Накануне рождества, 14—16 декабря в Нью-Йорке прошли конференция и выставка eBusiness. Всплеск интереса к теме бизнеса в Internet наблюдался в конце ушедшего года и в нашей стране. Практически один за другим в Москве состоялись три форума на эту тему. «Бизнес@Интернет.Россия» (7 декабря), «Электронное ведение бизнеса в России — путь к открытому глобальному рынку» (9—10 декабря) и «Интернет-Маркетинг« (15—17 декабря). Конечно, масштабы мероприятий, так же как и объемы электронного бизнеса, в России и США различаются на пару порядков, и тем не менее повышение интереса к этой теме отечественных компаний и рядовых пользователей Internet радует. В журнале «Сети» года два-три назад публиковалось достаточно много материалов, посвященных технологическим аспектам электронной коммерции. Однако слабое развитие в нашем отечестве электронных платежных систем, ситуация с которыми еще более усугубилась после кризиса в августе 1998 г., и чрезвычайно ограниченный рынок постепенно свели на нет освещение данной темы в «Сетях». И вот теперь это направление в российском сегменте Internet постепенно возрождается, о чем косвенно свидетельствует и появление в нашем издательстве специального журнала. Первый номер eCommerce World («Мир электронной коммерции») вышел в начале января 2000 г. Возвращается к этой теме и наш журнал.

На конференции «Бизнес@Интернет.Россия», организованной компаниями Algorithm Group и PricewaterhouseCoopers (PwC), были представлены оценки годового объема российского рынка электронной коммерции. В секторе «бизнес—бизнес» (business-to-business) он составляет 40 млн долл., а в секторе «бизнес—потребитель» (business-to-consumer) — около 1 млн долл. То есть доля нашей страны не превышает 0,05% от мирового объема электронного бизнеса (около 100 млрд долл.).

По мнению руководителя отдела компании TopS Леонида Новомлинского, крупные российские предприятия пока не относят электронный бизнес к важнейшим направлениям своего развития. Одной из существенных причин этого служит разрыв между методологией ведения бизнеса и бурно развивающимися компьютерными технологиями. Наиболее распространенной формой присутствия корпоративного бизнеса в Internet стали Web-представительства, успешно решающие маркетинговые задачи, но не обеспечивающие интеграции бизнес-процессов и уменьшения затрат на их реализацию.

И все же в российской части Internet появился ряд компаний, накопивших практический опыт использования Всемирной сети в бизнесе с учетом национальных особенностей.

По данным PwC, в 1999 г. в мире немногим более 44 тыс. предприятий были заняты в сфере электронного бизнеса. К 2002 г. ожидается увеличение их числа в 20 раз, а объем мирового рынка электронного бизнеса возрастет к 2003 г. почти до 1,4 трлн долл.

По словам Михаила Якушева, руководителя юридического отдела компании «Глобал Один», Internet во всем мире развивается пока в глубоком правовом вакууме. Действующий в России массив нормативно-правовых документов он оценил в целом как достаточный лишь на НАЧАЛЬНОМ этапе развития электронной коммерции. Может быть, именно по этой причине на другой московской конференции — «Электронное ведение бизнеса в России — путь к открытому глобальному рынку», организованной Ассоциацией документальной электросвязи (АДЭ), — главное внимание было уделено теме регулирования бизнеса в Internet и создания нормативно-правовой базы для этого, а также безопасности электронных платежей. Одним из основных вопросов конференции стало обсуждение проекта закона «Об электронной цифровой подписи», текст которого был роздан всем участникам конференции.

Как раз накануне конференции АДЭ Европарламентом был принят закон о придании электронной цифровой подписи юридического статуса. В соответствии с этим актом все страны, входящие в ЕС, должны в течение полутора лет принять соответствующие национальные законы. Поэтому российский закон, который по первоначальному плану должен быть рассмотрен и утвержден Думой до конца 2000 г., имеет шансы не слишком отстать от первоначально намеченного графика.

Практической реализации этого закона и созданию системы управления цифровыми сертификатами был посвящен доклад заместителя генерального директора МО ПНИЭИ Игоря Дмитриева. Система доверительных центров сертификации должна выполнять функции создания, хранения и ведения справочника цифровых подписей (сертификатов), а также их досрочного удаления и протоколирования всех перечисленных действий. Этот доклад, а также упомянутый выше доклад Леонида Новомлинского из ТopS, прозвучали на обеих конференциях.

Учитывая рост интереса к электронному бизнесу в нашем отечестве, можно представить, какова популярность этой темы в США.

Наиболее привлекательным и перспективным, по мнению большинства участников eBusiness Expo, в ближайшее время будет сектор «бизнес—бизнес» (B2B).

Именно для этого сектора рынка было предназначено большинство программных продуктов, демонстрировавшихся на выставке. В основном предлагались законченные решения (так называемые total e-Business-solutions), предназначенные для интеграции с существующими корпоративными системами. Самые крупные экспозиции на выставке представили достаточно хорошо знакомые российским специалистам компании — IBM, Hewlett-Packard, Oracle, Baan, SAP, Tivoli. Менее известны российскому потребителю поставщики решений для электронного бизнеса MERANT, Sterling Commerce, PeopleSoft, Rational, Xpeditor, чьи стенды были не менее заметны. Всего же в павильоне выставочного центра Jacob Javits, близком по размерам к «Форуму» на Красной Пресне, было представлено около 140 компаний.

Впрочем, представление новых продуктов, по мнению многих участников, не являлось главной целью форума. Гораздо важнее, по их словам, была демонстрация работающих решений, обмен опытом и выявление новых возможностей, а также лидеров в различных секторах рынка. Эта цель, конечно, оказалась бы недостижимой без конференции, проходившей в залах, по суммарной площади не уступавших выставке.

Вообще организация конференции, на мой взгляд, несколько отличалась от привычного русла. За исключением трех пленарных докладов, на которые каждое утро перед началом выставки собиралось по нескольку тысяч человек, остальное действо было организовано в виде «круглых столов» по четырем секциям.

К началу конференции журнал Informationweek совместно с консультационной фирмой Hurwitz Group определили ведущую сотню компаний (примерно из 350 претендентов) американского электронного бизнеса — E-Business 100. Рейтинг конкретной компании определялся не по одному, а по совокупности параметров, таких как размер дохода, темпы роста, инновации и др. В лидирующую сотню вместе с некоторыми известными ветеранами компьютерной и телекоммуникационной индустрии вошли представители различных отраслей производства и услуг, а также компании, о которых еще год назад никто не слышал. В частности, автодилер DriveOff.com или поставщик онлайновых приложений Protera Systems. Второе и третье места заняли компании IBM и Cisco Systems, а на первом оказалась компания Office Depot — реселлер, или, в новой терминологии, e-реселлер офисного оборудования и ноу-хау для малого бизнеса. В качестве ноу-хау фирма поставляет необходимые документы, формы и рекомендации по организации и ведению бизнеса для небольших американских компаний. В 1999 г. оборот Office Depot превысил 9 млрд долл.

Средний оборот компаний, вошедших в E-Business 100, составил 1,8 млрд долл. (у 40% он меньше 50 млн, а у 32% превышает 1 млрд). Kак правило, более половины оборота дает электронный бизнес. А у четверти компаний из этой сотни весь доход связан с использованием Internet. Ведущие специалисты компаний из E-Business 100 в основном и были участниками «круглых столов» на конференции.

В трех пленарных докладах ключевые персоны из компаний IBM, Cisco и Intershop представили свои взгляды на развитие бизнеса в Internet и поделились опытом и достижениями своих фирм на этом поприще.

Ирвинг Владавски-Бергер (на фото вверху), руководитель подразделения Internet Division компании IBM, прокомментировал мнение ряда журналистов, согласно которому IBM давно пора расшифровывать свое название как Internet Business Machines. Эта компания — ветеран электронного бизнеса занимает лидирующее положение по обороту и доходу в этой сфере (по оценкам IBM, ее доход от электронного бизнеса составляет около 20 млрд долл., что составляет около четверти оборота компании. Причем это в основном доход от продаж программного обеспечения, ПК, Internet-технологий и сервисных услуг). В конце 1995 г. было принято стратегическое решение — сфокусироваться на Internet не только как на информационном ресурсе, а как на полноценной среде для ведения бизнеса. По мнению г-на Владавски, в 2001 г. около половины бизнеса в США перейдет в режим online. Но настоящая революция произойдет только тогда, когда Web будет тесно интегрирован с бизнес-процессами. По мнению руководства IBM, чтобы считаться Internet-компанией, нужно обеспечивать через Internet не менее половины совокупного дохода. Так что до переименования еще далеко.

На другой день Петер Солвик, старший вице-президент и руководитель информационной службы (CIO) компании Cisco Systems, перечислил основные параметры, которым должна удовлетворять компаниия, готовая работать в сфере электронного бизнеса (Net Readiness), среди которых основную роль играют четкое определение Internet-стратегии, интеграция ее с бизнес-стратегией, четкое распределение ролей, и самое главное — установившаяся «электронная» культура внутри самой корпорации. По словам Солвика, в настоящий момент Cisco через Internet принимает свыше 80% заказов на свое оборудование и размещает заявки на изготовление продукции более чем на 30 заводах, разбросанных по всему миру. Производство необходимого продукта начинается через 15 минут после оформления заказа.

Право выступления с последним пленарным докладом было предоставлено Стефану Шамбаху (на фото внизу), основателю и президенту фирмы Intershop Communications. По данным IDC, в 1998 г. программное обеспечение INTERSOP enfinity этой сравнительно небольшой фирмы (500 сотрудников, оборот около 18 млн долл.) использовалось для работы с клиентами-покупателями более чем на 20 тыс. Web-узлов, что превосходит суммарное количество установок ПО трех других поставщиков подобного программного инструментария, занимающих в этой сфере 2-е, 3-е и 4-е места. К 2003 г. через Internet будет совершаться почти 10% покупок, стоимость которых составит 1,3 трлн долл. Парадоксальной показалась мне оценка основателем Intershop проблемы защиты информации в Internet. По его мнению, оплата обеда в ресторане кредитной картой не менее опасна, чем покупка с помощью той же карты через Internet.

При посещении американской выставки у меня возникло впечатление, что в эту область наперегонки устремились все компании, которые традиционно занимались разработкой бизнес-приложений. Причем усилия специалистов по маркетингу из самых разных фирм направлены на убеждение потенциальных клиентов в том, что именно их программные продукты наиболее полно и адекватно соответствуют популярной идее электронного бизнеса. Нечто подобное, но в меньшем масштабе, происходило, на мой взгляд, несколько лет тому назад по поводу интрасетей. Тогда на многочисленных форумах и в печатных изданиях различные специалисты доказывали, что именно их программные продукты наиболее подходят для организации интрасетей (корпоративных сетей с протоколом TCP/IP и Web-интерфейсом). Но, отдав дань маркетингу, все постепенно успокоились, и интрасети заняли свое достаточно скромное место в сетевом мире. Возможно, через несколько лет то же самое произойдет с электронным бизнесом и торговлей в Internet. Вполне вероятно, что к тому времени любой бизнес будет немыслим без этих составляющих, так же как сейчас он немыслим без маркетинга и бухучета.


По данным РОЦИТ, оборот «Web-cтроительства» в российской части Internet составляет около 5 млн долл. в год, из которых приблизительно половина приходится на доходы пяти крупнейших студий дизайна. Годовой доход четырех основных российских операторов сети баннерного обмена оценивается в 400—500 тыс. долл. Потенциальная емкость этого сегмента рынка составляет около 5 млн долл. в год. По зарубежным оценкам, реклама в Internet может быть эффективной, если в ее аудиторию входит около 20% населения. Сейчас в России этот показатель составляет 4%.

В настоящее время в России существует более 300 электронных магазинов, лишь относительно небольшое число которых работает достаточно активно. Это объясняется рядом причин. Среди них — все еще незначительное число пользователей Internet, дефицит доверия потребителей к электронным сделкам, недостаточное количество платежных инструментов.

Сказывается также низкий технический уровень разработки систем Internet-торговли, поскольку зачастую созданием магазинов занимаются не профессионалы в области электронного бизнеса, а дизайнеры-любители. Однако положение постепенно меняется в лучшую сторону.


По мнению Александра Антоняна, заместителя директора ОАО «Гипросвязь», в современных российских условиях средний срок совершения сделки между компаниями — от 12 до 14 дней и состоит она из нескольких этапов: оформление, согласование, утверждение и пересылка договора на поставку товаров или предоставление услуг занимают до 7 дней; на подготовку счета, оформление платежных поручений, банковские операции уходят еще 5—7 дней. При электронном документообороте эти сроки можно сократить до 1—2 дней.


NetWare 5.1 — сетевая среда для электронной коммерции

Компания Novell не могла остаться в стороне от всеобщего увлечения электронной коммерцией и в середине января выпустила новую версию своей сетевой ОС — NetWare 5.1, позиционировав ее как сетевую среду, обеспечивающую защищенные сделки через Internet. По замыслу Novell, она расширит границы корпоративных сетей, позволив «включить в их состав» Internet-узлы, и обеспечит полностью безопасные операции электронной торговли.

В комплект интегрировано немало новинок, созданных как в самой No vell, так и разработчиками других компаний. Например, впервые для администрирования сети предлагается иная версия службы NDS — e-Directory, одна из главных функций которой —- обеспечить простой и защищенный (и на уровне SSL, и с помощью инфраструктуры открытых ключей) доступ через Internet и управление персонифицированными отношениями с клиентами через Web (в том числе и по протоколу LDAP3). Структура каталогов NDS e-Directory способна конкретизировать взаимосвязи пользователей на уровне маркетинговой информации (демографические показатели, привычки потребителей, традиции в области размещения заказов, интерес к продуктам, уровень удовлетворенности и отзывы покупателей), а также позволяет предоставлять часть сетевых ресурсов корпоративной сети конкретным бизнес-приложениям партнеров через Internet.

Как и всегда при использовании NDS, управление и администрирование централизованные, однако применение средств NetWare Managment Portal (интерфейс—браузер) дает возможность администраторам сети контролировать ряд параметров (в том числе NDS, работоспособность сервера, состояние сети) из любой точки земного шара, получая защищенный доступ в корпоративную сеть.

Важным шагом Novell на пути превращения своей ОС для локальных сетей в операционную среду для электронной коммерции стало включение в NetWare 5.1 таких продуктов IBM, входящих в комплект WebSphere 3.0 Standard Edition, как Application Server, Studio и Performance Pack, которые оснащают эту ОС не только набором инструментальных средств для создания Web-приложений, но и расширяют возможности масштабирования сервера электронной коммерции и увеличивают его производительность.

Оценить работу новых продуктов Novell можно, обратившись к узлу www.cnn.com (первым покупателем этого ПО стала компания CNN).

Стоимость полного комплекта NetWare 5.1 в России при обновлении старой версии на пять пользователей составит 1345 долл.

Галина Большова,

«Сети»