Сегодня руководители многих российских компаний более или менее представляют, что такое облачные вычисления, и теперь задаются вопросом, как их можно использовать и стоит ли переходить к новой модели. По оптимистичным оценкам, уже через несколько лет значительная часть отечественных организаций будет покупать ИТ как сервис, однако пока на облачные услуги приходится очень малая доля российского рынка. Тем не менее выбор уже есть, и заказчики переходят от обсуждения к тестированию и первым пилотным внедрениям. По прогнозам IDC, российский рынок облачных вычислений будет расти стремительными темпами — на 100% ежегодно до 2015 года.

В нашей стране облачные услуги предоставляют сейчас почти две сотни компаний, несколько десятков из них работают в области SaaS. Однако, по данным аналитиков, российский рынок очень сегментирован, а годовой оборот большинства предприятий, работающих в облачном сегменте, исчисляется всего лишь миллионами рублей. Наиболее массовый вид сервиса — предоставление виртуальных машин. Вместе с тем можно ожидать быстрого развития коммуникационных облачных сервисов — облачной телефонии и виртуальных АТС (число корпоративных пользователей этих услуг приближается к 40 тыс.), «ВКС из облака», различных сервисов для совместной работы с использованием как настольных, так и мобильных платформ.

Как предсказывают аналитики ABI Research, на мировом рынке в ближайшие годы в результате массовой миграции корпоративных коммуникаций в облако электронная почта, телефония, аудио-, видео- и Web-конференции станут реализовываться как облачные решения. Согласно прогнозам, уже к 2016 году 41% корпоративных коммуникационных приложений будет перенесен в облака. Все больше компаний и организаций готовы воспользоваться услугами сторонних провайдеров (см. Рисунок 1). О широком распространении, например, аутсорсинга телефонных услуг и облачной телефонии говорить еще рано, но это одна из наиболее ярких тенденций (см. статью автора «Из офиса в облака» в апрельском номере «Журнала сетевых решений/Телеком» за 2012 год).

 

Рисунок 1. Результаты проводившегося в разных странах опроса IDC. Респонденты отвечали на вопрос: используете ли вы профессиональные услуги сторонних провайдеров? (В 2009 году обсуждались облачные технологии вообще, в 2012 — только облачные приложения).
Рисунок 1. Результаты проводившегося в разных странах опроса IDC. Респонденты отвечали на вопрос: используете ли вы профессиональные услуги сторонних провайдеров? (В 2009 году обсуждались облачные технологии вообще, в 2012 — только облачные приложения).

 

Популярности коммуникационных облачных сервисов способствует то, что модель их предоставления привычна, так как схема получения традиционных операторских услуг (заказ, оплата и использование) близка к облачной модели. Однако облака дают клиентам дополнительную гибкость, новые функции управления услугами и, конечно, недоступные ранее возможности. Для реализации облачных коммуникационных сервисов широко используется инфраструктура Интернета, а заказать услуги связи можно с помощью онлайновых инструментов.

ОТ ВИРТУАЛЬНЫХ АТС ДО ОБЛАЧНОЙ ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ

Темой одного из круглых столов проходившего в Москве в конце мая третьего международного форума «Мир ЦОД» стали коммуникации из облака. В дискуссии приняли участие заместитель генерального директора телекоммуникационной компании «Караван» Андрей Касьяненко, технический консультант отдела продвижения технологий Cisco Collaboration Сергей Юцайтис и ведущий менеджер по продуктам дирекции развития продуктов и услуг Orange Business Services Игорь Богданов.

 

Рисунок 2. Экосистема облачных услуг (по данным IDC).
Рисунок 2. Экосистема облачных услуг (по данным IDC).

 

 

Рисунок 3. Инфраструктура Telehouse Caravan. ЦОД, введенный в эксплуатацию в 2008 году на проспекте Мира в Москве, имеет категорию надежности Tier III, его площадь составляет более 1000 м2, а уровень энергообеспечения — до 30 кВт на стойку. Он входит в единую систему независимых защищенных центров обработки данных.
Рисунок 3. Инфраструктура Telehouse Caravan. ЦОД, введенный в эксплуатацию в 2008 году на проспекте Мира в Москве, имеет категорию надежности Tier III, его площадь составляет более 1000 м2, а уровень энергообеспечения — до 30 кВт на стойку. Он входит в единую систему независимых защищенных центров обработки данных.

Что же предлагают компании, входящие в экосистему облачных услуг (см. Рисунок 2)? «Караван» работает с корпоративными заказчиками из разных секторов бизнеса, предоставляя им услуги как фиксированной связи, так и физического хостинга на базе своего комплекса центров данных Telehouse Caravan (см. Рисунок 3). «В сегменте цифровой телефонной связи около 70% наших клиентов обращаются к услугам виртуальной АТС, — рассказывает Андрей Касьяненко. — Поскольку парк офисных АТС малой емкости быстро устаревает, предприятия предпочитают не увеличивать свои капитальные затраты, а покупать сервис у оператора связи». Доступ к современным и простым функциям, превосходящим возможности стандартной УАТС, является одним из главных аргументов в пользу виртуальной АТС. В списке интеллектуальных сервисов, с помощью которых компании могут оптимизировать бизнес-процессы и расходы на связь, — миграция номеров между офисами, гибкая переадресация вызова, сервис записи разговора, IVR и многие другие.

«Эти услуги необходимы бизнесу любого размера. К тому же они прозрачны и понятны заказчикам, поэтому и продаются очень хорошо, — отмечает Андрей Касьяненко. — Однако для операторов результатом деятельности в этом направлении, скорее, является сохранение клиентской базы, а не увеличение выручки с клиента. Впрочем, интеллектуальные сервисы служат драйвером для услуг следующего уровня, таких как виртуализация и аренда виртуальных серверов». У компании «Караван» есть ряд перспективных облачных разработок, которые вскоре будут запущены в коммерческую эксплуатацию.

Cisco Systems, один из крупнейших производителей оборудования для ЦОД, предлагает платные и бесплатные коммуникационные и облачные сервисы, но пока не на территории России. Однако уже к концу лета компания намерена приступить к предоставлению облачных коммуникационных сервисов WebEx и WebEx Meeting Center и в нашей стране.

 

Рисунок 4. Центр управления сетью Orange в Москве.
Рисунок 4. Центр управления сетью Orange в Москве.

Orange, один из крупнейших в мире операторов, имеет каналы связи в 220 странах мира, он единственный из международных операторов полноценно работает в России (см. Рисунок 4). Как отметил Игорь Богданов, компания располагает возможностями применения на российском рынке многих зарубежных решений. Его услугами пользуются некоторые зарубежные компании, осуществляющие здесь свою деятельность. Из облачных сервисов предоставляются «видеоконференции из облака»: видеосерверы Orange обеспечивают сопряжение сети компании с различными сетями — Интернет, ISDN, IP VPN. К «видеооблаку» Orange можно подключаться с разнообразных устройств — видеотерминалов, компьютеров, планшетов и смартфонов Apple (в планах — устройства с ОС Android).

«Любые терминалы с поддержкой H.323 могут работать с платформой Orange, — рассказывает Игорь Богданов. — В числе сертифицированных — терминалы Tandberg, Polycom, Huawei, Radvision и других вендоров. Компания тестирует эти устройства в разных режимах для обеспечения гарантированной совместимости. Даже заказчики, использующие главным образом ПК, часто выбирают услуги Orange, а не более дешевые корпоративные сервисы, поскольку мы поддерживаем подключение как компьютеров, так и разнообразных видеотерминалов».

Orange является участником консорциума Open Visual Communications Consortium (OVCC), куда входят крупнейшие мировые операторы и производители оборудования, в том числе Polycom, Cisco, Huawei и другие. Независимый консорциум открытых видеокоммуникаций OVCC разрабатывает правила межоператорского обмена видеотрафиком с целью осуществления видеозвонков по операторским сетям с гарантированным качеством. Уже к концу года это может стать реальностью, в связи с чем в следующем году ожидается значительный рост продаж видеосистем.

Устройства для реализации многоточечной аудио- и видео-конференц-связи (Multipoint Control Unit, MCU) Orange обеспечивают стыковку с зарубежными сетями ISDN (в результате российские абоненты могут легко общаться с зарубежными коллегами) и с Интернетом. По словам Игоря Богданова, организовать видеоконференцию даже в крупной компании можно всего за пару дней: достаточно зайти на специальный сайт и назначить удобное для всех время. Участники получат электронное письмо со ссылкой Web и номером для ISDN. В случае использования ПК на него автоматически устанавливается клиентское приложение ВКС. Для подключения компьютера к облачной ВКС от Orange требуется пропускная способность 384 Кбит/с, для видеотерминалов HD 720p рекомендуется 1,5 Мбит/c. Таким образом была, например, организована видеоконференция в компании «Мечел», имеющей три десятка региональных филиалов. Связь поддерживалась при помощи терминалов Polycom и компьютеров с доступом в Интернет.

Чтобы предлагать такие сервисы, провайдер или производитель оборудования должен прежде всего создать портал, где можно заказать услуги и загрузить программный клиент. В вариантах подключения учитываются особенности имеющегося у заказчика оборудования. Как уже упоминалось, подобные сервисы есть у Cisco, но в России их развертывание еще не завершено. «В нашей стране глобальные программы не работают из-за необходимости получения разрешений на право заниматься данной деятельностью. Операторам связи такие услуги предоставлять проще, поэтому вендору имеет смысл сотрудничать с ними. Кстати, Cisco уже действует в альянсе с Orange, и сейчас рассматриваются возможности взаимодействия с другими поставщиками услуг связи», — рассказывает Сергей Юцайтис.

Многие вендоры в развитии своих продуктов и сервисов акцентируют внимание на видео. Насколько востребовано видео у корпоративных клиентов? Все зависит от категории заказчиков. «Караван» и другие поставщики услуг виртуальных АТС констатируют невысокий спрос на видеосервисы. Характерно, что потребителями таких сервисов являются в основном малые и средние компании.

Между тем в работе у Orange более 50 проектов облачной ВКС. «Клиентов с внедренными проектами всего несколько, но интерес огромный, — утверждает Игорь Богданов. — В качестве заказчиков выступают крупные компании с развитой инфраструктурой ИТ, для которых сервис Orange обеспечивает их стыковку с внешними клиентами. Это могут быть также организации с распределенной структурой — например, один из клиентов, имеющий 300 офисов в разных регионах, регулярно проводит совещания по ВКС (через Интернет), в которых участвуют по 20–30 человек. Для этого не требуется покупать и устанавливать лицензионное ПО на каждой из 300 площадок — оплачивается только время использования». Однако подобных заказчиков в нашей стране немного. «Компании такого масштаба предпочитают оперировать корпоративным или гибридным облаком, а предприятия из сегмента SMB вполне устраивают бесплатные видеосервисы», — замечает Андрей Касьяненко.

БОЛЬШЕ ЧЕМ ВИДЕО

Cisco запустила бесплатный облачный сервис Cisco Jabber Video, который пока не позволяет проводить многосторонние конференции, но поддерживает двустороннюю видеосвязь. В отличие от Skype и других клиентов, где используются собственные протоколы связи, это полностью стандартный клиент: зарегистрировавшись в облаке, можно звонить на любую стандартную систему ВКС, выпускаемую не только Cisco, но и другими производителями. Клиентская система может находиться за устройством NAT или межсетевым экраном, которые не будут препятствовать передаче видеосигнала.

Лишь сравнительно недавно сложились условия для продвижения таких технологий, как Cisco Medianet. Этот набор решений позволяет превратить сети IP в платформу для нового поколения видео- и мультимедийных приложений и услуг. Данный класс технологий предназначен для поддержки современных коммуникаций, совместной работы и развлекательных услуг с помощью операторских, корпоративных и домашних сетей, оптимизированных для видео и мультимедийного трафика — так называемых медиасетей.

Относительно недавно Cisco стала продвигать решение для хостинга совместной работы — Cisco Hosted Collaboration Solution (HCS), хотя анонсирована эта концепция давно. HCS позволяет компаниям приобретать необходимые продукты для совместной работы по подписке с доставкой через облако. В настоящее время это решение предлагают более двух десятков партнеров Cisco, крупных операторов, по всему миру.

По мнению Андрея Касьяненко, следует разделять сервисы для частных и корпоративных заказчиков — они обладают разными эксплуатационными характеристиками. Нужно также дифференцировать модели оказания услуг (IaaS, SaaS, PaaS) и собственно облачные сервисы. Облачный сервис предполагает отсутствие четкого сопоставления вычислительного ресурса и выполняемой задачи, а модель SaaS, к которой можно отнести услуги «ВКС из облака» и виртуальные АТС, — предоставление ПО как услуги.

Однако сегодня все тесно связано: подчас компания продвигает потребительские продукты, чтобы привлечь клиентов из мира бизнеса, так как пользователи заинтересованы в применении привычных программных инструментов. «Именно по этой причине Cisco предоставляет бесплатные сервисы: потенциальные заказчики, познакомившись со всеми удобствами сервиса, могут захотеть перенести его в свою рабочую среду», — поясняет Сергей Юцайтис. Привлечению потенциальных клиентов способствуют также различные «тестдрайвы» облаков и тестовые режимы, позволяющие предварительно опробовать сервисы. Такой режим предлагает, в частности, компания Orange Business Services.

Андрей Касьяненко отмечает, что провайдер облачного сервиса может придать услуге/продукту уникальные потребительские свойства: быстрое время развертывания, практически недостижимое в случае «физического» сервиса, и отсутствие рисков, связанных с доставкой оборудования и его настройкой. Предприятие получает гибкость, надежность, скорость и сокращение издержек на собственную ИТ-инфраструктуру. Инфраструктуру голосовой и видеосвязи можно точно так же виртуализировать и вынести к оператору, а некоторые облачные сервисы, например виртуальные рабочие станции, позволяют переместить на сторону оператора всю офисную инфраструктуру. Впрочем, внедрение этой модели сдерживается сомнениями заказчиков в ее надежности.

«Решения VDI других производителей значительно отстают от Cisco Virtual eXperience Infrastructure (VXI), — утверждает Сергей Юцайтис. — В коммуникациях с использованием VDI вся информация «проходит» через ЦОД, что для данных реального времени далеко не оптимально: помимо возрастания задержки и ее вариации увеличивается нагрузка на виртуальную инфраструктуру, обслуживающую рабочую станцию, что снижает качество голосовых коммуникаций и тем более видео. Решение Cisco помогает «замыкать» трафик RTP на клиентское рабочее место, например на тонкий клиент, причем отказоустойчивость инфраструктуры повышается. Если выходит из строя один узел сети, трафик идет через остальные. Так, у Citrix трафик разбивается на потоки, но они все равно замыкаются на ЦОД. В VXI могут использоваться тонкие клиенты Cisco или доставляемые на «толстые» клиенты программные модули (под разные ОС)».

Проекты с реализацией виртуальных рабочих станций пока еще редкость для российского рынка, хотя системные интеграторы пытаются продвигать их уже не один год. Так, по данным J’son & Partners Consulting, в 2011 году объем всего российского рынка облачных сервисов, предоставляемых по модели IaaS (инфраструктура как услуга), составил 0,38 млрд рублей, в то время как совокупный объем рынка услуг коммерческих ЦОД достиг 9,8 млрд рублей. Однако аналитики уверены, что облачные сервисы IaaS становятся все более популярными услугами: в ближайшие три года темпы роста данного рынка достигнут 150–250% в год, а общий его объем приблизится к 3 млрд рублей.

Вендоры, со своей стороны, говорят уже не столько об отдельных видах коммуникационных продуктов и услуг — о передаче голоса, видео или унифицированных коммуникациях, объединяющих разные способы взаимодействия, — сколько об инструментах для совместной работы (Collaboration) с акцентом на бизнес, а не на конкретные средства коммуникаций (см. Рисунок 5). Это чаты, корпоративные и облачные порталы, Webконференции, ВКС. «Оборудование становится инструментом, который можно использовать для разных видов работ. Фокус смещается на мобильные устройства — унифицированный клиент Cisco переносится на все большее количество устройств и платформ», — рассказывает Сергей Юцайтис.

 

Рисунок 5. По данным опросов IDC (2012 год), примерно половина компаний в мире уже внедрили у себя приложения для совместной работы из облака или находятся в процессе внедрения.
Рисунок 5. По данным опросов IDC (2012 год), примерно половина компаний в мире уже внедрили у себя приложения для совместной работы из облака или находятся в процессе внедрения.

 

Orange Business Services развивает свои инструменты для совместной работы: в России запущен еще один сервис, объединяющий Microsoft Exchange, Lync и SharePoint, доступные из облака. «Это похоже на Office 365, но с хостингом в ЦОД Orange, — поясняет Игорь Богданов. — Предложение заинтересует заказчиков, которым необходимо гарантированное подключение, например по IP VPN. Сейчас прорабатывается стыковка с ТфОП, чтобы делать звонки из Lync в телефонную сеть и наоборот. Еще один сервис — аудиоWeb-конференции. Он включает в себя WebEx — Web-сервис от Cisco с поддержкой аудиоконференций (а это 70% Web-конференций в мире), причем к аудиоконференции можно будет подключаться из разных стран».

«ЦОД Orange находится в Париже. Это вносит дополнительную задержку порядка 50 мс, но она слишком мала, чтобы сказаться на качестве работы ВКС, — на оцифровку требуется больше времени. Зато в Париже хороший стык с мировыми интернет-провайдерами и сетями ISDN, — подчеркивает Игорь Богданов. — Кроме того, осуществляется постоянный мониторинг уровня задержки. А при голосовой связи она ощущается, только если превышает 1000 мс».

 

Рисунок 6. Cisco WebEx — лидер мирового рынка в классе систем для проведения Web-конференций и совместной работы через Интернет.
Рисунок 6. Cisco WebEx — лидер мирового рынка в классе систем для проведения Web-конференций и совместной работы через Интернет.

WebEx, подтверждает Сергей Юцайтис, все чаще становится корпоративной рабочей средой благодаря поддержке видео, голосовой связи и общего «рабочего стола». Кроме того, пользователям предоставляется место для размещения файлов, куда они могут загрузить свои рабочие материалы и тем самым сделать их доступными для своих коллег (см. Рисунок 6). По окончании встречи эта папка не удаляется, а дополняется разделами для отслеживания изменений, что упрощает дальнейшую работу. Как было отмечено, данный инструмент развивается благодаря запросам пользователей, причем все сервисы неразрывно связаны с телефонией. Например, для приема и выполнения звонков можно использовать офисную АТС.

«WebEx пользуется заслуженным спросом, поскольку позволяет проводить виртуальные конференции — не нужно терять время на дорогу, ведь потребность в оперативном обмене информацией становится все более острой, — говорит Андрей Касьяненко. — Возможно, WebEx станет именем нарицательным, как когда-то Xerox».

ЧТО МЕШАЕТ?

«Облачные вычисления в корпоративном сегменте имеют большие перспективы, — считает Андрей Касьяненко. — Пока цена остается главным камнем преткновения в распространении виртуализации, так как реализация крупных проектов подчас обходится дороже, чем покупка физических серверов. Поэтому виртуализация нередко оказывается экономически невыгодной. Исключением являются проекты, которые выполняются для заказчиков, предъявляющих высокие требования к надежности своих данных». Впрочем, по мнению Сергея Юцайтиса, если учесть все капитальные и эксплуатационные расходы (CAPEX и OPEX), становится очевидно, что виртуализация все же позволяет сэкономить.

Как заявляют аналитики IDC, внедрение облачных технологий в России определяется тремя факторами: наличием ИТ-продуктов и услуг, возможностями телекоммуникационной инфраструктуры и традициями потребления услуг в ИТ. Первый предполагает продвижение на рынке решений, разработанных как международными вендорами, так и местными интеграторами. Такие предложения сейчас есть. Однако у отечественных компаний не так много опыта построения частных облаков, сложности существуют и с интеграцией унаследованных систем.

Что касается телекоммуникационной инфраструктуры, то в IDC отмечают недостаточную надежность каналов доступа в Интернет и их высокую стоимость в регионах, в связи с чем считают перспективным предоставление облачных услуг на базе частных глобальных сетей. Некоторые специалисты отмечают также, что при использовании публичного Интернета для доставки облачных сервисов очень остро стоят проблемы качества: российский Интернет создавался в основном для доступа к сайтам и передачи почты и не ориентирован на задачи бизнеса.

Сергей Юцайтис, возражая на это, подчеркивает, что качество российского сегмента Интернета вполне отвечает требованиям передачи голоса и видео. Кроме того, технологии совершенствуются. Например, при использовании алгоритма опережающей коррекции система автоматически подстраивается под реальные условия в Сети. В результате устраняется большой процент ошибок.

Национальные особенности потребления услуг ИТ аналитики IDC считают одной из самых серьезных причин отставания нашей страны в развитии облачных сервисов. В России аутсорсинговые компании зачастую значительно уступают по размерам бизнеса своим клиентам и поэтому не пользуются их доверием. Кроме того, не все ИТ-руководители заинтересованы в переводе своих информационных систем в облако, нет традиции заключения долгосрочных аутсорсинговых контрактов, существуют опасения впасть в зависимость от провайдера, еще не сформирован полноценный портфель «историй успеха», не решен ряд важных юридических моментов.

Далеко не все компании готовы к масштабной миграции в облака. В ближайшие годы массового перехода на облачные сервисы не произойдет. Будут преобладать смешанные ИТ-инфраструктуры, сочетающие как привычные, так и облачные модели. Однако прогнозы IDC оптимистичны: в России рынок предоставляемых по подписке услуг публичных облаков будет ежегодно удваиваться и к 2015 году достигнет примерно 100 млн долларов.

Сергей Орлов — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.