Дмитрий ГаньжаФокус интереса поставщиков сетевого оборудования, как и других инфраструктурных вендоров, сместился в сторону центров обработки данных. И в этом нет ничего удивительного — куда деньги, туда и купцы. Согласно прогнозу Dell’Oro, объем продаж коммутаторов с портами 10 Гбит/с к 2016 году достигнет 13 млрд долларов, что составит почти половину всего рынка коммутаторов Ethernet. Между тем уже стало появляться оборудование с интерфейсами 40 и 100 Gigabit Ethernet, и, по мнению экспертов той же Dell’Oro, к 2016 году таких устройств будет продано на 3 млрд долларов.

Если исходить из этой оценки, а также учесть, что оборудование 40 и 100GbE намного дороже 10GbE, количество сверхвысокоскоростных соединений окажется более чем на порядок меньше числа «просто высокоскоростных» линий. В принципе, приблизительно таким и должно быть соотношение: один магистральный канал со скоростью 10x на каждые 10 подключений со скоростью x. Вот только значительную (если не большую) часть продаж составит оборудование 40GbE, тем более что пока стоимость порта 100GbE, соответствующего стандарту IEEE, является запредельной — за эти деньги можно оснастить стойку, а то и две.

Подобная диспропорция чревата образованием затора на магистрали. Между тем у крупных операторов ЦОД потребность в скорости 100 Гбит/с в ядре сети существует уже сейчас. Поэтому Google при участии Brocade Communications, JDSU и Santu создала в 2010 году консорциум 10×10 Multi Source Agreement (10×10 MSA) для разработки более дешевых интерфейсов (позднее к нему присоединились и другие поставщики сетевого оборудования и кабельных компонентов). Для пользователей наличие двух стандартов может оказаться неприятной дополнительной неопределенностью, затрудняющей планирование будущего развития ЦОД. Вдобавок к тому времени могут появиться и медные решения (см. статью Давида Гальперовича «Кабельная система для ЦОД: витая пара или оптическое волокно?»).

Если судить по результатам опроса, проведенного нашим журналом, пока технологии 40 и 100 Гбит/с не получили прописки в российских центрах обработки данных. Тем не менее проблема дальнейшего наращивания и развития сетевой инфраструктуры актуальна и для них. Озабоченность недостаточной скоростью каналов (как на уровне доступа, так и в ядре) и неудовлетворительной производительностью коммутаторов высказали около трети респондентов, при этом почти половина опрошенных собирается заменить имеющееся сетевое оборудование на более производительное и функциональное (см. подробнее статью Александра Барскова «Сетевые инфраструктуры ЦОД: текущее состояние и развитие»).

Однако жизнь — развитие сетевых технологий — продолжается и за пределами ЦОД. Правда, здесь она связана главным образом не с проводными, а с беспроводными технологиями. Так, новый стандарт для беспроводных локальных сетей 802.11ac призван обеспечить передачу данных с гигабитными скоростями, но для этого придется окончательно отказаться от диапазона 2,4 ГГц. Еще один высокоскоростной стандарт для WLN 802.11ad вообще рассчитан на работу в диапазоне 60 ГГц. Соответственно, поддерживаемая им дальность передачи невелика, зато пропускной способности достаточно для использования в ряде приложений ЦОД. (см. статью Ауреля Такача «Прощание с 2,4 ГГц»).

В целом, если копнуть чуть глубже, сетевые технологии предлагают много интересных тем. Не убедил? Приходите на «Ethernet-форум», там будет кому убеждать.