Телеком: и это хорошо?Мировой телекоммуникационный рынок чувствует себя достаточно неплохо на фоне непростой экономической ситуации. Как следует из недавнего отчета Ovum, он вырос на 7% — до 1,9 трлн долларов, причем рост наблюдался в обоих сегментах: в мобильной связи на 10%, а в фиксированной — на 3%. Если европейский телекоммуникационный рынок толькотолько выкарабкался из кризиса, увеличившись всего на 3% после трех лет спада, то по темпам роста соответствующий рынок стран BRIC опережает мировой в два раза (14%).

В качестве одной из главных проблем европейского рынка называется неспособность выбрать успешную бизнес-модель. «Доминирующие операторы пока никак не могут освоить экономику FTTx, лишь у некоторых широкополосные услуги наконец-то начали приносить заметный доход», — констатирует Мэтт Уолкер, аналитик Ovum. Во многом схожая проблема характерна и для российского рынка. Как отметил Антон Соколов, региональный менеджер Edge-Core в России и СНГ, в интервью «Журналу сетевых решений/ TELECOM», «на рынке нет пока четкого понимания, какое решение выбрать, что лучше и дешевле: использование оптических коммутаторов Ethernet или технологии пассивных оптических сетей».

Иначе говоря, российские операторы пока только пытаются нащупать баланс между ценой за оптику и предоставляемыми возможностями. Тем не менее степень проникновения оптики на уровне доступа высока даже по мировым меркам. По последним данным, опубликованным FTTH Council Europe, в России уровень проникновения оптики составляет около 8%, или 4,5 млн подключений. Конечно, и по плотности, и по числу подключений России еще далеко до Южной Кореи, где оптика проложена более чем к половине зданий (58%, 10,4 млн подключений). Однако подобными показателями могут похвастаться немногие — лишь в 30 странах по оптике подключено более 1% зданий.

Вместе с тем, как констатируется в исследовании PMR «Телекоммуникационный рынок в странах СНГ в 2012 году», мобильная связь остается крупнейшим сегментом российского рынка телекоммуникационных услуг. С учетом его насыщения у операторов остается, по сути, один путь — расширение спектра услуг, прежде всего передачи данных. (К слову, в качестве запоздалого первоапрельского отступления: по заключению Всемирного банка, при увеличении проникновения мобильной связи на 10% темпы экономического роста ускоряются на 1%. С учетом того, что степень распространения сотовых телефонов в России давно превышает 100%, темпы роста отечественной экономики не должны быть ниже 10% — видимо, мы как-то не так используем мобильные телефоны.)

Передача данных — это, конечно же, LTE. Однако задача выработки успешной бизнес-модели стоит и перед операторами сотовой связи. Несмотря на все разговоры о расширении спектра услуг, голосовая связь по-прежнему будет оставаться основным источником доходов для операторов сотовой связи. Так, по оценкам Pyramid Research, поступления от услуг передачи данных составят всего лишь 21% от всего оборота в 2014 году (при 18% в 2009-м). При этом объем передаваемого трафика растет намного быстрее, чем доход оператора от соответствующих услуг. О том, как в таких условиях научиться не просто сводить концы с концами, а получать выгоду, читайте в статье Александра Барскова «Маленькие соты для больших скоростей».