Системы видео-конференц-связи долгое время были этаким отдельным островом в море ИКТ. Дорогие высококачественные комплексы ВКС использовались крупными компаниями изолированно от других коммуникационных и ИТ-систем. Сегодня ВКС «пошла в массы» корпоративных заказчиков, все чаще она становится частью комплексных решений ИКТ. Границы рынка ВКС размываются за счет новых применений, новых игроков, новых моделей развертывания.

 

В 2011 году «Журнал сетевых решений/LAN» оценил объем российского рынка ВКС в 120 млн долларов, а его ежегодный рост — в 20%. Сегодня проводить подобную оценку гораздо сложнее из-за размытости этого рынка. Функциональность ВКС появляется во все большем числе смежных решений, включая Web-конференции, офисную телефонию и системы унифицированных коммуникаций, которые принято относить к другим сегментам.

Хотя корректность выделения систем ВКС в отдельную категорию рынка вызывает все больше вопросов, все же попробуем сделать оценку. С прогнозом по росту мы явно оказались чересчур оптимистичны: как показало общение с рядом экспертов — в этом году он, скорее всего, окажется нулевым. Если нашу оценку экстраполировать с учетом этого обстоятельства двухлетней давности, то получится объем около 140 млн долларов. И это верхняя граница.

ЦЕНА КАК БАРЬЕР?

С одной стороны, сумма в 140 млн производит впечатление, с другой — это менее полпроцента рынка ИТ. Да и опрос, проведенный «Журналом сетевых решений/LAN» весной 2013 года, свидетельствовал, что терминалы ВКС установлены главным образом в кабинетах руководителей и конференц-комнатах и используются преимущественно топ-менеджерами (см. статью автора «Видео-конференц-связь. Чего хотят заказчики?» в мартовском номере журнала за 2013 год). Этот же опрос показал, что основным препятствиям на пути масштабного внедрения ВКС остается высокая стоимость необходимых продуктов.

С этим утверждением несогласны поставщики соответствующих решений. Так, руководитель компании TrueConf Михаил Готальский полагает, что и при текущем уровне цен системы ВКС крайне выгодны заказчикам, поскольку их применение позволяет снизить затраты и сократить время на выработку решений. Снижение цен на системы ВКС, по его мнению, происходит в основном благодаря их «софтеризации» и переходу на технологию масштабируемого кодирования (SVC).

Константин Солопов, заместитель руководителя департамента UC&C компании Huawei, обращает внимание на то, что стоимость оборудования ВКС для одной переговорной комнаты соизмерима с ценой бюджетного автомобиля: «Если стоимость ВКС оказалась самым значимым фактором, кажется странным, что стоимость автомобилей не оказывает существенного влияния на их распространенность. В случае с ВКС следует говорить о недооценке ее потребительских свойств потенциальными пользователями. Компании, не использующие видеосвязь, просто не осознают ее необходимости и даже при нулевой стоимости оборудования не будут ее внедрять».

«Отнюдь не цена ВКС является препятствием на пути ее масштабного внедрения, а стереотип, связанный с мнением, что содержать ВКС — это дорого», — соглашается Валерий Дубновицкий, менеджер компании Oberon. По его мнению, часто внедрению мешает неправильное понимание бизнес-задачи, поставленной заказчиком. Решения ВКС многих производителей позволяют разбивать внедрение даже сложной системы на этапы. Не всегда на первых этапах заказчику нужна вся функциональность, которую он хотел бы получить в результате реализации проекта и которую он запросил при его обсуждении.

К тому же не для всех категорий заказчиков цена имеет значение. Как замечает Андрей Григорьев, продакт-менеджер компании Auvix, высокую стоимость продуктов в основном отмечают представители бизнес-структур. Однако пока что основными заказчиками ВКС-решений являются компании госсектора, для которых вопросы цены имеют второстепенное значение, а тендерная организация поставок позволяет регулировать цену, приближая ее к рыночным реалиям.

Одним из основных барьеров на пути массового внедрения ВКС служат также особенности российского менталитета. В связи с эти Александр Баринов, региональный директор компании LifeSize по России и СНГ, указывает на то, что «наши люди не привыкли или не хотят быть доступными, в том числе по видео, всегда и везде». Он также обращает внимание на сильную бренд-зависимость людей, которые часто ориентируются не на реализацию своих бизнес-задач, а отталкиваются от возможностей, которые предоставляют решения тех или иных производителей.

УСИЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

Один из главных факторов, способных снизить цену, — это усиление конкуренции. Российский рынок ВКС, как и мировой, уже давно перестал быть рынком двух игроков (Cisco/Tandberg и Polycom). Все более заметна на этом рынке компания LifeSize, очень активно действует Huawei, с покупкой Radvision крупным игроком в области ВКС стала Avaya, свои решения предлагают Sony, Panasonic, Vidyo, LG, ClearONE и другие зарубежные производители. Расширяется и число российских разработчиков и/или поставщиков, так называемых программных ВКС и сервисов SaaS. К достаточно давно работающим на этом рынке TrueConf и «Видеомосту» присоединились такие компании, как Mind, «Прима Телефон» (с сервисом Agavoo) и другие.

Но усиление конкуренции не сказалось заметным образом на стоимости решений корпоративного уровня — читай, аппаратных систем ВКС. «Состав основных игроков не изменился, а у претендентов на лидерство объемы продаж еще не столь существенны, чтобы их удачные маркетинговые решения и агрессивная ценовая политика повлияли на ценообразование догоняемых конкурентов», — считает Владислав Перегудов, главный инженер проекта группы компаний «Астерос».

Цены на групповые терминалы у основных вендоров практически не снижаются, описывает ситуацию на рынке Александр Голутвин, генеральный директор компании «АйПи-Ви», но они стараются выпустить изделия с упрощенной функциональностью или, наоборот, добавлять в линейку продуктов решения с расширенными возможностями: поддержка записи сеансов конференции на карту памяти в HD-качестве, увеличение емкостных параметров встроенных MCU и количества подключаемых средств отображения, повышение разрешения видео и улучшения качества звука и т. д.

Стоимость внедрения решения ВКС во многом зависит от бизнес-задачи. Валерий Дубновицкий приводит два типовых примера. Первый — простая установка видеокодеков и организация связи точка – точка или неуправляемой конференции на четыре – девять участников (с использованием встроенной в кодеки функциональности MCU). «Для данной задачи можно подобрать недорогое решение, а поскольку трудозатраты на его внедрение будут минимальны, то и цена внедрения окажется невысокой, — говорит он. — На рынке появилось много производителей терминального оборудования ВКС, что позволяет выбирать и, в таких случаях, формировать недорогие предложения».

Второй — реализация комплексного решения ВКС, предусматривающего установку: регистраторов SIP и привратников H.323; сервера распределения и балансировки нагрузки; выделенного MCU; видеотерминалов различных типов (аппаратных, программных, мобильных); сервера записи/трансляций. По требованию заказчика такая система ВКС часто интегрируется с другими системами (УАТС, контакт-центр, AD, Microsoft Lync и т. п.), а также со средствами управления конференц-залами. Как отмечает специалист Oberon, такого рода проект недешев и в части оборудования, и в части работ, так как требует серьезных трудозатрат и привлечения специалистов различного профиля.

«СОФТВЕРИЗАЦИЯ» ВКС

Важная тенденция рынка ВКС, способствующая повышению доступности соответствующих сервисов, — это экспансия относительно недорогих программных решений, которая идет в трех основных направлениях. Одно из них — это распространение разнообразных программных клиентов ВКС, в том числе для смартфонов и планшетов. Повышение вычислительной мощности персональных компьютеров и мобильных устройств позволяет превратить их в полноценные терминалы ВКС с поддержкой видео высокого разрешения.

Ссылаясь на свой опыт реализации проектов, Владислав Перегудов отмечает, что большое количество доступных приложений ВКС с поддержкой изображений высокого разрешения, вплоть до HD 720p и 1080p, выпущенных разными производителями для платформ ПК и MAC, позволяет заказчикам сократить бюджет для персональных систем связи и, как следствие, снизить затраты на реализацию корпоративных систем ВКС в целом.

Александр Голутвин полагает, что рост продаж программных решений, рассчитанных на корпоративный сектор, будет происходить за счет увеличения числа потребителей, а не за счет замещения аппаратных решений для группового использования. «Так или иначе, в «центре» системы, в переговорных и конференц-залах, ситуационных и технологических центрах будут по-прежнему размещаться аппаратные кодеки, программные кодеки будут в основном предназначены для мобильного применения и для установки на рабочих местах», — добавляет он.

Второе направление, которое сформировалось лишь в прошлом году, — это появление полноценных программных серверов MCU. Ранее выпускаемые в виде аппаратных решений, теперь такие серверы доступны в виде ПО, устанавливаемого на обычные компьютеры. Одними из первых такие решения предложили компании Polycom и LifeSize. Как указывает Сергей Хомяков, вице-президент Polycom по России и СНГ, ее решение RealPresence Collaboration Server 800s на базе открытого стандарта для протокола SVC позволяет в три раза увеличить емкость многоточечной HD-видеосвязи, что, в свою очередь, дает возможность значительно снизить общую стоимость владения.

Наконец, третье направление софтверизации рынка ВКС — это предложение сервиса по модели SaaS. Как отмечает Владимир Ананьев, руководитель департамента сервисов компании Mind, получение сервиса ВКС по модели SaaS уже достаточно распространено, что не может не сказаться на ценовом предложении традиционных «железных» ВКС. Хотя компании, как правило, приобретают каждое из решений для различных целей и облачные продукты не противопоставляются, а дополняют традиционные ВКС. Так, в одной компании могут использоваться и традиционная ВКС, и решение SaaS.

«Что касается цен на сами облачные решения, в России неизбежно дальнейшее снижение цен до их уровня на европейском и американском рынках, так как в противном случае российские поставщики рискуют потерять аудиторию. Многие представители российского среднего и малого бизнеса уже используют зарубежные сервисы, в том числе и по причине их более низкой стоимости по сравнению с предложениями российских компаний», — предостерегает представитель Mind.

Хотя значимость процесса «софтверизации» ВКС нельзя недооценивать, Александр Баринов предлагает не отделять аппаратно реализованные системы ВКС от программных, поскольку те и другие обладают своими плюсами и минусами по отношению друг к другу и просто закрывают различные потребности заказчиков в области видеосвязи. О ненужности такого разделения говорит появление программных платформ у поставщиков традиционно только аппаратных систем видеосвязи, и наоборот — поставщики полностью программных решений за несколько последних лет пришли к мнению, что без аппаратного терминала в портфолио им не обойтись.

ВКС И WEB-КОНФЕРЕНЦИИ

Большинство SaaS-сервисов ВКС «выросли» из систем Web-конференций или представляют собой дополнение к ним (см. врезку «ВКС, Web-конференции и Adobe Flash»). Эта тенденция интересна еще и тем, что, как показал упомянутый выше опрос «Журнала сетевых решений/LAN», в ближайшие годы наибольшее распространение в российских компаниях получат не ВКС в «чистом» виде, а именно Web-конференции с поддержкой видеосвязи. Могут ли в перспективе Web-конференции «поглотить» ВКС? И возможна ли в ближайшие годы конвергенция систем ВКС и Web-конференций в единые универсальные системы мультимедиаконференций?

 

ВКС, Web-конференции и Adobe Flash

Многие системы вебинаров, где поддерживается функционал видеосвязи, используют технологию Adobe Flash. Насколько она подходит для полноценных решений ВКС? Вот мнения некоторых специалистов, собранные «Журналом сетевых решений/LAN».

Иван Окунев, руководитель направления аудио-видео-конференц-связи, «ИМАГ»: «Заявления о возможности использования приложений на основе технологии Adobe Flash в качестве полноценных систем ВКС — попытка выдать желаемое за действительное. Чтобы понять принципиальную разницу в качестве и функциональности, достаточно провести прямое сравнение профессиональных решений ВКС и подобных приложений в различных условиях эксплуатации».

Андрей Григорьев, продакт-менеджер, Auvix: «Безусловно, компания Adobe прилагает немалые усилия для развития технологии Adobe Flash в качестве платформы реализации вебинаров. Но следует учесть, что ряд ограничений программного уровня со стороны непрямого конкурента, компании Apple, не позволяет задействовать полный спектр ее возможностей в устройствах на базе операционных систем iOS».

Андрей Петренко, менеджер по развитию бизнеса WebEx, Cisco Systems: «Большинство производителей, имеющих успешный бизнес в области Web-конференций, используют технологии, отличные от Adobe Flash. Почему они не используют Flash — из-за неготовности технической платформы или ее закрытости для сторонних разработчиков, — сказать сложно».

Владимир Ананьев, руководитель департамента сервисов, Mind: «При проведении вебинаров технология Adobe Flash незаменима — никакой альтернативы Flash нет и не будет еще года три, а может, и пять. (На 98% компьютеров в мире установлены Flash-плееры.) Особенно это касается масштабных вебинаров. Чем больше участников, тем большее количество конечных клиентов должно иметь возможность быстро и легко присоединиться к мероприятию, не читая никакой документации и ничего не инсталлируя. Мы сейчас проводим вебинары на 10 тыс. человек. До конца года сможем проводить на 20 тыс. Кто-то может предложить альтернативную технологию?

Для реализации полноценной системы ВКС Flash действительно не очень хорошо подходят. Однако новые технологии, например WebRTC, пока еще поддерживаются немногими браузерами. Ориентировочно через шесть – девять месяцев уже можно будет использовать новые технологии в ВКС вместо Adobe Flash».

Михаил Готальский, руководитель компании TrueConf: «Вебинары на базе Adobe Flash бесперспективны. На наш взгляд, сейчас наилучшей технологией для проведения Web-конференций является HTML5. TrueConf уже реализовала и развивает Web-конференции на базе HTML5, и это сегодня самое перспективное направление в ВКС».

 

Большинство экспертов не считают, что такая конвергенция произойдет. Андрей Петренко, менеджер по развитию бизнеса WebEx компании Cisco Systems, указывает на то, что в системах ВКС акцент делается на качестве передаваемого видео, а это налагает определенные требования на каналы связи между точками присутствия и на терминалы. В частности, терминалы должны быть хорошими (читай — дорогими), чтобы обеспечить наилучшее качество видео, а каналы — достаточно емкими, чтобы видеосвязь могла позволять принимать управленческие решения.

«Web-конференции создаются исходя из других требований: потенциальный участник должен иметь возможность присоединиться к конференции в любой момент по любому каналу… Это может потребоваться для разных задач: оперативное общение внутри рабочих групп, удаленное обучение сотрудников, сопровождение распределенных бизнес-процессов… Как правило, в этом случае используется любой доступный терминал — тот, что есть под рукой», — объясняет он.

Подобного мнения придерживается и Михаил Никифоров, руководитель направления систем ВКС компании «Крок»: «Тенденция интеграции, безусловно, заметна, но не стоит ждать полной конвергенции этих систем. Всегда были, есть и будут заказчики, которым необходима ВКС «представительского класса». Это свой собственный мир, который весьма далек от Web-конференций и систем массового использования. Вместе с тем уже сегодня на рынке появляются решения, цель которых — в максимальной степени объединить и упростить взаимодействие систем разных производителей, использующих разнообразные технологии, стандарты и интерфейсы».

Системы ВКС все больше наполняются функциями, нацеленными на обеспечение совместной работы (collaboration), и, как полагает Андрей Григорьев (Auvix), поддержка Web-конференций — важная составляющая систем ВКС. «Говоря математическим языком, ВКС и Web-конференции — это два множества, у которых есть значительное пересечение, но полной конвергенции систем ВКС и Web-конференций не произойдет», — рассуждает он.

Программные решения для проведения конференций никогда не заменят полноценных систем ВКС, считает Валерий Дубновицкий. Но при этом он обращает внимание на то, что многие производители систем ВКС предлагают либо варианты проведения конференций, схожие по формату с Web-конференциями (например, Avaya), либо инструменты для интеграции отдельных систем ВКС с Web-конференциями (Cisco).

ЧТО МЕШАЕТ ВКС-ОБЛАКАМ?

Один из наиболее очевидных способов снизить капитальные расходы на ВКС — переход на облачную модель потребления. Интерес к ней растет, однако за исключением варианта с SaaS, который ограничен по функционалу и ориентирован в основном на сектор SMB, на рынке наблюдается дефицит серьезных облачных предложений. Возможно, причиной здесь также является высокая цена, в данном случае — комплексов операторского уровня?

Ссылаясь на опыт работы компании «Астерос» с лидерами рынка операторов связи, Владислав Перегудов говорит о том, что в данном вопросе важен не столько ценовой фактор, сколько возможность интеграции платформы ВКC с имеющимися системами (тарификации и т. д.), а также соответствие требованиям обеспечения безопасности — как собственным, так и потенциальных заказчиков. «Менее года назад всего один производитель — Radvision — мог похвастаться платформой ВКС, реализованной специально для операторов связи, теперь же все известные поставщики предлагают аналогичные решения, — продолжает он. — Таким образом, сервис-провайдеры получили возможность выбора. И они тщательно и методично подходят к этой задаче — в соответствии со своими весьма взыскательными требованиями и с объемом потенциальных заказов. Некоторые уже тестируют или планируют приступить к тестированию рассматриваемых решений».

Деньги на подобные решения у наших операторов и сервис-провайдеров есть, уверен Иван Окунев, руководитель направления аудио-видео-конференц-связи компании «ИМАГ». По его мнению, проблема — в отсутствии массового спроса на данную услугу даже на корпоративном рынке и нежелании этот спрос развивать. В результате получается замкнутый круг: отсутствие спроса не позволяет операторам связи собрать необходимый объем заказов для обоснования вложений в инфраструктуру для поддержки качественного сервиса.

По мнению Михаила Готальского, острую проблему представляет сложность процесса внедрения систем видеосвязи в сети операторов: «Операторы, внедряющие у себя облачные ВКС, являются первопроходцами, и многие процессы им приходится придумывать с нуля, что заметно тормозит процессы внедрения».

Облачные модели предоставления сервисов ВКС могут реализовывать не только крупные операторы и сервис-провайдеры. Ряд производителей также пробуют такие модели. Одной из первых ее предложила компания LifeSize. Как отмечает Александр Баринов, спрос на соответствующую услугу, LifeSize Connections, в Европе и Америке значительно выше, нежели в России, где основная проблема — опасения, связанные с информационной безопасностью. «Если ваш провайдер связи будет предлагать услугу ВКС в составе других, к которым вы привыкли, откроется достаточно большой и перспективный рынок, — говорит он. — Правда, большинство расчетов показывают, что услуга ВКС будет либо слишком дорога, либо не окупится и за 5 лет. Кроме того, нежелание провайдеров предлагать услуги ВКС связано и с достаточно хорошими показателями по продаже голосовых услуг — и в этом отношении Россия также относится к развивающимся рынкам».

Михаил Никифоров отмечает, что российские компании только начинают проявлять интерес к ВКС из облака, но рынок еще не сформирован: «В этом сказывается особенность российского менталитета: большинство заказчиков стремятся полностью контролировать приобретаемые решения. В случае же с облачной услугой ВКС заказчик не администрирует систему, но перед ним возникает множество вопросов: как, например, контролировать качество, как обеспечивать конфиденциальность и т. д.».

При выборе модели развертывания и способа доступа к сервисам ВКС многое зависит от категории, к которой относится заказчик. Как отмечает Владислав Перегудов, если решения для облачных сервисов не прошли сертификацию на применяемые методы обеспечения безопасности передачи данных согласно российскому законодательству, то они не могут использоваться в государственных организациях — и в этом случае вопрос о возможности их применения даже не поднимается. Что касается коммерческих компаний, уровень безопасности облачных сервисов может как соответствовать, так и не соответствовать их внутренним корпоративным правилам. Но даже во втором случае возможность использования облачного сервиса для коммерческой компании остается, так как при необходимости по обоюдному согласию заказчика и поставщика услуги решение может быть дополнено специальными средствами защиты, обеспечивающими требуемый уровень безопасности сервиса.

 

Дайджест новинок

«Журнал сетевых решений/LAN» попросил поставщиков представить наиболее интересные продукты для ВКС, появившиеся за последний год. Предлагаем краткий дайджест новинок.

ВКС уже не «остров»Avaya (Radvision). Среди недавних новинок Avaya — терминал Scopia XT Executive 240, который представляет собой кодек Scopia XT 5000, интегрированный с LED-монитором 24″. Продукт поддерживает разрешение до 1080p с частотой 60 кадров в секунду, а также такие современные алгоритмы кодирования, как H.264 High Profile и SVC. В качестве нового сервера MCU компания представила чрезвычайно компактное и мощное устройство Elite 6000, которое при высоте в 1U поддерживает до 80 портов HD 720p и до 40 портов Full HD 1080p/30. Специалисты Avaya также отмечают основанное на технологии Avaya Radvision Scopia Mobile мобильное приложение Orange Video Meeting, появление которого стало логичным шагом в эволюции облачной ВКС от Orange Business Services. Приложение, доступное в онлайн-магазинах App Store и Google Play, позволяет одним касанием подключиться к видеоконференции со смартфона или планшета iOS и Android.

ВКС уже не «остров»Cisco. В середине года Cisco представила революционный (как утверждают в компании) мультимедийный телефон DX650 с экраном 7″ (с поддержкой мультитач-технологии) на базе операционной системы Android. Специалисты компании считают, что телефон должен быть востребован как пользователями, ищущими недорогое решение для работы с видео (стоимость DX650 сравнима со стоимостью видеотелефона e20, причем он обеспечивает возможность работы с видео высокого качества — вплоть до 1080p — и вывод видео на внешнюю систему отображения через HDMI), так и пользователями, которым необходимо многофункциональное бизнес-устройство, в том числе с возможностью его модификации путем установки приложений. Телефон поддерживает все типы современных бизнес-коммуникаций: видео, голос, голосовая почта с визуальным интерфейсом, чат, электронная почта, конференции WebEx. Унифицированный входящий ящик общения позволяет быстро получить доступ к истории всех типов коммуникаций, а для пользователей, предпочитающих голосовой набор, работает распознавание голоса средствами сервиса Google.

ClearOne (VCON). В текущем году компания ClearOne, которая в 2012 году завершила приобретение известного производителя систем ВКС VCON, представила полную линию продуктов для ВКС Collaborate. В нее входят программный клиент, групповой кодек и интегрированный терминал «все в одном», сервер MCU, другое необходимое инфраструктурное оборудование и система управления. Групповой кодек поддерживает разрешение вплоть до 1080p60 и имеет встроенный сервер MCU (до 9 участников). Выделенный MCU поддерживает уже до 36 участников, кроме того, до 25 таких устройств могут каскадироваться в одну систему. Как утверждают представители ClearOne, и кодек для групповой конференции, и сервер MCU представляют собой ПО, но если кодек устанавливается на типовые аппаратные серверы, то MCU — только на специальное шасси.

ВКС уже не «остров»Huawei. Видеотерминал TE30 — одна из самых эффектных новинок отрасли ВКС. Построенный по принципу «все в одном», поддерживающий разрешение HD1080р, а также связь по беспроводным каналам WiFi и 3G/LTE, этот продукт подчеркивает большие амбиции компании Huawei на рынке ВКС. В одном компактном продукте интегрированы кодек, видеокамера и аудиомикрофоны — соответственно, никакие кабели для их подключения не нужны. Специализированный процессор TE30 и алгоритмы Н.264 High Profile и Video Motion Enhancement 2.0 обеспечивают высокое качество видео даже на низкоскоростных каналах связи — по данным Huawei, видео с разрешением HD1080р можно передавать по каналу с пропускной способностью от 512 Кбит/с. Технологии масштабируемого кодирования Н.264 SVC, компенсации потерь SEC 3.0 и адаптации к полосе пропускания IRC позволяют сохранить стабильное качество видеоизображения на каналах связи с потерями до 20%.

ВКС уже не «остров»LifeSize. Среди новинок 2013 года можно выделить следующие продукты:

  • Кодеки Icon, в которых кардинально пересмотрен принцип организации пользовательского интерфейса, причем многое позаимствовано у мобильных устройств с сенсорными экранами. Эти простые в использовании, надежные и высокопроизводительные системы видеосвязи поддерживают технологию Smart Video, которая предусматривает также использование программной инфраструктуры LifeSize UVCPlatform и приложений для совместной работы.
  • Решение для мобильных и настольных устройств UVC ClearSea, которое, как утверждают в компании, предлагает самую широкую в отрасли поддержку смартфонов, планшетных и настольных компьютеров (более 50 моделей устройств), причем все мобильные клиенты входят в его стандартную комплектацию.

Это решение является частью платформы LifeSize UVC и предлагается в качестве аппаратного устройства или виртуализированного программного обеспечения, поэтому заказчик может самостоятельно решить, каким образом развернуть свою видеоинфраструктуру, а также определить необходимую емкость.

ВКС уже не «остров»LG. В апреле 2013 года российская дистрибьюторская компания «ИМАГ» и компания LG Electronics подписали соглашение об эксклюзивной дистрибуции, в соответствии с которым «ИМАГ» представляет всю линейку групповых систем видео-конференц-связи LG на территории РФ. Специалисты «ИМАГ» выделяют два решения LG. Это групповые системы ВКС LG VR5010H и LG VR5500F. Первый продукт, предлагаемый по розничной цене 235,5 тыс. руб., обеспечивает HD-качество видео (720p, 1280x720, 30 кадров/с) с опциональным MCU на четыре точки, а второй (514 тыс. руб.) — качество Full HD (1080p, 1920x1080, 30 кадров/с) и встроенный MCU на четыре точки.

ВКС уже не «остров»Polycom. Компания выделяет следующие новинки:

  • Polycom CX5500 и CX5100 — первые в отрасли решения для HD-видеосвязи с разрешением 1080p и 360-градусным панорамным обзором, специально разработанные для Microsoft Lync 2013;
  • кодек RealPresence Group 700 с поддержкой разрешения 1080p60, кодирования SVC и технологии SmartPairing, позволяющей использовать планшеты в качестве пультов управления системой;
  • приложения RealPresence Mobile 3.0 и Desktop 3.0 для мобильных устройств и ПК с расширенными возможностями для видеосотрудничества;
  • приложение RealPresence Content Sharing Suite позволяет пользователям Lync передавать контент на стандартизованные устройства видеосотрудничества — комнатные решения (например, системы Polycom HDX) или мобильные приложения (например, ПО RealPresence Mobile);
  • решение RealPresence Video DualManager 400 для управления видеоресурсами и распределения видеозвонков между сетями.

Кроме того, для заказа стал доступен пакет CloudAXIS. Это программное расширение платформы RealPresence позволяет организовать безопасную видеоконференцию корпоративного класса с любыми контактами (например, в социальных сетях), имеющими доступ к Web-браузеру и камере. Обновленное решение RealPresence Resource Manager (v8.0) для корпоративных клиентов и поставщиков телекоммуникационных услуг позволяет проводить видеоконференции с поддержкой до 50 тыс. зарегистрированных пользователей.

ВКС уже не «остров»Panasonic. Новая система HDVC-MPCS позволяет проводить многосторонние видео-

конференции с возможностью одновременного участия до 16 сторон. Максимальное разрешение и частота кадров — 720/30p. Система совместима с кодеками KX-VC600 и KX-VC300. Эти кодеки дают возможность проводить четырехстороннюю конференцию без использования MCU и поддерживают разрешение Full HD 1080p. Они обеспечивают подключение дополнительной камеры и ПК для совместной работы в режиме реального времени. Стабильная связь гарантируется технологией Panasonic AV-QoS.

ВКС уже не «остров»TrueConf. Этот российский производитель в 2013 году представил 10 (!) новинок. Среди них в первую очередь стоит отметить выпуск клиентского приложения TrueConf Mobile для iOS, а также обновление клиентов для Android и OS X. Новая версия клиентского приложения TrueConf Online 6.3.0 поддерживает разрешение Full HD и обеспечивает бесплатные видеоконференции 3 на 3. Компания TrueConf также выпустила бесплатный интернет-видеочат Conferendo, с помощью которого можно совершать видеозвонки 1 на 1, проводить видеоконференции 3 на 3 и осуществлять видеовещание 1 на 20. Новая версия программного сервера ВКС TrueConf Server 4.1 поддерживает трансляцию видеоконференций в браузеры с использованием технологии WebRTC (до 100 Web-участников одновременно) — по данным TrueConf, она первой в мире предоставила эту уникальную разработку в виде готового продукта для корпоративных заказчиков. Наконец, компания обновила ПО и аппаратную часть своего терминала TrueConf Terminal.

 

ПОЛЯРНЫЕ МНЕНИЯ

В некоторых высказываниях проскакивал откровенный пессимизм в отношении перспектив облачных сервисов ВКС в России. Так, по мнению Валерия Дубновицкого, в РФ ВКС как услуга мало кому будет интересна. Для корпоративного сектора приоритетом всегда будут безопасность и доступность сервиса, а потому для его представителей размещать критичный для бизнеса сервис (ВКС многие относят именно к такому) на посторонней площадке под контролем чужих специалистов недопустимо. Тем более что остальные критичные сервисы для компании, с которыми возможна интеграция, также находятся внутри защищенной сети предприятия.

Для сектора SMB приоритетным фактором всегда останется цена. «На рынке широко доступны условно бесплатные и бесплатные сервисы с поддержкой ВКС, поэтому приобретать платные аналоги никто не будет. К тому же такие бесплатные сервисы удовлетворяют большинство потребностей пользователей из данного сектора рынка, — говорит он. — Возможно, интересу к ВКС из облака в сегменте SMB будет способствовать продажа соответствующих услуг в комплексе с телефонией, каналами связи и т. п. Отдельно же услуга ВКС мало кому будет интересна».

«Основной покупатель ВКС в России — государственные структуры и крупный бизнес, — отмечает Игорь Чиж, руководитель направления ВКС компании CompTek. — Соответственно, вопрос безопасности — главный, и он исключает связь через облако. Кроме того, у этих заказчиков есть бюджет, чтобы все сделать самим. Небольшие компании, для которых облачные предложения могли бы быть актуальны, не готовы платить за ВКС вообще, они пользуются Skype и другими подобными сервисами».

Виктор Горошилов, бренд-менеджер LifeSize компании Polymedia, обращает внимание на особенности бюджетирования проектов в России: «Зачастую заказчику проще единожды оплатить проект и пользоваться его возможностями, нежели ежемесячно оплачивать подписку на сервис облачных решений».

Большинство заказчиков в России считают, что сервер «у себя под столом» лучше защищен от угроз информационной безопасности, нежели сервер, находящийся в специализированном ЦОД провайдера. Иного мнения придерживаются специалисты компании Elisa. «Используя ресурсы наших ЦОД, заказчик получает в свое пользование максимально защищенную инфраструктуру ВКС, так как администрированием системы занимаются сертифицированные специалисты самой высокой квалификации», — говорит Андрей Богорев, технический директор «Elisa Россия».

Помимо размещения серверной (инфраструктурной) части решения ВКС в своих ЦОД в Финляндии, Elisa также предлагает в аренду терминалы ВКС, осуществляет их доставку и монтаж, обеспечивает обучение и поддержку пользователей, предоставляет ежемесячную отчетность. По сути, заказчик получает «ВКС под ключ», или «ВКС как услугу». «В силу ряда ментальных ограничений данная модель не очень популярна в России. Прежде всего это связанно с опасениями компаний за безопасность передаваемых данных и их хранение в облаке компании — поставщика услуг ВКС, — продолжает технический директор «Elisa Россия». — Но, основываясь на нашем европейском опыте предоставления услуг ВКС, мы с определенной долей уверенности можем заявить, что данная услуга получит достаточно широкое распространение среди компаний, для которых имеет большое значение качество получаемого сервиса ВКС без расширения собственного штата ИТ-персонала».

Владимир Ананьев выражает оптимизм по поводу перспектив другой облачной модели — SaaS: «Еще три-четыре года назад бытовало мнение, что SaaS-решения — временные продукты на российском рынке. Однако некоторые причины все-таки заставили их «задержаться». У нас в стране малый и средний бизнес вынужден более чем серьезно относиться к своим затратам, считая каждую копейку, а его потребность в видеосервисах в связи с развитием бизнеса и ослаблением его территориальной привязки растет. Использование облачных решений ВКС позволяет значительно экономить на инвестициях в инфраструктуру при проведении масштабных мероприятий, так как увеличение вычислительных емкостей производится на короткий срок для проведения конкретного мероприятия».

ВКС+

ВКС перестает быть «островом» в мире ИКТ. Все чаще требуется ее интеграция с другими ИКТ-сервисами. Более того, как говорит Владислав Перегудов из «Астерос», ВКС в чистом виде стремительно теряет свой исключительный статус как сервис видеосвязи, поскольку заказчики проявляют все больший интерес к решениям, обеспечивающим коммуникацию пользователей различными способами, но через единый интерфейс одного или нескольких средств связи.

«Для большинства платформ ВКС разработчиками предусмотрен пакет API, с помощью которого возможна ее интеграция с другими системами, а сложность такой интеграции будет определяться качеством и объемом предоставленного API, — делится своим опытом специалист «Астерос». — При реализации интеграционных проектов мы следуем регламентирующим документам производителей, решения которых необходимо связать между собой для предоставления единого сервиса. Опыт сертифицированных инженеров и возможности тестовой лаборатории в сочетании с данной практикой позволяют справиться с задачами любой сложности — даже теми, решение которых представляется неочевидным с первого взгляда».

Представитель еще одного крупного интегратора, Михаил Никифоров из компании «Крок», свидетельствует о том, что заказчики все чаще требуют интегрировать или прозрачно соединить различные системы аудиовизуального общения, чтобы получить максимальную выгоду от внедрения технологий совместной работы — таких, например, как решения Polycom и Microsoft.

В качестве одного из наиболее перспективных вариантов интеграции Валерий Дубновицкий из компании Oberon называет объединение систем ВКС с контакт-центрами. Данные решения позволяют делать видеовызовы в контакт-центры как с банкоматов, так и с сайта заказчика.

Компания Polymedia активно внедряет системы ВКС в собственные продуктовые разработки: ВКС является неотъемлемой частью и важной функцией интеллектуального дисплея Flipbox и мобильного комплекса для видеосвязи и работы в полевых условиях Polycase, основными заказчиками которого выступают силовые структуры. ВКС входит и в структуру аппаратно-программного комплекса для поддержки и сопровождения законотворческих процессов «Конгресс». «Особое место системы ВКС занимают в наших образовательных проектах, где для реализации эффективного дистанционного обучения мы интегрируем системы ВКС LifeSize с интерактивными системами британской компании Promethean и ПО коллективной работы над единым документом. Достигаемый в результате эффект присутствия позволяет свободно взаимодействовать учителю и учащимся», — рассказывает Виктор Горошилов.

Александр Гревцев, руководитель направления ВКС-решений Avaya в России и СНГ, отмечает, что интеграция с другими ИКТ-сервисами и простота в эксплуатации являются одним из приоритетов компании при реализации решений ВКС. «Для клиентов важно, чтобы, обладая одной номерной емкостью, можно было бы как звонить на обыкновенные телефоны, так и подключаться к ВКС без использования специальной техники, — рассказывает он. — Использование открытых стандартных протоколов позволяет заказчикам защитить инвестиции в корпоративную систему унифицированных коммуникаций и инфраструктуру ВКС и дает возможность использовать средства совместной работы следующего поколения. Уже сейчас возможно интегрировать наши решения с любыми Web-сервисами и продуктами практически любых производителей ВКС».

В качестве примера он приводит шлюз SCOPIA Video Gateway for Microsoft Lync, с помощью которого пользователи Lync и Office Communicator могут подключаться к системам ВКС. При этом в списке контактов Lync отображается статус присутствия для любого устройства H.323 — поддержка Lync не является обязательным условием.

«Мы давно работаем над обеспечением совместимости наших предложений с решениями Microsoft. Сочетание видео- и голосовых решений Polycom RealPresence и Microsoft Lync предоставляет пользователям большую гибкость, удобство коммуникаций и доступ к ним из любого места. При этом пользоваться подобными системами очень легко — достаточно щелкнуть по имени в списке контактов Lync, чтобы приступить к совместной работе, используя защищенную видеосвязь Polycom с личного компьютера или в конференц-зале», — рассказывает Сергей Хомяков.

В портфеле Polycom сейчас более сорока (!) решений, оптимизированных для взаимодействия с Microsoft Lync. В их число входят, в частности, ПО RealPresence Content Sharing Suite, позволяющее пользователям Lync отправлять и получать контент со стандартизованных устройств видеосотрудничества; системы видеосотрудничества с качеством HD для помещений всех размеров; аудиорешения, такие как телефон IP-конференц-связи, конференц- и настольные телефоны, а также линейка мультимедийных офисных телефонов.

На интеграцию с решениями Microsoft нацелены многие производители. Так, например, встроенный в системы ВКС Huawei интерфейс API имеет стандартный модуль для интеграции с MS Exchange (также есть модуль для Lotus Notes). Подобные средства предлагаются и другими производителями.

Очевидно, что в ближайшем будущем потребность в решениях, совместимых с продуктами и технологиями других производителей, будет только возрастать, поскольку благодаря интеграции они позволяют эффективнее решать бизнес-задачи.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.