Хотя еще долго TDM-телефония будет по-прежнему предпочтительной для некоторых ситуаций, в последние годы наблюдается массовый переход на IP-телефонию. По оценке J’son & Partners Consulting, если в 2011 году в России насчитывалось 22 млн пользователей IP-телефонии, включая пользователей P2P-телефонии наподобие Skype (это соответствует уровню проникновения около 14%), то в 2012 году эти цифры выросли примерно до 27 млн (17,3%), а к концу 2015 года ожидается уже 37 млн (23,5%). Основными факторами роста рынка VoIP в России останутся дальнейшее развитие рынка широкополосного доступа (включая мобильный, в том числе по технологии LTE) и увеличение активности российских и международных провайдеров IP-телефонии.

Стимулами к внедрению VoIP в системах корпоративной телефонии служат сокращение затрат на связь между удаленными офисами, возможность расширения функционала систем за счет разработки новых приложений и интеграция с другими бизнес-приложениями.

На российском рынке в первую очередь востребованы технологические решения по организации и объединению в единую сеть удаленных офисов, а также системы для организации коллективной работы.

Увеличение спроса на IP-телефонию в корпоративном секторе происходит не только ввиду потребности сокращения расходов на региональную связь, но и благодаря косвенным экономическим выгодам от ее внедрения, в том числе росту производительности труда после подключения дополнительных сервисов. Высокая степень гибкости и открытости IP-систем, возможности их использования в качестве единой платформы для различных коммуникационных решений (голос, видео и данные), проводных и беспроводных технологий стимулируют повышение интереса к IP-телефонии.

 

Количество абонентов мобильной IP-телефонии — сервиса VoIP, который предоставляется на мобильном устройстве (смартфон, планшетный ПК и пр.) с использованием беспроводных каналов связи 3G, LTE, WiFi и пр.
Количество абонентов мобильной IP-телефонии — сервиса VoIP, который предоставляется на мобильном устройстве (смартфон, планшетный ПК и пр.) с использованием беспроводных каналов связи 3G, LTE, WiFi и пр.

 

Платформы SIP/VoIP позволяют строить высоконадежные унифицированные телефонные сети с широким спектром возможностей. Среди них — короткие номера для звонков между офисами, гибкая переадресация, многоточечные конференции. Абоненты могут совершать и принимать вызовы с компьютера и смартфона, получать по электронной почте оповещения о пропущенных звонках и т. д. Все это сделает пользование корпоративной телефонией более удобным.

Переход на VoIP затрагивает и частных лиц. Так, МГТС продолжает переводить своих абонентов с меди на оптику — в квартирах устанавливается оборудование GPON, позволяющее помимо телефонии получить широкий спектр услуг связи: домашний Интернет на скорости до 200 Мбит/с, интерактивное телевидение, а в перспективе — сервисы видеонаблюдения и управления коммунальными ресурсами. Проект начат в 2011 году и, согласно планам, будет завершен в 2015-м.

Кроме того, как считают в компании Avaya,

2012 год, несомненно, был годом BYOD («принеси свое собственное устройство») и даже BYOA («принеси свое приложение») — годом проникновения в офисы сторонних приложений и облачных сервисов.

Эта тенденция окрепнет в 2013 году, а обеспечение эффективного и безопасного управления BYOA станет главной задачей ИТ-директоров и системных администраторов. Инструменты для совместной работы в реальном времени будут вторым объектом их пристального внимания.

 

Количество пользователей VoIP и уровень проникновения.
Количество пользователей VoIP и уровень проникновения.

 

По прогнозом IDC, в наступившем году затраты на ИТ по всему миру превысят 2,1 трлн долларов, что на 5,7% больше показателей 2012 года, а самым значимым драйвером отрасли станет мобильность: продажи смартфонов и планшетов вырастут на 20%, сгенерировав 20% продаж в ИТ. В России уже около 23 млн человек выходят в Интернет с мобильных устройств. В совокупности с переходом на VoIP и SIP этот фактор будет оказывать мощное влияние и на рынок корпоративной телефонии.

В Citrix выделяют следующие основные тенденции 2013 года в корпоративном сегменте: отказ от настольных ПК, переход на мобильный стиль работы, все более широкое использование облачных сервисов и приложений. Мобильность — общее понятие, описывающее, как компании изменяют принципы ведения бизнеса, осваивая новые технологии, будь то BYOD или удаленное сотрудничество. В 2013 году многие компании из всех сегментов рынка станут инвестировать в инструменты, необходимые для организации полноценной мобильности сотрудников.

В зависимости от специфических нужд компаний мобильность будет пониматься ими по-разному, но очевидно, что данная тенденция охватит всех. С другой стороны, те, кто уже вложился в эти технологии, начнут искать новые возможности, чтобы предоставить еще больше свободы своим сотрудникам. По прогнозам Forrester, в 2013 году можно ожидать интеграции мобильных приложений и облачных сервисов, а

формула «облака + мобильность» даст пользователям нечто гораздо большее, чем сумма этих составляющих.

Кроме того, на рынок корпоративной телефонии оказывают влияние потребность заказчиков в расширении функционала мобильной связи, мобильного и беспроводного доступа внутри офиса и за его пределами, желание обращаться к привычным функциям УАТС при удаленной работе и более широко использовать протокол SIP, а также возрастающий интерес к видеотелефонии и дополнительным функциям. Наибольшим потенциалом на рынке корпоративной связи обладают приложения, обогащающие функции телефонных систем. Примерами являются приложения видео-конференц-связи, решения для учета и анализа внутрикорпоративных расходов на соответствующие услуги.

По прогнозам Avaya, в ближайшие год-полтора немало интересного появится в области видеокоммуникаций, использования видео в бизнеспроцессах (видеосотрудничество). Если в 2011 году видео еще не входило в обязательный список средств для делового общения, то в 2012 году произошло заметное изменение в их восприятии. Сегодня видео — это просто доступная технология. Люди с комфортом используют его и активно внедряют в работу. Ведущие вендоры могут обеспечить «видео в одно касание» на экране планшета или смартфона: 2012 год изменил правила игры.

В Cisco подчеркивают, что во всем мире совместная работа с помощью разных устройств в любом месте и в любое время постепенно становится самым востребованным способом сотрудничества. А когда для этого привлекаются видеотехнологии, в ИКТотрасли начинаются радикальные перемены. Если говорить о России, то вследствие высоких темпов распространения широкополосных технологий и предстоящего в скором будущем развертывания сетей 4G видеосвязь станет широкодоступной.

Системы корпоративной телефонии продолжают совершенствоваться. Они дополняются новыми возможностями, среди которых — расширенная поддержка мобильных устройств, функции унифицированных коммуникаций (UC), интеграция с популярными бизнес-приложениями. Для заказчиков из сегмента малого и среднего бизнеса производители разрабатывают недорогие и простые в использовании интегрированные IP-решения и облачные УАТС. Характерно, что

популярный ранее термин «унифицированные коммуникации» отходит на второй план: сейчас больше говорят о совместной работе (collaboration),

и это понятие охватывает широкий спектр технологий ИТ и средств взаимодействия, включая социальные сети. Голосовые коммуникации становятся одним из элементов таких систем.

Офисные АТС все чаще будут предназначаться не только для обеспечения сотрудников качественной связью, но и для повышения производительности их работы и эффективности обслуживания клиентов. Характерный пример — интеграция телефонных систем с CRM. Эволюционируют и контактные центры, предоставляя клиентам возможность обращения к компании, независимо от их местоположения, выбранного для коммуникации устройства, и времени суток. Прогресса можно ожидать и в области технологий распознавания речи и создания развитых систем IVR.

В течение 2012 года отмечался возрастающий интерес корпоративных заказчиков к облачным сервисам, выбор которых становится все более широким. В 2013-м начнется экспоненциальный рост облачных сервисов. Не являются исключением и коммуникационные облачные сервисы, такие как облачные или виртуальные АТС (ВАТС). Они позволяют организациям, не обладающим необходимыми ресурсами для создания собственной телекоммуникационной инфраструктуры и не имеющим долгосрочных стратегий развития своих инфокоммуникационных систем, получить все необходимое от провайдера облачной АТС, в том числе дополнительные функции. Так, например, в «Манго Телеком» отмечают рост интереса пользователей ВАТС к сервису CRM, а в запросах клиентов все мощнее звучит тема решения бизнес-задач. «Фактически предлагаемая клиентам облачная АТС уже стала проводником управленческих технологий на предприятиях малого и среднего бизнеса», — подчеркивают специалисты этого оператора.

Запущенный российской «Юниклауд Лабс» облачный сервис для малого и среднего бизнеса Unicloud Business 365 со встроенными функциями VoIPтелефонии YouMagic от компании МТТ и интерфейсом в стиле социальных сетей — еще один характерный пример современных коммуникационных решений. Эта разработка объединяет в себе функции трех систем: управления компанией, совместной работы и продаж. А российские клиенты Orange могут воспользоваться «унифицированными коммуникациями как услугой» (UСaaS), развернутыми на платформе Cisco.

Управляемые коммуникационные сервисы облачной телефонии, ВКС, унифицированных коммуникаций и совместной работы над проектами по модели SaaS, набирающие популярность за рубежом, становятся доступными и для российских заказчиков. Как предсказывают аналитики ABI Research, на мировом рынке

в ближайшие годы в результате массовой миграции корпоративных коммуникаций в облако электронная почта, телефония, аудио-, видео- и Webконференции станут реализовываться как облачные решения.

Согласно прогнозам, уже к 2016 году более 40% корпоративных коммуникационных приложений будут перенесены в облака. О широком распространении аутсорсинга телефонных услуг и облачной телефонии в России говорить еще рано, но это одна из наиболее ярких тенденций.

Заказчиками облачных телекоммуникационных сервисов становятся организации, бизнес которых характеризуется высокими темпами роста или пиковыми всплесками активности. Они востребованы проектными группами любого размера, компаниями с территориально распределенной структурой, а также отдельными пользователями в случае применения таких схем, как надомная работа или частичная занятость. По мере увеличения спроса операторы будут дополнять коммуникационные сервисы услугами аутсорсинга корпоративных приложений.

Тенденции года - 2013. Корпоративная телефония: коммуникации из облака и решения для совместной работы