Форум «Бизнес Видео 2012» констатировал наличие масштабного спроса на видеотехнологии в деловой среде и подтвердил свой статус главной трибуны для обсуждения основных технологических и экономических вопросов, связанных с их внедрением. Одной из его ключевых тем стали решения видеонаблюдения.

 

Отрасль видеонаблюдения продолжает быстро развиваться во всем мире. На этом рынке работают сотни компаний, предлагающих тысячи разных продуктов. По прогнозам аналитиков, на протяжении нескольких лет среднегодовые темпы роста мирового рынка видеонаблюдения, включая мобильные, IP- и аналоговые продукты, видеокамеры, устройства хранения и ПО, будут превышать 16%, а его объем к 2016 году составит более 25 млрд долларов.

По данным опросов, заказчики систем видеонаблюдения особое внимание уделяют их стоимости и надежности, но снижение цен на оборудование и альтернативные бизнес-модели (например, облачное видеонаблюдение — VSaaS) будут способствовать все более широкому проникновению IP-видеонаблюдения на рынок. Основными заказчиками систем видеонаблюдения являются образовательные учреждения, аэропорты, порты и коммунальные предприятия, розничные торговые организации, коммерческие и финансовые компании, банки. В качестве одного из наиболее перспективных рассматривается сегмент рынка городских систем видеонаблюдения — проекты «Безопасный город».

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — КАЧЕСТВО

Как рассказал на проведенном в рамках форума семинаре «Эффективные системы видеонаблюдения» Дмитрий Никольский, бренд-менеджер по CCTV и системам безопасности компании Bosch, все системы видеонаблюдения решают одну и ту же задачу — осуществляют доставку видео, но могут быть реализованы по-разному. В любом случае они должны быть масштабируемыми, поддерживать интеллектуальные функции и обеспечивать совместимость оборудования. Все чаще такие системы имеют распределенную архитектуру, не обошла их стороной и общая тенденция виртуализации.

Однако приоритетной задачей остается обеспечение качества видео. Зачастую при построении системы видеонаблюдения внимание фокусируется на архитектуре сети, а про качество самого видео забывают. Между тем оно должно быть высоким не только при хорошем освещении, ведь камеры по-разному справляются с разными условиями освещенности, с разным качеством воспроизводят движение.

Интересная тенденция — переход на системы с разрешением HD (см. статью автора «Видеонаблюдение: технологические тенденции» в третьем номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2012 год). «Full HD — это изображение принципиально иного уровня качества, — подчеркивает Дмитрий Никольский. — Изображение высокого разрешения предоставляет много новой информации — в кадре можно видеть то, что ранее рассмотреть было невозможно. Однако нельзя забывать и о других факторах: иногда четкую картинку необходимо получать независимо от времени суток и степени освещенности, поэтому переход на HD должен осуществляться только в том случае, если это действительно требуется. Увеличение разрешения камеры вынуждает разработчиков размещать больше пикселей на единице площади сенсора, из-за чего их чувствительность снижается и в сложных условиях (при недостатке света) качество изображения может быть даже хуже, чем у камеры SD (см. Рисунок 1)». Наблюдение в условиях низкой освещенности обеспечивают тепловизоры.

 

Рисунок 1. Увеличение разрешения означает уменьшение размеров отдельных пикселей, а это ведет
Рисунок 1. Увеличение разрешения означает уменьшение размеров отдельных пикселей, а это ведет к потере чувствительности в условиях низкого разрешения.

 

Сложности могут возникать и при использовании мегапиксельных камер: в отличие от стандартных камер HD с форматом изображения 16:9, форматы изображения и количество пикселей в таких камерах могут различаться, что затрудняет интеграцию. Частота кадров у них может быть ниже — 3–15 вместо обычных 25–60 кадров в секунду.

Немалые сложности вызывает и масштабируемость. Иногда аппетиты заказчиков увеличиваются в геометрической прогрессии, и тогда число каналов для записи изображения растет — уже сейчас система на 100 каналов считается средней по размеру. Требования к видеоархивам тоже повышаются: обычно заказчики предпочитают хранить видео в течение месяца. При качестве HD для этого требуется многотерабайтная емкость хранения. Чтобы не выделять на системы хранения сразу большие суммы, архивы обычно наращивают постепенно, поэтому используемая СХД должна предусматривать такую возможность.

Интеллектуальность системы означает, что она должна не просто предоставлять какую-то информацию, но и соответствующим образом обрабатывать ее, помогать принимать решения или даже делать это самостоятельно, что предполагает гибкое реагирование на события, наличие встроенных языков сценариев для настройки реакции различных подсистем, а также возможность формирования, обработки и накопления метаданных. Еще одна актуальная задача — интеграция систем видеонаблюдения, в том числе с инженерными системами зданий.

Как считает Александр Кархов, начальник службы информатизации дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД», отрасль IP-видеонаблюдения пока что находится в младенческом состоянии, а для обеспечения совместимости продуктов требуется работа целого ряда отраслевых консорциумов. Далеко не все оборудование обладает хорошей взаимосовместимостью, при построении систем видеонаблюдения это приходится учитывать, признают в компании Bosch. Между тем заказчики обычно стремятся диверсифицировать свое аппаратное обеспечение, чтобы не зависеть от одного вендора. Выходом может стать использование оборудования того или иного стандарта, например ONVIF (Bosch — один из основателей этого консорциума). Участники ONVIF ставят перед собой задачу разработать для оборудования некий «язык общения» в рамках систем видеонаблюдения. Отраслевой стандарт Open Network Video Interface Forum (ONVIF) определяет протоколы взаимодействия таких устройств, как IP-камеры, кодеры, видеорегистраторы и системы управления видео. Он развивается?— выпущено уже несколько версий. Сейчас форум объединяет 369 компаний, заявлено о совместимости 1710 продуктов.

 

Рисунок 2. Камеры Bosch Dinion HD 1080p и FlexiDome HD 1080p поддерживают до четырех потоков (три потока Н.264 и один M-JPEG для передачи на мобильное устройство), локальную запись и хранение (на карте SDXC SD), а кроме того, имеют встроенные функции видеоаналитики.
Рисунок 2. Камеры Bosch Dinion HD 1080p и FlexiDome HD 1080p поддерживают до четырех потоков (три потока Н.264 и один M-JPEG для передачи на мобильное устройство), локальную запись и хранение (на карте SDXC SD), а кроме того, имеют встроенные функции видеоаналитики.

Распределенная архитектура предполагает создание распределенных (в том числе географически) систем и использование каналов с небольшой пропускной способностью (как в случае последних президентских выборов в России). Оборудование Bosch позволяет строить систему любого масштаба, отмечает Дмитрий Никольский. Основу линейки продуктов компании составляют фиксированные и поворотные камеры SD и HD. Кроме того, в нее входят видеосерверы, дисковые массивы iSCSI, оборудование для организации каналов передачи данных и т. д. Качество изображения в камерах повышается за счет применения матрицы двойного сканирования (технология 2Х Dynamic) и специально разработанного процессора. Bosch делает ставку на HD (см. Рисунок 2), хотя в ее продуктовом портфеле есть и мегапиксельные камеры.

Большинство камер Bosch позволяют осуществлять локальную запись на карту SD, обладают встроенными функциями видеоаналитики, поддерживают два – четыре одновременных потока. Например, один поток видео можно показывать оператору, второй — записывать, третий — передавать по «узкому» каналу. Программное обеспечение включает в себя системы мониторинга BVC 1.2 (Bosch Video Client) и управления записью VRM 2.21 (Bosch Video Recording Manager), а также универсальное программное обеспечение BVMS 3.0 (Bosch Video Management System). Программа-видеоклиент поддерживает большое количество устройств Bosch (до 16 каналов бесплатно). BVMS решает разнообразные задачи видеонаблюдения

в системах любого масштаба, включает в себя язык сценариев для программирования реакции на события и средства разработчика (SDK) для осуществления интеграции. В настоящее время в разработке находится специальная программа технологического партнерства для системных интеграторов, которая будет объявлена в этом году.

ПО Video Recording Manager используется для записи видео. «Несколько лет назад Bosch отказалась от записи через сервер и стала поддерживать прямую запись на массивы iSCSI, — поясняет Дмитрий Рыбаков, руководитель направления систем цифрового видеонаблюдения CCTV IP и систем безопасности компании Bosch. — Преимущества такой схемы — отсутствие необходимости в сервере Windows и увеличение скорости записи видеопотоков (до 400 Мбит/с). Выше стабильность работы системы, ниже стоимость обслуживания, особенно при большом числе камер».

В более сложных системах Bosch все же используется сервер Video Recording Manager, но он не пропускает видеотрафик, а выполняет функции управления видеопотоками, распределяет нагрузку между дисковыми массивами и при сбое перенаправляет поток на доступный массив, обеспечивая отказоустойчивость. Таким образом, он успешно поддерживает видео высокого разрешения и увеличения числа серверов не требуется. Это упрощает масштабирование системы — можно добавлять дисковые массивы и видеокамеры. VRM имеет несколько режимов записи и позволяет назначать определенные камеры тем или иным группам дисковых массивов, что дает возможность гибко использовать ИТ-инфраструктуру и решать разнообразные задачи. Системы видеонаблюдения все чаще интегрируются с другими системами ИТ. Об одном из таких проектов рассказал Александр Кархов.

БЕЗОПАСНОСТЬ В КОМПЛЕКСЕ

В нашей стране системы видеонаблюдения широко используются на железнодорожном транспорте, однако традиционные системы безопасности разрозненны и оснащены устаревшими техническими средствами. Персонал вокзалов, в силу своей малочисленности, недостатка квалификации и опыта, не может эффективно действовать, особенно в обстановке чрезвычайной ситуации, а сотрудники центральных подразделений не обладают полной оперативной информацией, чтобы принимать решения и оказывать эффективную помощь своим коллегам на местах. Увеличение численности персонала неэффективно по квалификационным и экономическим причинам. В результате функциональность систем безопасности вокзалов не соответствует современному уровню, а их модернизация идет медленнее, чем происходит массовое устаревание техники.

«Современные системы безопасности по-прежнему строятся по принципам двадцатилетней давности: их разработчики живут в своем мире, где отсутствуют современные стандарты и единые интерфейсы для интеграции систем, как и межсистемная интеграция. Они пребывают в состоянии средневековой замкнутости и раздробленности. Развитие технических средств систем безопасности идет по таким направлениям, которые порой далеки от существующих потребностей, а эффективность современных систем мало отличается от эффективности систем прежнего поколения и даже простого видеомагнитофона», — категорически высказывается Александр Кархов.

Проект создания интегрированной интеллектуальной комплексной системы безопасности (ИИКСБ) был реализован дирекцией железнодорожных вокзалов РЖД в рамках мер повышения безопасности на транспорте после теракта в аэропорту Домодедово. «Чтобы создать систему безопасности нового поколения, нам пришлось переосмыслить все, что до сих пор делалось в этой области, — поясняет Александр Кархов. — Решение данной задачи предполагало интеграцию систем безопасности вокзалов и точечную модернизацию множества устаревших систем. Только такой подход позволил бы нам обеспечить эффективное взаимодействие персонала, управляемость и координацию действий дирекции с местными администрациями, министерствами и ведомствами. Система должна быть интегрированной в бизнес-процессы соответствующего подразделения, чтобы при чрезвычайной ситуации можно было задействовать имеющиеся людские ресурсы в целях обеспечения безопасности».

Проект предусматривал интеграцию различных ИТ-систем, систем безопасности и ВКС, с одной стороны, и реализацию отслеживания, управления и помощи при действиях в чрезвычайной ситуации, с другой. По мнению разработчиков, интеграция ВКС в единую систему повышает эффективность взаимодействия людей и позволяет оперативно докладывать о ситуации. Соответствующие компоненты были разработаны совместно с компанией «Видеомост».

Управление безопасностью, ситуационное реагирование и взаимодействие выводятся на новый уровень благодаря интерактивным мультимедийным средствам. Система позволяет получать текстовую, голосовую и/или видеоинформацию. Руководитель может видеть запись события и текущую ситуацию. Сотруднику не нужно думать, какие камеры следует включить — это происходит автоматически по заранее прописанным правилам, что переводит на новый уровень принятие решений и реагирование. Система работает не только с видеонаблюдением: она собирает всю информацию и представляет ее в сжатом виде. В результате можно оценить ситуацию в целом и увидеть конкретные события.

«Видеокамеры собирают огромное количество данных, но возможности их обработки весьма ограниченны. На помощь приходит видеоаналитика, но на оператора все равно обрушивается мощный информационный поток. Он точно так же перестает реагировать на отдельные инциденты, как и на видео с сотен камер, — подчеркивает Александр Кархов. — В чрезвычайной ситуации люди просто «отключаются» — эффективность их работы крайне низкая. Между тем тяжесть последствий любого непредвиденного происшествия определяется действиями, предпринимаемыми в самые первые минуты. Без подготовки персонал не способен действовать правильно и логично».

Для преодоления этих проблем было предложено создать единую иерархическую систему, чтобы перейти от локального наблюдения к организации комплексного процесса обеспечения безопасности. Ее требовалось интегрировать с существующими системами для повышения их интеллектуальных возможностей, «выравнивания» технологии систем разных поколений и производителей. При сохранении уже сделанных инвестиций благодаря интеграции с унаследованными системами и возможности быстрой модернизации, способной обеспечить дальнейшее развитие, такая система сможет гарантировать исполнение регламентов, ситуационное реагирование, эффективное взаимодействие центра с вокзалами и мобилизационную готовность. «Ключевые характеристики данного проекта — интерактивность и мультимедиа, подчеркивает Александр Кархов. — Он дает возможность задействовать сотрудников центрального офиса в мероприятиях по оперативному реагированию и поддержке регионов, снижая тем самым требования к персоналу на местах. Интерактивность ИКСБ позволяет поддерживать готовность и квалификацию специалистов, а при чрезвычайной ситуации оперативно использовать «коллективный разум», мобилизовать ресурсы и исполнить инструкции».

Система обеспечивает непрерывный комплексный контроль: можно быстро оценить ситуацию на вокзале и принять меры в порядке важности. Она включает в себя средства видеоконтроля, в том числе видеодетекторы для распознавания номеров автомобилей, лиц, обнаружения предметов и т. п.

 

Видеонаблюдение для бизнеса и безопасности
Рисунок 3. Функции АРМ комплекса ИКСБ с интерактивными средствами мультимедийного взаимодействия обеспечивают ситуационное реагирование (автоматическое и интерактивное), контроль реального положения дел на объектах, помощь в выполнении регламентных процедур, информирование руководства и заинтересованных организаций. Они поддерживают единый событийно-процессный архив, средства обучения и мобилизации, контроль несения службы, единый интерфейс внешней интеграции (МЧС, «Безопасный город» и др.), удаленное управление средствами оповещения и исполнительными механизмами (шлагбаумами, турникетами, дымоудалением и т. п.).

По мнению разработчиков, проект ИКСБ выводит управление и контроль за процессами обеспечения безопасности на новый уровень, позволяет федеральным и региональным службам владеть оперативной обстановкой, предоставлять удаленную квалификационную, ситуационную и процессную поддержку персонала на местах, осуществлять мобилизацию сил и средств (см. Рисунок 3). При этом за счет централизации функций персонала и технических средств оптимизируются затраты и повышается эффективность.

При помощи систем видеонаблюдения целый комплекс задач можно решить и в строительной отрасли. Об одном из таких проектов рассказал Константин Садовский, директор по ИТ строительного холдинга «ОфисСтрой». В этой компании организация видеонаблюдения поручена ИТ-службе, причем соответствующее решение создавалось не для охраны, а для повышения качества управления и исполнительской дисциплины на строительных объектах. «Данная функция даже важнее, чем обеспечение безопасности. Основная экономия достигается не столько за счет сокращения командировочных расходов, сколько благодаря повышению эффективности планирования работ, управления ресурсами и запасами. Например, службы снабжения могут визуально контролировать текущие остатки материалов, — поясняет Константин Садовский. — Таким образом, у системы видеонаблюдения могут быть разнообразные потребители информации: руководители (просмотр «живой картинки» с объекта), обеспечивающие подразделения (анализ тенденций), а также контрольные подразделения, которым требуется работа с видеоархивом (служба безопасности, охраны труда, внутреннего аудита). Чтобы добиться высокой отдачи от использования системы видеонаблюдения в работе этих подразделений, было заключено жесткое соглашение об уровне сервиса с четким определением потребностей пользователей, исходя из чего формулировались технические требования».

Отдельные системы (наблюдения, контроля доступа и др.) дороги и сложны в управлении. Поэтому система видеонаблюдения с круговым обзором, возможностью масштабирования, захвата картинки и видео была встроена в комплексное решение для IP-мониторинга, интегрированное с датчиками, передающими показания о температуре и влажности, а также о весе прибывающего на объект грузового транспорта. Система предусматривает онлайновый доступ, в том числе с мобильных устройств, возможность просмотра архива за 180 дней с хранением ключевых записей до трех лет, а также интеграцию с подсистемой контроля доступа для фактического учета персонала и оборудования (по штрихкодам). Она обеспечивает фиксацию основных технологических процессов на строительном объекте (таких как сварка каркасов) и контроль за сотрудниками частных охранных предприятияй.

Система оснащена дополнительными сервисными функциями. В их числе — контроль за самими устройствами (одна камера «видит» другую) и за внешними факторами (температура, влажность, пожар, проникновение). Для информирования ответственных лиц используются оповещения по SMS и электронной почте, а при некоторых событиях срабатывает световая и звуковая сигнализация на объекте. Кроме того, система позволяет контролировать текущее состояние ИБП и удаленно перезапускать оборудование путем сброса питания. Все записи хранятся на сервере в штаб-квартире.

Созданную на объекте ИТ-инфраструктуру и каналы связи для системы IP-мониторинга можно использовать и в других целях. Для этого реализована централизованная авторизация: пользователь на объекте может работать так же, как в штаб-квартире, и ему доступны все функции, включая почтовый сервер, корпоративный портал, системы документооборота и обмена сообщениями с поддержкой видео и VoIP. Системных администраторов на объектах нет — все централизовано.

После сдачи объекта заказчик нередко просит не демонтировать систему видеонаблюдения, и она передается ему в эксплуатацию. Численность обслуживающего персонала остается небольшой. Это позволяет сократить издержки на ее развертывание.

По словам Константина Садовского, основное время занимают согласования и разработка регламента: «Гораздо сложнее договориться, чем построить саму систему. Техническая реализация — это лишь десятая часть работ». Документ с подписью первого лица определяет полномочия и обязанности участвующих в проекте сотрудников. Побочными результатами внедрения комплексных систем IP-мониторинга в строительстве становятся значительное ускорение бизнес-процессов, более быстрое принятие решений, повышение удовлетворенности клиентов, сокращение времени на поиск информации подразделениями и уменьшение числа ошибок.

Успеху реализации проекта в строительном холдинге во многом способствовала поддержка руководства, а результаты и критерии эффективности проекта в целом и отдельных его этапов должны полностью согласовываться и приниматься участвующими сторонами. При этом надо иметь четкое представление о целях и конкретных задачах, а в ходе работ «управлять ожиданиями». И конечно, многое зависит от сети передачи данных, так как видео по IP требует хорошей коммутирующей инфраструктуры.

ВИДЕО И СЕТЕВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

«Видео — это динамичность, интерактивность, непрерывный поток, чувствительность к временным интервалам и пропускной способности, поэтому сеть играет очень важную роль, — заявил Вентурино Интриери, вице-президент Allied Telesis по маркетингу в сегменте провайдеров услуг связи в регионе EMEA, в своем выступлении на форуме. — Системы видеонаблюдения требуют сетевой инфраструктуры высокого качества: с управлением QoS, контролируемой задержкой и низкой вариацией задержки, правильным управлением многоадресной доставкой (Multicast). Бизнес тоже предъявляет к сети свои требования: она должна быть устойчивой, обеспечивать изоляцию приложений, защиту от атак и человеческих ошибок. При этом необходимы простота обслуживания, гибкость, масштабируемость и низкая совокупная стоимость владения».

Allied Telesis, поставщик решений коммутации для сетей IP/Ethernet, имеет большой опыт построения и развертывания сетей Triple Play с передачей видео. Для обеспечения устойчивости сети компания использует две базовые технологии: VCStack и LAG. Первая позволяет не просто объединить два коммутатора, а сделать так, чтобы они работали как единое устройство в режиме «активный — активный». LAG (Link Aggregation) дает возможность одновременно задействовать все необходимые узлы сети — нагрузка динамично распределяется между N каналами, что обеспечивает отсутствие простаивающих резервируемых узлов. Такая инфраструктура отличается простотой конфигурирования и масштабируемостью на втором уровне.

Для изоляции приложений используется несколько виртуальных сетей VLAN в одном физическом канале (802.1Q), а когда нужно консолидировать две сети, где VLAN уже созданы, применяется стандарт 802.ad Q-in-Q. Для этого требуется один коммутатор или маршрутизатор L3 для каждой из консолидируемых сетей либо один коммутатор L3 с поддержкой Virtual Routing (VRF). В полноценной реализации MPLS операторского уровня нет необходимости. При изоляции сетей VLAN нужен контроль QoS: критически важное приложение должно получить требуемую пропускную способность (см. Рисунок 4).

 

Рисунок 4. Критичные приложения получают необходимую пропускную способность благодаря организации VLAN, управлению качеством обслуживания (QoS) и многоадресной доставкой.
Рисунок 4. Критичные приложения получают необходимую пропускную способность благодаря организации VLAN, управлению качеством обслуживания (QoS) и многоадресной доставкой.

 

Еще один важный момент — предоставление авторизованного доступа к сети. Любое устройство, которое не проходит аутентификацию, блокируется. Применяемые Allied Telesis технологии аутентификации соответствуют отраслевым стандартам (см. Рисунок 5). Подключение видеокамеры не требует высокой квалификации. Если же кто-то закоротит коммутационным шнуром порты коммутатора, такая ситуация будет распознана и администратору сети поступит тревожный сигнал. Он отправляется и при попытке включения в сеть стороннего маршрутизатора с DHCP.

 

Рисунок 5. Для аутентификации и предоставления авторизованного доступа к сети Allied Telesis применяет тройную аутентификацию: 802.1x, Web-аутентификацию и аутентификацию по
Рисунок 5. Для аутентификации и предоставления авторизованного доступа к сети Allied Telesis применяет тройную аутентификацию: 802.1x, Web-аутентификацию и аутентификацию по
MAC-адресам.

 

Вентурино Интриери рассказал о нескольких проектах внедрения решений Allied Telesis в восточноевропейских организациях. Например, в небольшой больнице установлены сетевые камеры HD, передающие картинку из операционной, что позволяет дистанционно следить за операцией. При необходимости хирург может получить удаленную консультацию. Это оборудование подключено к общей локальной сети больницы наряду с различными приложениями. Еще один пример — система видеонаблюдения, развернутая железнодорожной компанией. Она применяется как для обеспечения безопасности, так и для контроля за работой автоматов по продаже билетов. А в одном из университетов система видеонаблюдения использует сеть совместно с системой дистанционного обучения. Тот же подход с совместным использованием сети для доставки трафика разных приложений применяется еще одним заказчиком для теле- и радиовещания, передаваемого по сети IP с головной станции.

В конце прошлого года Allied Telesis анонсировала в России новую партнерскую программу EcoSystem Partner Program. Она действует во всем мире и нацелена на создание экосистемы для разработки и продвижения совместных решений в области IP-видеонаблюдения. Первым членом экосистемы стала компания Milestone Systems — датский производитель программного обеспечения для сетевого видеонаблюдения. Milestone и Allied Telesis уже реализовали совместный проект в Италии. ПО Milestone XProtect обеспечивает взаимодействие и работоспособность систем, состоящих из сотен и тысяч камер и видеосерверов разных производителей. Партнеры намерены предлагать надежные, комплексные, но простые в управлении интегрированные решения, протестированные в лабораторных условиях для конкретного типа видеокамер, дополнять их сервисом, поддержкой и расширенной гарантией, а также вместе разрабатывать технические руководства. В качестве третьего члена альянса выступает один из ведущих производителей IP-камер — Axis Communication. По словам Вентурино Интриери, список участников программы будет расширяться.

ВИДЕО С ИНТЕЛЛЕКТОМ

Важным компонентом систем видеонаблюдения становятся аналитические методы извлечения информации из видеоданных. Несмотря на весьма ограниченную степень проникновения видеоаналитики в системы видеонаблюдения в России и других странах мира, уже в ближайшие несколько лет она сможет серьезно повлиять на сферу охранного видеонаблюдения. Сейчас это направление динамично развивается (см. статью автора «Развитие систем видеоаналитики» в третьем номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2012 год).

Одним из лидеров в области построения сетевых систем видеонаблюдения является компания Verint. В конце прошлого года она открыла представительство в России и стала активно продвигать свои решения для интеллектуального наблюдения и реализации сервиса с добавленной стоимостью. Розничная торговля и финансы — основные вертикальные сегменты, где применяется Nextiva, платформа Verint для построения аналитических видеосистем. Интеллектуальная система видеонаблюдения Nextiva способна распознавать угрозы и потенциально опасные действия.

Наряду с этим компания продвигает корпоративные решения, которые могут использоваться крупными торговыми сетями в целях централизованного управления сотнями магазинов. Verint предлагает линейку аппаратных средств, обеспечивающую запись видеопотоков и работу с ними (видеокамеры, кодеры, гибридные и автономные видеорегистраторы), а также аналитическую систему, собирающую и обрабатывающую статистику. Эта отработанная линейка позволяет реализовывать самые разные проекты. Систему Verint можно объединить с уже имеющимися на объекте аналоговыми камерами и ИТ-решениями.

В разных проектах видеонаблюдение приходится интегрировать с системами контроля доступа, терминалами для сбора данных с пунктов продаж и другими системами. Система Verint Video Intelligence может служить основой такой интеграции. Она поможет усилить меры безопасности и повысить операционную эффективность. Видеоналитику можно с успехом использовать для повышения эффективности точек продаж торговых сетей, а кроме того, сократить с ее помощью издержки и оптимизировать работу персонала. Аналитика позволяет, в частности, исследовать поведение покупателей и управлять им. Решения Verint для розничной торговли включают в себя комплексные системы (камеры разных типов, DVR, серверы), ПО управления (VMS), инструменты интеграции данных и аналитики. Видеоаналитика реализуется на оконечных устройствах — видеокодерах.

Комплексный программно-аппаратный пакет Verint для разнообразных задач видеонаблюдения дает возможность выявлять наиболее важные события в больших объемах видеоданных и управлять крупными и территориально распределенными системами видеонаблюдения. В его состав входят интеллектуальные устройства, позволяющие использовать преимущества IР-видеонаблюдения и не требующие отказа от аналоговых систем.

 

Рисунок 6. Охранная видеоаналитика Verint Nextiva: контроль за пересече-
Рисунок 6. Охранная видеоаналитика Verint Nextiva: контроль за пересече-
нием линии.

Охранная видеоаналитика позволяет контролировать, например, пересечение зон и движение объекта. В этом случае система может генерировать событие, когда объект находится в зоне дольше заданного времени или транспорт движется в обратном направлении (см. Рисунок 6). Кроме того, она способна отслеживать объекты, оставленные в зоне контроля или унесенные из нее. Verint предлагает следующие инструменты аналитики: контроль пересечения одной или нескольких линий, нахождение в заданной зоне (подсчет времени задержки объекта, величины средней задержки объектов, количества объектов, задержавшихся в рамках заданных условий), охрана территории (появление и исчезновение, вход и выход объекта, его перемещение с неопределенной или подозрительной целью).

Подобные инструменты можно использовать не только в целях безопасности: они способны дать ценную информацию в различных вертикальных решениях. Например, система Nextiva Retail Traffic Analytics (RTA) компании Verint, входящая в состав пакета Nextiva Video Business Intelligence (VBI), использует статистические алгоритмы обработки данных видеонаблюдения для оценки поведения покупателей и персонала, что в итоге позволяет повысить эффективность работы точек продаж. Конечные цели внедрения подобных систем — увеличение продаж, защита имущества, повышение продуктивности персонала и удовлетворенность клиентов. Таким образом, назначение системы выходит далеко за рамки функций охраны. Самый правильный путь внедрения таких решений — пилотный проект, управление одной точкой продаж в течение 1–3 месяцев и анализ статистики. Изменение контрольных показателей (число прохожих, посетителей и покупателей) в сторону увеличения всего на 10% приводит к росту продаж на треть.

Перед предприятием розничной торговли стоят такие рутинные бизнес-задачи, как внедрение системы планирования, увеличение коэффициента конверсии (соотношения посетителей и покупателей) и суммы среднего чека. Кроме того, они стремятся усовершенствовать процедуру распределения персонала в соответствии с трафиком покупателей и внедрить систему эффективной мотивации персонала на основе точных данных конверсионных коэффициентов и среднего чека. Аналитические системы предоставляют торговле необходимые для этого инструменты, а также средства для оценки эффективности промоакций, стендов, маркетинговых инициатив. Они позволяют использовать анализ потока посетителей и модели их поведения для эффективного применения различных способов воздействия.

Внедрившее систему RTA торговое предприятие может подсчитывать количество посетителей (в том числе задержавшихся в заданном месте больше указанного времени), анализировать данные кассовых терминалов (число кассовых операций за период времени, выручку, среднее количество товаров в чеке, средний чек), рассчитывать и изучать коэффициенты конверсии, включая процент посетителей отдельной секции магазина, которые приобрели представленные ней товары. Иначе говоря, система способна осуществлять интеллектуальный видеоанализ поведения покупателей, задержавшихся в конкретном месте торгового зала, и видеоанализ кассовых операций. И конечно, RTA — это полнофункциональная система видеонаблюдения, охватывающая все зоны, указанные службой безопасности.

 

Рисунок 7. Программное обеспечение Verint VBI дает графическое представление в виде тепловой карты, позволяющей легко найти «мертвые зоны» в торговых площадях. Управленческий персонал может использовать результаты анализа для лучшего размещения товара, руководствуясь тем, какое количество людей и как надолго останавливалось в интересующей зоне за определенный промежуток времени.
Рисунок 7. Программное обеспечение Verint VBI дает графическое представление в виде тепловой карты, позволяющей легко найти «мертвые зоны» в торговых площадях. Управленческий персонал может использовать результаты анализа для лучшего размещения товара, руководствуясь тем, какое количество людей и как надолго останавливалось в интересующей зоне за определенный промежуток времени.

Такая система способствует увеличению прибыльности торгового центра, а генерируемые ею отчеты для владельцев и управляющих позволяют дифференцированно подходить к определению арендных ставок с учетом количества посетителей и арендаторов, осуществлять продажу рекламных мест в торговом центре в соответствии с активностью посещения определенных зон, использовать полученные данные для оценки экономической эффективности сдачи в аренду тех или иных площадей (см. Рисунок 7). Прогнозирование посещаемости, базирующееся на точном статистическом анализе, позволяет повысить точность планирования рекламно-маркетинговой активности торгового центра. Можно обоснованно оценить отдачу от применяемых инструментов маркетинга, PR и рекламы, отслеживать влияние деятельности компаний-конкурентов на посещаемость торгового центра.

Анализ потоков посетителей достаточно точен: программное обеспечение Verint VBI определяет человека по характерным признакам с уровнем достоверности (даже в плотном потоке) 95–98%, причем, в отличие от конкурирующих решений, где устанавливаются вертикально ориентированные камеры, Verint использует стандартные углы обзора камер. У системы Verint хорошие показатели распознавания лиц. Заметим, что некоторые системы видеоаналитики (например, разработки компании NEC) способны с высокой точностью определять еще и возраст посетителей. Это позволяет оценивать эффективность воздействия цифровой рекламы на те или иные возрастные группы, анализируя, кто задерживается у ЖК-экрана цифровой витрины и на сколько времени, или собирать другую статистику.

Одна из функций Verint VBI — управление трафиком обслуживания. Например, анализ длины очередей позволяет оповещать центр мониторинга в режиме реального времени, предсказывая длину очереди через 15, 30, 45 минут. Центр мониторинга может удаленно визуально контролировать выявленные узкие места и предпринимать соответствующие меры по их устранению. Данный подход позволяет оптимизировать процесс реагирования на различные ситуации.

Продукты Verint используют такие известные торговые сети, как Best Buy (Nextiva Retail Traffic Analysis), The Home Depot Home (система Verint Video Solutions, интегрированная с POS, ERP и другими бизнес-приложениями, имеется в каждом магазине; в общей сложности установлено 40 тыс. камер и аналитика) и Wal-Mart (централизованная система видеонаблюдения, объединяющая все филиалы; 500 тыс. видеоканалов).

Видеоаналитика является одной из ключевых технологий компании Bosch. На ее основе, например, разрабатываются системы помощи для водителей и средства видеонаблюдения. Это хороший помощник современного оператора, эффективность работы которого быстро падает: некоторые исследования показывают, что он может пропустить до 95% событий уже после 22 минут непрерывного мониторинга. Добавление интеллекта позволяет в нужный момент привлечь внимание к монитору, отображающему тревожное происшествие. Система видеоаналитики Bosch IVA превращает камеры в «виртуальную службу безопасности». Еще одна ее задача — сокращение времени поиска в видеоархиве. У Bosch аналитические функции реализованы непосредственно в видеокамере. В этом случае нагрузка распределена и обрабатывается «живое», несжатое видео, поэтому можно точно выявить событие. Кроме того, нет единой точки отказа, как в случае видеоаналитики на сервере. Вместе с видео камера передает в архив метаданные, что ускоряет и упрощает последующий поиск.

Основные возможности аналитики IVA — выявление оставленных или унесенных предметов, «праздного шатания» (когда объект находится в заданной области указанное время), контроль следования по маршруту, фиксация пересечения линий, анализ потоков и подсчет предметов (эти данные можно применять в маркетинговых исследованиях). Специально для сцен с большими скоплениями людей разработан потоковый алгоритм. Например, он может обнаружить движение объекта навстречу толпе. Перспектива ближайших лет — отслеживание маршрутов и поиск по архивам видеофайлов, записанных несколькими камерами.

В России средства аналитической обработки видео пока мало распространены, однако совершенствование технологии, возможностей ее интеграции с другими ИТ-системами и широкое внедрение отраслевых стандартов делают видеоаналитику все более привлекательной для предприятий из разных отраслей и сфер деятельности. Второй форум «Бизнес Видео» подтвердил востребованность видеотехнологий и высокий интерес к их внедрению.

Сергей Орлов — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.