<ПетерСтар>: итоги 1999 г.

Спрос на SDH-технику растет

DirectNet увеличивает емкость каналов в Россию

AVVID обновляется

Энергетики США создают <темно-волоконную> сеть

Лягушка на одной лапке

Очевидное невероятно

ADSL-маршрутизатор для корпоративного сектора

Бог любит троицу

Штрихи к портрету регионального оператора

В Web-дизайн вмешиваются американцы

<Ленсвязь> строит SDH-сеть

Internet-карты модемам не помеха

<Связьинвест> в цифрах

Яndex уходит от чистого поиска

Спутниковый Internet приближается к массам



«ПетерСтар»: итоги 1999 г.

Число обслуживаемых компанией линий достигло 183 тыс. Услугами «ПетерСтар» пользуются 8 тыс. корпоративных клиентов. Телефонная карта «ПетерСтар» теперь действует не только в России, но и в Финляндии, Германии, Франции, Бельгии, Швеции, Норвегии и Австралии.

В 1999 г. компания реконструировала участок городской телефонной сети общего пользования на территории Васильевского острова. 30 тыс. проживающих там абонентов были переключены с аналоговых телефонных станций ПТС на цифровую АТС «ПетерСтар». По данным компании, в этом микрорайоне ликвидированы очередь на получение телефона и практика их спаривания, а также модернизирована кабельная инфраструктура. Абоненты оплачивают услуги по ценам ПТС.

К концу 1999 г. число абонентов беспроводного доступа к ТфОП достигло 1,5 тыс. Для клиентов «ПетерСтар» начато предоставление доступа в Internet. Следует отметить, что совместный ADSL-проект с Web Plus так и не достиг коммерческой стадии, хотя соответствующие планы существовали.

В 2000 г. объем инвестиций планируется сохранить на прежнем уровне. Продолжится расширение зоны охвата беспроводным доступом в ТфОП. Волоконно-оптическая SDH-сеть компании должна увеличиться на 160 км, монтированная емкость — на 500 номеров. Кроме того, планируется построить 12 цифровых выносов на базе УАТС.

В 2000 г. «ПетерСтар» начнет монтаж оборудования беспроводного доступа, закупленного у израильской компании ECI на сумму 5 млн долл. В течение года будет введено в коммерческую эксплуатацию 9 базовых станций в черте города и три в области (Всеволожск, Выборг, Пушкин). В дальнейшем предполагается довести число базовых станций до 25. Новое оборудование поддерживает интерфейс V.5.2. Это даст возможность подключать клиентов по технологии ISDN и организовывать каналы передачи данных. В текущем году планируется предложить услуги IP-телефонии.

Спрос на SDH-технику растет

Исследовательская компания Frost & Sullivan опубликовала доклад, согласно которому западноевропейский рынок SDH-оборудования и соответствующих услуг в ближайшие пять лет несмотря на значительное падение темпов роста (2000 г. — 24%, 2005 г. — 13%), увеличится в 3 раза: 1999 г. — 4,6 млрд долл. конец 2005 г. — 14,4 млрд долл.

Рост спроса на оборудование и услуги SDH исследователи объясняют в первую очередь следующими причинами:

? постоянным ростом потребности в расширении полосы пропускания каналов;

? фантастическими темпами развития Internet;

? продолжающейся либерализацией телекоммуникационного рынка.

В свою очередь, SDH-сети демонстрируют надежность и гибкость. Важным сектором SDH-рынка является производство транспортных систем, к которым относятся различные виды мультиплексоров. В прошлом году оборот этого сектора составил 3,36 млрд долл., или 73% рынка. 50% всего транспортного SDH-оборудования поставили три фирмы — Alcatel, Marconi и Nortel Networks.

На транспорте данных по SDH-сетям в прошлом году было заработано 1,25 млрд долл. В следующие пять лет ожидается ускорение роста оборота этого сектора. Наибольший доход должны получить поставщики услуг, действующие на городском и междугороднем уровнях.

К факторам, замедляющим рост рынка SDH, исследователи относят проблему совместимости оборудования разных производителей.

DirectNet увеличивает емкость каналов в Россию

Подразделение компании DirectNet Telecommunications в СНГ объявило о подписании контракта с оператором «Раском» на аренду потока Е3 (34 Mбит/с) в международном волоконно-оптическом канале Москва — Лондон. Запуск его в коммерческую эксплуатацию должен состояться в первой декаде мая. Таким образом, по утверждению заместителя технического директора представительства DirectNet Сергея Каленихина, общая мощность международных каналов составит 66 Мбит/с.

В настоящее время российский сегмент сети DirectNet уже располагает 12 потоками E1 в кабельных линиях связи и четырьмя спутниковыми каналами Е1. По словам г-на Каленихина, приблизительно 30% международной канальной емкости используется для передачи IP-трафика (в том числе в виртуальных частных сетях клиентов), 5% задействуется на передачу данных по другим протоколам, 15—20% занято выделенными каналами и оставшиеся 45—50% обеспечивают предоставление услуг международной телефонной связи.

Предоставление услуг Internet осуществляется с помощью международного Internet-провайдера UUNet (подразделение транснационального телекоммуникационного оператора Worldcom), к которому глобальная сеть DirectNet подключена в США по каналу Т3 (45 Мбит/с).

AVVID обновляется

Корпорация Cisco анонсировала 10 новых продуктов, позволяющих использовать локальные сети не только для передачи и обработки данных, но и для телефонной связи. Все они созданы на базе архитектуры AVVID (Architecture for Voice, Video and Integrated Data) и призваны увеличить масштабируемость, надежность и интеллектуальность единых телефонно-компьютерных сетей на предприятиях и в организациях.

Среди новинок — программный телефонный коммутатор CallManager 3.0, два аппарата IP Phone 7960 и 7910, а также новый сервер MCS 7835. Пять серверов MCS 7835 с установленным на них ПО CallManager 3.0 могут быть объединены в кластер, который способен обслуживать до 100 тыс. абонентов.

Для коммутатора локальной сети Catalyst 6000 компания Cisco представила интегрированные интерфейсные платы шлюзов (одну для аналоговых линий, другую для цифровых), а также 48-портовый коммутационный модуль для сетей Ethernet на 10/100 Мбит/с. Этот модуль располагает дочерней платой, которая позволяет питать IP-телефоны по свободным парам локальной сети. Для коммутаторов Catalyst 4000 и 5000 выпущен дополнительный блок питания телефонных аппаратов Inline Power. Кроме того, появился автономный модульный шлюз VG 200, который обеспечивает включение в компьютерную сеть по аналоговым интерфейсам традиционных телефонных станций.

Выпуск большинства продуктов начнется в текущем квартале. В США телефонный аппарат IP Phone 7960 стоит 495 долл., IP Phone 7910—145 долл. (для каждого из них требуется дополнительно приобретать пользовательскую лицензию). CallManager 3.0 выпускается с сервером MCS 7835, который стоит 14 995 долл. Цена дополнительного блока питания Inline Power — 4995 долл., а дочерней платы Inline Power для Catalyst 6000—3995 долл. На шлюз VG 200 назначена цена 2495 долл. 24-портовый аналоговый шлюз стоит 9995 долл., а цифровые шлюзы для линий T1 или E1 — по 19 995 долл. Уже выпускается 48-портовый коммутационный модуль для Catalyst 6000. Его стоимость — 12 995 долл.

Первый вице-президент Cisco Джеймс Ричардсон считает, что телефонные IP-системы способны, как торнадо, обрушиться на офисные АТС, установленные на крупных предприятиях, и значительно подпортить 25-миллиардный бизнес таких компаний, как Lucent и Nortel Networks.

Предполагается, что новые продукты архитектуры AVVID помогут пользователям преодолеть ограничения современных IP-телефонных продуктов Cisco, которые, согласно информации от их бета-тестера — компании Merrill Lynch, начинают проявляться, когда число пользователей приближается к 500. «Мы вообще не cмогли работать с системами предыдущего поколения, — заявил американскому еженедельнику Network World сотрудник Merrill Lynch Адам Скоенфилд. — Громкоговорящая связь плоха, электроника несколько искажает тембр голоса... Качество явно не стабильное». Сейчас Merrill Lynch создает в городке Хоупвилле кампусную интегрированную сеть на 8 тыс. пользователей, полностью свободную от УАТС. Она будет базироваться только на новых продуктах архитектуры AVVID.

Энергетики США создают «темно-волоконную» сеть

Шесть американских операторов, являющихся дочерними фирмами энергетических предприятий, организовали телекоммуникационную компанию для построения волоконно-оптической сети, которая охватит весь восток страны. Сеть America`s Fiber Network (AFN) свяжет восточные регионы США, которые сейчас имеют ограниченные ресурсы широкополосного доступа, с крупными центрами страны, такими как Нью-Йорк, Чикаго и округ Колумбия.

Новый альянс основали:



? AEP Communications — дочерняя фирма корпорации American Electric Power;



? GPU Telecom — подразделение компании GPU;



? Allegheny Communications Connect — дочерняя компании корпорации Allegheny Energy;



? FirstEnergy Telecom — дочерняя фирма компании FirstEnergy;



? CFW Communications;



? R&B Communications.



Ведущую роль в новом объединении будут играть операторы AEP, GPU и Allegheny, которым принадлежат соответственно 47, 25 и 18% уставного капитала.

«У нас уже есть волоконные сети и потребители», — подчеркнул представитель GPU. В частности, о своем намерении воспользоваться услугами нового предприятия уже заявили такие компании, как MCI WorldCom и Sprint. Протяженность ВОЛС, предоставленных AFN родительскими компаниями на правах аренды, составляет более 10 тыс. км. Правда, большинство из них пока не «засвечена», т.е. представляет собой «темное» (неиспользуемое) волокно. AFN предполагает к концу года довести протяженность ВОЛС до 17 тыс. км.

Лягушка на одной лапке

В последний день марта финский оператор Sonera провел презентацию своей ВОЛС Finnish-Russian Optical Gateway (FROG, или, по-русски, «лягушка»), разрешение на коммерческую эксплуатацию которой было выдано Госсвязьнадзором РФ 29 февраля. Новая ВОЛС связала Москву и С.-Петербург. Благодаря ей и построенной ранее ВОЛС FRL (С.-Петербург — граница Финляндии) российские операторы и международные компании могут получить выделенный канал между Москвой и узлами компании Sonera в городах Амстердам, Брюссель, Гамбург, Дюссельдорф, Копенгаген, Лондон, Нью-Йорк, Стокгольм, Франкфурт и Хельсинки.

Одновременно компания представила новый сервис под названием Sonera Ivan. Он состоит в предоставлении выделенных каналов и организации сети клиента на базе собственных и арендованных линий связи по всему миру — от Москвы до Нью-Йорка.

По словам Светланы Власовой, генерального директора фирмы «Сонера Рус» (дочернее предприятие компании Sonera в России), инвестиции в строительство FROG составили 30 млн долл. Их предполагается окупить за три-четыре года. Российские энергетические компании «Ленэнерго», «Новгородэнерго», «Тверьэнерго» и «Мосэнерго», которые участвовали в сооружении ВОЛС FROG путем подвески оптического кабеля на опорах своих ЛЭП, получили в распоряжение часть канальной емкости новой ВОЛС в зонах своей ответственности. Sonera предполагает продолжить сотрудничество с этими компаниями по строительству ответвлений на Новгород и Тверь, прокладке ВОЛС в С.-Петербурге и Московском регионе.

По непонятным причинам руководство Sonera скрывает количество волокон в кабеле и потенциальную пропускную способность FROG. Известно только, что в настоящее время на ней установлено SDH-оборудование концерна Marconi уровня STM-16 (2,4 Гбит/с). В течение 2000 г. планируется инсталлировать дополнительное SDH-оборудование того же производителя и увеличить пропускную способность вдвое — до 4,8 Гбит/с. Это будет фантастическим увеличением емкости каналов, связывающих Россию с остальным миром, поэтому по-прежнему не ясно, каким образом Sonera собирается их загрузить. Современный российский уровень цен на канальную емкость не позволяет мечтать о продаже даже 1 Гбит/с, тем более что Sonera не собирается развязывать ценовую войну. Мартин Телбот (на фото), директор по продажам фирмы Sonera Carrier Networks (оператор наземных сетей корпорации Sonera), заявил: «Наши цены не будут ниже средних на рынке».

Представители Sonera надеются, что цены начнут падать и без их помощи. Собственно говоря, этот процесс уже начался. Крупные российские телекоммуникационные компании и иностранные операторы, действующие на территории России, уже начали объявлять о покупке международных каналов Е3 (34 Мбит/с) и Т3 (45 Мбит/с). Однако чтобы продать 4,8 Гбит/с, надо больше сотни таких покупателей, а их в России пока нет.

А как же быть с холдингом «Голден Телеком», который якобы купил у Sonera 2,4 Гбит/с? Во-первых, речь пока идет о 155 Мбит/с, что, впрочем, для России тоже очень много. Во-вторых, скорее всего — это своеобразный бартер. Ведь Sonera является крупным клиентом группы GTS — материнской компании холдинга «Голден Телеком». Значительная часть трафика пользователей сервиса Ivan в Европе будет транспортироваться по ВОЛС GTS. Поскольку финансовая сторона контракта между Sonera и «Голден Телеком» не раскрывается, можно предположить, что его условия очень выгодны для обоих партнеров. Объявляя об аренде высокоскоростного канала у Sonera, холдинг «Голден Телеком» фактически занимается маркетингом услуг своей материнской компании. Ведь чем больше пользователей сервиса Ivan, тем больше дохода у GTS. Часть его пойдет на расширение канала «Голден Телеком» в ВОЛС FROG. Контракт рассчитан на 15 лет. Вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения в том, что за этот срок вполне реально довести используемую в России полосу пропускания до 2,4 Гбит/с.

Пока, по данным ИАЦ «Телекоммуникации», примеру (или, лучше сказать, призыву) «Голден Телеком» последовал только транснациональный оператор Cable & Wireless, также давний партнер Sonera. И это несмотря на то, что Sonera предлагает пользователям FROG соглашение об уровне сервиса (SLA). Данное соглашение, по словам Мартина Телбота, предусматривает, в частности, гарантии качества (определенную величину BER), надежности (на уровне свыше 99,9%) и предоставление ежемесячных отчетов об общих параметрах функционирования канала клиента между любыми двумя точками на планете. При нарушении каких-либо пунктов соглашения оператор берет на себя обязательство выплатить клиенту оговоренную сумму компенсации. Sonera идет на заключение SLA несмотря на то, что ее «лягушка» стоит на одной лапке: FROG не имеет внешнего резервирования. Другими словами, если, например, российские вандалы вырежут кусок оптического кабеля, надеясь сдать его в пункт приема металлолома, то трафик клиента не будет направлен по обходному каналу ввиду отсутствия последнего. К сожалению, представители оператора не назвали сроков ликвидации обрывов кабеля и последствий вандализма.

Очевидное невероятно

Компания Diamond Communications объявила о начале действия новой маркетинговой акции «Очевидное невероятно». Цель данной программы — продвижение сетевого и телекоммуникационного оборудования компании Cisco на территории России и других стран СНГ. В рамках начального этапа программы «Первый шаг» Diamond Communications предлагает всем заказчикам возможность бесплатно протестировать системы защиты, кэширования и управления сетями передачи данных Cisco PIX Firewall 515, Cisco Cache Engine 505 и CiscoWorks 2000. Cо 2 апреля в офисе компании Diamond можно получить вышеуказанные системы на тестирование.

ADSL-маршрутизатор для корпоративного сектора

Корпорация Cisco анонсировала ADSL-маршрутизатор, который, как предполагают в компании, подстегнет применение асимметричной DSL-технологии в корпоративном секторе.

ADSL-аппаратура до сих пор относилась к классу потребительских (бытовых) устройств, и ее применение в корпоративном секторе могло привести к различным неожиданностям, вплоть до потери связи с внешним миром на несколько часов. Представители Cisco утверждают, что их ADSL-маршрутизатор серии 827 специально разработан для корпоративного сектора, правда, той его части, которая относится к малому бизнесу.

В отличие от частных пользователей, которым нужно, чтобы было подешевле и побыстрее, корпоративным пользователям требуются качество обслуживания (QoS), сокращение расходов на оборудование и каналы доступа, безопасность и надежность. По мнению Брюса Лэйрда, главного директора Cisco по маркетингу продуктов для малого бизнеса и филиалов компаний, 827-й отвечает всем этим требованиям.

Приоритет для телефонного и видеотрафика (т.е. QoS) обеспечивается механизмами IP QoS, которые заложены в сетевой операционной системе Cisco IOS. К ним относятся поддержка очередей, базирующихся на классах обслуживания (class-based weighted fair queuing, CBWFQ), и гарантированная скорость доступа (CAR). В первом случае речь идет об определении классов трафика в соответствии со списками управления доступом (access control lists), интерфейсами ввода данных и используемыми протоколами. На базе названных параметров каждому классу трафика назначаются необходимая полоса пропускания и максимальное количество пакетов, помещаемых в очередь. CAR — это механизм установления скоростных лимитов в соответствии с имеющейся и гарантируемой полосой пропускания. CAR также определяет порядок обслуживания пакетов, превышающих выделенный лимит.

В плане обеспечения безопасности 827-й располагает расширенными списками параметров, по которым происходит фильтрация трафика. До конца года в Cisco планируют расширить функциональность межсетевого экрана и добавить поддержку протокола IPSec, а также алгоритма шифрования Triple DES.

Новый ADSL-маршрутизатор будет представлен двумя моделями. Одна из них предназначена исключительно для передачи данных (предполагаемая стоимость в США — 649 долл.), другая (999 долл.) будет иметь четыре порта для подключения аналоговых телефонов. По утверждению представителей Cisco, «телефонная» модель обеспечивает качество голосовой связи на уровне ТфОП и передает телефонный трафик по стандарту H.323. Короче говоря, с помощью ADSL-маршрутизатора обычные телефонные аппараты превращаются в IP-телефоны.

Лэйрд надеется, что 827-й поможет ADSL-технологии сократить свое отставание от кабельных модемов — сейчас последние используются населением США в два раза больше, чем ADSL-устройства. Однако в корпоративном секторе кабельные модемы почти не находят применения, поскольку американские предприятия и офисы, как правило, не подключены к сетям кабельного телевидения. По данным исследовательской компании IDC, в этом году сервисом ADSL воспользуются менее миллиона корпоративных пользователей. Однако через три года их число увеличиться в 3,5 раза.

Бог любит троицу

Компания Plus Communications объявила об успешном прохождении ею аудита со стороны корпорации Cisco и присвоении ей наивысшего партнерского статуса — Cisco Gold Certified Partner. Таким образом, Plus Communications стала третьим «Золотым партнером» Cisco в России. Прежде этого статуса удостоились AMT Group и Московское представительство компании Hewlett-Packard.

Сегодня Plus Communications имеет 12 сертифицированных специалистов различного ранга по оборудованию Cisco, в том числе:

? Sales Expert (SMB, Enterprise, WAN) — 3;

? Cisco Certified Design Professional — 2;

? Cisco Certified Networking Professional — 2;

? Cisco Certified Internetwork Expert — 5.

Штрихи к портрету регионального оператора

С 1994 по 1999 гг. «Уралсвязьинформ», региональный телефонный оператор в Пермской области, инвестировал в свое развитие в общей сложности 160 млн долл. Деньги пошли, в частности, на ввод дополнительных номеров (тыс. шт.) в сетях: телефонной — 280, сотовой GSM-900 — 5, сотовой NMT-450 — 6, сотовой DAMPS-800 — 3,8, радиопейджинга — 20.

Из общей суммы 38 млн немецких марок (кредит правительства Германии, предоставленный в 1995—1996 гг.) были направлены на приобретение коммутационных систем Alcatel 1000 S12. В настоящее время еще не возвращено 21,6 млн немецких марок (срок погашения 2001—2006 гг.).

В Web-дизайн вмешиваются американцы

Российский рынок Web-дизайна переживает бум. Буквально до прошлого года им занимались молодые люди и компании, основанные бывшими «любителями». С прошлого года в дележ этого рынка включились компании, имеющие солидный стаж работы в области системной интеграции и дистрибуции на российском телекоммуникационном рынке. Назовем в качестве примера хотя бы такие фирмы, как Race Communications и Step Logic. Сегодня на рынок Web-дизайна стали подтягиваться фирмы, располагающие солидными ресурсами американского капитала.

Последним по времени событием в этом ряду стала покупка американским холдингом «Голден Телеком» (дочернее предприятие GTS) московской студии Web-дизайна «Финтек». Теперь «Голден Телеком», ведущий активную экспансию на российский рынок Internet, сможет предоставлять своим существующим и будущим корпоративным клиентам дополнительные услуги в области Web-дизайна.

Студия «Финтек» специализировалась на предоставлении широкого спектра услуг Web-дизайна, который включал разработку корпоративных сайтов, консультации по вопросам электронной торговли, разработку баз данных и дизайн электронных досок объявлений. Студия, имевшая в своем штате 30 дизайнеров и программистов, разработала более 50 корпоративных сайтов.

Что касается холдинга «Голден Телеком», то в конце марта он установил ряд личных рекордов. 24 марта его цена (капитализация) в американской системе электронных торгов NASDAQ впервые превысила отметку в 1 млрд долл. «Голден Телеком» продержался на данной высоте всего одну неделю, но в этом нет его «персональной» вины: в конце марта — начале апреля акции всех технологических и телекоммуникационных компаний пошли вниз. 14 апреля, когда данный материал сдавался в набор, «Голден Телеком» стоил 752,5 млн долл.

29 марта состоялся еще один «персональный» рекорд. По результатам торгов за этот день стоимость одной акции «Голден Телеком» достигла 48 долл. В системе NASDAQ такую цену за ценные бумаги «Голден Телеком» с начала их котировки давали лишь 24 марта, но тогда это было в ходе торгов (цена закрытия оказалась ниже).

«Ленсвязь» строит SDH-сеть

Оператор сети общего пользования Ленинградской области «Ленсвязь» и компания Lucent Technologies приступили к реализации первого этапа построения областной транспортной SDH-сети. Одновременно было объявлено о вводе в эксплуатацию участка С.-Петербург — Гатчина.

Транспортная SDH-сеть Ленинградской области должна связать Гатчину, Сосновый Бор, Тосно, Любань и некоторые другие населенные пункты области с инфраструктурой связи С.-Петербурга. Монтажные работы выполняют специалисты «Лентелефонстроя» при помощи коллег из Lucent. Завершение строительства намечено на конец 2000 г.

Транспортная сеть Ленинградской области создается на базе SDH-мультиплексоров WaveStar ADM 16/1 уровня STM-16 (2,5 Гбит/с). Планируется построить три SDH-кольца. Управление сетью будет осуществляться из единого центра с помощью системы интегрированного управления компании Lucent.

Internet-карты модемам не помеха

В период с ноября 1999 г. по январь 2000 г. компании RRC и 3Com проводили совместную маркетинговую программу «Карты в руки», нацеленную на дальнейшее продвижение на российский рынок факс-модемов 56К и Courier компании 3Com. Главной изюминкой этой акции было то, что Internet-служба Russia-on-line (ROL) компании «Голден Телеком» приложила к 3 тыс. модемов карточку, предоставляющую возможность бесплатно поработать в Сети 10 часов.

По утверждению представителей RRC, за три месяца действия программы продано в общей сложности более 10 тыс. модемов 56к Fax Modem, Message Modem и Courier. В предыдущем квартале результаты были примерно на 2 тыс. модемов хуже.

Компания RRC решила продолжить акцию «Карты в руки» совместно с московскими торговыми сетями «М-Видео», «Партия», «Эр-Стайл», «Компьюлинк» и «Белый Ветер — ДВМ». С конца марта в магазинах продаются модемы вышеназванных марок, к которым прилагаются Internet-карточки московского провайдера ORC. Последний предоставил 6500 карточек, позволяющих бесплатно работать в Сети 5 часов. Если после этого покупатель модема 3Com заключит договор с ORC, то он получит еще 5 бесплатных часов. Второй раунд маркетинговой программы завершится в мае 2000 г.

Менеджер по маркетингу компании RRC Александр Сидоров сообщил, что прекращение компанией 3Com собственного производства аналоговых модемов не скажется отрицательно на продажах устройств с маркой U.S. Robotics. Более того, он полагает, что новые совладельцы этого торгового знака, компании из Юго-Восточной Азии Accton Technology и NatSteel Electronic, будут активнее продвигать его на российском рынке. В отличие от 3Com, модемный бизнес для этих компаний всегда был главным. Пока же никаких изменений не произошло, в том числе цены RRC на модемы U.S. Robotics остались прежними.

«Связьинвест» в цифрах

Генеральный директор ОАО «Связьинвест» Валерий Яшин (на фото) рассказал 5 апреля об итогах деятельности вверенной ему компании за 1999 г. и о планах на текущий год. В прошлом году доходы холдинга выросли до 56,2 млрд. руб. (прирост составил 11,6 млрд руб., или более чем 35%). Доходы от международной и междугородной связи составили 61% от общей суммы, на долю местной связи пришлось 33%. По крупнейшим предприятиям прибыль составила: МГТС — 270 млн руб. (1998 г. — 1,6 млрд руб. убытка), ПТС — 91 млн руб. (1998 г. — 513 млн руб. убытка). Монтированная емкость ТфОП составила 28,5 млн номеров (прирост — 1,09 млн).

Численность работников холдинга сократилась на 4,2% и на сегодняшний день превышает 400 тыс. человек. Как отметил г-н Яшин, показатели производительности труда по-прежнему отстают в несколько раз от европейских. Там один человек обслуживает около 200 линий, у нас — 64.

Впервые за последние три года наметилась тенденция к сокращению дебиторской задолженности. Отчасти это произошло благодаря тому, что в бюджетах силовых ведомств появилась отдельная строка «оплата услуг связи» объемом около 1 млрд руб., что, впрочем, составляет примерно 25% от потребности. На 1 января 2000 г. 42 предприятия холдинга имели задолженность перед госбюджетом на общую сумму 192 млн руб., в то же время государство задолжало «Связьинвесту» 3,7 млрд руб.

До 1998 г. инвестиции шли в основном извне. В 1999 г. соотношение внешних и собственных средств предприятий холдинга составило 30:70. Объемы иностранных инвестиций сократились почти в 10 раз, до 34 млн долл. (против 309,5 в 1998 г.). За прошедший год удалось сократить задолженность западным кредиторам с 1,6 млрд долл. до 1,2 млрд долл., т. е. на 400 млн долл. В этом году планируется погасить примерно такую же сумму.

В 2000 г. планируется получить доход в размере 67 млрд руб. (рост должен составить 19%), прибыль — 18 млрд руб. (рост на 16%).

Постепенно будет продолжаться внедрение повременной оплаты услуг местной телефонной связи для всех категорий пользователей. По мнению главы «Связьинвеста», наиболее оптимальной была бы следующая схема: 20—25% от теперешней платы — постоянная составляющая, которая необходима для поддержания линии в работоспособном состоянии. При этом повременная оплата должна идти с первой минуты. Как считает г-н Яшин, около 50% абонентов будут платить в месяц меньше чем сейчас, а 10-12% — гораздо больше. По оценкам МГТС, около 20% частных телефонов используются для бизнеса, и их владельцы должны платить существенно больше, чем обычные абоненты.

Среди других планов — введение в строй 1,2 млн номеров местной телефонной сети и трех земных станций российского сегмента «Глобалстар». Структура инвестиций на 2000 г. такова: местная связь — 55,4%, междугородная и международная — 21%, новые виды услуг — 9,1%, другие задачи — 14,5%.

Касаясь главных задач в области реорганизации, г-н Яшин отметил высокую степень раздробленности структуры ОАО. Поэтому первостепенная задача — создание более крупных региональных образований, объединение компаний, решающих сходные и близкие задачи. Практически завершено объединение «Ростелекома» и ММТ. Продолжается процесс объединения ПТС, С.-Петербургских ММТ и телеграфа. В Свердловской области к ОАО «Уралтелеком» присоединяются Екатерининбургский телеграф, ЕТС, МТС и Уральское КБ связи, в Новосибирской — объединяются ГТС и ОАО «Электросвязь» Новосибирской области. Телеграф Ростова-на-Дону присоединяется к ОАО «Электросвязь» Ростовской области. На очереди — Архангельск, Псков и Нижний Новгород, в дальнейшем планируется объединить в одну организацию предприятия электросвязи Ростовской области, Краснодарского, Ставропольского краев и восьми кавказских республик.

Валерий Яшин считает, что пока нецелесообразно объединять «Связьинвест» и «Ростелеком». Конкуренции между последним и региональными компаниями практически нет. Те же компании, которые пытались конкурировать с официальным оператором дальней связи (по выражению г-на Яшина, «воровали у «Ростелекома» трафик»), выявлены и закрыты.

Яndex уходит от чистого поиска

На состоявшейся в середине апреля пресс-конференции генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож, а также представители инвестиционного холдинга ru-Net, который за 5,28 млн долл. приобрел 35,72% акций новой фирмы, рассказали о перспективах развития проекта Яndex, ядром которого в настоящее время является одноименная поисковая машина.

Фирма «Яндекс» создана на основе отдела компании CompTek, занимавшегося поисковой машиной Яndex. По словам нового генерального директора CompTek Андрея Бряндинского, «Яндекс» и CompTek не собираются слишком отдаляться друг от друга и станут основой нового холдинга, имени у которого пока нет. Президентом холдинга будет Аркадий Волож.

Средства, полученные от ru-Net, предполагается использовать для усовершенствования поисковых возможностей Яndex, разработки новых Internet-услуг и развития технологической базы компании. Обосновывая выбор ru-Net в пользу «Яндекс», представитель этого холдинга Елена Ивашенцева (на фото) заявила, что Яndex — лучшая поисковая машина в России. «Можно быстро создать какие-то Internet-ресурсы по агрегированию информации, можно открыть еще одну бесплатную электронную почту, увеличить количество предоставляемых услуг на сайте, — продолжила она, — но на создание поисковой машины такого класса требуются годы. Яndex будет расширять количество предоставляемых услуг. Главное, что уже есть, это поисковая машина, которая лучше, чем на Yahoo».

Аркадий Волож также подтвердил стремление компании развивать свой сайт в направлении портала. При этом он, однако, подчеркнул, что сегодня порталом называют все что угодно. Портал в понимании «Яндекс» — главная точка входа в Internet. Пользователь получает всю базовую информацию сразу, а за подробностями идет дальше, причем поисковая машина Яndex помогает ему выбрать верное направление движения.

Аркадий Волож убежден, что технические возможности компании «Яндекс» обеспечивают пользователям высокую скорость получения информации. «Мы сейчас способны обслуживать до 10 запросов в секунду, — рассказал он. — Сайт подключен к мощнейшей московской сети «МТУ-Информ» и 155-Мбит/с каналом к российской точке обмена трафиком М9. Задержка в получении информации может возникать только из-за недостаточно скоростного канала выхода в Internet у пользователя. Чтобы и в этом случае сократить время доставки информации, мы стараемся ограничить объем наших HTML-страниц 60 кбайт».

О конкретных проектах превращения Яndex?а в портал Аркадий Волож и Елена Ивашенцева отказались говорить, пообещав, что ряд из них будет обнародован в самое ближайшее время.

Спутниковый Internet приближается к массам

В составе холдинга «Медиа-Мост» появился Internet-провайдер «НТВ-Интернет», который анонсировал новую спутниковую систему комбинированного доступа (СКД). С 1997 г. на российском рынке появилось множество подобных систем. Назовем хотя бы DirecPC (дистрибуторы услуг — Diamond Communications и «Сеть-Сервис»), NetStar известного Internet-провайдера «Демос-Интернет», HeliosNet компании «Классика». За три года напряженных трудов эти и несколько других СКД смогли привлечь пару сотен пользователей, в абсолютном своем большинстве корпоративных. Такие системы страдают двумя огромными недостатками. Во-первых, их услуги чрезвычайно дороги, а во-вторых, СКД требуют «каждой твари по паре» — два канала, два счета, двух Internet-провайдеров и т.д.

Естественно, СКД компании «НТВ-Интернет» не сможет избавиться от второго недостатка, он, что называется, является имманентным. СКД предполагает отправку запросов в Internet по наземному, как правило низкоскоростному каналу, а получение запрошенного контента — по высокоскоростному (в основном до 400 кбит/с) спутниковому каналу. Однако в ценовой политике «Медиа-Мост» и его дочернее предприятие «НТВ-Интернет» собираются совершить революцию. Сегодня было заявлено, что частным пользователям высокоскоростной спутниковый канал будет обходиться ежемесячно в 21 долл. И никакой повременки, и никакой платы за трафик (следует, правда, помнить об имманентном недостатке — второму оператору придется платить повременно)! За эти деньги, например, в HeliosNet можно скачать всего 116 Мбайт, а воспользовавшись услугами компании «Сеть-Сервис» — 140 Мбайт. В случае же «НТВ-Интернет» речь идет о нескольких гигабайтах (по словам Юлии Клебановой, директора по продажам и маркетингу «НТВ-Интернет», частному пользователю таких объемов вполне хватит).

Для абонентов «НТВ+» входной билет в скоростной Internet будет стоить около 170 долл. — им необходимо приобрести специальную карту в компьютер и конвертер поляризации, все остальное оборудование у данной категории потенциальных пользователей уже есть. Противникам цифрового телевидения придется выложить за комплект 230— 250 долл. (включая 30 долл. за установку). При покупке более дорогого комплекта пользователь сможет на экране компьютера просматривать программы «НТВ+». Заметим, что комплекты абонентского оборудования для уже упоминавшихся конкурирующих СКД стоят 340 и почти 500 долл. соответственно.

Компания «НТВ-Интернет» использует спутник «Бонум-1», который является собственностью «Медиа-Моста». Сигнал с этого КА можно принимать на стандартную 60-сантиметровую антенну «НТВ+» от западной границы России до Тюмени и Омска. «НТВ-Интернет» планирует расширить зону покрытия до Красноярска и тем самым охватить 85% населения РФ.

Начало предоставления услуг было намечено на конец апреля. Однако на «Комтек 2000» стало известно, что сроки передвинуты на вторую половину мая. На выставке компания «НТВ-Интернет» пыталась в первый раз продемонстрировать возможности своей СКД, но, в соответствии с русской поговоркой, первый блин вышел комом — инженерам «НТВ-Интернет» так и не удалось настроить совместную работу телефонного канала запросов и спутникового канала получения информации.

В том, что первая попытка оказалась неудачной, нет ничего страшного — и Москва не сразу строилась. Удивляет другое: какое-то шапкозакидательское отношение российских компаний к развертыванию массового сервиса. При этом ни «Комкор ТВ», ни «ПТТ Телепорт» и «НТВ-Интернет» не делились успехами в тестировании своих новых услуг в течение определенного времени и с участием хотя бы пары десятков тестеров. «ПТТ Телепорт» и «НТВ-Интернет» ссылаются на большой опыт в оказании массовых услуг. Представители «Комкор ТВ» просто отмалчиваются. Складывается впечатление, что в первых двух компаниях не видят разницы между низкоскоростным сеансовым доступом («ПТТ Телепорт»), спутниковым вещанием телепрограмм («НТВ+») и высокоскоростным доступом на базе новейших технологий. Пока самоуверенность наших пионеров в области освоения массового рынка высокоскоростных услуг Internet отражается только на их имидже: «Комкор ТВ» до сих пор не открыл службу доступа в Internet по сети кабельного телевидения, хотя обещал сделать это 1 марта; компания «НТВ-Интернет» опростоволосилась на «Комтек-2000»; есть все основания полагать, что и запланированный на май ADSL-доступ от «ПТТ Телепорт» получить никому не удастся.

Возникает подозрение, что фактическими тестерами станут первые коммерческие абоненты вышеназванных компаний. За свои кровные они помогут поставщикам скоростного доступа отладить систему предоставления услуг, сформировать службу технической поддержки и обучить ее сотрудников, развернуть систему учета и оплаты услуг. Наконец, на опыте этих подопытных кроликов мы узнаем, способны ли «Комкор ТВ», «ПТТ Телепорт» и «НТВ-Интернет» предоставлять надежный и действительно высокоскоростной доступ хотя бы паре сотен клиентов, не имеющих в составе своих семей информационных отделов и не готовых платить дополнительные деньги за содержание персонального технического специалиста, который будет решать возникающие проблемы.