Интервью с Сергеем Хомяковым, генеральным менеджером, Polycom в России и СНГТехнические возможности современной телекоммуникационной инфраструктуры и выпускаемого терминального оборудования позволяют без проблем обеспечить поддержку видеоконференц-связи высокой четкости. Более того, с развитием сетей 3G и появлением сетей 4G качественная видеосвязь становится доступной и на мобильных устройствах. Остающиеся препятствия, такие как ценовой барьер и несовместимость платформ, могут быть преодолены при помощи облачных вычислений и мер по обеспечению стандартизации/ кооперации. Об инициативах Polycom в контексте тенденций рынка видео-конференцсвязи в интервью нашему журналу рассказывает Сергей Хомяков, генеральный менеджер Polycom в России и СНГ.

 

Журнал сетевых решений/LAN: Согласны ли Вы с тем, что одной из основных тенденций развития рынка ВКС является обеспечение мобильности этого вида коммуникационных сервисов?

Сергей Хомяков: Да, абсолютно согласен.

Технологические достижения стимулируют развитие мобильной видеосвязи, что подтверждается стремительным ростом популярности мобильных планшетных компьютеров со встроенными видеокамерами, коммуникаторов, сетей 3G, 4G и WiFi, а также модели облачных вычислений. Кроме того, в корпоративной среде все большее распространение получает концепция под названием «принеси свое собственное устройство» (Bring Your Own Device, BYOD). По данным Gartner, за один только 2015 год будет продано свыше 320 млн планшетных компьютеров, а начиная с текущего года и до конца 2015-го — более 900 млн.

Почти все заказчики, с которыми нам приходилось общаться, заинтересованы в применении мобильных технологий и планшетных компьютеров для повышения производительности труда в своей компании. Мы намерены сделать видеосвязь доступной повсеместно, чтобы сотрудники любого предприятия могли общаться со своими коллегами и решать рабочие вопросы вне зависимости от того, где они находятся, и в то время, которое удобно для участников видеосвязи.

 

LAN: Качество связи 3G даже в Москве не всегда и не везде устойчиво. Насколько реально при таких обстоятельствах использование мобильного видео для решения бизнес-задач?

Хомяков: Это уже реальность, а не перспектива. На недавно прошедшем мобильном конгрессе Polycom анонсировала приложение для телефонов Apple 4S, а чуть позже — и для платформы Android. Это полнофункциональный кодек. Если у вас есть необходимая корпоративная инфраструктура, то из любой точки, где есть покрытие сети 3G и, разумеется, WiFi, можно тотчас же получить картинку весьма приличного качества и принять полноценное участие в сеансе ВКС. Если вы не находитесь в движении, то связь вполне устойчива. А как только будет осуществлен переход на LTE (а он планируется совсем скоро — в течение года-полутора), то проблем с мобильной видеосвязью вообще не будет.

 

LAN: Каковы планы Polycom по развитию облачных сервисов ВКС?

Хомяков: В январе компания анонсировала «облачную» стратегию развития, в рамках которой поставщики услуг смогут предлагать своим заказчикам решение «видео как услуга» (VaaS), основанное на облачных технологиях. Кроме того, было объявлено о выпуске специально разработанного для сервис-провайдеров решения RealPresence Cloud. Оно дает им возможность оперативно выводить услугу VaaS на рынок, предоставляя готовую инфраструктуру, в том числе и узлы доступа, необходимые для предложения сервисов ВКС, адресованных организациям любого размера.

RealPresence Cloud включает в себя полностью управляемый многоточечный видеосервис, который поддерживает множество вариантов подключения между стандартными комнатами, мобильными решениями, решениями для компьютеров и Web-терминалами, а также системами Microsoft Lync 2010, IBM Sametime и терминалами, поддерживающими нестандартный TIP-протокол. Поставщики услуг могут использовать RealPresence Cloud, чтобы предлагать своим клиентам решение VaaS с естественной интеграцией его с их основной инфраструктурой. В этом решении используется сеть Polycom RealPresence Network (ранее — сеть Halo/ HVEN, приобретена у HP в 2011 году), что позволяет поставщикам ускорить доставку видео из облака.

Мы полагаем, что видео как услуга из облака определенно изменит «правила игры»: любой человек сможет поговорить по видео с кем угодно так же просто, как сегодня мы общаемся посредством обычных телефонных звонков. Polycom работает совместно со многими ведущими поставщиками телекоммуникационных решений и сервисными провайдерами, и результатом этого сотрудничества будет запуск открытого видеооблака в 2012 году.

 

LAN: Каковы перспективы появления Real Presence Cloud в России?

Хомяков: Они такие же, как и для мирового рынка. В России эта услуга появится без промедления и будет доступна в то же самое время, что и в других странах. Мы ведем работу с крупными операторами связи по привлечению их к этой инициативе.

Вообще, за облачными услугами — будущее нашего бизнеса. Уже сейчас рынок проявляет к ним повышенный интерес. Эта технология позволит получить доступ к услугам ВКС небольшим компаниям, которым очень сложно изыскать средства для построения инфрастуктуры, особенно в такое непростое в экономическом смысле время, но которые хотели бы пользоваться возможностями, предоставляемыми ВКС, уже сейчас.

Для реализации подобного подхода оператору необходимо развернуть систему видео-конференц-связи на базе своей телекоммуникационной инфаструктуры. Чтобы ускорить развитие ситуации, Polycom предлагает использовать собственную инфраструктуру. Операторы будут предоставлять своим заказчикам фактически совместное решение — свое и Polycom, обеспечивая доступ к облаку Polycom через свою телекоммуникационную инфаструктуру.

 

LAN: При предложении облачных сервисов видео-конференц-связи имеет ли значение, где располагаются серверы?

Хомяков: Нет, это же облако! Совершенно неважно, где находится сервер — в Перми или Детройте. Для пользователя это будет безразлично и незаметно. Где бы ни располагался сервер — задержек при связи не будет, поскольку существующая телекоммуникационная инфраструктура позволяет оперировать во всем мире без задержек. Именно поэтому она и предлагается, что уже обладает такими функциональными возможностями.

Что касается обеспечения безопасности, то разные организации предъявляют разные требования в отношении защиты информации. Не для всех облачные вычисления приемлемы в принципе. Вообще говоря, облачные услуги ориентированы в первую очередь на небольшие и средние компании. Они получают возможность пользоваться видео-конференц-связью, если у них нет средств на приобретение и построение собственной инфраструктуры.

Впрочем, ВКС как услугой могут заинтересоваться и крупные компании в силу их территориальной распределенности и ряда других факторов.

 

LAN: А какую долю в обороте Polycom могут в перспективе составить облачные услуги?

Хомяков: Пока говорить об этом слишком рано, наша компания анонсировала концепцию Real Presence Cloud в начале текущего года. Для ее воплощения осталось сделать в этом году три шага.

Первый — наложить инфраструктуру Polycom на существующую сеть Halo/ HVEN. Второй — заключить соглашения с основными операторами связи (это будет сделано достаточно быстро).

Третий — тарифицировать услуги, то есть предложить ценовые параметры ее подключения и использования. К середине или концу года услуга должна стать доступной.

 

LAN: Как будет дальше развиваться приобретенная у HP сеть Halo/HVEN, в том числе в России?

Хомяков: На текущий момент эта сеть объединяет устройства Halo, инсталлированные по всему миру. Основная идея состоит в том, чтобы на данную инфраструктуру — по сути, облако — наложить инфрастуктуру Polycom, и тогда впоследствии пользователи смогут получать услугу на базе оборудования, работающего в этом облаке, — не только Halo, но и всей продуктовой линейки Polycom.

Российская часть — это всего один узел. В целом система достаточно сложная, состоит из трех компонентов: собственно системы Halo, линий связи (арендованных и принадлежащих Polycom) и маршрутизирующего оборудования. Один такой маршрутизирующий узел и находится в России.

По сути, это структура операторского класса, на базе которой можно реализовывать сервисы ВКС.

 

LAN: Polycom является одним из инициаторов Open Visual Collaboration Consortium. В чем суть этой инициативы?

Хомяков: Консорциум ориентирован на создание и продвижение решений ВКС, и не только с использованием облачного подхода. Будучи его участником, компания Polycom продвигает новые подходы к созданию и построению систем видеоконференц-связи с использованием облачных вычислений. Другой серьезной задачей является создание унифицированных подходов по маршрутизации видео-звонков, чтобы сеансы ВКС можно было осуществлять независимо от географического расположения абонентов и делать это так же просто, как звонить по телефонной сети.

 

LAN: При создании консорциума заявлялось, что к середине 2012 года корпоративные пользователи смогут совершать и принимать звонки независимо о того, какие платформы они используют...

Хомяков: На мой взгляд, компания Polycom в большей степени, чем ктолибо другой из участников рынка, готова к тому, чтобы эта задача была решена в заявленные консорциумом сроки, то есть к середине 2012 года. Все наши решения реализуются на базе открытых платформ с открытыми интерфейсами. В принципе, уже сейчас наше оборудование может взаимодействовать со всеми решениями ВКС других провайдеров.

 

LAN: А что может стать препятствием к их достижению?

Хомяков: К сожалению, не все вендоры придерживаются политики открытых стандартов, из-за чего при интеграции систем от разных производителей в одну приходится использовать более сложные решения, и работа по унификации этих решений еще не завершена. Консорциум, в частности, и занимается согласованием различных протоколов и механизмов взаимодействия.

 

LAN: Все необходимые стандарты для этого есть или их еще предстоит выработать?

Хомяков: На мой взгляд, еще понадобятся стандарты связи и стандарты нумерации, аналогичные имеющимся в телефонии, — для ВКС такого рода стандартов пока нет.

 

LAN: Изменилась ли позиция Polycom в отношении 3D-систем ВКС?

Хомяков: Пока нет. Разработки ведутся, но поскольку 3D-системы ВКС не являются профессиональными — выраженной потребности со стороны бизнессообщества в них не наблюдается, — то и готовых решений пока нет.

 

LAN: Каковы тенденции спроса на ВКС? Что является мейнстримом?

Хомяков: На протяжении двух лет темпы роста оборота нашей компании на рынке России и СНГ составляли 50–60%, и мы прогнозируем их сохранение на ближайшие годы. Последние полгода-год 80% всех продаваемых решений приходится на системы HD — другие системы постепенно уходят в прошлое. Современные процессоры позволяют воспроизводить видео с качеством HD и на обычных ПК, и на планшетах, благо каналы связи способны передавать соответствующий трафик. Одна из новых тенденций, которая наметилась совсем недавно, буквально в конце прошлого года, — интерес к системам Telepresence начал трансформироваться в реальные проекты. Именно на эти системы мы ожидаем высокий спрос в ближайшее время.

 

LAN: А как изменился «портрет» заказчика?

Хомяков: Средний размер сделки и средний размер проекта растут. Основными потребителями наших решений остаются государственные организации, следом идут финансовые институты. Эта ситуация не уникальна для России и СНГ, то же наблюдается по всему миру. В ближайшие полтора-два года можно ожидать реализации большого объема проектов для операторов связи.

 

LAN: Исходя из названных вами фактов, в частности роста объема сделки, справедливо ли заключить, что видеосвязь по-прежнему остается прерогативой крупного бизнеса?

Хомяков: Ситуация достаточно интересна. Крупный бизнес стремится подключить все больше сотрудников к системам ВКС: если раньше подобные системы приобретались для руководства, то теперь они изначально рассчитываются на широкий охват персонала. По этой причине и увеличивается средний размер сделки.

Но в то же время во многих проектах предполагается поставка небольшого числа кодеков — буквально на тричетыре-пять точек. Это означает, что небольшие и средние организации все активнее начинают использовать наше оборудование. Такой бизнес не назовешь проектным, им занимаются наши дистрибьюторы, но спрос на подобного рода решения устойчиво растет.