Дмитрий Ганьжа Так, за то время, что мне потребовалось для написания этих строк, в Twitter появилось еще шесть новых сообщений с тегом SDN. Казалось бы, в таких условиях даже ленивый должен был уже услышать о новой технологии. Однако, как ни удивительно, многие не знают, что это такое, — по крайней мере именно так ответили на вопрос о планах в отношении SDN 30% специалистов по сетям, принявших участие в проведенном нами исследовании (см. подробнее статью Александра Барскова «Ethernet в российских сетях»).

Среди тех, кто более информирован, 57% опрошенных испытывают к программно определяемым сетям исключительно платонический интерес. Рассматривают же целесообразность внедрения таких сетей всего около 11%, а реально ими пользуется небольшое число респондентов — только 1%. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: несмотря на бурное развитие технологии в последние год-полтора, она еще не доведена до стадии зрелости. К тому же в качестве целевой аудитории были выбраны администраторы корпоративных сетей, где применение SDN имеет смысл только в случае сложной масштабной инфраструктуры. К сожалению, в рамках аналогичного прошлогоднего исследования о сетях ЦОД мы не задавали вопроса об SDN, а было бы полезно сравнить, как относятся специалисты из этих двух профессиональных групп к данной теме.

Любопытно, что из проявляющих интерес к этой технологии большинство рассчитывает на удешевление используемого оборудования. Действительно, одним из стимулов к разработке Open Flow для первых участников альянса Open Networking служило стремление снизить стоимость используемого сетевого оборудования и сделать его проще. Однако, как пишет Александр Барсков, на цене коммутаторов распространение SDN вряд ли скажется. К тому же появятся дополнительные расходы на программное обеспечение контроллеров, придется заново обучать специалистов и так далее. Новые же функциональные возможности, в частности улучшение управляемости, привлекают всего 4% респондентов.

Между тем главное предназначение программно определяемых сетей — сделать сетевую инфраструктуру такой же гибкой и автоматически управляемой, какими сегодня являются виртуализированные серверы. Не случайно VMware, например, рассматривает SDN как необходимый элемент для построения программно определяемых центров обработки данных. Ее новая программная платформа виртуализации NSX, в которой объединены Nicira Network Virtualization Platform (NVP) и VMware vCloud Networking and Security, поддерживает SDN, упрощает управление конфигурациями сети независимо от вендора, обеспечивает балансирование нагрузки и мобильность виртуальных машин с помощью VXLAN (см. заметку Сергея Орлова «VMware — 15 лет»).

Как отмечает Вильгельм Грайнер в своей статье «Сети для облаков», у новичков, делающих ставку на SDN, и старожилов сетевого рынка — разные интересы. Одним из проявлений этих скрытых противоречий стало образование еще одной отраслевой ассоциации, нацеленной на продвижение SDN, — Opendaylight Project. Помимо Cisco, в нее вошел целый ряд тяжеловесов рынка, таких как Brocade, Juniper, NEC, Microsoft, IBM, VMware и другие. Скептики считают, что проект призван лишь укрепить позиции его участников. Так ли это? Как показывает опыт, один локомотив для технологии обычно лучше, чем два, поскольку порой они тянут в разные стороны. Но желательно, чтобы лидер определился побыстрее.