Таблица 1. Абонентские DSL-устройства для потребительского сектора

Таблица 2. Абонентские DSL-устройства для корпоративного сектора

Таблица 3. DSL-оборудование для узла оператора связи

Прежде чем приступить к обзору российского рынка xDSL-оборудования, необходимо уточнить, что он состоит из двух совершенно неравноценных сегментов -- корпоративного и потребительского. Первый обслуживает операторов связи и корпоративных пользователей, живет относительно бурной жизнью и постепенно занимает все более заметную долю рынка телекоммуникационного оборудования.

МГТС широко представила проект СПДОП на

выставке "Связь-Экспокомм`99".

Потребительский сегмент существует скорее виртуально. С одной стороны, вроде бы аппаратура, предназначенная для использования частными лицами, на российском рынке присутствует (табл. 1). Однако если даже единичные устройства этого класса и продаются, то они поступают опять же корпоративным пользователям. Короче говоря, реального потребительского сектора xDSL-оборудования в России не существует. Значительную роль в его оживлении может сыграть реализация проекта МГТС по построению сети передачи данных общего пользования (СПДОП). Однако это дело будущего и произойдет во всяком случае не в 1999 г.

Корпоративный сектор российского рынка xDSL-оборудования обслуживает главным образом нужды операторов общедоступных и ведомственных сетей. На оборудовании высокоскоростной цифровой абонентской линии (HDSL) и ее близкой родственницы для одной пары проводов (SDSL) строятся магистральные линии ведомственных сетей, организуются выносы абонентской емкости АТС, создаются линии подключения базовых станций сотовых и транкинговых сетей, земных станций спутниковой связи и точек присутствия Internet-провайдеров. Значительно реже xDSL-оборудование используется для подключения учрежденческих АТС (УАТС) и ЛВС организаций к сетям общего пользования. Ведь в России по-прежнему не так много компаний и организаций, которые могли бы арендовать у оператора каналы связи с быстродействием свыше 128 кбит/с, а с такой пропускной способностью справляются и другие, менее скоростные технологии (см. врезку "Линия или технология?").

Особенностью использования xDSL-оборудования в России является построение на нем магистральных линий связи длиной не менее 50, а то и более 100 км. По крайней мере, поставщики модемов Watson-4 Megatrans (производитель Schmid Telecom) и HiGain`98 (PairGain) утверждают, что это так. С некоторых пор крупные предприятия стали с помощью xDSL-оборудования объединять в единую ЛВС локальные сети своих подразделений. Среди первопроходцев -- Магнитогорский металлургический комбинат и ЗИЛ.

Популярность оборудования цифровой абонентской линии в корпоративном секторе России за год, прошедший после публикации предыдущего обзора ("Сети", 1998, № 4, с. 78), несомненно возросла. Об этом можно судить хотя бы по числу участников семинаров, посвященных этой технологии. До прошлого года организаторами ежегодных подобных семинаров являлись только две компании -- "Натекс" и Race Communications. C 1998 г. их проводят почти все поставщики и многие производители. Среди последних -- Cisco, RAD Data Communications, Ascend, Ericsson и Alcatel. Представители PairGain и Schmid Telecom всегда участвуют в мероприятиях, организуемых их дистрибуторами.

Рост интереса к технологии обусловил выход на наш рынок новых производителей и стремительный рост числа поставщиков. В прошлом году на нем присутствовали десять производителей xDSL-оборудования. Сейчас их число возросло практически вдвое. Кроме компаний, представленных в наших таблицах, есть еще много известных имен (по непонятным причинам их российские партнеры не вернули высланные им анкеты). Во-первых, стоит назвать компании, о которых шла речь в прошлогоднем обзоре и которые, по данным ИАЦ "Телекоммуникации", не покинули наш рынок -- это 3Com, LG Information & Communications, Nokia Telecommunications, TAINET Communication System и Telindus. Во-вторых, за прошедший год к ним прибавились Newbridge, Orckit, ADC Telecommunications. Наконец, среди производителей HDSL-устройств появился российский завод "Морион". Разработан продукт пермским НПО "Такт", завод же наладил серийное производство аппаратуры межстанционной связи с интерфейсом E1. На базе этой системы можно организовать тракт E1 протяженностью до 3,6 (при диаметре жилы 0,4 мм) или 13 (при 1,2 мм) км. На линии может быть установлено три регенератора, и тогда длина линии связи, надо полагать, увеличится втрое.

В российской системе применен комплект микросхем фирмы Level One Communications (сейчас -- подразделение корпорации Intel), в котором используется линейный код 2b1q. По утверждению директора "Мориона" по маркетингу и сбыту Владимира Ардашева, их продукт -- самый дешевый на рынке. Он совместим по мониторингу и управлению с аппаратурой ИКМ, поддерживает АТС "Квант" и передачу команд тарификации.

По оценке ИАЦ "Телекоммуникации", по-прежнему на российском рынке лидирует продукция швейцарской фирмы Schmid Telecom. НТЦ "Натекс", единственный дистрибутор этой компании, заявляет, что на базе оборудования семейства Watson в России установлено свыше 3 тыс. HDSL-линий. В этом году реселлером продукции Schmid Telecom стал еще один известный поставщик xDSL-оборудования -- АО "Информсвязь".

По всей видимости, следующее место занимает продукция американской корпорации PairGain. Компания гордо заявляет, что по всему миру у нее установлено свыше 1 млн xDSL-линий, однако умалчивает о том, какая доля из них приходится на Россию. Тем не менее ИАЦ "Телекоммуникации" располагает сведениями об инсталляции ее оборудования в Московском регионе и Приморском крае, в Башкирии и на Северном Кавказе, в Рязанской области и на Урале. Продукцию PairGain продвигают в России компании ЮНИ, Diamond Communications, Race Communications и Step Logic.

Шасси Lrs12 компании RAD

В конце прошлого года PairGain значительно снизила цены на свою продукцию. Так, в среднем на 20% подешевела вся серия Campus-HRS, на 50% -- HighGain`98 E1 (оборудование для организации 2-мегабитных трактов по магистральным медным линиям связи).

Наряду со снижением цен с прошлого июля компания провела еще целый ряд громких акций: предоставление российским дистрибуторам на испытание новейших продуктов до их выхода на рынок, организация многочисленных семинаров и встреч с журналистами, сертификация дистрибуторов в Швейцарии и повышение их статуса.

Компания PairGain -- один из трех производителей (наряду с Schmid Telecom и Nokia), первыми начавших поставлять на российский рынок хDSL-устройства. Пока соревнование выигрывает швейцарская фирма. Но если компанию Nokia это, по-видимому, устраивает (за исключением Северо-Западного региона активность ее в продвижении xDSL-устройств практически незаметна), то, судя по агрессивной стратегии PairGain, эта компания имеет серьезные намерения переломить ситуацию в свою пользу.

Не совсем ясна политика в области xDSL израильской компании RAD. У нее прочные позиции на рынке модемов для физических линий, она проводит рекламную кампанию своих устройств доступа в сети АТМ, а вот особой активности на рынке xDSL не проявляет. Судя по всему, ее инсталляционная база за прошедший год значительно не увеличилась (напомню, что в прошлогоднем обзоре она была оценена как не превышающая полутора сотен линий).

Из новичков на российском рынке следует выделить компании WaiLAN и RADWIZ. Один из сотрудников ИАЦ "Телекоммуникации" отметил появление на мировом рынке фирмы WaiLAN в апреле прошлого года. Обращает на себя внимание тот факт, что молодая компания заявила о себе представлением устройства для одной пары проводов с достаточно высокой дальностью связи при скорости 2 Мбит/с. Однако самое примечательное в устройстве AGATE 250 -- механизм изменения линейной скорости (тактовой частоты), благодаря которому при ее снижении дальность связи по линии с диаметром жилы 0,5 мм увеличивается с 2,7 до 9 км. Как оказалось позже, этого производителя заметила и компания CompTek, которая решила дебютировать на российском рынке xDSL-оборудования именно с продукцией WaiLAN.

На выставке Internetcom`98 компания CompTek продемонстрировала еще одно прямо-таки уникальное устройство производства WaiLAN. Система с изменяемой линейной скоростью передачи AGATE 850 способна передавать данные по двум парам телефонного кабеля со скоростью 7 Мбит/с (в обе стороны) на расстояние около 3,5 км. Каждый модем снабжен двумя портами E1, двумя синхронными портами V.35 и одним портом Ethernet для подключения к локальной сети. Это устройство (цена с НДС составляет 2790 долл.) предназначено для построения действительно высокоскоростных корпоративных сетей, способных обеспечить передачу мультимедийной информации (данных, видео и телефонного трафика). Как объяснил технический директор CompTek Петр Кочегаров, весь фокус заключается в том, что в модеме размещено по два ADSL-блока. Каждый блок работает по одной паре как обычное асимметричное устройство со скоростью 6 Мбит/с в одну сторону и 1 Мбит/с в другую. Фактически модем AGATE 850 функционирует как инверсный мультиплексор. Передающий модем разделяет поступающий на его вход 7-Мбит/с поток на два (6+1 Мбит/с) и передает их по разным парам. Принимающий модем суммирует два входящих потока и выдает дальше опять 7 Мбит/с. К недостаткам RADSL-модема AGATE 850 и сходного с ним AGATE 800 можно отнести отсутствие поддержки маршрутизации; они являются обычными прозрачными мостами.

Абонентский модем Megabit Modem 300S

Уже на выставке Internetcom`98, по утверждению генерального директора CompTek Аркадия Воложа, семейством устройств AGATE заинтересовались операторы "МТУ-Информа" и МГТС. После выставки "Связь-Экспокомм`99" Петр Кочегаров сообщил, что за полгода продано 130 пар модемов AGATE. Одним из покупателей AGATE 850 стала московская компания "ПТТ-Телепорт". Г-н Кочегаров утверждает, что у этого оператора есть клиенты, готовые подключиться к его сети на скорости 7 Мбит/с.

Еще одной интересной новинкой российского рынка стала система IPTL израильской компании RADWIZ. На российском рынке ее предлагает компания "Омнибэнд Групп". Это SDSL-система, т. е. она работает по одной паре проводов и ориентирована главным образом на использование в сетях телефонных операторов и поставщиков услуг Internet. IPTL обеспечивает как передачу данных, так и обычную и пакетную (IP) телефонную связь. Абонентский модем системы IPTL имеет встроенный маршрутизатор и межсетевой экран, а также поддерживает протоколы DHCP и NAT. К четырем его портам можно подключить компьютеры, ЛВС и телефонные аппараты в любой комбинации.

DSLAM Avidia 8000 компании Pairgain

Устанавливаемый на телефонной станции концентратор поддерживает шесть абонентских линий и имеет 12 аналоговых портов и три порта Е1 для подключения к местной АТС. Каждая абонентская линия обеспечивает передачу информации со скоростью до 2 Мбит/с на расстояние до 2 км. В состав системы IPTL входят платформно-независимые средства дистанционного управления, позволяющие осуществлять контроль и администрирование системы через Internet (например, устанавливать необходимую пользователям скорость передачи данных или требуемый уровень качества обслуживания).

Продолжается падение цен (правда, в долларах) на xDSL-оборудование. Если за предыдущие полтора года (ноябрь 1996-го -- март 1998-го) они снизились в среднем на 300 долл., то за последний год они упали в среднем приблизительно на 600 долл. Особенно заметно снижение цен на устройства организации 2-Мбит/с трактов. Накануне выставки "Связь-Экспокомм`99" компания Diamond объявила о начале поставок SDSL-модемов с изменяемой скоростью передачи HighGain ETSI RS (от 64 кбит/с до 2 Мбит/с) по цене менее 1600 долл. за линию. В прошлом году в России можно было только удивляться, как это компания Orckit продает в США сходные устройства по 1800 долл. за линию, когда у нас комплект из двух модемов стоит 3000 долл. Спустя год Россия преодолела эту планку. Появился и стимул к приобретению подобных устройств -- в компаниях даже несмотря на кризис продолжают появляться цифровые АТС. Для их объединения в сеть и подключения к ТфОП xDSL-оборудование подходит как никакая другая аппаратура.

Перспективы ADSL

В конце 80-х годов поставщиков телекоммуникационных услуг захватила идея использовать технологию DSL для предоставления различного видеосервиса по имеющимся у телефонных компаний в избытке медным абонентским парам. Немногим позже, в начале 90-х, корпорация Bell Communications Research, или просто Bellcore (тогда -- исследовательский центр региональных телефонных компаний США, а с марта этого года -- дочернее предприятие Telcordia компании Science Applications International) опубликовала первые спецификации технологии асимметричной цифровой абонентской линии (ADSL). Уже в 1993 г. операторы Bell Atlantic и British Telecom приступили к испытаниям соответствующего оборудования.

После более чем четырехлетних попыток воплотить в жизнь свою мечту североамериканские (именно на этом континенте происходили более-менее крупные испытания) операторы поняли, что на видеоуслугах денег не заработаешь. В 1998 г. американцы начали массовое развертывание ADSL-услуг, но на сравнительно низких скоростях (от 128 кбит/с до 1,5 Мбит/с) и почти исключительно для передачи данных, включая доступ в Internet.

В остальном мире (за исключением Гонконга и Сингапура) до массового предложения DSL-услуг дело так и не дошло. Не в последнюю очередь это связано с тем, что там по-прежнему пытаются приспособить DSL под видеосервис. Есть все основания полагать, что однажды, подобно своим североамериканским коллегам, европейцы осознают бесперспективность этого направления и займутся делом -- предоставлением доступа в транспортные сети и Internet.

Для нас не было неожиданностью, что первыми в Старом Свете опомнились немцы. Deutsche Telekom приступил к испытаниям ADSL в Нюрнберге в декабре 1996 г. и планировал начать предоставление соответствующих услуг на коммерческой основе в 1998 г. АDSL-аппаратура была установлена на одной из нюрнбергских АТС и в 100 квартирах. Главный упор делался на видеоуслуги. Участникам испытаний предлагалось заказывать на свои компьютеры трансляцию информационных программ региональных телевизионных каналов N-TV, Баварского и Южно-Германского телевидения, а также Института научного фильма. В нюрнбергском издательстве Hans Mueller & Co. можно было заказать трансляцию местных новостей. Кроме того, предлагалось в интерактивном режиме делать покупки в фирме Quelle. Передача видеоматериалов осуществлялась с помощью видеосерверов фирмы Ncube и ПО компании Oracle.

В марте 1998 г. вместо предоставления коммерческих услуг Deutsche Telekom приступил к новому этапу тестирования в Северном Рейне-Вестфалии -- самой густо населенной федеральной земле Германии. Однако видеосервис уже почти не упоминался. Вторая попытка была нацелена на исследование возможности применения ADSL в сфере среднего и малого бизнеса, в первую очередь для обеспечения высокоскоростного доступа в Internet, а также в издательском деле, медицине и образовании. Кроме того, участникам эксперимента (около 100 корпоративных и 350 индивидуальных пользователей) предлагалось до конца года вволю наслаждаться компьютерными играми и опять же совершать покупки в электронных магазинах. Коммерческое обслуживание было перенесено на начало 1999 г. и за один год планировалось охватить в 40 крупнейших городах Германии 100 тыс. абонентов, до 2003 г. -- 80% населения страны. Уже тогда стало ясно, что частные лица не смогут оплачивать скорости более 1,5 Мбит/с, а для корпоративных клиентов планка была установлена на уровне 8 Мбит/с.

Программа этого этапа испытаний предусматривала доступ в Internet частных пользователей с помощью ADSL-модемов, а мультимедийный сервис ограничивался предложением на серверах службы T-Online музыкальных видеоклипов, трехмерных анимационных роликов и мультимедиа-игр. Корпоративные пользователи применяли ADSL-модемы для удаленного доступа в сети своих предприятий и организаций, для видеоконференцсвязи и объединения локальных сетей. О видео по запросу ни слова.

В конце апреля 1999 г., после многочисленных задержек в пути, поезд ADSL наконец-то прибыл в Германию. Но не для всех. На него могли попасть только корпоративные пользователи в восьми крупнейших городах: Берлине, Бонне, Гамбурге, Дюссельдорфе, Кельне, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне и Штуттгарте. Как и следовало ожидать, им был предложен доступ в Internet, транспортные сети и ЛВС их фирм. При этом максимальное быстродействие прямого канала (от узла провайдера к абоненту) было снижено на 2 Мбит/с и составило 6 Mбит/с, в обратном канале предложены скорости от 160 до 576 кбит/с. ADSL-сервисом можно воспользоваться в двух вариантах: в рамках служб T-Interconnect и T-Net-ATM.

Тарифы службы T-Interconnect официально не объявлялись. Известно лишь, что взимается единовременная плата за установку канала, а абонентская плата начисляется в зависимости от средней полосы пропускания.

В рамках службы T-Net-ATM предложено два варианта доступа: ATM-Access и ATM-Solution. В первом случае владельцы ADSL-устройств могут пользоваться коммутируемыми виртуальными каналами (SVC). Услуга ATM-Solution предполагает использование как SVC, так и постоянных виртуальных каналов (PVC) в АТМ-сеть Deutsche Telekom. Быстродействие ADSL-соединений составляет в прямом канале от 2 до 6,144 Mбит/с, в обратном -- от 204 до 614 кбит/с. Расценки соответствуют тарифным планам службы T-Net-ATM и включают плату за установку (500 марок), ежемесячную абонентскую плату и повременку. Например, канал 2 Мбит/с/204 кбит/с (вниз/вверх) стоит 390, а канал 6144/614 кбит/с -- 960 марок в месяц. При использовании днем средней полосы пропускания 768 кбит/с повременный местный тариф составляет 0,177 марки/мин, междугородный -- 0,557 марки/мин.

Представители Deutsche Telekom обещают, что с июля и индивидуальные пользователи в вышеназванных городах смогут испытать Fast Internet. Им будут предложены два тарифных плана: Speed-50 и Speed-100. Они различаются не скоростью (в обоих случаях она составляет вниз 768 и вверх 128 кбит/с), а количеством "бесплатных" часов пользования Internet. Подписчики Speed-50 получают за 99 марок 50 таких часов в месяц, абоненты Speed-100 -- 100 часов в месяц за 149 марок. Но это -- плата только за доступ в Internet. А еще частный пользователь должен будет вносить за объединенную линию ISDN/АDSL ежемесячно 100 марок (обычная линия ISDN BRI стоит в два раза дешевле) и платить повременку за ISDN-звонки.

Планируемые расценки для частных пользователей, по мнению аналитика Gartner Group Сьюзен Томсон, отпугнут многих потенциальных потребителей ADSL-доступа. Поэтому она очень скептически относится к тому, что Deutsche Telekom думает приобрести в этом году 100 тыс. абонентов. Тем не менее Томсон признает, что в отсутствие реальной конкуренции вряд ли стоит рассчитывать на скорое снижение цен. Действительная же конкуренция в области ADSL-сервиса возможна только с падением цен на прямые провода.

Всем уже, наверное, известно, что в течение ближайших двух лет МГТС планирует на базе своей абонентской телефонной сети и сети АТМ дочерней компании "Голден Лайн" создать СПДОП. Реализация этого проекта потребует от МГТС к 2001 г. на всех своих АТС установить мультиплексоры цифровых абонентских линий, частично заменить кабельное хозяйство абонентской сети и, главное, убедить москвичей в необходимости приобретения ADSL-модемов. Будем надеяться, что с первыми двумя задачами МГТС если и не полностью, то в основном справится. В противном случае руководству компании будет трудно отчитаться за средства, полученные от размещения евробондов. Ведь одним из двух проектов, под которые зарубежные финансовые институты давали деньги, как раз и была СПДОП (второй проект -- построение интеллектуальной сети).

Значительно труднее осилить третью задачу. Во-первых, даже если и можно будет приобрести встраиваемые модемы Cisco 605 за 227 долл. (см. табл.1), вряд ли 5 тыс. москвичей (в первый год предоставления услуг СПДОП столичный оператор рассчитывает именно на такое число пользователей) захотят это сделать в условиях перманентных финансовых кризисов и по причине того, что это устройство не позволяет одновременно использовать линию для обычного телефонного разговора. Все же остальные ADSL-модемы стоят значительно дороже.

Во-вторых, чем МГТС собирается привлекать пользователей ADSL-услуг? В США абонентам предлагают достаточно скоростной доступ (свыше 128 кбит/с) за цену, в два-три раза превышающую стоимость доступа с помощью обычного модема. В московском варианте это может означать приблизительно 3 долл./ч или порядка 100--120 долл./мес без ограничения времени доступа. Много ли найдется желающих -- большой вопрос. И какой, собственно, скоростной доступ сможет предложить МГТС? Сколько потребуется владельцев ADSL-устройств, чтобы напрочь забить 100-Мбит/с полосу всех российских каналов в зарубежную часть Internet и 155-Мбит/с мощь АТМ-сети "Голден Лайн"? Все это смешно сравнивать с пропускной способностью американских сетей. Даже Deutsche Telekom уже перевел свою АТМ-сеть на 622 Мбит/с, а до конца года собирается довести полосу пропускания до 2,4 Гбит/с.

МГТС и "Голден Лайн", не веря опыту американцев и немцев, намерены изыскать потребителей "видео-по-запросу" (в списке МГТС эта услуга стоит на втором месте, у "Голден Лайн" -- на третьем) и зрителей программ РТР и "Вести" (второе место в списке "Голден Лайн"). МГТС, кроме того, мечтает осчастливить население телевидением высокой четкости и ТВ-вещанием в формате MPEG. Остается надеяться на то, что другие российские операторы, которые пойдут вслед за МГТС, на эти грабли больше не наступят.

Есть в списках МГТС и "Голден Лайн" услуга организации виртуальных частных сетей (VPN). Из разговоров с представителями обеих компаний можно понять, что пока не существует точных расчетов, как этот сервис повлияет на бизнес той же "Голден Лайн" и других компаний, подконтрольных холдингу "Система Телеком", связанный с предоставлением выделенных каналов. Ряд иностранных экспертов полагает, что технология ADSL не является настолько зрелой, чтобы обеспечить высококачественные услуги VPN. Один из сотрудников компании "Реллайн" (он пожелал остаться неназванным), принимавший участие в опытах МГТС и "Голден Лайн", полностью согласился с этой точкой зрения. По его словам, тестировавшиеся мультиплексоры цифровых абонентских линий как минимум раз в неделю "падают", для восстановления их работы необходим выезд специалиста, это требует как временных затрат, так и значительного отвлечения людских ресурсов. Кроме того, система управления сети "Голден Лайн" не позволяет дистанционно управлять не относящимися к линейке продуктов Newbridge мультиплексорами и абонентскими DSL-устройствами. Надо полагать, задачи по организации VPN на сегодняшний день лучше оставить за традиционными средствами доступа по выделенным линиям, каналам ISDN, frame relay и АТМ (в том числе организованным с помощью проверенных временем HDSL-устройств). Хотя, возможно, придется заключать с клиентами более жесткие договоры об уровне обслуживания (SLA), чтобы они остались верны прежним технологиям и не подорвали сложившийся бизнес операторов.

Сетевым администраторам и руководителям предприятий, подумывающим о переходе на ADSL-технологию, следует также иметь в виду, что абонентское ADSL-оборудование разрабатывалось и производится с прицелом на массовый потребительский рынок. Часто оно стоит дешевле устройств доступа к сетям frame relay и АТМ, HDSL- и SDSL-модемов, а также профессиональных (употребим слово, которое используется для обозначения аналоговых модемов, превосходящих по классу бытовые устройства) RADSL- и ADSL-модемов, поскольку не предназначено для решения задач, от которых зависит финансовое состояние предприятия или качество услуг оператора сети общего пользования.

Мы попросили поставщиков xDSL-аппаратуры разделить предлагаемое ими оборудование по соответствию требованиям корпоративного и потребительского секторов рынка. Что из этого получилось, можно узнать из табл. 1 и 2.

Но давайте закончим со списком услуг, которые МГТС собирается предложить пользователям СПДОП. Неназванными пока остались:

  • работа на дому;
  • IP-телефония и как частный вариант Internet-телефония;
  • охранная сигнализация и наблюдение;
  • электронная коммерция и покупки с помощью компьютера;
  • телеобучение;
  • сетевые мультимедийные конференции;
  • телемедицина;
  • интерактивные игры;
  • целевая реклама;
  • поддержка и обслуживание клиентов.

Нам кажется, что из этого списка только четыре услуги однозначно можно отнести к сервису потребительского класса: работу на дому, Internet-телефонию, покупки с помощью компьютера и интерактивные игры. При относительно низких тарифах (не более 50 долл. за неограниченный по времени доступ) и без дополнительной оплаты доступа к соответствующим ресурсам они могли бы пользоваться спросом.

Владельцам и операторам ресурсов электронной коммерции (проще говоря, Internet-магазинов), телеобучения, телемедицины и IP-телефонии, а также компаниям, придающим значение качественной поддержке и обслуживанию клиентов, возможно, по вышеназванным причинам пока не стоит связываться с ADSL-технологией или, во всяком случае, очень тщательно выбирать профессиональный ADSL-модем и обязательно заключить с МГТС договор об уровне обслуживания.

Отдельно стоит сказать о сервисе мультимедийных конференций. Почему-то многие уверены, что его можно предоставлять только с помощью изначально симметричных технологий передачи данных, включая, например, HDSL и SDSL. При этом упускается из виду, что часто для качественной видеоконференции достаточно полосы в 384 кбит/с, а ADSL-устройства обеспечивают в обратном канале (более "медленном") скорости как минимум вдвое выше. Кроме того, абсолютное большинство асимметричных DSL-устройств можно сконфигурировать для работы в симметричном режиме, например с быстродействием в прямом и обратном каналах 768 кбит/с или 1 Мбит/с.

О рекламе говорить нечего, рекламодателей надо было начинать готовить еще вчера. К стати, вот где может быть утолена жажда видео.

Еще раз о G.Lite

Мы уже затрагивали тему выбора МГТС, сделанного в пользу полноформатной версии ADSL (см. "Сети", 1999, № 4, с. 87). Одна единственная положительная сторона такого выбора (при условии, что действительно взят курс на массовую услугу) вот-вот перестанет быть таковой. Напомним, она состоит в том, что соответствующее оборудование уже прошло проверку на жизнеспособность в различных сетях земного шара. Во всем остальном при ориентации на массовый и относительно недорогой сервис ADSL проигрывает облегченной версии G.Lite, окончательный стандарт на которую должен быть принят МСЭ со дня на день. Основными преимуществами G.Lite (рекомендация G.992) являются.

  1. Меньшая стоимость оборудования, в том числе за счет отказа от частотного разделителя, который стоит около 100 долл.
  2. Производители и операторы, проведшие испытания подобных устройств, чуть ли не в один голос утверждают, что модем или модемную плату G.Lite пользователь может инсталлировать и запустить в работу сам (для подключения ADSL-модема и частотного разделителя требуется выезд специалиста на место.
  3. Отсутствие лишней коробки обусловливает простоту и низкую стоимость обслуживания (вернее, модем G.Lite, как и обычный аналоговый модем, практически не требует никакого обслуживания).

По поводу отсутствия в коммерческой эксплуатации модемов G.Lite мы в апреле писали, что производители твердо обещают с принятием в июне окончательных спецификаций G.992 сразу же начать серийный выпуск стандартных и взаимосовместимых устройств. Поскольку МГТС собирается приступить к предоставлению услуг СПДОП не раньше 2000 г., есть время еще раз оценить сделанный выбор. Начальник исследовательского центра МГТС Владимир Беленкович, выступая на семинаре, организованном компанией Diamond Communications, обосновал отсутствие в МГТС размышлений по поводу G.Lite тем, что никто московской телефонной сети такого оборудования не предлагал. "Если бы оно существовало в природе, -- добавил он, -- то его, несомненно, предложили бы МГТС". Неужели он не знает, что совместимое с предварительным стандартом оборудование есть у Orckit, чьи устройства наряду с устройствами Cisco МГТС предполагает (на сегодняшний день) устанавливать в своей СПДОП. Интересно, почему руководство Orckit компаниям GTE и Deutsche Telecom предложило протестировать свое G.Lite-совместимое оборудование, а МГТС -- нет?

У сторонников ADSL есть еще один аргумент -- скорость. ADSL-модемы теоретически могут разгоняться на прием до 8 и на передачу до 1,5 Мбит/с. Максимальное быстродействие их более легких соперников -- 1,5 Мбит/с (скорость передачи еще ниже). Хотелось бы знать, сколько в Москве найдется частных пользователей, которым по карману будут каналы хотя бы в 1,5 Мбит/с. Напомним, что в США ADSL-услуга на скорости 768 кбит/с стоит дороже 100 долл. в месяц. Там считается, что более высокие скорости могут понадобиться только корпоративным пользователям. По-видимому, это знают и в МГТС, раз г-н Беленкович заявил, что массовому московскому пользователю будут предлагаться услуги с быстродействием 128--256 кбит/с, т. е. скоростями, с которыми устройства G.Lite справляются без всякого труда.

Тендер на поставку ADSL-оборудования пока не объявлялся. Может быть, еще раз взвесить все за и против?

ОБ АВТОРАХ

Евгений Евдокименко (forum@networld.ru), -- обозреватель журнала "Сети", является директором ИАЦ "Телекоммуникации". Лиана Степанова (telforum@dol.ru) -- менеджер ИАЦ "Телекоммуникации".


Линия или технология?

Как известно, термин Digital Subscriber Line (DSL) изобретен в 80-х годах XX столетия в научно-исследовательском центре Bellcore компании AT&T. Тогда этим термином именовали линию базового доступа ISDN: "DSL -- это трехканальная линия, соединяющая ISDN-терминал пользователя с коммутационной системой телефонной компании по четырем обычным телефонным проводам. Используя интерфейс базового доступа, или Basic Rate Interface (два коммутируемых канала по 64 кбит/с и один 16-кбит/с канал передачи данных, основанный на технологии коммутации пакетов), DSL обеспечивает одновременную дуплексную транспортировку речи и данных, а также сигнальной и другой служебной информации".

В течение второй половины 80-х годов в корпорации Bellcore, ставшей к тому времени научно-исследовательским центром региональных телефонных компаний США, много усилий прилагали к разработке более дешевой технологии цифровой передачи, которую можно было бы использовать на абонентском участке телефонных сетей для замены ИКМ-трактов стандарта Т1. В этих линиях применялась технология начала 60-х годов. В частности, линейный код AMI (Alternate Mark Inversion) очень неэффективно использовал частотный спектр медной среды передачи (до 1,5 МГц), что обусловливало сильное затухание сигнала. Для преодоления требуемых расстояний (в то время 80% абонентских линии в США укладывались в 6 км) первый регенератор приходилось устанавливать через 2 км, последующие -- через каждый километр. Установка и эксплуатация таких линий обходилась дорого, что сдерживало снижение цен на предоставление абоненту так называемой последней мили, а следовательно, препятствовало росту клиентской базы региональных телефонных компаний, или деток Бэлла, как их тогда называли.

Кроме того, если в многожильном кабеле две пары выделялись под канал Т1, то обеспечить требуемое качество телефонной связи по остальным парам (а иногда и в соседних кабелях) было невозможно. Телефонным компаниям нередко приходилось отказывать клиентам в услуге, поскольку прокладка нового кабеля стоила дорого.

Вот детки Бэлла и поручили Bellcore создать более дешевое и эффективное решение. В результате появилась технология, которая позволяла организовывать так называемые безрегенераторные линии Т1. Другими словами, появилась возможность поставить на АТС и у клиента по черному ящику и за пару часов (на организацию прежних линий Т1 уходило до месяца) превратить две его аналоговые абонентские линии в одну цифровую, в которой можно было "разместить" вместо двух телефонных каналов сразу 24, передавать данные со скоростью не 2х9,6 кбит/с (тогда не было модемов V.34 и V.90), а 1,5 Мбит/с (прямо настоящая "Линия+" получается). Все это стало возможным благодаря применению линейного кода 2b1q, позаимствованного у DSL (ISDN BRI), передового метода эхокомпенсации и некоторых других ухищрений. Поскольку новая технология, как мы выяснили выше, разрабатывалась для абонентских линий, то, не мудрствуя лукаво, ее назвали High bit rate Digital Subscriber Line (HDSL), или, в переводе на русский язык, высокоскоростной цифровой абонентской линией. Так, в конце 80-х - начале 90-х годов возникла путаница с употреблением термина "цифровая абонентская линия" по отношению к линии, оборудованию и технологии.

В настоящее время аббревиатура HDSL полностью потеряла былую связь с линией (ISDN BRI) и означает только технологию (набор протоколов физического уровня ЭМВОС) высокоскоростной передачи дискретных сигналов по физической линии (одной, двум или трем парам медных проводов). Поскольку со временем были разработаны и другие версии этой технологии (асимметричная, сверхскоростная, с подстройкой скорости, для одной пары проводов и т. д.), то появилась английская аббревиатура xDSL, где х обозначает множество и разнообразие. Более того, термин xDSL потерял и однозначную связь с понятием "абонентский", поскольку данная технология широко применяется для организации и соединительных линий между АТС, и магистральных каналов связи. Что же касается реальных цифровых абонентских линий, то они могут строиться с помощью ISDN-оборудования, модемов для физических линий, адаптеров цифровых линий CSU/DSU, а также на устройствах xDSL.


Еще раз про IDSL

В прошлогоднем обзоре история появления аббревиатуры IDSL (ISDN DSL) была подробно освещена, однако вопросы на эту тему продолжают возникать. Изначально имели место два момента, которые наиболее часто приводили к недоразумениям. Первый в настоящее время потерял актуальность, поскольку аббревиатура IDSL, придуманная в конце 1996 г. разработчиками компании Ascend для обозначения технологии доступа в сети передачи данных с помощью терминальных устройств ISDN, в своем первоначальном смысле теперь практически не употребляется. На втором моменте придется остановиться более подробно, поскольку термин IDSL взяли на вооружение производители и поставщики модемов для физической линии, для изготовления которых используются U-микросхемы. Последние были разработаны с целью производства каналообразующего оборудования для линий ISDN BRI, заканчивающихся сетевым окончанием (NT1) в помещении пользователя, другими словами, для организации U-интерфейса (отсюда и их прозвище U-микросхемы).

В связи с ростом популярности ISDN выпуск U-микросхем приобрел массовый характер, что повлекло за собой резкое падение цен на них. После этого их стали широко применять в своих модемах для физических линий (МФЛ) так называемые производители оригинального оборудования (OEM). И действительно, скорость до 160 кбит/с является практически стандартной для МФЛ. Так зачем же изобретать велосипед, когда можно использовать дешевые, надежные и изготовляемые по стандартной технологии микросхемы?

Естественно, современные IDSL-модемы не имеют никакого отношения ни к ISDN (поскольку не могут использовать ОКС № 7 и служить для установления коммутируемого соединения), ни к xDSL (так как в них применяется предшествующая технология). Это обычные МФЛ, выпускаемые на базе U-микросхем. Однако маркетологи многих компаний, включая такие известные, как RAD, ZyXEL и 3Com, сочли, что в эпоху бума вокруг xDSL буквы D, S и L в названиях их устройств никак им не повредят. Таким образом, в настоящее время IDSL-модемами называются устройства, служащие для организации постоянного (некоммутируемого) дуплексного цифрового канала связи на базе U-интерфейса, в свое время разработанного для коммутируемых сетей ISDN. Однако полосу в 16 кбит/с (канал D), отводимую в ISDN для сигнализации, эти устройства также задействуют для передачи данных, поэтому могут передавать информацию со скоростью 144 кбит/с. Еще одним характерным признаком IDSL-модемов (в новой интерпретации этой аббревиатуры) является применение линейного кода 2b1q, также позаимствованного из американского стандарта ISDN.


Производители и поставщики

Компания Координаты для связи
Производители
Alcatel www.alcatel.com
PairGain Technologies www.pairgain.com
Ericsson www.ericsson.se
RAD Data Communications www.rad.com
Cisco Systems www.сisco.com
Schmid Telecom www.schmid-telecom.com
Pan Dacom www.pandacom.com
ECI Telecom www.eci-tele.com
RADWIZ www.radwiz.co.il
Поставщики
Race Communications www.race.ru, sales@race.ru, (095) 785-0770
CompTek International www.comptek.ru, sales@comptek.ru, (095) 785-2525
RUSLAN Communications www.ruslan-com.ru, (095) 923-1010
НТЦ "Натекс" www.nateks.ru, info@nateks.ru, (095) 325-0088
"ЮНИ" www.uniinc.com, uniinc@uniinc.com, (095) 956-6444
"Информсвязь" www.informsviaz.ru, root@informsviaz.ru, (095) 728-4142
DIAMOND Communications www.diamond.ru, info@diamond.ru, (095) 369-7344
"Фалкон-С" kolech@mtk.comcor.ru, (095) 211-9296
Omniband Group Omniband@neocom.ru, (095) 234-5375
Step Logic www.step.ru, info@step.ru, (095) 232-3231

Таблица 1. Абонентские DSL-устройства для потребительского сектора

Таблица 2. Абонентские DSL-устройства для корпоративного сектора

Таблица 3. DSL-оборудование для узла оператора связи

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями