В течение 2011 года сообщения о запуске очередного облака или облачного сервиса поступали от системных интеграторов, вендоров, телекоммуникационных операторов и провайдеров чуть ли не ежемесячно. Как ни парадоксально, при этом российский рынок остается все еще относительно «безоблачным». Соответствующие сервисы используются в весьма ограниченном масштабе, до сих пор не решены вопросы обеспечения SLA и информационной безопасности. Заказчики испытывают некоторое разочарование в широко разрекламированной облачной модели. У крупных компаний отношение к облачным услугам остается скорее негативным, констатируют аналитики IDC. Ну а малый бизнес в нашей стране не настолько развит, чтобы «делать погоду» в данном сегменте. Тем не менее облачная модель как методология сокращения расходов продолжает привлекать к себе пристальное внимание.

Около года назад один из крупнейших российских системных интеграторов «Ай-Теко» задумал собственный облачный проект, и в декабре 2011 года было объявлено о запуске «Айоблака» на базе собственного ЦОД «ТрастИнфо» и облачной платформы IBM SmartCloud. ЦОД «ТрастИнфо» общей площадью 3000 м^2 (включая девять машинных залов по 200 м^2 — всего около 1000 стоек) с потребляемой мощностью 5 мВт и проектной надежностью Tier 3 введен в строй в 2008 году и сейчас обслуживает более 40 крупных клиентов (в числе которых компании из финансового сектора и госучреждения), а также предприятия малого и среднего бизнеса. Сейчас он загружен на 70%, в основном для услуг аренды серверов (colocation), но уже в 2012 году ситуация должна кардинально измениться.

По прогнозам Святослава Игнатьева, технического директора «ТрастИнфо», новые облачные сервисы стали приносить до половины доходов ЦОД. Их начали предоставлять 1 декабря, и через два-три месяца портал услуг (i-oblako.ru) увяжут с системой автоматизации развертывания ресурсов: клиенты смогут выбирать ресурсы и сервисы из каталога, причем необходимые серверные мощности и ресурсы хранения будут предоставлены в течение двух-трех дней. Этот портал реализован на основе IBM WebSphere с помощью IBM Global Services. В разработке у «Ай-Теко» — порядка 40 приложений SaaS (таких как «CRM как услуга»), в основном для сегмента SMB. В настоящее время «Айоблако» используется клиентами главным образом для разработки и тестирования приложений. В компании отмечают, что многие клиенты не готовы к новым сервисам «морально и инфраструктурно». Между тем проект планируется активно развивать, например, через некоторое время часть облака будет вынесена в ЦОД «Ай-Теко» в Финляндии.

Облачная платформа «Ай-Теко» реализована на базе серверов IBM System x, дисковых массивов Storwize, программного обеспечения VMware и IBM Tivoli. В концепции IBM в облако могут входить разные аппаратные платформы, объединенные управляющим ПО семейства Tivoli и продуктами WebSphere (Cloud Computing Reference Architecture). «Ай-Теко» первой на российском рынке стала использовать облачную платформу IBM для продвижения сервисов IaaS, PaaS и SaaS. Сервисы могут быть реализованы на основе публичного облака, изолированного защищенного облака в ЦОД «ТрастИнфо» (Trusted Cloud), частных облаков, тиражируемых на площадках заказчиков, и гибридных облаков. Важным компонентом этой платформы является также ПО IBM Service Delivery Manager для автоматизации развертывания сервисов, мониторинга ресурсов и управления высокой готовностью сервисов. В числе доступных приложений присутствует решение IBM Smart Business Desktop Cloud для инфраструктуры VDI. По данным «Ай-Теко», виртуальные рабочие места позволяют заказчикам получить до 40% экономии.