Помимо четырех именитых операторов — AT&T, BT Global Services, Orange Business Services и Verizon — маркетологи поместили туда Vanco, оператора полнос-тью виртуальной сети (Virtual Network Operator, VNO), не обладающего собственной физической сетевой инфраструктурой. В группе «претендентов» фигурируют Cable&Wireless, KPN и T-Systems, в категорию «провидцев» вошли Easynet, Interroute и SITA. А компании Colt, Global Crossing и NTT Communications довольствуются, по мнению Gartner, ролью нишевых поставщиков услуг.

СПРОС НА БЕСШОВНОЕ СЕТЕВОЕ ПОКРЫТИЕ

В 2007 г. сетевые провайдеры активно работали над своей инфраструктурой, особое внимание уделялось узлам многопротокольной коммутации меток (Multi-Protocol Label Switching, MPLS) и сервисам Carrier Ethernet. LambdaNet, к примеру, сконцентрировалась на индивидуальных модульных решениях для объединения частных корпоративных сетей (особенно IP/MPLS). Кроме того, этот поставщик услуг владеет центрами обработки данных, которые он предлагает клиентам в качестве резервного ЦОД или надежного места размещения важных корпоративных приложений. Для подключения площадок различных предприятий LambdaNet использует независимые волоконно-оптические кабели, проходящие через разные сетевые узлы и вводы в здание. При выборе решения для IP VPN на базе MPLS международные предприятия выдвигают требования глобального покрытия и бесшовной сети, но стоимость и высокая гибкость, закрепленные в условиях договора, а также в соглашении об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA) рассматриваются очень детально. По крайней мере, по этим параметрам Orange Business Service недавно вывела из игры своего мощного конкурента BT, когда швейцарский фармакологичес-кий концерн Merck решил интегрировать в свою сеть 35 новых площадок. «Особенно важен для нас был низкий уровень риска при миграции, поскольку сеть уже объединяла 115 площадок», — объясняет Нигель Риксон, старший менеджер в области сетевых и телекоммуникационных сервисов.

Стремясь быстро и экономически эффективно расширить свою сферу влияния, провайдеры перестали избегать расширения взаимных отношений. Долгое время считалось, что «лоскутное одеяло» из сетей разных провайдеров, связанных с помощью межсетевых интерфейсов (Network-to-Network Interfaces, NNI), — это решение второго или даже третьего сорта, поскольку чужие элементы не доступны для централизованного контроля. Общее мнение сводилось к тому, что надежные гарантии сервиса очень относительны. Судя по всему, концепция VNO, введенная Vanco, послужила хорошим примером для владельцев сетей: VNO не имеет ни одного метра собственной инфраструктуры, но на протяжении многих лет компания успешно предлагает свои услуги. Помимо межпровайдерских MPLS/IP VPN, все популярнее, согласно данным Gartner, становится слияние сетей Ethernet, особенно в области городских сетей на базе Ethernet (Metropolitan Ethernet Services).

БЛИЖЕ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ

Операторы сетей стремятся не только к расширению своей территории. В поисках новых направлений деятельности многие стараются выбраться из «серого облака» глобальных сетей — так когда-то обобщенно отображались их услуги на любой диаграмме сети. Почти все уже распространили свой охват до ЦОД с одной стороны и компьютера — с другой.

Тесная связь с ЦОД считается основой для нового типа приложений Hosted Communications, таких как Hosted или Managed IP-PBX, Hosted/Managed Contact Center и IP-Centex — с их помощью провайдеры хотят обеспечить долгосрочный рост. Эти приложения — часть сценария UC. Все больше предприятий заинтересованы в этой концепции, а Radicati Group оценивает объем данного рынка в 19,8 млрд долларов (на ближайшие три года), причем только на стороне провайдеров услуг.

Потенциал унифицированных коммуникационных структур для повышения продуктивности был ясен еще в конце 80-х гг. Однако лишь сейчас, с введением IP-телефонии на предприятиях, были созданы технические предпосылки для всеобъемлющей реализации решений UC: после конвергенции сетей следует конвергенция приложений и процессов на базе сети.

НОВЫЕ ШАНСЫ ДЛЯ СТАРОЙ ИСТИНЫ

Помимо телефонных служб, стратегия UC включает конференции в реальном времени, системы обмена сообщениями, портальные и деловые приложения, в частности, планирование корпоративных ресурсов (Enterprise Resource Planning, ERP) и управление отношениями с заказчиками (Customer Relationship Planning, CRP). Важнейшее значение имеют службы каталогов. «Службы каталогов консолидируются, и создаются мастер-каталоги. Сохранение там прав и ролей оказывает прямое влияние на деловые процессы,
подчеркивает Майк Марселлин, вице-президент по глобальному маркетингу компании Verizon Business.Благодаря интеграции телефонных станций и ежедневников в решения управления присутствием (Presence Management) можно сразу определить доступность сотрудников. Целевое взаимодействие в распределенных командах становится возможным лишь при быстром доступе к имеющимся в распоряжении знаниям. Мультимедийным контентом — текстами, изображениями, аудио- и видеофайлами — можно гибко обмениваться между различными устройствами и площадками». При необходимости сотрудники смогут виртуально встретиться в запланированное время и получить доступ к нужной информации (см. Рисунок 1). Рисунок 1. Конференции в реальном времени, или Telepresence, набирают популярность. UC — лишь одно из направлений деятельности Verizon. С приобретением летом прошлого года Cybertrust компания стала ориентироваться на управляемые услуги безопасности (Managed Security Services). Недавно разработанный пакет Verizon Business Security Solutions Suite включает профессиональные сервисы для анализа корпоративного управления, рисков и соответствия законодательным требованиям, услугу оценки приложений, а также службы реагирования на инциденты и судебные расследования. Кроме того, в него входят решения для локальных или сетевых служб управления безопасностью: защита от атак с целью вызвать отказ в обслуживании (Denial of Service, DoS), дистанционное управление серверами электронной почты и конечными устройствами, а также защита от вторжений (Intrusion Protection). Управление идентификацией и доступом, угрозами и уязвимыми местами, программы сертификации безопасности дополняют это предложение.

Кроме операторов сетей, существуют аутсорсинговые компании, не имеющие собственных телекоммуникационных сетей, но активно занимающиеся темой UC — исключительно на уровне управляемых сервисов. Dimension Data, к примеру, как поставщик услуг во всемирном масштабе концентрируется на решениях для конвергентной и деловой коммуникации по IP (помимо классических тем для сервисов ИТ: безопасности и решений Microsoft).

Такие национальные операторы сетей, как Arcor, предлагают интеграцию мультимедийных услуг (телефония, проведение конференций и Web), сетей (ТфОП, IP, мобильных сетей) и систем автоматизации (для интерактивных голосовых служб, автоматического распределения вызовов и голосовых диалогов). По опыту крупнейшего конкурента Deutsche Telekom c годовым оборотом более 2 млрд евро, в этих решениях пользователей привлекают простое и гибкое управление платформами и услугами, потенциал экономии и возможность оптимизации деловых процессов или развития новых направлений деятельности. «Те, кто намерен эффективно использовать все многообразие телекоммуникационных сервисов, все равно будут критично рассматривать объемы своих инвестиций, — говорит Марк Клайн, директор по работе с корпоративными клиентами в Arcor. — Управляемые сервисы разгружают инвестиционный бюджет, особенно на средних и малых предприятиях: они предлагают выгодные индивидуальные решения для голосовых приложений и обмена данными, вплоть до виртуальной УАТС». С помощью IP Centrex компания Arcor не только заменяет локальную УАТС, но и предлагает решения для сетевых центров обработки вызовов.

ОРИЕНТАЦИЯ НА СРЕДНИЙ КЛАСС

По мере дробления сервисов на более мелкие фрагменты провайдеры все чаще ориентируются на предприятия среднего размера в качестве клиентов. Помимо Arcor, актуален пример от T-Systems. В сотрудничестве с поставщиком телекоммуникационного оборудования Alcatel-Lucent компания предлагает интегрируемое коммуникационное решение (Business integrated Communications Solution, BiCS) в качестве управляемого сервиса. С этими интегрированными услугами и платформой BiCS, вошедшей в семейство продуктов Octopus EP, T-Systems нацеливается, прежде всего, на предприятия, в штате которых состоит от 100 до 500 сотрудников. Во втором полугодии ожидается выпуск расширения — до 1000 сотрудников. Однако T-Systems собирается предоставить возможность приобрести данное решение не только в виде управляемого сервиса, но и как отдельно установленное и управляемое устройство. В плоском 19-дюймовом модуле интегрированы сервер для IP-телефонии OmniPCX Enterprise, сервер голосовой почты 4645, система управления сетью OmniVista 4760, стандартная версия OmniTouch Contact Center и My Instant Communicator.

В целом новые услуги UC нацелены на прямую поддержку деловых процессов и повышение их продуктивности. Неважно, что было в начале пути — мимо UC уже не пройти.

Штефан Мучлер — ведущий корреспондент LANline.


© AWi Verlag