Роман Ивакин
Роман Ивакин сообщил о мерах по обеспечению открытости деятельности департамента

Программа конференции «Информационные технологии в медицине», как всегда, была крайне насыщенной: выступления представителей Минздрава РФ и ФФОМС о перспективах развития ЕГИСЗ и предварительные итоги ее внедрения в регионах, представление технологических тенденций в здравоохранении крупнейшими вендорами и обсуждение состояния нормативного обеспечения, совещания служб медстатистики и директоров медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ), презентации решений для комплексной автоматизации медучреждений и обучения медработников, а также две новые секции, посвященные аппаратному обеспечению и автоматизации аптек.

Количество экспонентов выставки по сравнению с 2011 годом увеличилось на 20%, что, по мнению организатора мероприятия Юрия Мухина, гендиректора компании «Консэф», отражает два базовых процесса - приход на рынок практически всех крупных ИТ-компаний и активное формирование класса узкоспециализированных систем, модулей и приложений, составляющих основу информационной инфраструктуры медицинских услуг нового поколения (для телемедицины, анализов при помощи высокоточных цифровых приборов), а также автоматизации управленческих, контрольных функций.

В этом году радикально изменился подход к проведению традиционного конкурса на лучшую медицинскую информационную систему: разработана классификация МИС и структура их основных потребительских параметров и функций. По результатам конкурса планируется подготовить научно сбалансированную таблицу, где однотипные системы сравниваются по одинаковым, четко сформулированным критериям, количество и структура которых таковы, чтобы руководитель медучреждения смог понять, какая из предлагаемых систем лучше и по какому критерию.

Роман Ивакин, директор департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ, сообщил о мерах по обеспечению открытости деятельности департамента. Во-первых, планируется включить экспертов в области информатизации в формируемый при министерстве общественный совет по здравоохранению; во-вторых, разрабатывается положение об экспертном совете по информатизации; в-третьих, в состав главных внештатных специалистов Минздрава добавят отвечающего за информатизацию.

Но центральной темой форума стали предварительные итоги проекта создания единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), который завершается в текущем году. Попытки информатизировать трудноформализуемые объекты с недостаточным опытом и инструментарием нелегко даются как заказчикам, так и исполнителям.

На излете модернизации

Роман Сафронов
Роман Сафронов: «Нам кажется, запустить процесс удалось, локомотив набрал ход»

Минздрав надеется, что «точка невозврата» в создании ЕГИСЗ будет пройдена. «Нам кажется, запустить процесс удалось, локомотив набрал ход», — охарактеризовал состояние проекта Роман Сафронов, замдиректора департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ. Однако поводов для оптимизма, честно говоря, маловато.

По состоянию на 1 сентября общий объем средств, израсходованных регионами на информатизацию здравоохранения, составляет около 30% запланированного, в десяти субъектах РФ истратили менее 10% средств, предусмотренных на эти цели, а в девяти даже не приступали к финанасированию, сообщил Юрий Нечепоренко, заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования. По данным мониторинга Минздрава, к единой системе «Запись на прием к врачу в электронном виде» подключено 34% запланированного количества медицинских организаций. При этом от пяти регионов, включая Алтай, Еврейскую автономную область, Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Курскую область, не поступало даже заявок на подключение к ней.

В считанные недели, оставшиеся до «часа Х», Минздрав перебрасывает неиспользованные деньги в регионы, которые сумели освоить хотя бы треть выделенных бюджетов. Еще весной чиновники «грозили пальцем» регионам, запускающим конкурсы на МИС «без спросу», теперь у представителей ведомства совершенно иная риторика: «в регионах есть светлые умы, и им надо занимать проактивную позицию», «давайте предложения, мы готовы принимать по ним решения».

«К сожалению, текущее состояние оставляет желать лучшего», — признал Нечепоренко, посоветовав регионам не надеяться на переход остатков неиспользованных средств на 2013 год и постараться достичь максимальных результатов к концу 2012 года.

Основным критерием оценки «максимальности» этих результатов по-прежнему остается объем истраченных денег.

Бюджет на развитие

Программа модернизации здравоохранения близка к завершению, и субъектам РФ следует уже сейчас позаботиться о средствах на поддержку и развитие создаваемой аппаратной и программной инфраструктуры. Помимо региональных бюджетов, источником ее финансирования может стать тариф на оплату медицинской помощи, в который теперь могут быть включены расходы на оплату услуг связи, приобретение программного обеспечения и недорогого оборудования, сообщил Нечепоренко.

Дорожная карта внедрения федеральных и региональных сервисов ЕГИСЗ рассчитана до 2014 года. Cредства в регионах есть, уверены в Минздраве. Что касается федеральных денег, возможно, они появятся в рамках госпрограммы развития здравоохранения до 2020 года, проект которой сейчас обсуждается. Но удастся ли получить финансирование ЕГИСЗ из федерального бюджета, во многом зависит от того, какие результаты будут продемонстрированы к концу года.

Интенсивное «оптичивание»

Первый и пока единственный сервис ЕГИСЗ, который должен появиться к декабрю, — электронная регистратура. Представители Минздрава уверяют, что задача проекта состоит не в формальном развертывании программного обеспечения. «Если очереди не исчезнут и обслуживание не улучшится, население нас не поймет», — заметил Сафронов. По его мнению, основная проблема состоит в отлаживании процессов в медицинских организациях: главные врачи и медработники пока не умеют работать с сервисами, занимаются профанацией, устанавливая в расписаниях врачей, например, 10-минутный интервал на прием пациента. О том, что в существующих реалиях нормальная продолжительность приема в расписании приводит к снижению доступности специалиста и его зарплаты, а в федеральной электронной регистратуре (ФЭР) отсутствует возможность квотирования времени, чтобы можно было предусмотреть больший интервал для первичных приемов или выделить промежутки времени на обслуживание «льготников», приходящих без записи, чиновники умалчивают.

Чего стоят данные мониторинга, по результатам которого 78 субъектов РФ подключены к единой системе «Запись на прием к врачу в электронном виде», когда 19 из них, в том числе Московская и Ленинградская области, не ввели в систему ни одного активного расписания? А сколько ввели-таки одно или несколько «для галочки»?

В кулурах конференции представители регионов, подключенных к федеральному сервису, рассказывали, что вручную «забивали» расписания в ФЭР, и многие сделали это лишь для нескольких врачей. Тем организациям, где количество врачебных специальностей исчисляется десятками, текущая версия ФЭР с ее ограниченным перечнем специалистов вообще тесновата. А там, где лечебные учреждения работают с региональной электронной регистратуров, попробовав ФЭР, пришли к выводу, что «сервис неработоспособен».

Ограниченная функциональность федерального сервиса необходима, чтобы «отладить процессы», поясняет Сафронов. Но для этой цели проводились пилотные проекты, результаты которых так и не были оглашены!

Когда концепцию информатизации здравоохранения представляли общественности, федеральные сервисы преподносились как бесплатные программные продукты для тех регионов и медучреждений, у которых не хватает денег или комптетенции на их создание своими силами. Теперь от этой идеи не осталось и следа: к ФЭР, смысл создания которой вызывал недоумение профессионального сообщества еще на стадии концепции, обязывают подключаться всех. При этом транслировать полноценное фактическое расписание в нее невозможно: сервис не позволяет настраивать требуемые ограничения на запись пациентов, в нем нет понятия прикрепления, обязательных сопроводительных документов, направлений, подтверждения необходимости оказания высокотехнологичной медпомощи. В результате каждое ЛПУ спасается как может: где-то на рабочем месте регистратора появляются два монитора, которые он «интегрирует» глазами, следя, чтобы не образовывались накладки. В МНТК «Микрохирургия глаза» им. C. Н. Федорова из-за разницы в подходах к обработке потоков пациентов в МИС и ФЭР компания MedWork в партнерстве с IBS прибегла к интеграции через механизм квотирования: обмен информацией с настроенными ресурсами в ФЭР происходит в рамках выделенных на эти цели квот в локальной системе. Но многие поступают проще, заводя в федеральный ресурс несколько расписаний, чтобы после этого забыть о нем.

Зачем нужен доступ к расписанию врача на федеральном уровне? По словам Сафронова, ЕГИСЗ позволит контролировать эффективность вложенных средств. «Мы получаем информацию для управления отраслью», — говорит он. Как можно интерпретировать эту информацию, некоторые федеральные медучреждения, где нет «живой очереди», успели ощутить: когда пациенты с разных концов страны отменяют запись за 40 минут до приема, чиновники видят дыры в расписании, делают вывод о неиспользуемых ресурсах и... предписывают сократить ставки. При этом очередь к узким специалистам продолжает расти.

При таком управлении эффективность сервиса для «населения», прямо скажем, неоднозначна.

Оптоволоконный результат

Информационные технологии в медицине Ростелеком
На cтенде «Ростелекома» демонстрируется информационное будущее здравоохранения

С тех пор как подрядчиком Минздрава стала компания «Ростелеком», взявшаяся построить два федеральных сервиса по рублю каждый, прозрачности в проекте ЕГИСЗ поубавилось. Официальных сведений о результатах внедрения федеральных сервисов не поступало. Поэтому гвоздем программы конференции обещали стать выступления представителей регионов на совещании с участием чиновников Минздрава, определяющих структуру дальнейшего финансирования проектов.

Неожиданностей не произошло. Как и прежде, реальные результаты применения ИТ в здравоохранении представили регионы, посвятившие информатизации много лет.

Например, в Амурской области в числе прочих программных продуктов с 1994 года функционирует автоматизированный сетевой комплекс «Электронная амбулаторная карта», построена телемедицинская сеть. Запись на прием в электронном виде с возможностью мониторинга доступности узких специалистов и выдачи направлений была внедрена в 2011 году, неудивительно, что в течение 2012 года 52 медучреждения области выложили расписания в ФЭР.

Краснодарский край тоже развивает свои информационные системы около 15 лет, здесь создано семь телемединских центров и 126 абонентских пунктов к ним. В декабре 2011 года в краевом МИАЦ запустили региональный портал, а в январе — ЭР, к которой подключено 128 ЛПУ из 170 запланированных, при этом с ФЭР интегрировано 55 медучреждений. МИАЦ ведет интеграцию с медицинскими информационными системами трех разработчиков, продукты которых превышают по функциональности требования Минздрава. Впрочем, ЛПУ имеют право сохранить и другие МИС, если берут на себя ответственность за доработку и интеграцию с федеральным сервисом.

В Ульяновской области еще в 2011 году 20% всех записей к врачу приходилось на электронную регистратуру, сейчас этот показатель увеличен до 30%.

Остальные регионы, повествуя о своих достижениях, перечисляли главным образом количество точек, к которым подведены оптоволоконные каналы связи, и объемы закупленной техники. «Так как у нас 'Ростелеком', интеграция с федеральными сервисами не должна вызвать проблем, — считает Андрей Мартыненко, директор МИАЦ Ставропольского края. — Мы будем требовать от оснащенных ЛПУ 100-процентного использования сервисов в следующем году, когда сервисы запустятся», — заявил он.

Разумеется, невозможно построить ЕГИСЗ без базовой инфраструктуры, именно она занимает почетное первое место в структуре затрат. Но если даже «передовые» регионы в большинстве своем не успели продвинуться дальше закупок и сетей, значит на момент завершения проекта отдача от него по стране в целом будет в виде горы отчетов, а получение практических результатов для врачей и пациентов не просто откладывается, но ставится в зависимость от продолжения финансирования в рамках новой федеральной программы. Чем бы ни руководствовались чиновники, устанавливая для беспрецедентного по масштабам проекта двухлетний срок, его нереальность ведет к тому, что придется демонстрировать псевдорезультаты либо признать программу невыполненной, в обоих случаях добиваясь нового цикла финансирования.

Ибо от каналов связи до автоматизации процесса оказания медицинской помощи — огромная дистанция, преодоление которой нельзя полностью переложить на регионы.