С облаками связывают в первую очередь такие преимущества, как сокращение капитальных и эксплуатационных издержек, расходы на поддержку и обновление ИТ, снижение трудозатрат, возможность четкого планирования инвестиций. Облачная модель выгодна тем, что за те же деньги можно купить больше ресурсов либо потратить меньше на приобретение услуг, необходимых для ведения бизнеса. Но не только возможность сэкономить на содержании собственной ИТ-инфраструктуры заставляет руководителей присматриваться к облакам. Прежде всего они видят в них способ сделать бизнес-процессы более гибкими и эффективными.

ЧТО ЭТО ДАЕТ?

Более половины руководителей бизнес- и ИТ-подразделений отмечают, что переход в облако оказывает положительное влияние на гибкость бизнеса (64%), пользовательский опыт (59%), способность анализировать данные (54%) и действовать исходя из полученной информации (53%), на надежность программного обеспечения (51%) и его качество (51%), а также на инновации в бизнесе (50%) (см. рис. 1). Соответствующие данные были получены в ходе глобального исследования «Cloud Computing Comes of Age», проведенного Harvard Business Review Analytic Services по заказу Oracle. В нем приняли участие 376 руководителей бизнес- и ИТ-подразделений.

Рис. 1. Что дает компаниям использование облаков  (Cloud Computing Comes of Ages, Harvard Business Review Analytic Services по заказу Oracle, 2015)
Рис. 1. Что дает компаниям использование облаков (Cloud Computing Comes of Ages, Harvard Business Review Analytic Services по заказу Oracle, 2015)

 

Между продолжительностью и активностью использования в организации облачных технологий и темпами роста ее бизнеса имеется значимая корреляция. Компании, реализующие облачные стратегии, чаще выпускают новые продукты, завоевывают новые сегменты рынка, расширяют географию своей деятельности. Это говорит о том, что облачные технологии заметно «повзрослели». А вендоры (и крупные игроки ИТ-рынка, и многочисленные стартапы), со своей стороны, готовы предложить решения, которые помогут трансформировать бизнес в соответствии с требованиями и задачами предприятия.

Облачный рынок не только достиг весомых оборотов, но и перешел в зрелую фазу: большинство директоров компаний, даже непосредственно не связанных с ИТ, понимают, что такое облачная модель, хотя бы в общих чертах осведомлены о ее достоинствах и недостатках, а многие активно участвуют в принятии экономически обоснованных решений о выборе и использовании облачных сервисов. По данным опросов, 75% руководителей российского бизнеса видят в облачных решениях возможность для сокращения затрат на ИТ, 50% — для минимизации капитальных расходов.

Облака — очень удобная среда для разработки и тестирования программного обеспечения. Это весомый аргумент для крупных компаний, которым нужно постоянно разрабатывать и дорабатывать свое ПО. Так, из 120 респондентов, опрошенных в ходе исследования Oracle «Облачные сервисы в России: взгляд финансовых директоров», более трети упоминают об ускорении разработки и вывода новых продуктов и услуг на рынок (см. рис. 2). Это особенно критично для банков и операторов связи, где цикл запуска нового продукта занимает в среднем от полугода до года.

Рис. 2. Чем привлекательны облака с точки зрения руководителей крупных российских компаний («Облачные сервисы в России: взгляд финансовых директоров», Oracle, 2017)
Рис. 2. Чем привлекательны облака с точки зрения руководителей крупных российских компаний («Облачные сервисы в России: взгляд финансовых директоров», Oracle, 2017)

 

Таким образом, переход в облако может в конечном счете не только «упростить жизнь» компании и улучшить эффективность ее деятельности, но и оптимизировать ИТ-бюджет и повысить производительность и гибкость ИТ. Наряду с большей гибкостью при меньших затратах важным преимуществом облачных сервисов для бизнеса является быстрота изменений. Например, в облаке можно быстро создать и запустить приложение: в частности, в одном из банков проект, на который изначально отводилось полтора года, удалось реализовать всего за пять месяцев.

Продолжительные ИТ-проекты тормозят развитие бизнеса, тогда как облачные технологии позволяют руководству преодолеть медлительность традиционных процессов в ИТ-подразделениях. А некоторые компании предпочитают отдавать в облако непрофильные или рутинные функции. Дополнительный импульс для роста популярности облачных сервисов дает непростая ситуация в экономике, когда есть потребность оптимизировать расходы и сосредоточиться на более важных для бизнеса направлениях.

Как показывает практика, с помощью облаков российские компании получают инструменты для резервирования имеющейся информации, добиваются существенного снижения затрат на обработку данных и стоимости владения ИТ-активами, повышают скорость принятия управленческих решений и качество обслуживания клиентов. Облачные услуги все шире используются для повышения производительности труда госслужащих.

Наконец, облачные решения — хороший вариант для запуска новых проектов и бизнесов, успех которых трудно спрогнозировать заранее. Свойственные облаку возможности масштабирования и гибкой оплаты потребляемых ресурсов, перевода капитальных затрат в эксплуатационные особенно актуальны в сложные экономические периоды. И это одна из причин того, почему в России облачный рынок ежегодно растет на десятки процентов даже на фоне падения рынка ИТ.

Новые возможности для бизнеса открывают технологии хранения и обработки Больших Данных в облаке, бизнес-аналитика, высокая производительность облачных вычислений, интеграция с мобильными приложениями и разнообразными облачными сервисами. Сегодня это удобный и мощный инструмент для оптимизации бизнес-процессов.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Казалось бы, самое время продумать облачную стратегию, а затем и приступить к ее реализации. Почему же, несмотря на достаточно убедительные аргументы в пользу облаков, многие компании не готовы перевести свои операции в облако? Причин несколько — и это не только распространенные (зачастую не вполне обоснованные) опасения относительно информационной безопасности.

Компании уже инвестировали значительные средства в традиционные приложения и системы, развернутые на предприятии, которые еще вполне работоспособны. Кроме того, многих пугают масштабы и кажущаяся сложность облачной трансформации, немалая продолжительность переходного периода с одновременным использованием новых и старых платформ. Ясно, что переезд в облако не самый простой вариант, но затраты себя окупают.

Как же не наломать дров на этом пути? Хорошая стратегия и тактика — необходимое, но недостаточное условие. Сперва следует навести порядок в своих процессах, реструктурировать их, если необходимо, и только затем приступать к переезду. Следует понять, что именно можно и нужно перенести в облако, а каким процессам это противопоказано, для чего понадобятся облачные ресурсы, как их задействовать. Замена внутреннего ПО на облачное — не всегда легкая задача. В ряде случаев требуется привлечение внешних консультантов.

Предварительный анализ поможет выяснить, какую именно экономию даст переход в облако и даст ли вообще. Прежде всего нужно избавиться от завышенных ожиданий. Переход в облако — не панацея, он не решит всех проблем ИТ и тем более бизнеса.

Любая серьезная перестройка требует поэтапного подхода, четкого планирования и продуманной организации. Если проводить ее без детального анализа рабочих процессов компании, не видеть ситуации в целом, можно легко столкнуться с множеством подводных камней. Успешному переходу в облако должны предшествовать качественная и масштабная подготовка, тщательное документирование.

Вполне вероятно, что финансовому отделу придется адаптироваться к новой структуре затрат — например, внести значительные изменения в политику ИТ-закупок и платежей в связи с внедрением нового процесса взимания оплаты за услуги.

Выбираемый провайдер облачных сервисов должен максимально соответствовать запросам компании и профилю ее деятельности, обеспечивать требуемый уровень поддержки и стабильности работы. Крупные и средние предприятия иногда проводят технический аудит с привлечением независимых консультантов.

Как минимум, ИТ-специалисты должны посетить центр обработки данных провайдера, чтобы на месте ознакомиться с организацией его работы, ведь нередко ИТ-инфраструктура — критически важный элемент бизнеса. Не меньшее значение имеют юридические аспекты: следует внимательно изучить SLA и выяснить, какие именно предлагаются основные и дополнительные сервисы, какова ответственность сторон и пр.

При выборе тарифного плана необходимо не только ориентироваться на технические параметры для «штатного режима», но и попытаться спрогнозировать возможную нагрузку при разных ситуациях, чтобы понять, во сколько обойдутся дополнительные ресурсы.

Хотя технологии шифрования и встроенные средства современных операционных систем достаточно хорошо защищают данные клиентов от доступа к ним облачных провайдеров и третьих лиц, для повышения безопасности стоит определить категории пользователей и их уровни доступа. Это поможет снизить вероятность «внутренней» утечки.

Для успешной реализации облачной модели также очень важны надежные каналы связи с достаточной пропускной способностью. Именно по этой причине такие решения подчас с трудом приживаются в российских регионах. Если Интернет регулярно «пропадает», есть смысл организовать резервный канал связи.

Игра стоит свеч. Ведь облачная модель — это не только гибкость, эффективность и экономия на ИТ. Между «облачной зрелостью» компании, реализуемой ею облачной стратегией и успехом инициатив, нацеленных на развитие бизнеса, как уже отмечалось, существует тесная связь. Предприятия, обладающие «правильной» облачной стратегией, имеют значительно больше шансов на успех при выпуске новых продуктов, освоении новых сегментов рынка, расширении бизнеса и развитии новых направлений.

Если верить прогнозам, в ближайшие 10 лет половина компаний из списка S&P 500 уйдут с рынка. Останутся те, кто будет использовать новейшие технологии. Перенос ИТ-ресурсов в облако решает проблему модернизации ИТ, так что организация может не бояться отставания от конкурентов в техническом плане и, как следствие, в развитии бизнеса.

По мнению аналитиков IDC, в 2017 году страны Центральной и Восточной Европы потратят на публичные облачные сервисы 1,15 млрд долларов — почти на четверть больше, чем в 2016-м. С 2015 по 2020 год расходы на публичные облака вырастут в этом регионе в среднем на 22%, и рынок РФ будет крупнейшим по уровню соответствующих затрат. Ведь, несмотря на ряд трудностей, облачная модель становится все более популярной: по некоторым оценкам, ее уже используют около четверти отечественных предприятий и компаний, причем как малых и средних, так и крупных.

Предложение облачных услуг на российском рынке и число готовых решений постоянно растут, развиваются и сопутствующие сервисы. По прогнозам, к 2020 году отказ от использования облаков станет столь же немыслимым, как сегодня отказ от Интернета.

Сергей Орлов, независимый эксперт (sorlov1958@yandex.ru)