Системы Digital Signage — это «умное» средство доставки информации в нужное место и ее демонстрации целевой аудитории. Благодаря динамически меняющемуся контенту они гораздо эффективнее традиционной рекламы на билбордах. Но наряду с рекламными задачами Digital Signage призваны решать и другие — информационные и развлекательные.

 

Digital Signage — это сеть цифровых дисплеев или других средств отображения для представления информации в форме слайдов, видеоклипов или регулярно обновляемых текстов. Такая сеть предполагает использование цифровых технологий для передачи изображений и сообщений на удаленные дисплеи, установленные в публичных местах. Современные решения для цифровых рекламно-информационных систем применяются в торговле, на транспорте, в образовании, на выставках и форумах и т. д.

Это «умное» средство доставки информации в нужное место и ее демонстрации целевой аудитории. Например, реклама непосредственно в «точках продаж» гораздо эффективнее обычных рекламных роликов по телевизору или в СМИ. Системы Digital Signage включают в себя средства воспроизведения (дисплеи), медиаплееры, инфраструктуру подключения (для этой цели все чаще используются сети передачи данных), а также систему формирования контента и управления им. Они позволяют доставлять контент на большие расстояния, причем данным процессом можно гибко управлять. Крупные системы Digital Signage развертываются в рамках интеграционных проектов.

Помимо рекламных, перед Digital Signage ставятся и другие задачи — привлечение внимания клиентов, предоставление информации о продукции и повышение объемов продаж. С их помощью осуществляются массовое информирование (например, о рейсе или порядке очереди) и трансляция развлекательных программ. Последнее позволяет сделать процесс покупок более приятным и увеличить время, проведенное в торговом зале, поясняет Михаил Вакуленко, менеджер по работе с ключевыми клиентами NEC Display Solutions. Все эти функции могут дополнять друг друга.

Преимуществами традиционной рекламы на билбордах (а это исторические предшественники Digital Signage) являются их относительно легкая установка, замена и доступность, но имеются и серьезные недостатки: фиксированное, неизменное содержание, дорогостоящее обновление, негативное воздействие на окружающую среду при производстве рекламных носителей и недостаточная привлекательность для клиентов. «Системы Digital Signage позволяют гибко формировать и доносить контент до тех или иных категорий пользователей и целевых групп, а потому значительно выше по эффективности, чем традиционная реклама, — говорит Михаил Вакуленко. — Порой одна картинка информативней тысячи слов, а видео состоит из тысяч картинок. Будущее — за цифровой рекламой. Преимуществ у нее гораздо больше, чем недостатков. Последних, по сути, лишь два: не все понимают специфику работы систем Digital Signage, и на начальном этапе инвестиции оказываются существенно выше, чем у билбордов, хотя со временем стоимость компонентов будет снижаться».

Решения Digital Signage используются в самых разных областях (см. Рисунок 1). Один из недавних примеров — фан-зоны для футбольных болельщиков в Москве с видеостенами (мультивидеоэкранами) площадью 80 и 150 м2. Однако чаще они применяются в коммерческих целях, ведь правильно построенная система Digital Signage повышает конкурентоспособность компании. «Это точечное воздействие на потребителя услуг именно там, где он принимает решение, сфокусированная информация в нужное время и в нужном месте, динамичная картинка, которая привлекает внимание и повышает эффективность восприятия, а также оперативность — благодаря ее мгновенному отображению на всех экранах. Кроме того, такое решение недорого в обслуживании — с управлением системой экранов справляется один человек, — рассказывает Виктор Леоничев, директор по продажам продукции B2B российского представительства LG Electronics. — Ключевой момент в такой системе — правильный контент. Именно от него зависит эффективность коммуникаций — воздействие на потребителя в точке продаж. Правильный контент — это удовлетворенность и потребителя, и персонала».

 

Рисунок 1. В регионе EMEA системы Digital Signage применяются в основном в розничной торговле и корпоративном сегменте. Они активно развертываются на транспорте и в индустрии развлечений.
Рисунок 1. В регионе EMEA системы Digital Signage применяются в основном в розничной торговле и корпоративном сегменте. Они активно развертываются на транспорте и в индустрии развлечений.

 

Обычно системы Digital Signage представляют собой закрытые решения, однако организации Point-of-Purchase Advertising International (POPAI) и Outdoor Advertising Association of America (OAAA) активно разрабатывают и продвигают открытые стандарты, упрощающие интеграцию и взаимодействие продуктов разных вендоров.

Рекламно-информационные электронные вывески Digital Signage стали одной из ключевых тем проходившего в апреле 2012 года форума «Бизнес Видео» — второй ежегодной конференции по использованию видеотехнологий в корпоративной среде, организованной «Журналом сетевых решений/LAN» и агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con.

ПРОДУКТЫ И РЕШЕНИЯ DIGITAL SIGNAGE

На форуме «Бизнес Видео» с презентациями выступили представители двух известных поставщиков систем Digital Signage — компаний LG и NEC. Как заявил Виктор Леоничев, директор по продажам продукции В2В российского представительства LG Electronics, доля LG на российском рынке профессиональных дисплеев превышает 30% (см. Рисунок 2) и компания предлагает продукцию Digital Signage практически для всех циклов проекта. Это профессиональные дисплеи, медиаплееры и специальное программное обеспечение SuperSign. Специализация LG Electronics — консультирование при построении сложных распределенных систем (уже реализовано более тысячи проектов в разных отраслях, в том числе в России), выбор решений под конкретную задачу, снижение TCO, поставка готовых решений, послепродажное обслуживание и поддержка клиентов.

 

Рисунок 2. По данным iSuppli, мировой рынок коммерческих дисплеев устойчиво растет, при этом оборот LG возрастает вдвое быстрее.
Рисунок 2. По данным iSuppli, мировой рынок коммерческих дисплеев устойчиво растет, при этом оборот LG возрастает вдвое быстрее.

 

NEC вышла на рынок цифровых рекламно-информационных систем в 2002 году, выпустив панели NEC LCD 3000 и 4000. С тех пор линейка этого оборудования существенно выросла. По словам Михаила Вакуленко, сегодня в состав систем Digital Signage производства NEC входят дисплеи (V Series 32″ – 65″, P Series 40″ – 70″, LCD8205, X462HB, серия XS), IP Cabinet (специальные защитные корпуса для ЖК-дисплеев, устанавливаемых в общественных местах), видеостены, ПО Digital Signage, внешние и встроенные плееры NEC Media Player. С их помощью можно реализовать решения разного масштаба, а с недавнего времени NEC предлагает при развертывании систем Digital Signage использовать облачную модель. Облако является в этом случае средой для перемещения контента от рекламодателя к владельцу средств отображения.

Условно линейка NEC делится на малые, средние и большие системы. Малые включают в себя недорогие панели начального уровня и нацелены на развертывание недорогих решений. При стоимости, сопоставимой с ценой обычного телевизора, эти панели предлагают функционал профессиональных устройств, однако не рассчитаны на работу в режиме 24×7, как более дорогие панели NEC, и функционируют до 14 часов в сутки. Панели более высокого класса имеют слоты для установки дополнительного оборудования и аксессуаров (например, медиаплееров), поддерживают управление по сети.

LG тоже предоставляет широкие возможности выбора дисплеев, медиаплееров, контроллеров. В комплекте с профессиональными дисплеями поставляется специальное программное обеспечение для разных задач (интерактивные панели, вытянутые панели, видеостены). В аэропортах обычно используются дисплеи LG со встроенными компьютерами, которые можно оперативно заменить в случае их поломки. В России такие инсталляции есть в аэропорту «Шереметьево» и в ряде региональных аэропортов. В прошлом году на экономическом форуме в Санкт-Петербурге (см. Рисунок 3) была построена видеостена длиной 50 м и высотой 3,5 м (156 модулей).

 

Рисунок 3. Видеостена на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Рисунок 3. Видеостена на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

 

Технология LG Shine-out позволяет размещать дисплеи в помещениях с высоким уровнем освещенности, что особенно актуально при использовании систем Digital Signage в витринах и других местах с мощными источниками света. На панель наносится специальная светоотражающая пленка, не снижающая контрастности и яркости. Например, у 42- и 47-дюймовых дисплеев LG VX30 и 72-дюймового WS70 яркость составляет 700 нит (Кд/м2).

LG разработала системы Digital Signage для различных отраслей (транспорт, розничная торговля, рестораны, гостиничный бизнес и др.). В ряде случаев одним из главных критериев выбора дисплеев является их надежность. Новые профессиональные дисплеи LG способны работать в режиме 24×7. Толщина панелей новой линейки таких устройств не превышает 4 см. Кроме того, они обладают высокой яркостью и контрастностью и имеют встроенный медиаплеер, возможностей которого вполне достаточно для решения большинства задач.

Одним из важных критериев выбора продуктов Digital Signage становится низкая стоимость владения системой. Для этого LG использует в дисплеях детекторы освещенности (технология Smart Energy Saving), позволяющие регулировать уровень яркости, экономить до 30% электроэнергии, располагать панели ближе к стене и снизить требования к кондиционированию помещений. В ряде моделей дисплеев NEC (например, NEC MultiSync X462UN) тоже имеются датчики освещенности.

Даже в младших моделях панелей NEC реализованы функции мониторинга и контроля температуры, помогающие оптимизировать режим работы дисплеев, в том числе в сложных инсталляциях. При потенциальной угрозе их работоспособности (перегрев, потеря сигнала и др.) пользователь может быть проинформирован о возможном сбое по электронной почте.

 

Рисунок 4. 55-дюймовый дисплей NEC MultiSync X551S относится к классу дисплеев с панелью LED (технология S-PVA). Он имеет порты HDMI, DVI, VGA и Ethernet, разрешение 1920?1080, яркость 600 кд/м2, контрастность 4000:1 и может работать в режиме 24?7. Такие модели получили широкое распространение в сфере торговли и транспорта, нередко они используются в конференц-залах и общественных приемных.
Рисунок 4. 55-дюймовый дисплей NEC MultiSync X551S относится к классу дисплеев с панелью LED (технология S-PVA). Он имеет порты HDMI, DVI, VGA и Ethernet, разрешение 1920×1080, яркость 600 кд/м2, контрастность 4000:1 и может работать в режиме 24×7. Такие модели получили широкое распространение в сфере торговли и транспорта, нередко они используются в конференц-залах и общественных приемных.

Новые модели NEC V-Series оснащены более тонкими дисплеями (от 23 до 27 мм), функцией Digital Daisy, позволяющей последовательно соединять до десяти дисплеев по DVI, и встроенными колонками (2×10 Вт), имеют вход DisplayPort, порт Ethernet и поддерживают SNMP. ПО NEC способно обслуживать одновременно до 20 медиаплееров. Контент создается в специальном редакторском приложении на сервере и доставляется на дисплеи по сети или демонстрируется локально с флэш-накопителя (плеер имеет порт USB). Сетевой вариант более надежный, гибкий и безопасный. Дисплеи NEC профессиональной серии P могут работать в режиме 24×7, имеют разрешение Full HD 1920×1080 и датчик внешней освещенности. В новых моделях P-Series предусмотрено две возможности цифрового подключения дисплеев по цепочке (встроенная функция): DisplayPort Daisy Chain (25 дисплеев) и DVI Daisy Chain (до 10 дисплеев). В слоты этих дисплеев можно устанавливать компьютер или медиаплеер.

Дисплеи NEC MultiSync X462UN применяются для создания видеостен. Их ключевые особенности — малое расстояние между пикселями на соседних панелях (7,3 мм), наличие функций калибровки однородности изображений, управления и настройки по сети, поддержка SNMP, специальные системы крепления. При яркости 700 кд/м2 они имеют контрастность 3000:1. Видеостена может содержать до 100 панелей (10×10). В самых современных панелях используется технология LED, идентификаторы (ID) могут назначаться устройствам автоматически, обновление ПО (перепрошивка) осуществляется по локальной сети. NEC продолжает улучшать свои решения путем оптимизации прошивок и добавления новых возможностей, включая расширенную совместимость с HDMI и встроенные функции Daisy Chain. Однако дисплеи LED более чувствительны к высоким температурам, что сокращает срок их службы. Дисплеи серии X (см. Рисунок 4) и P поддерживают управление по интерфейсу RS232 и по Ethernet, могут генерировать предупреждения и посылать их по сети в случае возникновения неисправности (перегрев, сбой питания и др.).

NEC предлагает программное обеспечение для формирования и распределения изображения по дисплеям видеостены, для калибровки дисплеев по цветам и яркости. Пакет программного обеспечения Hiperwall для работы с ультравысоким разрешением заменяет дорогостоящие видеосерверы и матричные коммутаторы (см. Рисунок 5). Он позволяет работать с неограниченным количеством источников информации, произвольно менять размер и положение контента на видеостене. Источниками контента служат ПК, подключенные к сети по сети Ethernet (поток с видеокамер должен предварительно обрабатываться на ПК). Видеостена 4×3 м будет иметь разрешение до 5464×2304.

 

Рисунок 5. Структура NEC Hiperwall.
Рисунок 5. Структура NEC Hiperwall.

 

У LG самый тонкий шов (расстояние между изображением 5,3 мм) имеют дисплеи для видеостен LG WV50 55″ с яркостью 800 нит. Программное обеспечение LG SuperSign Elite-W (см. Рисунок 6) позволяет создать контент, передать его на различные терминалы и видеостены через сеть Ethernet/IP. Автономная система Ez-Sign TV объединяет технологии Digital Signage с эфирным телевизионным вещанием. Она предоставляет возможность отправлять на экран телевизора информацию в виде бегущей строки или билборда без установки дополнительного оборудования, то есть реклама, сообщения и эфирное вещание размещаются на одном экране. LG даже выпустила телевизор EzSign TV с опцией Digital Signage. Экран телевизора, поставляемого с ПО Ez-Sign TV, разбивается на несколько рекламно-информационных зон. Контент можно воспроизводить и с флэш-накопителя. Такое решение удобно для предприятий из разных отраслей. Во всех профессиональных дисплеях LG используются панели IPS, качество изображения которых не снижается при их нагреве. В числе новых продуктов — 3D-дисплеи в комплекте с пассивными очками и прозрачные дисплеи.

 

Рисунок 6. ПО LG SuperSign Elite-w позволяет строить различные сетевые решения для цифровой рекламы. Оно обеспечивает создание мультимедийного контента, удаленное управление им и воспроизведение.
Рисунок 6. ПО LG SuperSign Elite-w позволяет строить различные сетевые решения для цифровой рекламы. Оно обеспечивает создание мультимедийного контента, удаленное управление им и воспроизведение.

 

ПРОEKТЫ DIGITAL SIGNAGE

Несколько примеров проектов Digital Signage с использованием продукции LG, реализованных для европейских и российских заказчиков, привел Виктор Леоничев. Испанская страховая компания Catalana Occidente Group, имеющая более 20 тыс. офисов по стране и 4 млн клиентов, использует 42-дюймовые дисплеи LG M4224F с антибликовым покрытием по технологии Shine-out. Дисплеи установлены в витринах 150?офисов Catalana Occidente. Из рекламных роликов посетители узнают о деятельности компании, ее предложениях и акциях, деталях обслуживания в каждом конкретном городе, причем трансляция ведется на нескольких языках.

Российские интеграторы реализовали проект для компании KIA Motors (см. Рисунок 7). Система имеет централизованное управление и может практически неограниченно масштабироваться. В ней применяются одиночные дисплеи, интерактивные киоски и видеостены. В Москве информационное агентство «ИТАР-ТАСС» использует видеостены 3×3 м на базе 47-дюймовых бесшовных (стык шириной всего 6,3 мм) панелей LED LG WV30. В России продукты LG применяются в ряде других крупных распределенных проектов — на несколько тысяч дисплеев. Один из них реализован в компании «МТС».

 

Рисунок 7. Проект в KIA Motors на основе решений LG.
Рисунок 7. Проект в KIA Motors на основе решений LG.

 

Этот проект был инициирован компанией «Ситроникс Информационные Технологии», которая занимается интеграцией сложных решений. По словам Сергея Кондакова, архитектора решений OSS/BSS компании «Ситроникс», толчком для запуска проекта Digital Signage в МТС стало стремление освоить новые источники прибыли при большом количестве точек продаж, внушительной совокупной площади торговых помещений по всей стране и значительном количестве абонентов, обслуживаемых в точках продаж МТС (более 100 млн) (см. Рисунок 8).

 

Рисунок 8. Облачная архитектура проекта Digital Signage для МТС.
Рисунок 8. Облачная архитектура проекта Digital Signage для МТС.

 

Компания «Ситроникс», ставшая исполнителем данного проекта по результатам тендера, использовала для его реализации программные решения компании WingsSH. Архитектура решения Digital Signage для МТС представляет собой облако с центральным отказоустойчивым серверным кластером под управлением ОС Microsoft Windows 2008 и СУБД Oracle 11G. Подключенные к сети клиентские ПК работают под управлением Linux. «С одной стороны, это усложнило проект, с другой — сняло определенные риски», — считает Сергей Кондаков.

Для взаимодействия с облаком используется сеть передачи данных «РТКомм», а на определенных участках — Интернет (с передачей по защищенным протоколам). Основная функция этой сетевой инфраструктуры — трансляция видео, поэтому в качестве клиентов применяются неттопы, производительности которых вполне достаточно. Они же служат для приема и трансляции звукового сопровождения (с последующим усилением звукового сигнала). К сети можно подключать разнообразные устройства и использовать разные алгоритмы управления.

Проект нужно было реализовать в очень короткие сроки, и, хотя полностью он был завершен в течение 5,5 месяцев, эксплуатация системы началась уже через две недели после старта — именно столько времени потребовалось для закупки оборудования, развертывания серверной части, подключения первых клиентских ПК и начала тестовой эксплуатации системы. Сначала разработчики развернули программное решение на виртуальных серверах, а затем стали подключать клиентов. Тестовая эксплуатация позволила выявить плюсы и минусы системы и внести соответствующие изменения в план реализации проекта.

На втором этапе длительностью три месяца была создана математическая модель системы для выявления возможных проблем производительности и узких мест в сети в зависимости от доставляемого контента, выполнено нагрузочное тестирование системы, определены оптимальные параметры ее работы в сети и осуществлен ввод системы в эксплуатацию. Еще 1,5 месяца заняла поэтапная миграция ПК-клиентов со старой платформы на новую, а также доработка системы с учетом пожеланий заказчика. Завершающий двухнедельный этап включал в себя окончание миграции ПК-клиентов, применение программных корректировок на серверах и ПК-клиентах, проведение комплексного испытания и запуск промышленной эксплуатации системы.

«Особенность проекта в том, что эксплуатация началась практически сразу, и дальнейшие корректировки и изменения проводились на «живой» системе без нарушения ее работы, — рассказывает Сергей Кондаков. — Архитектура решения представляет собой облако управляемых терминальных устройств Digital Signage, и его уникальность заключается в создании первой в России единой сети управления распространением медиаконтента подобного масштаба. Она включает в себя более 2000 точек вещания, причем сеть постоянно развивается».

Проект был реализован при взаимодействии с распределенной филиальной сетью заказчика: 90% работ, включая инсталляцию клиентских устройств и управление ими, выполнялись удаленно. «Подключение точек осуществлялось по нарастающей: в первый месяц — 10–50 точек, со второго месяца — по 150 точек ежемесячно, а в пиковый момент — 260 точек. За год — свыше 2000 точек», — рассказывает Алексей Волков, руководитель проектов по медианосителям компании «МТС».

Для вещания контента выбран кодек с открытым программным кодом, поэтому лицензионные соглашения не понадобились. Контроль нагрузки позволяет при помощи специальных механизмов адаптировать взаимодействие терминальных устройств с центром управления в зависимости от условий среды передачи данных. Обмен данными может проводиться по расписанию, при этом полоса пропускания трафика контролируется, а в случае разрыва связи осуществляется дозагрузка данных. Ограничение пропускной способности особенно важно, поскольку система используется совместно с бизнес-приложениями. Чтобы избежать передачи всего трафика между клиентами и сервером, в определенных точках сетевой инфраструктуры установлены кэширующие FTP-серверы, и контент доставляется с них. Таким образом, система настроена на максимальную экономию трафика.

В среднем за месяц эта система демонстрирует примерно 60 видеофайлов общим объемом около 600?Мбайт и воспроизводит 242 уникальных аудиофайла общим объемом около 500 Мбайт. Первые проигрываются в сети более 117 млн раз, вторые — около 18 млн раз. Контент обновляется еженедельно. Совокупный объем получаемой статистики со всех инсталлированных устройств составляет 800 Мбайт в месяц. При этом обслуживает всю систему один человек. Система гарантирует реальные показы контента: управление профессиональными экранами позволяет осуществлять мониторинг их состояния, а функция удаленного захвата воспроизводимой картинки помогает контролировать качество воспроизведения.

Digital Signage — комплексное направление, которое может включать в себя и другие возможности. Проект создал предпосылки для внедрения интерактивных моделей взаимодействия с клиентами розничной сети и формирования персонализированных предложений товаров и услуг. Сейчас решение дополняется функциями интерактивного взаимодействия и поддержки продаж, для чего реализуется соответствующий пилотный проект. Его основная цель — автоматизация точек продаж и снижение совокупных затрат на поддержку торговой сети.

Еще одно направление — оценка восприятия Digital Signage клиентами розничной сети, а также определение уровня эффективности рекламной кампании и степени ее влияния на потенциальную аудиторию с помощью возможностей видеоаналитики. При реализации этого проекта, уже находящегося в стадии проработки, «Ситроникс» взаимодействует с Intel. Система оценки восприятия Digital Signage клиентами розничной сети предполагает определение целевой группы по признакам (пол и возраст), детектирование внимания к воспроизводимой рекламе относительно целевых групп и подготовку рекомендаций по медиапланированию на основе полученных статистических данных.

Снижение стоимости решений Digital Signage, наблюдающееся в последние годы, положительно влияет на окупаемость проектов, а интеграция с другими системами значительно увеличивает их ценность.

Сергей Орлов — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF