Недостаточно активное, по мнению европейского подразделения Sony Professional, развитие данного направления побудило компанию заявить о свертывании этого вида деятельности в Европе. Очевидно, что такое сообщение не могло не произвести негативного впечатления и на другие региональные рынки, в том числе на российский. Однако в европейском подразделении явно поторопились со своим решением — Sony уже выпустила и в ближайшем будущем намерена представить целый ряд новинок в области ВКС. В частности, летом был выпущен собственный сервер для организации многосторонних видеоконференций. О развитии данного направления в интервью нашему журналу рассказал Александр Зеликов, начальник отдела профессионального оборудования «Сони Электроникс».

Журнал сетевых решений/LAN: Какие изменения на рынке видеоконференций произошли в последнее время применительно к компании Sony?

Александр Зеликов: Недавнее событие, которое не осталось незамеченным, — решение европейского подразделения Sony Professional прекратить свою деятельность в области систем видео-конференц-связи на территории Европы. Решение небесспорное и неоднозначное, оно не было правильно донесено до участников рынка и потому не нашло должного понимания. В результате это заявление отрицательно сказалось на бизнесе компании в других регионах, которые организационно к европейскому не относятся. В частности, Россия и СНГ выделены в отдельный регион с прямым подчинением штаб-квартире. Теперь даже некоторые наши партнеры считают, что Sony перестала заниматься системами ВКС. Поэтому, пользуясь случаем, еще раз хочу заявить: бизнес по направлению ВКС приостановлен исключительно западноевропейским подразделением Sony на территории ЕС. Это решение не затрагивает рынков России и СНГ, не говоря уже об Америке, Азии и Африке. У Sony есть конкретные планы развития этого направления, подкрепленные уже представленными и еще только анонсированными новинками.

LAN: Пять лет назад ставилась задача занять первое место на рынке терминальных решений для ВКС. Что помешало ее выполнить? Какие задачи ставит перед собой компания теперь?

Зеликов: Насколько я понимаю, речь идет о российском рынке. Действительно, первого места достичь не удалось. На то есть множество как субъективных, так и объективных причин. Первые, наверное, мало кому интересны. Вторые же заключаются, если говорить кратко, в неполноте предложения. Как показала практика, невозможно выйти на первое место по объему продаж конечных устройств, если вы не предлагаете клиенту законченного решения — серверов многоточечной связи полной линейки терминалов от устройств старшего класса уровня Telepresence до программных клиентов. При этом на протяжении последних лет продажи стабильно росли. В ближайшие два года мы намерены закрепиться в тех сегментах оборудования, в которых ранее представлены не были, что, собственно говоря, и помешало нам занять первое место.

LAN: Решения Telepresence пользуются в последнее время повышенным вниманием. Какова позиция Sony в данной области?

Зеликов: Понятие Telepresence зачастую смешивается с понятием видео-конференц-связи. На мой взгляд, это смежная отрасль, потому что задача видео-конференц-связи — передача сигнала по сети без искажений на большое расстояние, тогда как Telepresence предполагает работу с изображением на мониторе для создания эффекта присутствия. Соответственно, множество компаний, например Teleportel, с которой Sony сотрудничает, представляют решения, совместимые с системами видеоконференций, выпускаемыми нашей компанией.

Тем не менее Sony как производитель не остается от этой тенденции в стороне. В отличие от всех своих конкурентов мы производим не только системы ВКС, но и большие ЖК-мониторы на базе линейки ТВ Bravia и, кроме прочего, являемся привлекательным партнером для сотрудничества в области создания систем Telepresence, особенно в связи с растущей популярностью систем 3D. Пока 3D-решений дистанционного присутствия нет ни у кого, между тем Sony представила линейку 3D-телевизоров. Соответственно, в планах — развитие ВКС с поддержкой трехмерных изображений.

LAN: Какие решения в области ВКС вы считаете наиболее интересными для российского рынка?

Зеликов: Прежде всего, конечные устройства. Так, кодеки Sony по соотношению цена/качество являются одними из лучших. Из того, что Sony может предложить рынку, их следует отметить в первую очередь, разумеется, в комплекте с камерами Sony, которые достаточно широко используют многие конкуренты в своих системах ВКС. Как я уже говорил, Sony планирует закрепиться в тех сегментах, где не была раньше представлена.

Особое внимание уделяется сегменту внешних серверов MCU: представленная летом новая модель позволяет поддерживать как системы стандартного разрешения, так и HD и Full HD. Кроме того, в IV квартале текущего года и I квартале следующего планируется выпуск ряда продуктов в дополнение к групповым кодекам; в частности, мы готовимся представить программные решения, которых у нас до сих пор не было. Пока же я могу сказать, что ближайший анонс — это система «все в одном» следующего поколения.

LAN: Насколько сейчас созрели условия для повсеместного распространения ВКС в России?

Зеликов: Я не знаю, по какой шкале оценивать зрелость, но могу сказать, что за последние пять лет проделан гигантский путь для создания таких условий. Стольких региональных проектов, сколько мы смогли реализовать — прежде всего для госструктур — в рамках системы электронного правительства, раньше не было. Причем эти системы установлены не для галочки — во многих регионах они активно используются для проведения совещаний местных органов власти. То, что система ВКС работает (а это наиболее требовательное к пропускной способности приложение), свидетельствует о наличии необходимых условий, в частности ШПД.

LAN: Решения какого качества пользуются наибольшим спросом? В частности, насколько востребованы решения высокой четкости?

Зеликов: Процесс перехода на High Definition начался еще до кризиса, в 2008 году. Затем, разумеется, он замедлился ввиду большой стоимости таких систем, однако сейчас спрос на подобные решения растет опережающими темпами. С одной стороны, HD — это модно, с другой — дорого, и если за телевизор HD придется заплатить много, но лишь один раз, то в случае ВКС надо оплачивать каждый сеанс видеосвязи, и львиная доля затрат приходится на трафик. Поэтому пока наибольшей популярностью пользуются решения не класса Full HD, а класса HD 720p. Sony недавно представила новую систему такого уровня — PCS-XG55, и на нее сразу появился повышенный спрос. Некоторые партнеры даже заявляют, что больше не будут продвигать системы стандартного разрешения. Один важный фактор в пользу систем HD (помимо более четкой картинки) — отсутствие конфликта форматов, потому что подавляющее большинство ЖК-панелей имеют формат 16:9, тогда как при стандартном разрешении пропорции экрана составляют 4:3.

LAN: Сколько времени занимает реализация типичного проекта системы ВКС? Каков его масштаб?

Зеликов: Средний проект предусматривает подключение от 6 до 15 точек — абонентов системы видео-конференц-связи. Если исключить время согласования проекта с заказчиком, то, когда все необходимые решения приняты, само внедрение занимает от двух до шести недель, включая поставку оборудования. При этом надо учитывать специфику проекта ВКС — все шесть и более точек могут находиться в разных городах. К тому же система ВКС зачастую является частью мультимедийной системы, будь то переговорная комната, зал совещаний и т. п. Нередко в рамках проекта наши партнеры поставляют ЖК-мониторы, проекторы и другие мультимедийные системы.

LAN: Как часто возникает потребность подключения индивидуальных пользователей?

Зеликов: Очень часто. Индивидуальный пользователь — это, как правило, программное решение. Недостаточно предлагать рынку только групповые системы, даже если они полностью совместимы со всеми существующими программными кодеками, и сейчас Sony внимательно присматривается к этому рынку.

LAN: Проявляет ли интерес к ВКС малый и средний бизнес?

Зеликов: Применение систем ВКС дает наибольший эффект в случае территориально распределенных структур. Офисы и производственные помещения компаний малого и среднего бизнеса, как правило, располагаются в одном месте, поэтому с их стороны спрос невелик. Впрочем, все зависит от вида деятельности. Скорее всего, первыми пользователями ВКС из сегмента SMB станут представители сферы услуг для крупных предприятий. К тому моменту у Sony будет, что им предложить.

LAN: Каковы перспективы интеграции или совместного использования решений для видеонаблюдения и видеоконференций?

Зеликов: Все же видеоконференции предназначены в первую очередь для проведения совещаний. Объем проектов, где требуется подобная интеграция, не очень велик, потому что ситуация, когда во время видеоконференции приходится осуществлять мониторинг удаленного объекта, — достаточно специ-фическая. Подобное решение может оказаться востребованным, например, в строительной отрасли, когда во время совещания необходимо продемонстрировать или оценить текущее состояние строящегося объекта. Вместе с тем с точки зрения имиджа компании такое совмещение решений может способствовать созданию благоприятного впечатления на рынке и тем самым продвижению как решений ВКС, так и систем видеонаблюдения. Отрадно, что Sony в состоянии предложить такую интеграцию начиная с IP-камер третьего поколения. В плане технологий это оказывается возможным благодаря тому, что протокол H.264 с соответствующими кодеками, успешно применявшимися в системах видеосвязи Sony, начинает использоваться в IP-камерах пятого поколения (хотя совместимость была достигнута еще во времена H.263).

LAN: Пять лет назад решений по видеонаблюдению на базе технологии IP было совсем немного. Как вы оцениваете состояние этого рынка теперь?

Зеликов: Это направление — системы видеонаблюдения на базе IP — у Sony развивается еще более быстро и бурно, что, в частности, выражается в представлении множества новых продуктов. Хотя системы ВКС и видеонаблюдение на базе IP достаточно близки с точки зрения технологических основ, области применения все же различны, да и рынок охранного видеонаблюдения отличается своей обособленностью и консерватизмом: поскольку решения традиционно реализуются на базе аналоговых камер, системам на базе IP не удалось еще окончательно занять доминирующее положение. Вместе с тем многие компании ИТ-рынка проявляют интерес к этому сегменту, тем более что в свете последних нерадостных событий (я имею в виду техногенные катастрофы и террористические акты) спрос на решения для видеонаблюдения растет. Движение здесь встречное — традиционные игроки осваивают технологии IP, а ИТ-компании выходят на рынок видеонаблюдения. Вместе с тем конкуренция не обостряется — каждому находится место в своем целевом сегменте.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF