Внедрение IP-телефонии в корпоративных сетях наталкивается на разные барьеры

Со своей стороны операторы связи наперегонки стараются преобразовать свои сети в соответствии с протоколом IP, чтобы иметь возможность предложить VoIP-услуги.

Тем не менее, как свидетельствуют данные компании Probe Research, из 70 млрд. минут голосовых сообщений в действительности менее 4% было передано по IP-cети.

  Многообещающие соблазны

  Автоматизированное распределение вызовов. Великолепно для абонентских центров обработки вызовов перенаправляет вызовы в удаленные центры обработки или в домашние офисы на основе разработанных на заказ методик.

  Web-интерфейс. Телефонное оборудование и телефоны конечного пользователя, управляемые через Web-интерфейс.

  Универсальный обмен сообщениями. Голос, электронная почта, факс, пейджинговая связь и видео — все в одном почтовом ящике.

  Факс поверх IP. Устраняется потребность в дополнительной аппаратуре и бумаге.

  Голосовые приложения электронной коммерции. Голосовая информация, Web-информация и информация базы данных предоставляются потребителям, поставщикам, торговцам и обслуживающему персоналу.

  Набор номера одним щелчком. Телефон объединен с ПК, поэтому поиск по каталогу сводится к щелчку кнопкой мыши для набора номера.

  Разговор после одного щелчка. Если во время прогулки по Web-сайту вам понадобится человеческая помощь, щелкните кнопкой — и с вами готовы поговорить торговый агент или представитель службы поддержки.

  Управление предварительным вызовом. Переключение телефонного вызова, коллективный вызов, использование псевдонимов, вызовы на конференц-связь и другие возможности, которые легко осуществляются конечным пользователем. Высококачественная конференц-связь.

  Мобильность. Где бы вы ни находились, вы получите доступ в Internet путем подключения IP-телефона.

  Виртуальные частные телефонные сети. Используйте инфраструктуру Internet, но создайте виртуальную систему телефонной связи со стандартными функциональными особенностями, таким как передача, местный вызов, переключение телефонного вызова и голосовая почта. Пользователи распределены по всей сети Internet.

И тому есть свои причины. Несмотря на то, что технология VoIP обещает немалую экономию затрат и позволяет создавать новые приложения, что и происходит в настоящее время, существуют значительные барьеры на пути ее внедрения, снижая стимул у тех, кто хотел бы к ней обратиться.

Начнем с экономии затрат. Предполагается, что технология VoIP сократит ваши расходы за счет звонков по сети дальней связи, зачастую предлагаемых взамен междугородной. Но за последние два года плата за междугородные разговоры существенно снизилась. А система Internet-телефонии в большинстве случаев требует новых аппаратных средств, ориентированных на коммутируемую ЛВС, что весьма увеличивает затраты.

Следовательно, переход к IP-телефонии не даст ощутимой экономии при междугородных переговорах.

Можно попытаться передавать голос поверх IP по существующей WAN, которая имеет избыток полосы пропускания. Этот метод с успехом применим в выделенных коммутируемых сетях, WAN, ЛВС или виртуальных частных сетях. В автономных системах вы можете контролировать использование и качество обслуживания (QoS). Конечно, и в этом случае возникает вопрос, зачем платить за избыточную полосу пропускания. А не попробовать ли сэкономить, сократив расходы на полосу пропускания WAN?

Барьер № 1: средства управления конвергентными сетями появятся не раньше, чем через два-три года

Более заманчивым способом экономии средств при переходе к технологии VoIP является резкое сокращение расходов на управление сетью. В упрощенном виде это можно представить себе так: большинство предприятий, как правило, имеют раздельные телефонную сеть и сеть передачи данных с абсолютно различными инфраструктурами проводной связи, оборудованием, центрами обслуживания, администраторами и распределенными устройствами конечных пользователей. Технология VoIP позволяет объединить все это в одну сеть.

Сторонники технологии VoIP указывают, что 70% нынешних сетевых расходов приходится на управление и что компании, которые совмещают телефонные сети с сетями передачи данных, могут более чем наполовину урезать эти затраты.

Но, как считает Кэтлин Симпсон, аналитик из компании Gartner Group, такие оценки могут оказаться слишком оптимистичными, так как исторически голос и данные отличаются друг от друга по тенденции восприятия и практическим навыкам использования.

Она полагает, что потребуется еще два-три года, чтобы реализовать средства управления с общим интерфейсом, устройствами сигнализации и возможностями текущего обслуживания конвергентной сети. Без этого трудно снизить расходы на управление.

Барьер № 2: на создание приложений потребуется от шести до двенадцати месяцев

Вторым стимулом внедрения технологии IP-телефонии являются новые функциональные возможности. Например, вы можете осуществить интеграцию голоса со шлюзом, чтобы создать логически управляемые Web-приложения, хотя обычно такие приложения создаются на заказ.

Пользователи узла электронной коммерции могут просмотреть определенную страницу на узле и затем по телефону подключиться к торговому представителю, который видит, что именно заинтересовало данного человека на этой странице. Кроме того, может быть создана виртуальная телефонная система, предоставляющая голосовую почту, ускоренный набор номера, вызов на видеоконференцию и другие типично телефонные функциональные возможности независимо от вашего местонахождения.

Так что если экономия не дает стимула к внедрению VoIP, то таким стимулом могут оказаться эти новые функциональные возможности. Пол Штраусс, аналитик из компании IDC, говорит, что выгоды от IP-ориентированной телефонной сети включают в себя совместную конференц-связь, проводимую без участия оператора, совместное голосовое и Web-страничное представление, комбинированные почтовые ящики и общий биллинг. Он считает, что более крупным компаниям требуются телефонные узлы с автоматическими распределителями вызовов, которые направляют входящие звонки по назначению.

Рассматривая новые приложения как движущую силу при внедрении VoIP, Штраусс выражает надежду, что мы увидим эти продукты на рынке уже в конце этого или начале следующего года.

Барьер № 3: Internet все еще ненадежен

Общая инфраструктура Internet пока недостаточно стабильна для поддержания голосовой связи. Вследствие того, что QoS Сети непредсказуемо, возникающая задержка приводит к плохому качеству голосового сигнала.

Для того чтобы отделить голосовые пакеты от пакетов данных и обеспечить их получение в течение приемлемого времени, необходимы сетевые протоколы QoS, подобные Multiprotocol Label Switching (MPLS), и обслуживание по типу IP-пакета (ToS).

Таким образом, для поддержания голосовой связи с помощью приложений IP-телефонии нужны сети с коммутацией пакетов, ориентированных на QoS-протоколы и надежно взаимодействующие с телефонной сетью общего пользования (PSTN).

Барьер № 4: стандарты все еще разрабатываются

По мнению аналитиков и производителей, существенным барьером на пути всеобщего распространения IP-телефонии является то, что стандарты функциональной совместимости в сфере VoIP находятся в зачаточном состоянии. Дело в том, что стандарт, находящийся в стадии развития, как правило, понимается неоднозначно.

       Основные производители VoIP-технологий
  3ComMulti-Tech Systems
  AltiGen CommunicationsNexTone Communications
  ArtisoftNitsuko America
  CabletronNortel Networks
  CiriliumOki Networks Technologies
  CiscoPivotal Networking
  ClarentQuintum Technologies
  Ericsson DatacomScience Dynamics
  e-telShoreline Teleworks
  Franklin TelecomSonus Networks
  Infosoft TechnologiesSosinc Communications
  Info SystemsSphere Communications
  InnoMediaTEK DigiTel
  Inter-TelTollBridge Technologies
  Komodo TechnologyTundo
  Lynk USAUnisphere Solutions
  MCK CommunicationsVertical Networks
  Memotec CommunicationVive Synergies
  Mockingbird NetworksVocalData
  Motorola Internet and Networking VOCALscape Communications
  GroupZhone Technologies

МСЭ разработал стандарт H.323 Version 2, обеспечивающий высокую функциональную совместимость. Это усовершенствованный вариант первоначального стандарта H.323. Его новые возможности включают в себя удержание, парковку, перехват и ожидание вызова, ожидание сообщения, а также передачу факсимильных и мультимедийных сообщений. Эти возможности обеспечивают прохождение голосовых вызовов по IP-сети и стандартизируют процесс установления соединений, позволяя состыковать вызовы от различных систем.

Однако стандарт H.323 Version 2 является всего лишь базой для функциональной совместимости вызовов. Нет общего стандарта, поддерживающего широкий набор потенциальных возможностей IP-телефонии и приложений. А это означает, что организация голосовой конференц-связи для работы с системой делового партнера компании будет затруднена.

Такое положение может измениться с введением нового стандарта Media Gateway Control Protocol (MGCP), который был представлен в консорциум IETF и поддержан производителями и операторами. Этот стандарт обеспечивает некоторый уровень функциональной совместимости. Вызовы, взаимодействующие с такими приложениями, как Web-страницы, будут совместимы и с другими IP-вызовами. Например, абонент телефонной сети компании Cisco сможет организовать голосовую конференц-связь с пользователями телефонных сетей Nortel Networks и Lucent.

Крайне важное значение для успешного использования технологии VoIP имеют также стандарты для QoS. Скажем, IP ToS как часть заголовка IP-пакета может определять специальную обработку пакетов, например маршрутизацию. ToS-сигнализация, уплотнение заголовков в реальном масштабе времени по протоколу транспортного уровня и протокол MPLS являются стандартами, которые уменьшают непроизводительные IP-потери путем прямого сокращения потребностей в полосе пропускания. Косвенно это может сократить время задержки и обеспечить качество обслуживания на уровне, необходимом для голосовых вызовов.

Несмотря на все соображения, вызывающие озабоченность, как, например, обеспечение конфиденциальности, процесс внедрения технологии VoIP набирает темп. В целом операторы согласны с тем, что сети с коммутацией каналов будут замещаться IP-сетями с коммутацией пакетов, и поэтому они постепенно внедряют и совершенствуют инфраструктуру для управления такими сетями. В долгосрочной перспективе это устранит такие проблемы, как плохое качество обслуживания, необходимость перекодировки, потребность в устройствах преобразования. Со своей стороны, провайдеры Internet-услуг будут передавать тоновые сигналы по IP-сети и предоставлять услуги по управлению вызовами.

Если вы являетесь обладателем действующей телефонной системы, пожалуй, имеет смысл подождать. Пока что было бы ошибкой пытаться использовать полномасштабную IP-телефонию вне выделенной системы, но это время приближается.

С другой стороны, если у вас уже сейчас есть потребность в использовании функциональных возможностей IP-телефонии, или же вы считаете, что могли бы воспользоваться некоторыми преимуществами VoIP-шлюзов, то попробуйте разработать свою собственную стратегию конвергенции. Учтите выгоды от снижения трафика междугородной телефонной связи и определите, какие для этого имеются возможности.

    10 компаний, предостав-

  ляющих VoIP-услуги
    AudioTalk Networks
    Equant
    Global Crossing
    GTE Internetworking
    InnoMedia
    ipx
    Nexbell Communication
    Sositel Digital Voice Networks
    VOCALscape Communications
    ZeroPlus.com

Можно, например, предусмотреть внутрикорпоративное использование IP-УАТС и подключение к телефонной сети общего пользования для внешних коммуникаций. Или вы захотите использовать набор отдельных устройств либо гибридных решений, которые удовлетворят ваши текущие потребности, отложив внедрение полномасштабной IP-телефонии на будущее. Разработка стратегии конвергенции голоса и данных — задача не из простых, но вариантов для выбора много.

ОБ АВТОРЕ

Питер Клегг — писатель и консультант по техническим вопросам. Связан с компаниями Key Labs и Beacon Strategies в штате Юта.