Как отметил в своем выступлении Александр Тихонов, вице-президент по странам СНГ, широкополосная экономика на базе IP диктует новые правила игры для операторов. Конкуренция в телекоммуникационной отрасли обостряется, и борьба за абонентов становится все жестче: теперь необходимо не просто подключение, а персонализированные услуги, к тому же снижение цен требует разработки новых бизнес-моделей.

На первое место выходит обработка и доставка контента, управление абонентами и данными. Стремясь сохранить конкурентоспособность, операторы вынуждены трансформировать свои сети, услуги и бизнес, в частности, внедрять новые способы монетизации услуг, причем традиционная модель ARPU с оплатой за подключение становится все менее популярной. Как следствие, им приходится развивать целевую рекламу, управление идентификацией и контентом и прибегать к другим, более эффективным приемам монетизации услуг.

Дэнни Годерис, руководитель европейского отделения Bell Labs, основное внимание уделил концепции Communications 3.0, составными частями которой являются новые медиатехнологии и сети реализации услуг. Она предполагает широкое распространение мультимедийных интуитивно понятных устройств и приложений, встречающихся буквально на каждом шагу. В качестве примера он привел технологию tikitag, где используется технология Near Field Communications (NFC): с ее помощью пользователь сотового телефона, оснащенного особым сенсором, может, дотронувшись до специальной афиши на автобусной остановке, узнать все подробности рекламируемого на ней мероприятия и сразу же приобрести входной электронный билет. NFC работает в диапазоне 13,56 МГц на расстоянии менее 4 см, а технология tikitag использует NFC с пассивной меткой на объекте (RFID) и активным считывающим устройством в мобильном телефоне. По прогнозу Bell Labs, к 2012 г. будет продано 250 млн сотовых телефонов с поддержкой NFC. Если сейчас установлено около 2 млрд карт RFID, то к 2017 г. их количество возрастет до 1 трлн, и в ближайшие 5 лет объем рынка сетей, ПО и услуг RFID вырастет с 1 млрд долларов до 6 млрд.

Кроме того, г-н Годерис отметил, что емкость современных беспроводных каналов связи подходит к пределу, определенному законом Шеннона, и для его преодоления необходимо развивать новые технологии — когнитивное радио, MIMO, а также работать над изменением сетевой архитектуры и оптимизацией сетевых топологий.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF