Дмитрий ГаньжаЧтобы тратить меньше, надо вложить больше. Эта нехитрая вариация принципа кота Матроскина про избавление от чего-нибудь ненужного наверняка знакома всем, кто когда-нибудь пытался реализовать энергосберегающие (и не только) технологии. Помимо, как правило, более высокой цены таких решений, их внедрение чревато риском напрасной потери денег из-за использования не вполне проработанной системы. К тому же приятный бонус в виде уменьшения вреда окружающей среде может на поверку оказаться фикцией. Наконец, даже избавленная от детских болячек технология может оказаться совсем не той лошадью, на которую стоило делать ставку.

За примером далеко ходить не надо, ведь каждый наверняка пытался экономить электричество у себя дома. Люминесцентные лампы дороже обычных ламп накаливания в 5–10 раз. Стремление дополнительно сэкономить и купить подешевле оборачивалось непредвиденными тратами, поскольку из-за чувствительности к частым включениям-выключениям экономичные лампы выходили из строя, не проработав положенного срока службы. При их изготовлении используется ртуть, поэтому для утилизации необходима специальная инфраструктура (а значит, неизбежны дополнительные расходы если не для потребителя, то для государства — а в конечном итоге для потребителя через налоги).

Этими проблемами отчасти объясняется то, что лампы накаливания до сих пор продаются, хотя в соответствии с законом 2009 года об энергосбережении их продажу следовало запретить еще в 2014 году (для ламп мощностью свыше 20 Вт). Тем временем на рынке появились светодиодные лампы, которые, хотя и дороже люминесцентных в несколько раз, не имеют многих присущих им недостатков, не говоря уже о лучших характеристиках. Как следствие, правительство ввело запрет на покупку люминесцентных ламп для бюджетных организаций с 1 июля 2016 года. Вот только принесет ли это ожидаемую экономию, ведь раньше выкручивали даже обычные лампочки, намного более дешевые…

Впрочем, любые изменения — всегда риск, и компании хотели бы его минимизировать, особенно в условиях нехватки средств, предпочитая проверенные технологии и подходы с гарантированным результатом. А еще лучше — если можно сэкономить не меняя и не тратя ничего (или почти ничего). Иногда действительно можно добиться ограниченных улучшений при минимальных усилиях и затратах (классический пример — установка заглушек в серверные шкафы для повышения эффективности охлаждения). Однако, как правило, это означает, что прежде ресурсы если не транжирились, то не ценились. И за прежнюю экономию на капитальных инвестициях теперь приходится расплачиваться повышенными затратами на эксплуатацию.

Зачастую первым шагом на пути к сокращению расходов является простое введение учета. Например, Кирилл Жуков, технический директор Extreme Networks, в интервью нашему журналу подчеркивает: «Прежде чем что-либо оптимизировать, надо иметь картину текущего статус-кво». Ту же мысль развивает в статье «Руководство по выживанию с помощью ИТ» Александр Барсков: «Чтобы повысить эффективность чего бы то ни было, для начала не мешает определить текущие показатели». Правда, понадобятся еще и специализированные средства контроля и измерения. И это только предварительные траты, на которые приходится идти для достижения экономии.

Итак, читайте статьи в рубрике «Тема номера» и ищите деньги на экономию!