трафика часть информации. Очень полезной является такая функция MD, как формирование уведомлений об аварийных ситуациях.

Конвергенция мобильных сетей и Internet, внедрение технологии пакетной передачи данных создают необходимость формировании новых моделей параллельного начисления платы за услуги Internet и мобильной телефонии. Во многих действующих биллинговых системах начисление платы за неголосовые сервисы в сетях сотовой связи затруднено, поскольку оно связано с применением дополнительных сетевых элементов для учета трафика и обеспечения взаиморасчетов между мобильными сетями и Internet-провайдерами. Зарубежные эксперты считают наиболее эффективным способ, который подразумевает подсчет пакетов, переданных или принятых в течение сеанса связи. Этот подход обычно используется для измерения трафика в сетях с коммутацией пакетов и позволяет осуществлять взаиморасчеты между Internet-провайдерами, операторами сотовых сетей и конечными абонентами. Благодаря такому анализу трафика можно более эффективно управлять предоставлением услуг, однако требования к производительности системы резко возрастают, и тогда необходимо прибегать к помощи промышленных СУБД.

Некоторые операторы сотовой связи не торопятся с внедрением мобильных услуг Internet, но становятся Internet-провайдерами, предоставляя традиционные для проводных операторов услуги. Естественно, что необходимая для поддержки нового вида бизнеса АСР должна обеспечивать тарификацию услуг не только мобильной связи, но и фиксированного доступа к Сети.

При развертывании новых сетей связи некоторые операторы предпочитают разрабатывать АСР самостоятельно. В такой ситуации велика вероятность создания продукта, удовлетворяющего исходным требованиям одного заказчика, но не рынка. При этом введение каждой новой услуги может быть сопряжено со значительными изменениями в АСР, что увеличивает финансовые затраты и сроки внедрения сервиса. Биллинговую систему, созданную с учетом бизнес-процессов определенного предприятия связи, не всегда удается развивать одновременно с модификацией бизнеса и технологий. Суммируя сказанное, можно предположить, что наиболее востребованными станут конвергентные биллинговые системы высшего уровня функциональности, которые позволят оперативно решать любые проблемы, связанные с введением новых услуг связи.

Об авторе

Наталья Назарова (nazarova@atlant-inform.ru) — менеджер направления Mediation Device компании «Атлант-Информ»


В начале нынешнего года компания «Атлант-Информ» победила конкурсе на поставку универсальной биллинговой системы, проводившийся поволжским оператором сотовой связи ЗАО «СМАРТС». Согласно заключенному соглашению, фирма осуществит поставку АСР «Атлант» Ивановскому филиалу компании «СМАРТС» и сотовому оператору «Шупашкар-GSM», обслуживающему город Чебоксары.

Нужно отметить, что «СМАРТС» постоянно увеличивает свою абонентскую базу и собирается внедрять услуги переходного поколения, основанные на пакетной передаче данных. Разумеется, эта компания постарается предложить абонентам наиболее приемлемую методику тарификации новых услуг, подразумевающую изменение трафика. Вместе с тем ее биллинговая система по-прежнему будет решать задачи тарификации голосовых соединений, которые продолжают оставаться основой бизнеса сотовых операторов.

АСР «Атлант» была сертифицирована в 1999 г. Министерством связи РФ в качестве универсальной тиражируемой автоматизированной системы расчетов высшего уровня. Новый сертификат, полученный в 2000 г., дает право применять систему в сетях связи емкостью до 2 млн телефонных номеров. Разработчики предлагают АСР «Атлант» для тарификации всего спектра услуг, предоставляемых предприятиями связи, и автоматизации их основных бизнес-процессов. Система предоставляет возможность операторам мультисервисных сетей связи выставлять абонентам консолидированные счета. Возможность ее настройки на работу с любым вводимым в действие сетевым оборудованием позволяет такому предприятию расширять набор своих услуг. На базе конвергентной системы созданы отраслевые решения для операторов сотовой, проводной и радиосвязи, Internet и IP-телефонии, АТМ-сетей и пейджинга.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями