Что такое цифровая трансформация и почему мы говорим об этом? Цифровая трансформация потенциально способна вывести компанию в лидеры рынка, попутно полностью изменив представление о том, как следует вести бизнес в той или иной отрасли. В наши дни появляются совершенно уникальные технологии, которые способны поменять привычный подход к продвижению продуктов и услуг.

 

Согласно одному из определений, цифровая трансформация, или цифровизация, бизнеса — это такой результат применения технологий, который выражается в создании уникальных бизнес-моделей, качественном (а лучше революционном) изменении восприятия продукта или услуги клиентами, фундаментальном ускорении и упрощении операционной деятельности ИТ и всей компании в целом. И самое главное — такая цифровая трансформация способна вывести компанию в лидеры рынка, попутно полностью изменив представления о том, как следует вести бизнес в той или иной отрасли. За примерами далеко ходить не надо: отечественный сервис «Яндекс.такси» или западный аналог в лице Uber — наглядные примеры цифровой трансформации целой отрасли. Принципиально изменив восприятие услуг пассажирских перевозок, эти компании стали лидерами в своем сегменте.

Существует ли универсальный рецепт успешной цифровизации компании? В большинстве случаев ответ отрицательный. Однако за последние несколько лет постепенно сформировалось понимание необходимых (но, увы, недостаточных) слагаемых успеха. В общих чертах можно говорить о стратегической и технологической составляющих процесса цифровой трансформации. Зачастую оказывается, что успех той или иной компании, помимо применения уникальных технологий, предопределила исчерпывающая стратегия цифровизации — осознание и формулировка того, в каком направлении должна развиваться организация и какие технологии (возможно, еще не существующие) нужны для этого. Компании, которые пробуют применять самые современные технологии без заранее сформированной стратегии, решают лишь тактические задачи. Важно помнить: технологии — это средство, а не цель. Целью всегда являются уникальный продукт или услуга, созданные на основе таких технологий.

Если ключевым фактором успеха остается правильно выбранная стратегия, почему именно сегодня мы говорим о цифровизации как о чем-то особенном? Потому что в наши дни появляются уникальные технологии, способные поменять привычное представление о продуктах и услугах. Таким технологиям и решениям посвящена эта статья.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ЛЮБОЙ ЦИФРОВОЙ КОМПАНИИ

Во-первых, это ускорение и упрощение деловых процессов. Основная проблема состоит в том, что ИТ-подразделения не успевают реагировать на изменения, происходящие в основном бизнесе. Необходимые меры предпринимаются слишком медленно, и на момент запуска готового продукта достигнутый результат оказывается неактуальным. В числе причин можно назвать низкий уровень автоматизации и эффективности использования существующих ресурсов, а также сложность как самой инфраструктуры, так и связанных с ней процессов.

Во-вторых, это прозрачность и предсказуемость процессов, происходящих в инфраструктуре и приложениях. Доступные сегодня технологии оценки состояния сети, такие, например, как SNMP или Netflow, являются очень эффективным способом получения статистики, но не обладают встроенными средствами анализа и прогнозирования. И даже при совместном использовании с внешними системами они не позволяют получить полное представление о том, как влияет сеть на работу тех или иных бизнес-приложений.

В-третьих, успешность продукта или услуги в большинстве случаев определяется инновационной формой взаимодействия с клиентом. И здесь на первый план выходит обязательное использование мобильных устройств — в меньшей степени ноутбука и в большей — смартфона или планшета, а иногда и таких революционных гаджетов, как Google Glass. При этом мобильное устройство должно не только предоставлять привлекательный и интуитивно понятный интерфейс, но и служить источником персонализированной информации о клиенте — о его местоположении, предпочтениях, графике работы и тому подобном.

В-четвертых, обязательным требованием становится доступность услуги в любом месте и с любого устройства (если компания собирается предложить новую уникальную услугу, а не продукт). Зачастую это оказывается возможным только при использовании облачных сервисов — публичных или частных.

Наконец, не следует забывать и об информационной и сетевой безопасности, а также о соблюдении различных законодательных норм. Цифровая трансформация не должна осуществляться в ущерб безопасности.

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ, АВТОМАТИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРУЕМОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Любые ИТ-технологии опираются на инфраструктуру. Если вычислительная инфраструктура уже достаточно эффективно справляется с задачами современного цифрового бизнеса, то сетевая зачастую становится основным сдерживающим фактором при внедрении цифровизации (см. рис. 1). Главные претензии к сети связаны с отсутствием универсальных механизмов оперативного внесения изменений с учетом потребностей бизнеса, неприемлемой длительностью процесса внедрения и затруднительностью повторного использования сетевого оборудования. Все это следствие традиционного подхода к созданию оборудования сетевой инфраструктуры.

Рис. 1. Традиционные сети не готовы к быстрым темпам развития потребностей бизнеса
Рис. 1. Традиционные сети не готовы к быстрым темпам развития потребностей бизнеса

 

Каждое новое поколение маршрутизаторов, сетевых экранов и других сетевых элементов становится, безусловно, гораздо более производительным и функциональным, но при этом остается таким же узкоспециализированным, каким были маршрутизаторы и сетевые экраны десять лет назад. Это допустимо, пока темпы изменений основного бизнеса той или иной компании невысоки, но в условиях цифровой трансформации требования к скорости реакции на изменения принципиально ужесточились.

К счастью, производители сетевого оборудования смогли успешно воспользоваться достижениями смежной отрасли — вычислительной инфраструктуры, которая справляется с новыми задачами благодаря использованию универсальной платформы x86 и технологий виртуализации. Так появилась архитектура сетевой виртуализации ETSI Network Function Virtualization (NFV), она определяет основные задачи и принципы взаимодействия в сетях, построенных на основе виртуализации. У NFV много общего с классическими решениями на основе виртуализации (с той же универсальной платформой x86), но есть и своя специфика. Например, задача формирования сервисных цепочек (Service Chaining) — последовательностей обработки трафика посредством виртуализированных сетевых элементов (VNF) — является во многом уникальной.

Еще до появления архитектуры ETSI большинство крупных сетевых производителей сформировали пул виртуализированных аналогов своих аппаратных решений. На примере Cisco можно вспомнить, что виртуальный маршрутизатор Cisco CSR1000v и виртуальный межсетевой экран ASAv появились задолго до публикации финальной версии архитектуры NFV. Появление ETSI NFV (см. рис. 2) позволило стандартизовать и нормализовать исследования и разработки отдельных производителей и сформировать системный подход к одной из ключевых задач цифровой трансформации — упрощению и ускорению инфраструктурных изменений.

Рис. 2. Решение Cisco для сетевой виртуализации NFV в рамках модели ETSI
Рис. 2. Решение Cisco для сетевой виртуализации NFV в рамках модели ETSI

 

В контексте цифровой трансформации следует отдельно остановиться на автоматизации. Само по себе это требование не является чем-то революционным. Многие годы производители сетевого оборудования и решений предлагают специализированные системы управления (NMS), которые призваны автоматизировать часть процессов взаимодействия с инфраструктурой. К преимуществам подобных решений можно отнести глубокую интеграцию с обслуживаемым решением и, как следствие, богатые возможности настройки и кастомизации таких систем, чьи недостатки являются продолжением достоинств. Однако они остаются сложными в освоении и эксплуатации, сфера их применения ограничена соответствующей частью инфраструктуры и не учитывает специфики бизнес-приложений предприятия, а возможности интеграции на основе открытых API не всегда отвечают требованиям цифрового предприятия.

В случае цифровой трансформации автоматизация направлена в первую очередь на упрощение и ускорение основных ИТ-процессов — как для управления сетевой инфраструктурой, так и для оптимизации взаимодействия с бизнес-приложениями через открытые API. Приоритетами являются быстрое, простое и надежное внедрение требуемой ИТ-услуги и обеспечение гарантированного качества предоставления этой услуги. Такой подход позволяет предприятию найти уникальный баланс между простотой эксплуатации и сложностью инфраструктуры, что зачастую необходимо для реализации любых дополнительных ИТ-услуг.

Цифровая трансформация нередко неотделима от реализации технологий SDN и программируемости инфраструктуры через открытые API. Программно определяемый подход позволяет решить еще одну фундаментальную задачу, озвученную ранее, — обеспечение требуемого темпа взаимодействия между бизнес-приложениями и ИТ-инфраструктурой. Использование SDN-контроллеров и открытых программных интерфейсов (REST API, NETCONF/YANG, OpenFlow и т. п.) играет здесь ключевую роль.

Следует признать, что в отрасли до сих пор не выработан стандартный подход к автоматизации и программируемости на основе SDN. Например, у Cisco доминирующими технологиями для автоматизации SDN стали гибридные модели SDN-контроллеров и оркестраторов (Cisco Network Service Orchestrator или Cisco APIC-EM), которые в общем случае не подразумевают полной централизации плоскости управления (control plane) инфраструктуры. Как и любой другой, такой подход имеет свои достоинства (эффективность при внедрении и изменении услуг, кросс-доменная поддержка, использование существующего оборудования) и недостатки, в числе которых уже упоминавшееся отсутствие полной централизации плоскости управления.

В любом случае рынок решений для автоматизации SDN достиг достаточного для коммерческого использования уровня зрелости. И компания, вступившая на путь цифровизации, может быть уверена в том, что отрасль уже готова предложить широкий выбор решений для виртуализации, автоматизации и программирования инфраструктуры.

АНАЛИТИКА И IOT

Автоматизация SDN позволяет значительно упростить и ускорить процессы, происходящие в ИТ-инфраструктуре, с учетом требований бизнес-приложений или даже с их непосредственным вовлечением (модель DevOps), но не подразумевает (в общем случае) контроля качества предоставляемых услуг и тем более глубокого анализа тенденций и поиска закономерностей. Для решения этой задачи нужен иной набор технологий, которые можно объединить общим термином — «аналитика». Принципиальное отличие средств аналитики от, например, модулей мониторинга классических систем NMS заключается в способе формирования и сбора телеметрических данных, необходимых для выполнения анализа, и в тех выводах, которые можно сделать на основании имеющейся информации.

Средства аналитики, получая определенного вида «телеметрию» от инфраструктуры и приложений, должны быть способны в режиме реального времени осуществлять различные виды анализа о состоянии, поведении и тенденциях как самих ИТ-услуг, так и клиентов, потребляющих эти услуги, а также оценивать, насколько результат соответствует ожидаемому качеству предоставления сервиса. К сожалению, для реализации подобной аналитики недостаточно возможностей технологий, являющихся стандартом де-факто для мониторинга инфраструктуры, — Netflow или SNMP. Вместе с тем создание еще одного протокола или протоколов для передачи большого количества дополнительной информации от каждого сетевого элемента или бизнес-приложения тоже нецелесообразно, так как возросшая нагрузка может привести к снижению эффективности всей сети и отдельных сетевых элементов.

Решение может состоять в использовании специальных легковесных приложений-сенсоров, размещаемых непосредственно на устройствах и/или виртуальных машинах, на которых установлены бизнес-приложения. Программные сенсоры осуществляют первоначальную обработку и фильтрацию данных и формируют «телеметрию» более высокого уровня и меньшего объема — эти данные передаются в центральную систему, где происходит более глубокий анализ, корреляция событий и формирование прогнозов. Подобные сенсоры могут быть запущены в виде контейнеров KVM или LXC, как это реализовано, например, на маршрутизаторах Cisco ISR 4000.

Главное следствие такого подхода — появление распределенной архитектуры средств аналитики, в которой инфраструктура участвует не только в формировании информации, применяемой для анализа, но и частично в выполнении такого анализа.

И здесь крайне важная роль отводится решениям в области Интернета вещей (Internet of Things, IoT), или Всеобъемлющего интернета. Модули IoT и сами могут быть частью платформы, предоставляющей услугу клиентам, но, помимо этого, они становятся идеальными источниками расширенной телеметрии — их много, они повсюду, их месторасположение всегда известно, а взаимодействие с такими IoT-модулями возможно через открытые API.

ОБЛАЧНЫЕ УСЛУГИ, МОБИЛЬНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Сегодня, если услуга не доступна повсеместно, она не может считаться потенциально революционной. Широко распространенное требование «в любом месте и с любого устройства» на самом деле уже не лозунг, а обязательное требование. Это означает, что интеграция с публичными или частными облачными сервисами, а также доступность услуги на распространенных мобильных платформах (Apple IOS и Android) являются обязательными характеристиками инфраструктуры компаний.

И в заключение несколько слов о безопасности. В погоне за уникальным продуктом легко забыть о безопасности инфраструктуры или клиентов (а иногда и осознанно пожертвовать ею), что может стать фатальной ошибкой. Доступность и качество предоставляемых услуг имеют значение только при обеспечении достаточного уровня защиты как самой инфраструктуры, так и потребителей ИТ-услуг — пользователей и приложений. Целевой уровень и темп взаимодействия инфраструктуры, приложений и клиентов при цифровой трансформации принципиально выше всего того, к чему мы привыкли в последние годы. В этих условиях обеспечение и контроль безопасности должны находиться если не на первом месте, то определенно в верхних строчках списка приоритетов любой компании, вставшей на путь цифровой трансформации.

Денис Коденцев, системный инженер-консультант Cisco

Купить номер с этой статьей в PDF