Компания 3data в сотрудничестве с оператором «Мастертел» собирается в ближайшие два-три года развернуть сеть из 50 небольших ЦОД на несколько десятков стоек каждый — в Москве, Санкт-Петербурге и российских регионах. «Большинство ЦОД возводятся в промзонах и на окраинах, — объясняет Илья Хала, генеральный директор 3data. — У нас же концепция прямо противоположная: мы строим ЦОД поближе к клиентам, в центре города и рядом с метро, размещая их в деловых и торговых комплексах». Это идея маленького магазинчика возле дома (в противовес огромным мегамоллам), куда каждый может заскочить по дороге домой (или в данном случае на работу).

Занимаясь обслуживанием небольших компаний, 3data столкнулась с тем, что они тоже нуждаются в централизации своих ИТ-ресурсов. Однако традиционные ЦОД ориентированы на крупных заказчиков и не заинтересованы в клиентах, которым надо разместить всего один-два сервера. Услуги двух площадок (14 шкафов в ЦОД «Знаменка» и 23 шкафа в ЦОД «Олимпийский») которые были созданы для обслуживания уже существующих клиентов, стали пользоваться спросом, поэтому компания решила тиражировать этот подход и создать сеть «интеллектуальных клубных дата-центров полного спектра услуг». «Клубность», по словам Ильи Халы, заключается в том, что при небольших размерах ЦОД можно уделить должное внимание каждому клиенту: «Приходя в наш ЦОД, люди могут получить решение любой задачи — компетенции и специалисты у нас для этого есть, поскольку мы изначально занимались аутсорсингом и знаем, что необходимо небольшим компаниям».

Имеющиеся два ЦОД заполнены на 70%. В ближайшее время к ним должен добавиться ЦОД «М8» на 34 шкафа. Всего в этом году планируется открыть 7 подобных объектов, один из них (на 90 стоек) — в Санкт-Петербурге (начало экспансии в регионы намечено на 2015 год). На их базе планируется предлагать весь набор услуг — от обычного размещения оборудования до облачных сервисов. Если два года назад, когда компания только открыла свои первые две площадки, на размещение оборудования приходилось 95% дохода, то теперь, по словам Ильи Халы, наибольшей популярностью пользуется услуга аренды виртуальных серверов — она приносит около 50% дохода. В компании ориентируются на развитие облачных услуг SaaS, признавая, впрочем, что пока заказчикам требуется разъяснять преимущества этого подхода.

По уровню надежности имеющиеся и планируемые ЦОД соответствуют Tier II, чего, уверен Илья Хала, вполне достаточно для малого бизнеса. Кроме того, при оказании высокоуровневых услуг, на которые делает ставку компания, надежность отдельных физических систем становится менее важна, поскольку отказоустойчивость достигается другими (программными) средствами. «Для нас важны надежность и отказоустойчивость, но мы не пытаемся поставить это во главу угла — инженерия должна быть должного уровня, чтобы обеспечивать надежную работу. Нужно сделать так, чтобы выход любого нашего ЦОД из строя не привел к остановке работы ни одной системы клиента. По некоторым системам и сервисам мы добились не только локальной отказоустойчивости, но и глобальной катастрофоустойчивости на основе геокластеров. Я надеюсь, что через год-два все наши системы будут зарезервированы — чем обширнее сеть, тем экономически эффективнее резервирование».

Тем не менее во всех ЦОД предусмотрено несколько электрических вводов, а ИБП и система охлаждения зарезервированы, как и каналы связи. Несмотря на сотрудничество с «Мастертел», в ЦОД 3data присутствуют и другие операторы — например, в Олимпийском их 10, и у всех свои оптические вводы. Многоуровневая система безопасности, помимо физической охраны, предусматривает контроль доступа в общее помещение по периметру (с использованием пластиковых карточек) и в машинный зал (биометрический, по отпечатку пальца). Для некоторых клиентов реализуется даже контроль доступа к шкафу — в этом случае специалисты провайдера не смогут попасть в него без ведома клиента.

Для снижения себестоимости услуг, наряду с ограничением уровня надежности Tier II, реализован ряд любопытных решений. В частности, предусмотрены выводы для подключения мобильных дизель-генераторов: поскольку при полной загрузке ЦОД может работать от 40 мин. до 1,5 ч. от ИБП, за это время должен успеть подъехать мобильный дизель-генератор и подключиться к причальному шкафу. Таким образом, один ДГУ позволяет решать проблемы бесперебойного энергоснабжения сразу нескольких ЦОД, ведь вероятность одновременного отключения нескольких ЦОД невелика. «Мы считаем риски, но не пытаемся защититься от всех возможных катастроф», — подчеркивает Илья Хала.

В каждом ЦОД работают по два линейных инженера, которые отвечают за прием оборудования, мониторинг систем, базовые настройки. Однако 99% всех специальных задач решается сотрудниками с более высокой квалификацией удаленно, из центрального офиса. Круглосуточное нахождение людей в каждом ЦОД накладно, поэтому инженеры находятся на своих рабочих местах только днем, а в ночную смену за состоянием всех площадок следят два человека в центральном офисе. Если возникает проблема, которую дистанционно решить не удается, один из них выезжает выяснять ситуацию на автомобиле. По ночной Москве это занимает не больше 20 мин. Такой подход позволяет дополнительно снизить расходы на обслуживание.

«Мастертел» планирует размещать в этих ЦОД и собственные узлы, однако главная привлекательность партнерства с 3data состоит для него в возможности предложить своим клиентам дополнительные услуги, прежде всего облачные сервисы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF