Когда итальянский гений Антонио Меуччи, жена которого из-за тяжелой формы ревматизма не могла покидать дом, разработал в 1854 году устройство для общения на расстоянии, он столкнулся с непониманием и неприятием со стороны окружающих. Схожую реакцию общества вызвали результаты исследований французского изобретателя Шарля Борсё, который в это же время работал в Париже над передачей человеческого голоса с помощью электричества и опубликовал в журнале L’Illustration de Paris статью под названием «Telephonie electrique» («Телефония с помощью электричества»), где описал идею телефонной связи.

Немца Филиппа Райса, примерно тогда же занимавшегося созданием переговорного аппарата (работа этого устройства впервые была продемонстрирована публике в 1860 году, а спустя год представлена официально) и оказавшего немалое влияние на распространение термина «телефон», ожидала схожая участь. Лишь немногие смогли понять, что с трудом различимый шум, передаваемый посредством простейшей аппаратуры лишь в одном направлении, станет тем изобретением, которое сможет принести пользу обществу. По преданию, Райс на смертном одре сказал следующие слова: «Я подарил миру великое изобретение. Теперь другие пусть занимаются его дальнейшим развитием». «Другим» стал — и это можно прочитать в любом учебнике истории — шотландец Александр Грэм Белл, эмигрировавший в США. 14 января 1876 года он запатентовал на своей новой родине первый телефонный аппарат, принесший ему славу и богатство, построил целую телефонную империю и перенес нашу планету в эпоху коммуникационных технологий. Наследие этой империи дошло до наших дней в виде Bell Laboratories — кузницы инновационных разработок компании Alcatel-Lucent.

Через 150 лет после изобретения Райсом телефонного аппарата — этот практически повсеместно игнорируемый юбилей послужил нам поводом для небольшого экскурса в историю телефонных технологий — ухабистая однопутная тропинка превратилась в многополосный автобан, по которому, помимо голосовых и аудиоданных с качеством Hi-Fi, в обе стороны одновременно снуют видеоданные в высоком разрешении и всевозможные комбинации дополнительной информации. При этом интересна не сама возможность такой передачи (технические предпосылки для этого за последние 25 лет развивались планомерно), а, скорее, то, что теперь все достижения реализуются в виде простых в управлении платных услуг.

ВИДЕОКОММУНИКАЦИЯ ВЫХОДИТ В МАССЫ

Помимо пропускной способности сети, важным фактором для обеспечения «эффекта присутствия» является видеоизображение. Долгое время этому компоненту было сложно утвердиться за пределами чрезвычайно дорогостоящих залов для видеоконференций, дверь в которые была открыта разве что для топ-менеджеров крупнейших концернов. «При разрастании малых и средних предприятий рабочие процессы распределяются между несколькими офисами или филиалами, расположенными в разных местах, что затрудняет взаимодействие сотрудников, а значит, отрицательно сказывается на их производительности, — объясняет Роберт Езес, старший вице-президент по работе с малыми и средними предприятиями в компании Siemens Enterprise Communications. — Поэтому таким организациям — особенно если они находятся на этапе расширения — крайне необходимо обеспечить целостность коммуникаций, причем видео теперь является важным элементом этих процессов».

Мировой трафик данных уже практически на треть состоит из движущихся изображений. К 2014 году этот показатель должен резко вырасти и превысить 90%, по крайней мере такие прогнозы содержатся в отчете VNI Forecast, представленном компанией Cisco. Тем временем поставщики визуальных решений пытаются превзойти друг друга, предлагая новые идеи и концепции. Основанием для этого является значительное улучшение качества видеоизображений: большинство новых решений ориентировано на стандарт высокого разрешения High Definition (HD, 720 строк) или даже на Full HD (1080 строк). Такой формат уже не имеет ничего общего с прежними расплывчатыми и дергающимися картинками. То, что решениям для высококачественной видеосвязи удалось пробиться на массовый рынок, объясняется действием нескольких тенденций, которые вместе поспособствовали созданию благоприятных внешних условий. В их число входят, к примеру, следующие:

  • Широкое распространение получили широкополосные соединения со скоростями свыше 10 Мбит/с. Правда, до сих пор даже в развитых странах такими возможностями по-прежнему могут пользоваться преимущественно городские жители.
  • Доступность высокоскоростных и стабильных соединений существенно возросла. Согласно глобальному исследованию Broadband Quality Study 2010, проведенному Оксфордским университетом, только в 2010 году качество сетей в странах мира в среднем возросло на 24%.
  • Эффективность кодеков заметно улучшилась. К примеру, видеокодеки стандарта H.264 при одинаковой ширине канала обеспечивают передачу в три раза большего объема полезных данных, чем их предшественник H.263, поэтому возросшая пропускная способность сети используется значительно эффективнее. Так, видеоканалу с качеством HD достаточно линии со скоростью от 1 до 2 Мбит/с (для изображения в 720 или 1080 строк).
  • Новые дополнения к протоколу, такие как H.264/SVC (Scalable Video Codec), позволяют решить проблему сильных колебаний скорости в общедоступных сетях благодаря интеллектуальной адаптации потока видеоданных к доступной в данный момент пропускной способности канала. Следует отметить, что использование этого стандарта в коммерческих продуктах еще только началось.
  • Технологии восстановления утраченных пакетов (Packet Loss Recovery, PLR), разработанные различными производителями, позволяют решить проблему потери пакетов данных в процессе передачи и тем самым дополнительно стабилизируют соединение для видеопотоков, пусть эти методы и являются сугубо проприетарными.
  • Стоимость широкополосных подключений значительно снизилась: например, в Германии безлимитные соединения со скоростью 16 Мбит/с сейчас доступны по цене менее 20 евро в месяц.

Эти и другие факторы настолько стремительно увеличивают число потенциальных пользователей видеорешений, что производители, которым удастся занять лидирующие позиции на рынке, окажутся в большом выигрыше. Тем не менее список конкурентов в этом сегменте достаточно скромен. В частности, компании Cisco удалось распространить свое лидерство в области сетевых технологий и на средства видеокоммуникации, а приобретение компании Tandberg позволило еще сильнее увеличить отрыв от преследователей. В число игроков, чья деятельность связана исключительно или преимущественно с видеокоммуникациями, входят такие производители, как вошедшая в состав Logitech компания Lifesize (породнившаяся в прошлом году с компанией Mirial, которая была приобретена Logitech для дополнения продуктового портфеля Lifesize мобильными решениями) и Polycom (недавно завершившая сделку по покупке Vivu — производителя программного обеспечения для совместной работы посредством видеосвязи). Оба разработчика позиционируют себя в качестве технологических лидеров, делая при этом акценты на разные аспекты. Здесь же следует упомянуть Radvision (уже после написания статьи Radvision была приобретена Avaya. — Прим. ред.) и одного из немногочисленных новичков — компанию Vidyo.

 

Рисунок 1. Поддержка видеосвязи стала сегодня важной составной частью решений для унифицированных коммуникаций. Решение для видеосвязи можно легко и выгодно развернуть в любом месте?— в качестве базового оснащения достаточно самой простой Web-камеры.
Рисунок 1. Поддержка видеосвязи стала сегодня важной составной частью решений для унифицированных коммуникаций. Решение для видеосвязи можно легко и выгодно развернуть в любом месте — в качестве базового оснащения достаточно самой простой Web-камеры.

Для ключевых игроков телекоммуникационного рынка видеоконференции являются закономерным дополнением их решений для телефонии и унифицированных коммуникаций (см. Рисунок 1). Такие, например, производители, как Alcatel-Lucent, Avaya, Siemens Enterprise Communications, а с недавних пор и Huawei, проявляют активный интерес к видео-конференц-связи. Не стоит забывать, что и Microsoft, хотя и не предлагающая собственного аппаратного решения для видеосвязи, имеет в своем арсенале Windows Server с Lync — мощную платформу для унифицированных коммуникаций с интеграцией видео, которая используется широко распространенными инструментами для совместной работы (Collaboration Tools), такими как Microsoft Exchange или SharePoint. Интеграция с Lync является важным критерием выбора платформ для видеоконференций, сравниться с ней может разве что протокол Telepresence Interoperability Protocol (TIP) от Cisco, на основе которого лидер рынка обеспечивает взаимодействие между системами различных производителей.

ВИРТУАЛЬНЫЕ МИРЫ ДЛЯ РЕАЛИСТИЧНОГО ПРИСУТСТВИЯ

Производители решений для проведения высококачественных видеоконференций и взаимодействия посредством видеосвязи постоянно совершенствуют свои системы. Сегодня можно выделить как минимум пять ярко выраженных тенденций:

  • четко структурированная интеграция видео в единую систему унифицированных коммуникаций с единым интуитивно понятным пользовательским интерфейсом, при этом устройства зачастую обладают сенсорным экраном и функциями управления в стиле iPhone;
  • дополнение классических каналов для унифицированных коммуникаций, таких как телефония, электронная почта, системы мгновенной передачи сообщений и т. д., социальными сервисами — LinkedIn, Xing, Facebook или Twitter;
  • интенсификация визуальной коммуникации на экранах пользователей — к примеру, за счет отделения изображений участников видеоконференции от фона и переноса их в одно общее помещение или иное окружение. Другой вариант — оптическая виртуализация участников: вместо потоковой передачи реального изображения каждый участник конференции представлен индивидуальным аватаром;
  • включение мобильных устройств — смартфонов или планшетных компьютеров вроде iPad — в процесс коммуникации (все чаще с поддержкой видео в качестве HD);
  •  функции решений для унифицированных коммуникаций дополняются специализированными приложениями (в идеале такая возможность реализуется посредством онлайн-магазина, который наполняется из максимально разнообразного числа источников, то есть снова все строится в соответствии с моделью, которая зародилась в голове основателя компании Apple Стива Джобса).

 

Рисунок 2. Иммерсионные технологии, такие как проецирование «живого» изображения в общую виртуальную среду, призваны повысить эффект присутствия.
Рисунок 2. Иммерсионные технологии, такие как проецирование «живого» изображения в общую виртуальную среду, призваны повысить эффект присутствия. 

Так называемые иммерсионные технологии, такие как проекция изображения в реальном времени в общую виртуальную среду, обеспечивают участникам конференции эффект «погружения» (Рисунок 2). А вот использование аватаров рассчитано на иную сферу применения. С их помощью можно создавать полноценные виртуальные сценарии и пространства, где аватар сможет свободно передвигаться, — торговые или выставочные залы, помещения для проведения тренингов или офисные здания с различными кабинетами, конференц-залами, аудиториями и т. д. Другие люди, присутствующие в этой среде, тоже представлены в виде аватаров, а общение с ними осуществляется либо посредством клавиатуры, либо по голосовому каналу.

Так, если один из участников отправит своего аватара к микрофону на главной ораторской трибуне, то его смогут услышать все участники. Презентация, показанная на большом экране, тоже будет видна всем. Если понадобится, участник может попросить кого-то из своих виртуальных собеседников проследовать с ним в одну из переговорных для конфиденциальной беседы или пригласить ограниченный круг лиц ознакомиться с его презентацией. Все это напоминает виртуальный мир портала Second Life, превращенный в бизнес-инструмент. Отказ от потоковой передачи видео в реальном времени обеспечивает одно явное преимущество: в связи с тем что передаются только команды управления, голосовые данные, а при необходимости текстовые сообщения или документы, требования к пропускной способности сети невысоки. К примеру, компания Avaya представила свою платформу для интерактивного сотрудничества Web.alive на базе облачных вычислений, которую она реализовала по описанной схеме.

Очевидно, век традиционных настольных телефонов подходит к концу: постепенно им на смену придет новое поколение устройств, оснащенных сенсорными экранами (разных габаритов, вплоть до размеров планшетных ПК), Bluetooth, WLAN и многими другими функциями, схожими с возможностями смартфонов. Но главное, что эти новые конечные устройства смогут обеспечить, благодаря специализированным магазинам приложений, столь же высокую гибкость применения и удобную настройку индивидуальных функций.

 

Рисунок 3. Благодаря высокой скорости передачи данных в мобильных сетях и устойчивости новых кодеков к колебаниям пропускной способности, теперь даже смартфоны могут обеспечить вполне достойное качество отображения видеоконференций.
Рисунок 3. Благодаря высокой скорости передачи данных в мобильных сетях и устойчивости новых кодеков к колебаниям пропускной способности, теперь даже смартфоны могут обеспечить вполне достойное качество отображения видеоконференций.

Благодаря стандартам HSPA(+) и LTE пропускная способность в сотовых сетях номинально соответствует большинству сетей DSL. С помощью HSPA на базе UMTS современные устройства поддерживают передачу данных со скоростями до 14 Мбит/с, а стандарт LTE способен обеспечить даже 50 Мбит/с и больше. Хотя реальные показатели оказываются значительно ниже, в большинстве случаев этого оказывается вполне достаточно для надежной передачи визуальных данных (см. Рисунок 3), чем активно пользуются производители специализированных решений для унифицированных коммуникаций. Такие системы, как RealPresence Mobile от Polycom, в настоящее время поддерживаются большинством популярных моделей планшетных компьютеров — к примеру, iPad 2 от Apple, Xoom от Motorola или Galaxy Tab 10.1 от Samsung. Аналогичные решения предлагают компании Lifesize и Vidyo. Благодаря им мобильные пользователи могут выбирать наиболее предпочтительные портативные устройства для визуального общения со своими коллегами, независимо от того, используются ли для связи настольные компьютеры, оборудование в специализированных помещениях для видеоконференций, планшетные ПК или ноутбуки.

Что касается живой бизнес-коммуникации, то до завершения технической эволюции в этой области еще очень далеко. Так, технология трехмерных конференций уже вступила в стадию полевых испытаний и менее чем через пять лет нас ожидают объемные 360-градусные голографические проекции изображения собеседников прямо в помещении, без использования экранов — по крайней мере, таковы прогнозы, недавно озвученные компанией Cisco.

Штефан Мучлер — независимый журналист, пишущий на темы ИТ и телекоммуникаций.