В преддверии форума "Бизнес-Видео-2018" "Журнал сетевых решений/LAN" начинает серию публикаций о состоянии и тенденциях рынка и технологий видео-конференц-связи. На наши вопросы отвечает Леонид Корытин, менеджер по продвижению систем видео-конференц-связи ООО «АйПиМатика». 

Журнал сетевых решений/LAN: Сохраняется ли за ВКС статус «отдельного рынка» или видеосвязь (видео-конференц-связь) уже стала просто частью других решений, например систем унифицированных коммуникаций?

Леонид Корытин: Общая тенденция рынка, безусловно, направлена в сторону построения систем UC&C. Однако в условиях жесточайшего кризиса и ограниченности бюджета многие заказчики планируют внедрение решений ВКС поэтапно: от «традиционного острова» с минимальной интеграцией до реализации полноценной единой коммуникационной платформы.

LAN: Если вы считаете целесообразным рассматривать рынок ВКС отдельно, то поделитесь, пожалуйста, вашей оценкой того, как изменился объем российского рынка за прошедший год. Есть ли у вас оценки этого объема?

Корытин: Границы между видео-конференц-связью и унифицированными коммуникациями все больше размываются, так что рассматривать эти рынки отдельно больше не имеет смысла. Заказчики все сильнее тяготеют к внедрению платформ для UC, а не просто ВКС. В случае комплексных проектов часто нельзя четко сказать, что купил заказчик. Если он приобрел систему ВКС вместе с телефонной станцией и ЖК-панелями, то провести разграничение не всегда возможно, да и вряд ли корректно. Например, к какой категории отнести работы и услуги в рамках такого проекта?

LAN: Какие проекты преобладают: компании чаще расширяют существующие системы ВКС или строят их с нуля?

Корытин: Пятьдесят на пятьдесят. Есть проекты, где компании только-только открывают для себя видео-конференц-связь, а есть проекты, где расширяется или модернизируется парк используемого оборудования — в частности, старые терминалы меняются на новые для повышения качества изображения.

LAN: Насколько компании готовы использовать при этом оборудование других вендоров — не тех, чье оборудование уже используется в сети ВКС? Не возникают ли проблемы совместимости?

Корытин: В большинстве случаев проблемы не возникают, потому что протоколы взаимодействия стандартизованы. Бывают ситуации, когда компании используют устаревшее оборудование, и в этом случае возможны проблемы совместимости. Но при поставках оборудование ВКС всегда проверяется: как оно работает и какие возможности нужны. При недостаточной совместимости иногда приходится дорабатывать и обновлять программное обеспечение.

LAN: Насколько сильна тенденция перехода на стандартную платформу x86 применительно к ВКС: использование ПК для реализации кодеков, серверов — для MCU? Для каких задач заказчики по-прежнему предпочитают специализированное «железо»?

Корытин: Заказчики предпочитают специализированные кодеки, поскольку они требуют меньше внимания со стороны техподдержки. Серверы же все чаще предпочитают стандартные — как более доступные и достаточные для требуемой нагрузки.

LAN: Изменились ли за прошедший год предпочтения в части выбора модели развертывания: «все свое» vs «облака»?

Корытин: Клиенты, которые могут себе позволить «все свое», предпочитают контролировать проведение конференций, контент и свои расходы. Облачные модели и OPEX пока не взлетают.

LAN: Как поменялись предпочтения заказчиков в части «происхождения» технических решений: Азия, Европа, США, Россия?

Корытин: Технические решения все больше стандартизуются, становятся доступнее, роль бренда снижается. При этом санкции на продукцию западных производителей и отечественные контрсанкции порождают заметный, но пока не удовлетворенный спрос на качественные системы, произведенные в России.

LAN: А каким-образом это проявляется?

Корытин: Китайская продукция с перекленными шильдиками — это не импортозамещение. На рынке масса историй, когда компании ловили за руку при попытке имитировать производство в России, хотя фактически это было перекладывание из коробки в коробку. Действительно локальных производителей качественной продукции мы пока не встречали. Между тем соответствующий запрос со стороны государственных организаций есть.

При наличии аналогов приоритет при закупках государственными организациями отдается российской продукции. Для программного обеспечения существует реестр отечественного ПО, и с программным обеспечением для ВКС ситуация относительно неплохая. Если бы кто-то из российских производителей рискнул организовать локальное производство, то такая продукция нашла бы спрос. Конечно (не будем лукавить), вряд ли у кого-то из них есть средства, чтобы сделать качественную линейку ВКС.

Что нового появилось за год?

LAN: Какие наиболее значимые новинки начала предлагать ваша компания за последний год? Назовите не более трех продуктов, расскажите об основных особенностях и преимуществах.

Корытин: Прежде всего, это видеотерминалы Yealink VC800 и Yealink VC500, а также сервер ВКС Yealink Meeting Server:

  1. Yealink VC800 —  видеотерминал с  мощным встроенным MCU (до 24 портов), с поддержкой видеопротокола H.265/HEVC и захвата звука в зоне до 20 м; 
  2. Yealink VC500 — видеотерминал с широкоугольной оптикой для небольших переговорных, с поддержкой видеопротокола H.265/HEVC и с акустикой Harman Kardon;
  3. Yealink Meeting Server — сервер видео-конференц-связи «все в одном» на базе облачной архитектуры и виртуальности, не только удачно дополняющий функционал видеотерминалов Yealink, но и позволяющий строить законченные инфраструктурные решения ВКС.

LAN: Насколько могут быть востребованы решения на базе H.265, такие как Yealink VC500 и VC800?

Корытин: Такие решения будут востребованы. Разрозненные узлы ВКС объединяются, а при нашей географии каналы доступа в Интернет не везде качественные. Кодек H.265 позволяет экономить полосу пропускания, его можно использовать на узких каналах, чтобы можно было связать штаб-квартиру и филиал или два филиала между собой. При этом качество видео будет хорошим.

LAN: Сервер видео-конференц-связи Yealink Meeting Server основан на облачной архитектуре. В чем ее преимущества?

Корытин: Данный видеосервер может быть установлен как локально, так и в облаке. В России постепенно становятся популярными частные облака, к которым нет доступа извне. Проекты с установкой сервера в облаке чаще всего реализуются крупными компаниями, особенно если они имеют представительства за рубежом. В этом случае такое решение является технически более правильным.