К сожалению, по первому вопросу ничего конкретного сообщено не было. Иначе с какой стати один коллега-журналист уже после пресс-конференции безуспешно пытался получить у различных представителей Nortel ответ на, как видно, долго мучивший его вопрос: «Кто же все-таки победил, канадцы или американцы?». Поскольку сотрудники иностранной компании уходили от ответа, я изложил коллеге свою точку зрения: «Согласно продемонстрированной нам схеме, представительство Nortel в СНГ теперь входит в состав бизнес-направления Enterprise Solution в Центральной и Восточной Европе. Так как основу этого направления образовала Bay Networks, то по крайней мере в СНГ, Балтии и Польше победили американцы». Не берусь утверждать, что смог исчерпывающе ответить на вопрос товарища, но к нортелевцам, по-моему, он с этим больше не приставал.

А если серьезно, то вместо существовавших до недавнего времени в Москве трех подразделений Nortel осталось только одно. Подразделений, занимавшихся оборудованием для сетей операторского класса и системами мобильной связи, теперь не существует. Представительство корпорации будет и впредь заниматься учрежденческими АТС Meridian и Norstar, многофункциональными коммутаторами Passport, телефонными центрами Simposium. А вот на сбыт в СНГ оптических транспортных систем и средств сотовой связи руководство Nortel, по-моему, не очень надеется. Хотя, как утверждает директор представительства в СНГ Евгений Лисицын, специалисты соответствующего профиля в штате присутствуют и всегда готовы к общению с клиентами. Марк Хельфенштайн (на фото), директор направления Enterprise Solution в Центральной и Восточной Европе, заявил, что в случае необходимости (надо полагать, при получении заказа) штатным специалистам помогает группа поддержки из других европейских офисов.

Однако в ходе беседы с представителями московского офиса у меня сложилось впечатление, что они не очень верят в крупные заказы с российской стороны, да еще на тех условиях оплаты, которые практикуются в корпорации Nortel. Судя по промелькнувшим в кулуарных разговорах срокам — 30 и 90 дней, — в настоящее время Nortel не готова предоставлять россиянам долгосрочные кредиты и рассрочки платежей.

Ясно, что любой производитель, а особенно масштаба Nortel, предпочитает работать с крупными заказчиками. Тем не менее мне показались надуманными объяснения отсутствия таковых в России на том основании, что в нашей стране никто не способен реализовать проект стоимостью от 100 млн. долл. Например, в США Nortel заключил контракт с оператором CapRock Communications на сумму вдвое меньшую. Сорока с небольшим миллионов долларов, по расчетам специалистов, хватит для построения сети, охватывающей шесть юго-восточных штатов США и способной обеспечить передачу телефонного и мультимедийного трафика, предоставление услуг доступа в Internet, IP-телефонии и различного дистанционного сервиса. Другой подобный контракт, стоимостью 34—48 млн. долл., Nortel пытается заполучить у Intrigna — канадского оператора интегрированных услуг связи на базе протокола IP.

Мне представляется, что руководство Nortel сочло нерентабельной активную конкурентную борьбу за российские рынки оптических транспортных систем и сотовой связи. Все оставшиеся в СНГ ресурсы будут направлены в первую очередь на сохранение позиций Nortel в области корпоративной телефонной связи и передачи данных.

Я воспользовался встречей с представителями Nortel, чтобы выяснить отношение к IP-телефонии этого крупного производителя традиционного телефонного оборудования. Мне рассказали, что одним из четырех главных направлений деятельности Nortel является создание решений на базе Internet-телефонии, с помощью которой возможно предоставление самых различных услуг, включая, естественно, IP-телефонные. Понятие «Internet-телефония» не обозначает способ организации телефонной связи на базе общедоступных каналов Всемирной сети. Internet-телефония — это сопряжение сетей пакетной и канальной телефонии и взаимодействие (интеграция) различных приложений на базе протокола IP.

Прообразом Internet-телефонной сети является недавно завершенная первая очередь сети испанского оператора BT Telecomunicaciones (дочернее предприятие BT). Новая сеть на базе оборудования Nortel позволит BT Telecomunicaciones не только обеспечить пакетную передачу телефонного трафика, но и предоставлять такие дополнительные услуги, как IP-видеоконференц-связь, сопровождение виртуальных частных сетей и телефонных центров, а также сервис универсальных сообщений.

К преимуществам Internet-телефонных сетей относятся также возможность организации многосторонней конференции без вмешательства администратора сети, синхронное выполнение телефонных и Web-приложений, использование универсальных почтовых ящиков и единая тарификация пользователей. Internet-телефония позволяет создавать телефонные центры, которые способны автоматически перенаправлять вызовы сотрудникам, находящимся в разных офисах компании, в том числе в других областях и странах, а также на их домашние телефоны.

Создание истинных Internet-телефонных сетей затруднено главным образом из-за отсутствия простых и однозначных стандартов, что является причиной несовместимости оборудования разных производителей. По мнению Александра Козочкина, технического директора московского офиса Nortel, набор рекомендаций Н.323 не оправдал возлагавшихся на него надежд, прежде всего из-за сложности его единообразной реализации. Даже вторая версия спецификаций H.323 предоставляет лишь основы для осуществления широкой функциональности телефонной связи, но не поддерживает богатых возможностей потенциальных IP-телефонных приложений.

Сейчас корпорация совместно с другими производителями работает над согласованием более простых протоколов MGCP и SIP (см. также «Новый протокол коммутации VoIP». «Сети», 2000, № 2, с. 28.), которые гарантируют надежное взаимодействие пакетных и канальных сетей, а также оборудования разных поставщиков. MGCP поддерживает в пакетных сетях, включая сети кабельного телевидения, практически все услуги, доступные в настоящее время в традиционных телефонных сетях.

Итак, Nortel видит свою задачу в обеспечении взаимодействия пакетных и традиционных сетей на базе Internet-телефонии. Александр Козочкин советует не спешить следовать призыву Cisco выкинуть традиционные телефоны и УАТС на свалку истории. По его мнению, телефонные сети с коммутацией каналов будут существовать еще минимум десять лет. Для тех же, кому не терпится создать единую сеть телефонии и передачи данных, Nortel вскоре предложит собственную IP-УАТС на базе архитектуры Inca (Internet Communications Architecture). Первоначально один такой коммутатор будет поддерживать до 2 тыс. абонентов. Естественно, даже целым каскадом IP-УАТС ни Nortel, ни какого-либо другого производителя еще долго нельзя будет заменить Meridian на 50 тыс. линий. Представители Nortel уверены, что они заработают еще уйму денег на поддержке и модернизации установленных учрежденческих станций, прежде чем те будут полностью вытеснены IP-УАТС.


Media Gateway Control Protocol (MGCP)

MGCP представляет собой результат слияния спецификаций IPDC и Simple Gateway Control Protocol (SGCP), разработанных компанией Bellcore (в настоящее время — Telcordia) и определяющих сигнализацию со стороны сетей с коммутацией каналов. Оба названных стандарта de facto служат для решения сходных задач, включая управление сетевыми соединениями и устройствами.

MGCP обслуживает сети и оборудование других стандартов, например поддерживающих сигнализацию SS7 или стандарт H.323.

В соответствии с новым стандартом (MGCP может быть ратифицирован до конца текущего года) программы управления соединениями, называемые также контроллерами межсетевых шлюзов (media gateway controllers) или еще проще — агентами соединения (call agent), могут быть установлены в различных точках сетей как с коммутацией каналов, так и с коммутацией пакетов для обеспечения прозрачной связи между устройствами, принадлежащими к сетям разных типов. Контроллеры устанавливаются вне межсетевых шлюзов, таких как IP-телефонные шлюзы, устройства передачи голоса поверх АТМ, кабельные модемы, УПАТС и большие АТС. Это позволяет строить более гибкие и масштабируемые сети. Например, оператор может оказывать услуги по передаче разнородного трафика на шлюзах, расположенных в различных частях сети, и тарифицировать их раздельно (а возможно, и по-разному). В то же время хранение и администрирование информации об абонентах возможно в центральном узле сети. Другими словами, в сети можно иметь сотни IP-шлюзов и десяток их контроллеров.

Протокол MGCP использует простой набор основных команд, называемых примитивами, которые обеспечивают работу всей или части (большого сегмента) IP-телефонной сети в качестве виртуального коммутатора. Контроллер централизованного управления соединениями взаимодействует с распределенными по сети шлюзами таким образом, как если бы они являлись его интерфейсными картами, обеспечивающими связь с внешним сетевым окружением.

MGCP поддерживает взаимодействие между агентом соединения и шлюзами, что позволяет инициировать телефонное соединение с простого, относительно неинтеллектуального преобразователя (транслятора) ИКМ в IP, подключенного к обычному телефону.