Почему тонкие клиенты (ТК) до сих пор не занимают подобающего им места, что именно привлекает в ТК современных пользователей, и для каких задач ТК не подходят? На эти и ряд других вопросов попытались ответить представители девяти компаний-поставщиков терминально-серверных решений, принявших участие в заседании «круглого стола» «Тонкие клиенты: нишевое решение или массовый продукт?», организованного редакцией «Журнала сетевых решений/LAN». Кроме журналистов издательства «Открытые системы», на нем присутствовали специалисты компаний ВИАТ, «Крафтвэй», Citrix, INPRO Computers, Hewlett-Packard, FarPoint, Quarta Technologies, Sun Microsystems и TONK.

ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ВЫГОДЫ

ТК давно привлекают невысокой стоимостью владения, безопасностью эксплуатации, долговечностью и экологичностью. Однако, как отмечает Дмитрий Прокопенко, исполнительный директор компании ВИАТ, которая с 1991 г. поставляет на российский рынок терминалы Wyse, время от времени приоритеты меняются местами. Сначала, по мнению специалистов Wyse (эта компания, по словам Прокопенко, производит 40% всех ТК, представленных на мировом рынке), основным стимулом использования ТК было стремление снизить стоимость владения (ТСО), несколько лет тому назад на первое место вышла безопасность, а сейчас самым важным преимуществом считается их экологичность (естественно, данное утверждение справедливо прежде всего для западного рынка). ТК отличаются не только низким потреблением энергии, но и малым количеством отходов. В настоящее время объемы электронных отходов уже превосходят объемы отходов из пластика, и, поскольку они гораздо более опасны, это становится серьезной экологической проблемой.

Практически все участники отмечали относительно низкую ТСО, особенно в долгосрочной перспективе: первоначальная стоимость приобретения системы на базе ТК, особенно с учетом всех необходимых лицензий на серверное ПО, может быть не меньше, чем корпоративной системы ИТ на базе персональных компьютеров (ПК), однако каждый ПК требует гораздо больших затрат на техническое сопровождение — это касается как обновления и настроек ПО, так и периодической модернизации и ремонта оборудования на рабочем месте пользователя; в результате стоимость обслуживания ПК оказывается намного выше, чем ТК.

Как отмечает Сергей Халяпин, системный инженер компании Citrix Systems, в случае системы на базе ТК все вопросы администрирования, безопасности и обновления ПО решаются в корпоративном центре обработки данных. За счет этого можно добиться весомой экономии средств, которые раньше тратились на администрирование конечных рабочих станций. Кроме того, как правило, через три года ПК подлежат замене или модернизации, а ТК, по словам Дмитрия Прокопенко, могут исправно служить до 10 лет.

Косвенной выгодой использования ТК является их малая привлекательность для потенциальных похитителей оборудования. Это объясняется тем, что вне офиса они практически не пригодны для работы, а кроме того, на устройстве не сохраняется информация, представляющая какую-либо ценность для охотников за корпоративными данными. Если украденный ПК или ноутбук похищается зачастую для личных нужд или с целью продажи, то применять ТК вне сети предприятия и без серверного комплекса невозможно.

ТК в первую очередь предназначены для доступа к корпоративным ресурсам, и ПК, как отметил Леонид Черняк, обозреватель журнала «Открытые системы», занял место тонкого клиента лишь потому, что его популярность и себестоимость оказались достаточными для выполнения данной задачи. Кроме того, по его мнению, работать в корпоративной среде на ТК гораздо проще, чем на ПК.

Конечно, ТСО в российских и западных условиях считается по-разному, отмечает Алексей Клементьев, генеральный директор INPRO Computers, поскольку в России оплата труда ремонтников и системных администраторов не такая высокая, как на Западе. Тем не менее, для Москвы эти показатели приближаются к уровню развитых стран, и самое главное — опытных администраторов зачастую найти крайне трудно. Расходы же на обслуживание системы, построенной на ТК, на порядок меньше, поскольку не приходится администрировать каждое устройство, как в случае ПК, на рабочем месте. Это особенно актуально для бюджетных организаций, например, крупных медицинских учреждений, которые не могут позволить себе содержать многочисленных администраторов для поддержки офисных ПК. Вместо 10-20 не слишком опытных администраторов достаточно одного-двух высококвалифицированных специалистов.

Виктор Буряков, директор по комплексным корпоративным ИТ-решениям российского представительства компании Sun Microsystems, привел пример расчета стоимости полных затрат на покупку и эксплуатацию системы, состоящей из 1500 рабочих мест. При использовании ТК такая система за шесть лет эксплуатации потребует более чем в два с половиной раза меньше средств, чем аналогичная система на базе ПК. Компания Sun все новшества, касающиеся ТК, пробует в собственных офисах по всему миру — ТК давно стали ее корпоративным стандартом, и каждый сотрудник может работать на любом рабочем месте, для чего достаточно вставить в ТК идентификационную карточку.

Алексей Кузнецов, руководитель департамента корпоративных продаж компании TONK, привел пример компании Xerox, которая в конце 2006 г. решила полностью переоборудовать все свои офисы в рамках штатной плановой замены парка ПК. Неожиданно оказалось, что в Бразилии никто не предлагал услуг поддержки программного обеспечения Microsoft в общенациональном масштабе, между тем, в качестве корпоративного стандарта Xerox принята Windows ХР Pro. В итоге пришлось обратиться к одному из бразильских системных интеграторов, он построил систему с использованием ТК на базе серверов Citrix, и в результате в этом регионе Xerox сэкономила около 4,5 млн долларов лишь на первоначальном внедрении, не говоря уже о дальнейшем обслуживании системы.

ТИШИНА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Еще один несомненный плюс, незаслуженно игнорируемый руководителями российских компаний, но весьма важный для повсе-
дневной работы — низкий уровень шума, издаваемый ТК. Это отмечали и Сергей Бураков, руководитель управления разработки ПО «Крафтвэй», и Татьяна Вирина, менеджер проектов FarPoint, и Ольга Жарковская, менеджер по категории продукта Hewlett-Packard. В ТК нет движущихся частей, а потребляемая мощность системного блока составляет около 10 Вт (что в 20-40 раз меньше, чем у ПК), поэтому нет необходимости в привычных для ПК весьма шумных вентиляторах.

При использовании ТК значительно повышается мобильность сотрудников внутри компании. Переезд на новое рабочее место займет всего несколько минут — именно столько времени понадобится для загрузки ПО на новый терминал. Между тем, на перенос и установку ПК может уйти не один час.

Сергей Бураков отмечает более простой пользовательский интерфейс ТК по сравнению с ПК, что сокращает время обучения даже самых неискушенных в ИТ сотрудников. Как уже упоминалось, риск потери ТК вследствие его поломки или кражи относительно невысок. Терминальные решения прекрасно зарекомендовали себя при использовании популярных приложений компании 1С, существенно повышая производительность труда пользователей.

Кроме того, существенно снижаются затраты системных администраторов на поддержание всей системы в работоспособном состоянии: ТК просты и надeжны, а все прикладные программы работают на отказоустойчивых серверах с использованием средств резервирования ресурсов под пристальным контролем квалифицированных сотрудников в специально оборудованных помещениях.

Еще одним преимуществом, по мнению Ольги Жарковской, является простота масштабирования (опять-таки по сравнению с системой, построенной на ПК). Это особенно важно в случае интенсивного роста бизнеса компании, что ведет к увеличению числа сотрудников и рабочих мест. По ее словам, этому фактору в нашей стране пока не уделяют должного внимания, стараясь в первую очередь снизить начальные вложения.

И все же для современных российских реалий вторым по важности фактором, после совокупной стоимости владения, большинство участников считает информационную безопасность и надежность корпоративной системы ИТ на базе на ТК. Такая система, как поясняет Алексей Кузнецов, максимально защищена от влияния человеческого фактора и внешних и внутренних недоброжелателей. Она практически не подвержена заражению вирусами и другими вредоносными программами, поскольку защита осуществляется централизованно и все поступающие извне данные проверяются на сервере. Украсть информацию весьма не просто, а любые действия ограничиваются рамками функционирующего на ТК приложения. Даже при наличии портов USB или других возможностей ввода/вывода, ТК полностью контролируются системой и несанкционированная запись через них запрещена.

Как правило, в таких системах все настройки и данные хранятся и обрабатываются на сервере, а дополнительные средства аутентификации (электронные ключи и смарт-карты) обеспечивают пользователям, кроме дополнительных мер защиты информации, возможность работать на любом месте, подключенном к корпоративной сети. Это делает ТК особенно привлекательными для государ-ственных, силовых и финансовых ведомств, где утечка информации недопустима, а перемещения сотрудников внутри организации довольно часты. На данный факт указал и Арсен Погосян, менеджер по работе с ОЕМ-заказчиками компании Quarta Technologies — дистрибьютора и золотого партнера Microsoft по встраиваемым системам Windows Embedded, применяемым в ТК.

ТОНКОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТК

Тонкий клиент — это не просто бездисковый ПК или компьютер, лишенный движущихся частей. Говорить о ТК отдельно от сервера и сети бессмысленно. Более правильно, по мнению участников, тонким клиентом называть терминальный аппаратно-программный комплекс для доступа к корпоративным ресурсам через сеть. Такое устройство обладает более продолжительным, по сравнению с ПК, сроком службы (до 10 лет), расходует значительно меньше электроэнергии (4-10 Вт), не создает шума, не всасывает пыль и в конечном итоге значительно меньше загрязняет окружающую среду.

«Толщина» ТК, как правило, определяется возможностями сети и серверного оборудования, к которому он подключен. Как отметили многие участники «круглого стола», до сих пор среди пользователей нет однозначного понимания, что такое ТК. Многие, с воодушевлением воспринимая положительные стороны применения ТК, удивляются, не находя привычных для ПК программных продуктов и возможностей. Впрочем, как показала дискуссия, точного определения нет и у специалистов: более правильно вести речь о решениях в архитектуре клиент-сервер.

ТК могут быть и «ультратонкие», как у компании Sun (когда отсутствует даже ОС), и довольно «толстые», оснащенные ОС Windows XP Embedded. При этом к ним может быть подключена разнообразная периферия — принтер, сканер и т.д. По мнению Алексея Клементьева, генерального директора INPRO Computers, правильнее говорить не о ТК как о конкретном устройстве, а об архитектуре терминал/сервер — той классической схеме, которая использовалась в мейнфреймах. Он считает, что ТК в большей степени, чем ПК являются программным решением, причем ПО находится главным образом на сервере. Соотношение программной и аппаратной части может быть различным, но в любом случае, речь идет о программно-аппаратном комплексе.

Как отмечает Татьяна Вирина, несмотря на сложившееся мнение о том, что ТК — это обычные устройства ввода/вывода, теперь на ТК, оснащенных ОС Windows XP Embedded, некоторые задачи можно выполнять и в автономном режиме. В качестве ТК можно использовать и ПК, загрузив на них соответствующее ПО, однако такой вариант нецелесообразен и невыгоден, поскольку в случае привлечения к работе устаревших ПК все равно придется нести затраты по их ремонту, они будут продолжать расходовать сотни ватт электроэнергии, фоновый шум из-за работающих вентиляторов останется прежним, а КПД их вычислительной мощности окажется еще ниже.

Многие производители выпускают ТК, интегрированные в мониторы или выполненные в виде небольших коробочек, прикрепляемых
с тыльной стороны монитора. В этом случае у пользователя максимально освобождается пространство рабочего стола.

РЫНОЧНЫЕ РЕАЛИИ И ПРОГНОЗЫ

Касаясь вопросов рынка и массовости ТК, участники дискуссии отметили, что весьма оптимистичные прогнозы двух-трехлетней давности относительно замены значительной доли ПК на базе ТК в корпоративном секторе пока не оправдались, хотя доля систем на базе ТК неуклонно возрастает и заведомо превышает уровень в 1% от рынка ПК, отмечавшийся несколько лет назад. Алексей Кузнецов процитировал в этой связи ведущего маркетолога Thincomputing.net Дэвида Энгвина: «Каждый седьмой (что соответствует доле в 14% по количеству устройств — прим. автора) из проданных в 2007 г. в Европе настольных компьютеров — это «тонкий» клиент». Тем не менее, большинство участников круглого стола уверены, что, несмотря на отдельные масштабные проекты и большое количество малых и средних внедрений (по количеству рабочих мест), ТК по-прежнему остаются нишевым продуктом и предстоит затратить немало усилий, чтобы они заняли заметную долю рынка.

В этом отношении положительную роль, по мнению Дмитрия Прокопенко, играет пример западных транснациональных компаний, приходящих в Россию. У некоторых из них в соответствии с общекорпоративным стандартом офисы развертываются на базе ТК. Большим подспорьем, способствующим увеличению парка ТК, является развитие технологий виртуализации, поскольку последние модели ТК от ведущих производителей выпускаются полностью готовыми для работы в виртуальных средах. В современных информационных системах, основанных на ПК, КПД их вычислительных мощностей очень низок (меньше 20%), а применение ТК в совокупности с возможностями виртуализации позволяет построить сбалансированную по нагрузке, оптимально использующую ресурсы и удобную в масштабировании корпоративную систему ИТ.

Как утверждает Сергей Халяпин, подобный подход привлекателен и для крупных системных интеграторов — они могут создать свой ЦОД и оказывать услуги в качестве провайдера заказчикам, не обязательно большим, которые с помощью ТК будут обращаться к приложениям, выполняемым в ЦОД. Такой доступ избавляет конечных пользователей от необходимости покупки весьма дорогих программных систем, их установки и технической поддержки. По его мнению, это один из перспективных путей продвижения решений с применением ТК на корпоративный рынок, и в первую очередь на рынок малых предприятий. С ним согласен Алексей Клементьев, который отмечает, что интерес к такому виду аутсорсинга ИТ возрастает, и все будет определяться сервисами, которые предоставляет ПО, развернутое у провайдера.

Пока же, по мнению Ольги Жарковской, ТК имеет смысл применять прежде всего в тех областях, где нет необходимости локально обрабатывать данные, например, в центрах обработки вызовов и медицинских учреждениях. О ТК в качестве недорогого домашнего оборудования для доступа в Internet с надеждой говорили многие участники. Тем не менее, пока эта область их использования остается лишь радужными прогнозами. Реальных устройств для такой цели пока никто не предлагает, поскольку передавать мультимедийный контент на множество ТК с требуемой скоростью пока невозможно. При существующих сетях и технологиях передачи данных ТК хорошо работают с офисными приложениями. Та же причина сдерживает применение ТК в образовательной сфере, в Internet-кафе и т.п. Тем не менее, разработки в этом направлении ведутся. ТК чрезвычайно привлекательны для образовательных проектов, поскольку обеспечивают высокую степень контроля за рабочими местами.

Согласно замечанию Татьяны Вириной, по-настоящему массовым продуктом ТК станут тогда, когда их, как телефоны или телевизоры, начнут устанавливать в квартирах и пользоваться ими будет так же просто. В перспективе, подчеркнем еще раз, ТК станут применяться и для доступа в Internet. Мнение об излишней сложности современных ПК для администрирования среднестатистическим пользователем,разделяет и Сергей Бураков, ведь задачи рядового потребителя ограничиваются доступом в Internet, редактированием текстов и хранением фотографий. Дело за компаниями, которые смогут предложить соответствующие интерактивные сервисы. Первые ласточки уже появились, например, «Документы Google».

C ними согласен Леонид Черняк, считающий, что ТК должны стать таким же культурным феноменом, как ПК, чтоб занять достойное место на рынке и в общественной жизни. «Полезно вспомнить опыт Франции, — заметил он, — где с 1982 по 1991 гг. успешно работала система, оснащенная простейшими мониторами minitel, они устанавливались бесплатно и предоставляли информационно-справочные услуги через обычную телефонную сеть. В современных условиях массовым потребностям пользователей отвечал бы ТК, подобный терминалу minitel, но адаптированный к доступу в Internet».

Отрадно, что значительная доля ТК, устанавливаемых в российских компаниях, производится в России. По оценкам некоторых участников круглого стола (представителей компаний «Крафтвей», INPRO Computers, Farpoint, TONK — российских производителей ТК), почти половина используемых ТК на территории нашей страны — отечественной сборки. Основной этап — настройка и компиляция программного обеспечения под конкретные задачи клиента. Даже компания Sun Microsystems, которая до сих пор производила свои ТК Sun Ray в Китае, планирует начать их выпуск в России, поскольку это условие является обязательным для использования ТК в государственных и силовых структурах.

В целом участники круглого стола оптимистично оценили перспективы развития рынка ТК и выразили надежду, что в ближайшие годы, несмотря на инертность мышления конечных пользователей, тонкие клиенты все-таки станут массовым продуктом.

Ростислав Сергеев — заместитель главного редактора «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу rsergeev@lanmag.ru


Сколько все-таки стоит тонкий клиент?

Хотя участники круглого стола аккуратно обходили тему стоимости конкретных устройств, известно, что обычно она составляет не менее 200 евро. По словам Арcена Погосяна, за лицензию на установку ОС Windows CE надо заплатить всего 15 долларов.

В зависимости от функциональности, цена ТК может доходить до 1000 долларов и даже выше. Тем не менее, на последней выставке CeBIT компания VXL Instruments, которая работает в сфере производства компьютеров около 30 лет, представила устройство Itona TC23 всего за 199 долларов, что, по словам ее представителей, на 40% ниже цены тонкого клиента аналогичной функциональности от других вендоров и составляет четверть от стоимости среднего корпоративного ПК.

Это устройство укомплектовано процессором VIA C7 1 ГГц, поставляется с интегрированной ОС Linux или Windows CE. Оно потребляет 11 Вт, не имеет движущихся частей и вентиляторов, а по размеру сравнимо с обычной книгой в твердом переплете. Продукт поддерживает многие клиент-серверные системы, в том числе Citrix MetaFrame, Linux Servers, Windows NT Server 4.0, Terminal Server Edition и Windows Server 2003.


Что можно и чего нельзя достичь с помощью тонких клиентов

Возможности ТК ограничиваются характеристиками существующей сети, а при отсутствии сетевого соединения работа невозможна. На столе у пользователя устанавливается маломощное (в смысле потребления электроэнергии), хорошо защищенное недорогое устройство, а все рабочее окружение и программы выполняются на серверах — в корпоративных или операторских ЦОД.

ТК способствуют все большей миграции в область программных продуктов с открытым кодом. Кроме того, процессор персональных компьютеров используется крайне неэффективно (КПД меньше, чем у паровоза!). Рано или поздно с помощью ТК и технологий виртуализации ситуация в корне изменится, при этом ПК (как и ПО для них) перестанут быть таким высокодоходными продуктами, которыми являются сейчас.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF