Согласно недавнему отчету IDC, по итогам 2016 года российский серверный рынок показал самые скромные за последние 12 лет финансовые результаты. Снижение потребности в серверах, происходящее вследствие виртуализации вычислений, усугубляется затянувшимся спадом отечественной экономики.

Однако, в отличие, например, от ситуации с электронными изданиями, которым бумажные носители не нужны в принципе, виртуальным серверам не обойтись без физических. Так что спрос на них сохраняется. При этом, как можно догадаться, ключевым сегментом является рынок серверов для центров обработки данных — именно туда «съезжаются» виртуальные машины и там же концентрируются облака. В Intel рассчитывают, что объем продаж серверов для этого сегмента будет увеличиваться примерно на 5–10% («high single digit») до 2020 года.

Intel принадлежит свыше 90% рынка процессоров для серверов ЦОДов, и ее лидерство кажется незыблемым. Подразделение Data Center Group (DCG), оборот которого в 2016 году составил 17,2 млрд долларов, является для корпорации вторым по значимости после Client Computing Group. Если исходить из того, что данный сегмент будет расти теми же темпами (около 8%), что и в прошедшем году, то в 2020-м его объем превысит 25 млрд долларов. Весьма лакомый кусок для потенциальных конкурентов.

После ряда неудачных решений AMD практически ушла с серверного рынка, а ведь когда-то ее доля исчислялась двузначными цифрами. Компания возлагает большие надежды на свои новые процессоры Zen, обеспечивающие высокую производительность на такт — на 40% больше, чем у процессоров Intel. Анонсировав некоторое время тому назад кристаллы для ПК, в начале года AMD продемонстрировала 32-ядерный серверный чип Naples. В первую очередь компания нацеливается на рынок гипермасштабируемых вычислений.

Однако Производители процессоров ARM совместными усилиями намереваются отобрать у Intel четверть рынка серверных процессоров к 2020 году. Пока компании удается отбивать их атаки: когда процессоры ARM стали появляться в облачных серверах, в противовес им был выпущен серверный чип Atom с малым энергопотреблением.

В результате производители стали свертывать производство серверов на базе процессоров ARM, и пока ARM не удалось занять сколько-нибудь заметной доли рынка. Впрочем, ситуация может измениться, если Qualcomm удастся заинтересовать крупных игроков — прежде всего интернет-гигантов Facebook, Google и Amazon — возможностями своего 48-ядерного процессора Centriq 2400. Многое будет зависеть от доступности приложений. Поддержка ПО растет благодаря таким организациям, как Linaro, которая разрабатывает программные пакеты на базе Linux для архитектуры ARM.

Помимо AMD, о реванше на рынке серверных процессоров мечтает и IBM — в этом году должен появиться 24-ядерный чип Power9, в котором для ускорения вычислений при выполнении различных задач предусмотрены соединители для FPGA, GPU и ASIC. Для популяризации своих процессоров IBM организовала OpenPower Foundation. Компания лицензирует архитектуру Power9 тем, кто хочет реализовать собственные заказные чипы. Кроме того, в рамках Open Compute Project Google и Rackspace сейчас осуществляется разработка сервера Zaius, который будет оснащен процессорами Power9 (см. также статью Сергея Орлова «OpenCAPI: ускорение ускорителей»).

Что ж, вполне вероятно, совсем скоро виртуальные машины найдут себе новый гараж.