В отрасли связи сейчас многое меняется. Телекоммуникации превращаются в «инфокоммуникации» — новую отрасль экономики, объединяющую информационные и телекоммуникационные технологии. Ранее прибыльные виды бизнеса начинают «съеживаться», а рядом возникает что-то новое, востребованное пользователями и перетягивающее на себя часть доходов операторов связи. В результате конкуренции между операторами и замещения традиционных сервисов условно бесплатными падает прибыльность самых массовых услуг связи.

Однако это вовсе не отменяет необходимости серьезных инвестиций в развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Объем IP-трафика стремительно растет, и современным сервисам, за которые, собственно, и готов платить клиент, требуется широкополосный доступ к сетям IP — а это дополнительные инвестиции.

Операторы связи сталкиваются с непростыми вопросами: на чем зарабатывать, как работать с клиентом, взаимодействовать с партнерами и развивать бизнес? Ответы на них попытались дать участники одного из секционных заседаний 13-й конференции «Состояние и перспективы развития IP-коммуникаций и IP-сервисов в России», которую провела в сентябре в подмосковных Ватутинках Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ). Эти проблемы поднимались и в пленарных докладах.

Буквально накануне открытия форума Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сформулировало проект целей на период 2012–2018 годов (http://2018.minsvyaz.ru). В частности, планируется подготовить новую версию закона о связи с учетом последних технологических изменений. В числе задач — обеспечение доступа к Интернету и мобильной связи на всех видах транспорта, ежегодное предоставление доступа к сетям 4G для 20 млн пользователей и фиксированного доступа на скорости 100 Мбит/с для 5 млн домохозяйств.

Будущее телекоммуникаций неразрывно связано с развитием сервисов, и операторы фиксированных и мобильных сетей связи ориентируются на решения, с помощью которых они могли бы оперативно расширять спектр предоставляемых услуг и наращивать прибыль. Однако телекоммуникационная отрасль может столкнуться и с серьезными проблемами.

ПРЕДЕЛЫ РОСТА?

«Телекоммуникационная отрасль, более столетия переживавшая стремительный подъем, стоит на пороге такого системного кризиса, какого не было за весь период ее существования, — считает Александр Милицкий, советник генерального директора ФГУП МГРС. — Телекоммуникационная революция заканчивается, и дальнейшее развитие рынка наталкивается на целый ряд серьезных препятствий».

К первому препятствию он относит насыщение рынка: в развитых странах абонентская база сетей сотовой связи практически сравнялась с численностью населения, поэтому экстенсивный рост отрасли себя исчерпал. В России число активных SIM-карт уже превысило население страны, а в крупных городах к сетям широкополосного доступа подключены практически все, кто в нем нуждается. В развитых регионах полностью удовлетворены потребности бизнеса и населения в фиксированной телефонной связи, поэтому операторам остается лишь переманивать абонентов, увеличивая затраты на рекламу. Оставшихся же в регионах резервов экстенсивного роста им хватит ненадолго.

Другой фактор — исчерпание (из-за все того же насыщения) традиционных драйверов роста телекоммуникационного рынка, включая фиксированную и мобильную телефонию и широкополосный доступ в Интернет. Равноценной замены им пока не предвидится. «В начале нулевых большие надежды связывались с Triple Play, однако средства, вложенные тогда в модернизацию сетей, не окупились, — рассказывает Александр Милицкий. — Услуга Video on Demand (VoD) тоже большим спросом не пользуется. Определенный рост наблюдается в сегменте мобильного ШПД, но это нишевая услуга, и снижение спроса уже не за горами». Он отмечает и низкую востребованность услуг платного ТВ-вещания, для которых характерны невысокие показатели ARPU (выручки на абонента). Что касается мобильной голосовой связи, то переход с GSM на 3G и LTE не даст ничего принципиально нового для ее развития.

Исчерпаны и возможности наращивания скоростей каналов. Актуальные задачи, для решения которых требовалось бы повышать скорость, а вместе с ней можно было бы поднять тарифы, попросту отсутствуют. «Переводить абонентские окончания со 100 Мбит/с на 1 Гбит/с и выше не имеет смысла: достигнутых скоростей достаточно для самых ресурсоемких услуг, включая видео Full HD, — утверждает Александр Милицкий. — А после перехода на LTE операторам мобильных сетей еще предстоит столкнуться с загрузкой полученной пропускной способности, заведомо избыточной для обеспечения традиционного доступа в Интернет. Для этих целей достаточно 256 Кбит/с, а более «тяжелые» задачи — прерогатива фиксированной связи».

Налицо и функциональный кризис современного телекома. Уже сейчас предоставляемые пользователям возможности удовлетворяют практически все их потребности. Они могут общаться друг с другом, где бы ни находились, обмениваться электронными письмами и короткими сообщениями, получать справочную информацию, оплачивать товары, проводить видеоконференции, экономя время и деньги на деловых поездках. Можно работать из дома, реализовывать сложные проекты в рамках распределенной команды, вести бизнес из другой страны. Иначе говоря, базовые потребности потребителей — желание заработать или сэкономить деньги, сберечь время, обеспечить безопасность — в целом удовлетворены. Чтобы привлечь абонентов новыми сервисами, операторы фокусируют внимание на развлечениях.

Фактически рост пропускной способности нужен лишь для повышения качества развлечений — HD, 3D, 4K (Quad Full HD, или 3840×2160 пикселей). «Наиболее яркая иллюстрация развлекательного тренда в телекоме — истерия вокруг мобильного телевидения. Разрабатываются специальные стандарты и протоколы, выпускается дорогостоящее операторское и абонентское оборудование. И все это — в расчете на мифических болельщиков, готовых платить за возможность посмотреть трансляцию матча на экране размером с сигаретную пачку, не выходя из переполненного автобуса, — иронизирует Александр Милицкий. — Окупаемость инвестиций в такие решения далеко не очевидна. Развлечения — это высокорискованные вложения в нишевые сегменты, особенно в непростой экономической обстановке, когда люди предпочитают тратить деньги на то, что позволяет им побольше заработать или сэкономить время».

Долгое время самыми маржинальными были услуги для юридических лиц, причем цены для них нередко ограничивались лишь аппетитами операторов. Сегодня «оборону» держат только услуги контакт-центров и интеллектуальных платформ. Тарифы на остальные сервисы для корпоративных клиентов идентичны предлагаемым физическим лицам, а содержание отличается только выставлением и рассылкой счетов-фактур. Времена, когда пара-тройка корпоративных клиентов гарантировала оператору безбедную жизнь, канули в Лету.

Наконец, отрасль все глубже погружается в ловушку, давно получившую название «проклятие трубы». Если раньше операторы имели возможность зарабатывать на предоставлении дополнительных услуг, то сейчас вся эта деятельность (а вместе с ней и прибыль от нее) неуклонно переходит к сторонним интернет-компаниям (Google, YouTube, Skype и т. п.). Оператору остается функция «трубы» между абонентом и внешними сервисами, и доходность этого бизнеса неуклонно падает.

Основная задача оператора — не превратиться в такую «трубу» для доставки сторонних сервисов, соглашается Виктор Маркелов, директор по продуктам и развитию бизнеса «ВымпелКома». Дополнительные услуги (Value-Added Services, VAS) претерпели заметное изменение. Если раньше основой всего был «голос», а остальные сервисы его дополняли, то теперь на первые роли выходит доступ в Интернет. VAS — это главным образом партнерские продукты, создаваемые не самим оператором, а другими игроками рынка.

Сейчас «процветание» ИТ-отрасли обусловлено лишь ожиданиями последующего роста. И происходящее все больше напоминает мыльный пузырь. Если тенденция сохранится, телекоммуникационные компании из технологических лидеров с постоянно растущей капитализацией постепенно превратятся в предприятия, едва справляющиеся с поддержанием стареющей инфраструктуры в работоспособном состоянии. «Без новых услуг, нацеленных на новые сегменты, мы обречены на безрадостное прозябание», — подводит итог Александр Милицкий.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

В конечном итоге успешность противостояния надвигающемуся системному кризису будет зависеть от умения предприятий отрасли находить как незанятые перспективные рыночные ниши, так и неудовлетворенные потребности заказчиков, считает Александр Милицкий.

Каким же требованиям должны соответствовать новые сервисы? Прежде всего речь идет об операторских услугах, а бизнес-модель и технологии предоставления будут надежно защищать их от заимствования сторонними компаниями. Желательно, чтобы это были не развлекательные услуги, а нечто, отвечающее более насущным потребностям — экономии времени, зарабатыванию денег, обеспечению безопасности, оптимизации бизнес-процессов, что гарантирует широкую потенциальную аудиторию и рост спроса даже в периоды кризиса. Предпочтительнее предлагать совершенно новые, самостоятельные сервисы с использованием специализированного абонентского оборудования, а не платные дополнения к уже предоставляемым услугам. Хотелось бы, чтобы они вводились в эксплуатацию на существующей сетевой инфраструктуре операторов и не требовали ее модернизации, чем обеспечивались бы их высокая маржинальность и быстрая окупаемость.

Рисунок 1. Основные способы сохранения и последующего увеличения доходов (данные МГРС по материалам COMCON, Comnews, исследований KPMG за 2010–2011 годы).
Рисунок 1. Основные способы сохранения и последующего увеличения доходов (данные МГРС по материалам COMCON, Comnews, исследований KPMG за 2010–2011 годы).

В качестве примера Александр Милицкий приводит домашнее видеонаблюдение. Такие продукты/услуги хорошо соответствуют перечисленным выше требованиям. Они уже запущены, например, компаниями «ГорКом», «МегаФон» и «ВымпелКом». Другой перспективной услугой он считает беспроводное интернет-радиовещание (с функциями оповещения) в сетях 3G/ LTE. Потенциальная аудитория — автомобилисты и дачники. Еще один вариант — так называемое казуальное телевидение, то есть предоставление абоненту возможности платного просмотра множества (сотни и даже тысячи) телеканалов без предварительного заключения договора и приобретения оборудования с последующим выставлением счета по факту. Отметим, что последние два сервиса все же относятся к развлекательным. Кроме того, одним из основных способов сохранения и увеличения доходов станет, как предполагается, конвергенция услуг (см. Рисунок 1).

Операторам предстоит найти новые динамичные модели бизнеса, считает Роман Кравцов, исполнительный директор компании «Ростелеком». Они внедряют технологии глубокого анализа трафика (DPI), виртуализации сервисов, все шире используют облачные модели IaaS, SaaS и PaaS. Важная тенденция — консолидация крупнейших игроков и насыщение рынка.

Клиентам сейчас предлагаются собственно услуга связи, а также предоставляемые «поверх» нее сервис и контент, поясняет Виктор Маркелов. Переход с мобильного телефона на смартфон резко увеличивает «степень взаимодействия» пользователя и его устройства: почта проверяется чаще, общение в социальных сетях активизируется и т. д. Эти факторы определяют пути сотрудничества оператора с партнерами. К числу наиболее зрелых направлений специалист из «ВымпелКома» относит контентные и финансовые сервисы, M2M (межмашинные коммуникации), мобильную рекламу, к многообещающим — «электронное здравоохранение» (сервисы eHealth, успешные примеры развертывания которых уже есть за рубежом) и услуги обеспечения безопасности.

Из контентных сервисов наиболее распространены приложения и видео, но их монетизация обычно происходит без участия операторов. Между тем такие крупные игроки, как Google, заинтересованы в сотрудничестве с ними. «ВымпелКом», например, планирует запустить сервис Google Play, в котором для оплаты приобретаемых приложений будет задействоваться операторский биллинг, что, как ожидается, сделает сервис более удобным и привлекательным. Помимо этого планируется также создание раздела с приложениями, которые будут рекомендованы оператором. В странах с высоким уровнем распространения смартфонов операторы сталкиваются с перегрузкой сетей при использовании приложений — из-за паразитного трафика. Рекомендуемые и сертифицированные оператором приложения помогают смягчить эту проблему.

Зрелое направление — сервисы мобильной коммерции, когда телефон используется для оплаты не только услуг связи. У «ВымпелКома» это «Электронный кошелек» с возможностью онлайнового пополнения. Уже сейчас уровень проникновения данного сервиса превышает 10%, количество активных пользователей мобильной коммерции превышает 1 млн человек, а оборот за 2012 год составит примерно 15 млрд рублей.

Как следствие, увеличиваются показатели ARPU и объем потребляемых услуг связи, поскольку пользователи «кладут на телефон» больше денег. Развитию такого сервиса может способствовать появление устройств с поддержкой NFC — технологии беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, поддерживающей обмен данными между устройствами. И хотя инфраструктура к этому пока не вполне готова, такой сервис вполне может стать массовым. Еще одно перспективное направление — микрокредиты.

В области B2B хорошо развиваются и превращаются в реальные коммерческие идеи облачные сервисы (см. статью автора «Коммуникации из облака» в номере «Журнала сетевых решений/LAN» за июль-август 2012 года). Причем такие сервисы доступны владельцам простых и недорогих клиентских устройств. По мнению Виктора Маркелова, это очень перспективное направление. Наконец, большие надежды возлагаются на мобильную рекламу. «Нередко она воспринимается как спам, и данную проблему придется решать прежде всего за счет персонализации. Это посильная задача», — считает он.

В корпоративном сегменте отмечается падение маржинальности, тарифы для юридических лиц приближаются к тарифам для физических лиц. Однако телекому есть куда развиваться, уверен Андрей Свириденко, председатель правления компании Spirit. Бесплатные сервисы стимулируют использование более сложных платных, и услуги становятся окупаемыми. Хорошая перспектива, например, у сервисов M2M, ведь межмашинные коммуникации могут генерировать огромные объемы трафика.

Судя по странам, опережающим Россию по уровню развития телекоммуникаций, на IP TV никто зарабатывать не умеет, считает Андрей Свириденко. А в целом в бизнесе развлечений гораздо более успешны интернет-компании: аналогичные операторские сервисы популярностью обычно не пользуются. VoIP «убивает» голосовой трафик, а голос — это 80% доходов компаний, занимающихся предоставлением услуг связи, в том числе на базе мобильных сетей. Голосовые коммуникации становятся бесплатными (даже в сети 3G — благодаря таким приложениям, как Viper). Они крайне востребованы, но забирают бизнес у операторов. В прошлом году операторы во всем мире стали запускать собственные сервисы VoIP, а Spirit предлагает перейти к видеоконференциям (см. Рисунок 2), причем такие платные услуги операторы могут предоставлять на своих сетях под собственным брендом.

Рисунок 2. По прогнозам Cisco, уже в этом году видео будет составлять 56% трафика мобильных сетей, а к 2016 году — 70%.
Рисунок 2. По прогнозам Cisco, уже в этом году видео будет составлять 56% трафика мобильных сетей, а к 2016 году — 70%.

 

Например, программная платформа Spirit VideoMost обеспечивает высокое (HD) качество голоса и видео в IP-сети на основе новейших технологий (масштабируемые кодеки H.264 и IP-MR IETF RFC 6262), поддерживает многоточечные видеоконференции на РС, Mac, iPad (см. Рисунок 3), совместный просмотр документов, модерацию конференций, обеспечивает централизованное администрирование, контроль и безопасность, совместимость с аппаратными ВКС Polycom (SIP, H.264) и со стандартной телефонией (G.7xx). Ее уже используют органы государственного управления, банки, коммерческие компании, школы и вузы.

Рисунок 3. Web-конференции VideoМost в браузере на ПК и на iPad. Платформа поддерживает международные стандарты связи, открытые протоколы и использует серверы со свободно распространяемым ПО.
Рисунок 3. Web-конференции VideoМost в браузере на ПК и на iPad. Платформа поддерживает международные стандарты связи, открытые протоколы и использует серверы со свободно распространяемым ПО.

 

Эти сервисы отличаются высокой маржой: самый низкий тариф — 20 долларов в месяц (ARPU выше, чем у услуг сотовой связи), и тем не менее услуги пользуются немалым спросом, рассказывает Андрей Свириденко. Такие сервисы могут быть востребованы (см. Рисунок 4) предприятиями госсектора (межведомственное взаимодействие и интеграция с документооборотом), корпоративными клиентами, получающими возможность сэкономить на поездках и международной связи, малым и средним бизнесом, физическими лицами (см. Рисунок 1). Операторы будут вынуждены включать их в свой продуктовый портфель, чтобы не потерять пользователей при широком выборе сторонних предложений по осуществлению видеозвонков. К тому же это новый источник прибыли.

Рисунок 4. VideoMost может стать основой операторских сервисов для корпоративных клиентов.
Рисунок 4. VideoMost может стать основой операторских сервисов для корпоративных клиентов.

 

«Ростелеком» применяет сервисную платформу VideoMost для предоставления услуг Web-видеоконференций юридическим лицам. Услуга запущена весной текущего года и реализована в рамках концепции Over-the-Top, то есть абонентом может стать любая компания (не только клиент «Ростелекома»). При этом сеансы ВКС проходят через сервисную платформу «Ростелекома». Подключиться к видеоконференции можно из любого браузера.

Еще один пример — использование платформы VideoMost оператором «Казахтелеком». Это облачный сервис ВКС для корпоративных и государственных заказчиков, причем клиенты могут покупать его вместе с комплектом услуг по организации IP-телефонии. Услуги предоставляются центром обработки данных «Казахтелекома» по модели SaaS. «Системы ВКС многие знают по продуктам Tandberg или Polycom, при использовании которых цена за рабочее место составляет примерно 4000 долларов. Имея ПК и недорогие камеры, можно реализовать гораздо более дешевое решение практически с тем же качеством видео и сделать его доступным на каждом рабочем месте», — поясняет Андрей Свириденко.

VideoMost поддерживает многопользовательские конференции до 10 участников и 1000 одновременных подключений, быстро развертывается, допускает проведение конференций из браузера, интеграцию в порталы и приложения.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА И ПЛАНЫ ОПЕРАТОРОВ

Динамика развития телекоммуникационного рынка пока внушает оптимизм его ведущим игрокам. По данным АДЭ, треть российских пользователей Интернета уже применяет для выхода в сеть мобильные устройства. По прогнозам Cisco, к 2016 году в мире к Интернету будут подключены 10 млрд устройств. Очевидная тенденция — увеличение IP-трафика, поскольку производители смартфонов, планшетов и ПК выводят на рынок устройства с новыми возможностями. Появляются новые сервисы, большой вклад вносят разработчики контента, в том числе контента, создаваемого специально для мобильных устройств. Развиваются интерактивное телевидение и контент в социальных сетях. По прогнозам Cisco, к 2016 году видео составит до 60% трафика Интернета.

Провайдеры ШПД активно развивают новые технологии. Вместо xDSL внедряются FTTx и GPON. Операторы мобильных сетей 3G заявляют о запуске сетей LTE. Однако в связи с высокими затратами на строительство и развитие сетей традиционная маркетинговая модель привлечения и удержания клиентов за счет снижения стоимости услуг становится неэффективной. Многие операторы вводят новые сервисы, предлагают воспользоваться своим оборудованием, увеличивают скорости доступа. Мобильная составляющая становится неотъемлемой частью доступа. Это подразумевает дополнение Triple Play средствами мобильности (4Play): мобильные операторы идут по пути дополнения мобильной связи другими услугами, а операторы фиксированных сетей стремятся к предложению услуг мобильной связи.

Например, в планах «Ростелекома» — преобразование компании из инфраструктурного оператора в универсального сервис-провайдера. «Ростелеком» модернизирует свою магистральную сеть IP/MPLS, использует современные интерфейсы, внедряет технологии DWDM и ODM, по соглашению с Google запускает кэширующие серверы, а в сетях доступа применяет технологии FTTx, GPON, ADSL2, WiFi. Внедряются системы для противодействия DDoSатакам. Развиваются спутниковые сети, технологии VSAT для корпоративных клиентов. Что касается телефонных сетей, то «Ростелеком» движется в направлении к VoIP и выводит из эксплуатации аналоговые АТС. Активно ведется строительство базовых станций GSM и CDMA, рассматривается целесообразность развертывания конвергентной мультисервисной сети.

В планах деятельности «ТрансТелеКома» на рынке проводного ШПД в России предусматривается построение сети доступа с покрытием 11,3 млн домохозяйств в период с 2011 по 2015 год, создание конкурентоспособных продуктов Triple Play при доступных для массового рынка тарифах и предоставление широкого спектра дополнительных услуг. Как рассказал Виталий Шуб, советник президента «ТрансТелеКома», компания намерена как минимум на 5% опережать рынок по темпам роста абонентской базы. Строительство новой сети DWDM на базе Ultra Long Haul (ULH) должно снять текущие ограничения по емкости и обеспечить ее запасы на ближайшие пять лет. Расчетная емкость сети позволяет получить в кольцевой топологии 96 защищенных каналов и пропускную способность 9,6 Тбит/с.

По данным компании, в настоящее время воспользоваться хотя бы одним оператором ШПД для доступа в Интернет могут 30 млн российских домохозяйств из примерно 52 млн, поэтому у операторов пока остаются существенные резервы экстенсивного развития. А по мере повышения требований к скорости передачи данных неминуемо начнется миграция абонентов из сетей xDSL и DOCSIS (сейчас это 49% «квартирных» абонентов ШПД) в сети Ethernet (FTTB и FTTH). По мнению специалистов «ТрансТелеКома», заметный рост абонентской базы возможен в городах, где имеются магистральные узлы ее сети и численность населения превышает 50 тыс. человек.

Этот оператор уверен, что стабилизация удельной доходности услуг широкополосного доступа в Интернет позволит увеличивать выручку почти пропорционально абонентской базе. По мере консолидации сетей у крупных игроков «ценовая эрозия» заметно замедлилась. В настоящее время в мультисервисной сети «ТрансТелеКома» на уровне доступа применяется технология FTTB с проложенными абонентскими линиями на основе витой пары. Мультисервисная сеть поддерживает предоставление услуг ШПД до 100 Мбит/с и IP TV, услуг местной и междугородной/международной телефонии, зоновой связи, SIPтелефонии, а также дополнительные сервисы: голосовую почту, переадресацию звонка и т. д. В зонах малоэтажной застройки компания планирует построить беспроводную сеть WiMAX.

И СНОВА РЕГУЛИРОВАНИЕ

Между тем, по мнению Евгения Васильева, генерального директора ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком», основной вопрос сейчас заключается в том, как выжить российскому телекому в условиях конкуренции с мировыми игроками: «Интернет — большая совокупность бизнесов, и глобальные игроки присутствуют в каждом сегменте. Отечественные проекты с этой конкуренцией пока справляются: свою роль играет как необходимость локализации контента так и «периферийность» России для глобальных игроков. Однако ситуация меняется».

«Тем не менее при наличии достаточно большого рынка российское государство не дает операторам возможности создавать новые услуги и не стимулирует развитие существующих. Оператору, не подпадающему под российское регулирование, гораздо проще оказывать услуги, чем оператору, работающему в соответствии с законами РФ. Основная проблема — не отсутствие инвестиций или идей, а неправильное регулирование отрасли, основанное на устаревших подходах», — считает Евгений Васильев. Именно поэтому, по его мнению, так и не появились значимые российские проекты, которые могли бы конкурировать, например, со Skype.

Правила регулирования отрасли принимались в 2006 году, но с тех пор многое изменилось как в соотношении технологий и скоростей доступа, так и в численности пользовательской аудитории. В течение последних четырех лет регуляторы так и не изменили ситуацию к лучшему. Для развития современных телекоммуникационных проектов в области Интернета и предоставления российским игрокам рынка возможности на равных конкурировать с зарубежными компаниями Евгений Васильев считает необходимым:

  1. «Вывести из тени» IP-услуги. Сегодня мир IP и телефония существуют параллельно — между ними практически нет пересечений. Нужно в срочном порядке легализовать взаимодействие между сетями передачи данных и сетями телефонии.
  2. Пересмотреть требования к компонентам интерфейса услуги, чтобы обеспечить удобство регистрации пользователя.
  3. Упростить требования к построению сетей связи. Сегодня они очевидно избыточны. Это приводит к тому, что у российских операторов стоимость услуг значительно выше, чем у зарубежных.
  4. Пересмотреть правила оказания услуг связи. Они очень сильно изменились, стали гораздо более конвергентными. И требования, которые были правильными еще несколько лет назад, сегодня уже устарели.

Наконец, уверен он, нельзя приравнивать отрасль связи к естественным монополиям, для которых предусматривается обязательное государственное регулирование ценообразования: «Это порочная практика, ведущая к тому, что цены на конечном рынке оказываются значительно ниже, чем на межоператорском. В таких условиях нормальный бизнес развиваться не может».

«IP-перестройка привела к образованию новой отрасли, где объединены связь, вещание и ИТ. Это требует новых подходов к регулированию. Такая концепция разработана членами АДЭ и уже представлена в Минкомсвязи. Для ряда случаев в ней предлагается отделить Интернет от инфокоммуникаций. С другой стороны, в России Интернет рассматривается как часть сети общего пользования и национальной инфраструктуры ИКТ. Протокол IP интегрирован во многие виды телекоммуникаций. IP-сервисы, интегрирующие информационные и коммуникационные технологии, составляют основу современной сервисной инфраструктуры общего пользования. IP продолжает оставаться полигоном для инноваций», — подчеркивает Аркадий Кремер, председатель исполкома АДЭ.

Сергей Орлов — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF