Несмотря на современнейшие системы ИТ и хитроумные коммуникационные стратегии, многие предприятия до сих пор находятся в каменном веке информационных технологий: хотя их сотрудники создают виртуальные команды, работать им приходится с негибкими и устаревшими инструментами ИТ. Зачастую компании стремятся изменить эту ситуацию как можно быстрее и без значительных затрат, поэтому выбирают многообещающие решения, ключевыми словами для которых являются Web 2.0 и Social Computing Tools.

О преимуществах приложений Web 2.0, таких как блоги, вики или подкасты, хорошо осведомлены не только разработчики ИТ — они стали неотъемлемым элементом повседневной деятельности большого числа предприятий. Менее известно, чем могут быть полезны другие приложения, например Mashup (буквально «смешение»), сводит воедино содержание различных источников данных, образуя новые приложения. Как показали результаты исследования Mashup the Enterprise, проведенного компанией BEA Systems, специализирующейся в области разработки инфраструктурного программного обеспечения, потребность в информации о способах применения технологии Web 2.0 очень велика, особенно в ней нуждается управленческий персонал.

Некоторые компании уже успеш-но внедряют концепции Web 2.0. Они ожидают улучшения отношений с клиентами, оптимизации взаимодействия между сотрудниками, деловыми партнерами и поставщиками. Но как могут новые инструменты действительно улучшить общение с клиентами, повысить уровень сервиса и увеличить прибыль? Ответ на этот вопрос можно получить, если внимательнее познакомиться с продукцией, которую выпустили на рынок некоторые производители. Например, BEA Systems предлагает три продукта серии Aqualogic для внедрения «социальных вычислений» в повседневную деятельность предприятий: приложения Pages и Pathways, используемые напрямую сотрудниками, а также Ensemble, ориентированное на требования разработчиков в среде Web 2.0.

ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА МЕТОДОМ «БУКСИРОВКИ»

Инструмент Pages призван ввести в повседневное обращение приложения Web. С его помощью можно создавать персонализированные страницы — как для отдельных сотрудников, так и для небольших групп пользователей (см. пример на Рисунках 1 и 2). Это достигается при помощи ряда элементов, которые, к примеру, связывают внутрикорпоративные информационные ресурсы с изобразительными и интерактивными элементами. Как утверждает BEA, сложные процессы программирования и настройки становятся не нужны, поскольку все операции выполняются при участии программных мастеров или по методу «буксировки» (Drag and Drop). Это упрощает выполнение рутинных процедур, экономит время и дает сотрудникам возможность реализовать свою изобретательность и конструкторский талант. Например, те, кто работает вне офиса, могут дополнить свои адресные базы данных картами службы Google Maps.

Для создания страниц применяются компоненты пользовательского интерфейса полнофункционального клиента на базе AJAX. Теперь создание новых приложений Web перестает быть исключительно делом разработчиков, а для обычных пользователей это может стать таким же естественным действием, как отправка электронного письма. При работе Pages в фоновом режиме функционируют различные программные компоненты, в том числе DataManagement, DataSpaces и LiveSpaces.

DataManagement предназначается для создания наборов данных путем их выборки из уже существующих на предприятии систем ИТ. Помимо простой интеграции различных сетевых служб поддерживается создание и ведение блогов, а также интеграция внешних каналов RSS (Really Simple Syndication — «очень простое распространение информации»). В конфигурации данных пользователь может выбрать между разными масками ввода (простой текст, длинный текст, ниспадающий список) и таким образом сделать доступными «сырые» исходные данные наподобие контактных списков для всех приложений.

На следующем этапе системный компонент DataSpaces превращает данные в элементы страницы Web. Пространство данных (Data Space) можно создать, например, из таблицы Excel или отдельного массива данных. DataSpaces связывает все импортированные или новые наборы данных с пользовательским интерфейсом, который содержит разнообразные функции: сортировку, фильтрацию, нумерацию и поиск. Таким образом, пользователям предоставляется прочная исходная база для простых контентно-зависимых приложений, например, личных блогов.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ

LiveSpaces позволяет превратить рабочие страницы сотрудников в приложения, доступные определенным группам или всему предприятию. Каждый сотрудник составляет из своих пространств данных единое «жилое пространство» (Live Space), которое идентифицируется по собственному адресу URL. Кроме того, инструмент LiveSpaces предоставляет шаблоны и макеты для создания приложений Web, обеспечивает контроль доступа и версий. Руководители проектов могут поручить создание разных баз данных отдельным командам и держать под контролем ход выполнения задания.

Для создания Data Spaces и Live Spaces с помощью Pages не надо обладать навыками программирования. Теперь пользователи могут без труда обобщать информацию для себя или для групп пользователей и делиться ею с другими сотрудниками. Как ожидается, это улучшит управление взаимодействием на предприятии. Pages имеет ряд достоинств и с точки зрения отдела ИТ, поскольку в результате вовлечения пользователя в процесс создания и администрирования нагрузка на специалистов ИТ снижается.

БЫСТРЫЙ ПОИСК

Модуль Pathways, комбинирующий поиск информации с функциями создания социальных закладок (Social Bookmarking) и меток (Tagging), существенно экономит время. Он служит инструментом организации собственных данных и одновременно помогает быстрее находить нужные сведения. Прежде всего, этот инструмент выполняет функцию социальной сети: любой сотрудник может связать свои данные с данными других пользователей. Это существенно ускоряет процесс обмена знаниями на предприятии, поскольку теперь информация больше не теряется в запутанных структурах папок.

Pathways объединяет функции поисковой машины и системы управления документами. Инструмент распознает и классифицирует содержимое разнородных решений — будь то Documentum или Microsoft SharePoint, Lotus Notes или структуры папок Windows. Каждый пользователь сам присваивает личные метки (Content Label или Tag) собственным данным, что облегчает сбор информации, важной для отдельного сотрудника. Pathways сортирует все индивидуальные коллекции данных и классифицирует их по группам, причем независимо от формата и места хранения. Дополнительно инструмент создает и анализирует отдельные пользовательские образцы представленных данных. Как при сопоставлении шаблонов, образцы сравниваются друг с другом, и Pathways может предложить разные источники данных, которые могут быть полезны конкретному пользователю. Это позволяет избежать продолжительного поиска информации, особенно на крупных предприятиях с большим количеством филиалов, отделов и проектов.

Pathways — типичный инструмент «социальных вычислений», поскольку обеспечивает не только быстрое связывание данных, но также изменяет методы работы и способы взаимодействия сотрудников. Теперь новая или дополнительная информация берется не из анонимных баз данных. При каждом обмене информацией можно узнать мнение коллег и то, как они решают аналогичные проблемы. Электронная рассылка с последующими запутанными информационными цепочками или утомительные телефонные звонки из отдела в отдел уйдут в прошлое.

Кроме того, можно создавать временные группы экспертов для разработки проектов или постановки задач. Совместно с Pages, Pathways выводит все еще до некоторой степени анонимное общение по электронной почте и телефону на новый уровень: с помощью персонализированной страницы каждый пользователь получает собственное «лицо» благодаря иллюстративному материалу или применению Mashup. Так образуются социальные сети (Social Networks), наличие которых не только способствует улучшению сотрудничества, но и позволяет создать новые интерфейсы для общения с партнерами и/или поставщиками.

РАЗВИТИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ НА ОСНОВЕ MASHUP

Ensemble — третий специализированный продукт для Web 2.0. По сути, речь идет о так называемом «обратном посреднике» (Reverse Proxy). Он позволяет инкапсулировать любые адресуемые с помощью URL сетевые приложения и обогащать их технологиями Mashup. Приложения Web или фрагменты страниц внешних приложений можно переделывать в странички Pagelets — элементы Mashup многократного пользования, которые, в свою очередь, можно привлекать для расширения других, привязанных к посреднику приложений.

При создании приложений Web технология Mashup играет решающую роль. Подобно небольшим баннерам или объявлениям, она позволяет осуществлять привязку данных, которые сотрудники публикуют в виде контента на платформе Web 2.0, принадлежащей предприятию. Известными примерами компонентов Mashup во Всемирной паутине служат ролики флэш-видео на порталах You Tube и Sevenload.

Благодаря интеграции Pagelets посредством простых тегов XML, Ensemble позволяет создавать новые сервисы из комбинации различных приложений и Mashup, доступные как для внутреннего, так и внешнего использования. Это может быть полезно, например, если необходимо обеспечить доступ клиентов к базе рисунков, но изменять или вставлять иллюстрации им будет запрещено.

Управление приложениями берет на себя архитектура Full Reverse Proxy. Для интеграции приложений с Pagelets доступны соответствующие механизмы идентификации и авторизации (Web Single Sign-on, SSO), а кроме того, так называемое «отображение хранилища удостоверений» (Credential Vault Mapping). Возможна интеграция существующих внешних решений SSO.

Архитектура Reverse Proxy в Ensemble позволяет осуществлять централизованный мониторинг и всеобъемлющее управление правилами. Приложения могут быть проанализированы с точки зрения активности пользователей и защищены от несанкционированного доступа с помощью правил.

Исследование Mashup the Enterprise показывает, что недостаток контроля остается важнейшим аргументом, выдвигаемым предприятиями против приложений Web 2.0. В частности, 20% опрошенных считают опасения по поводу безопасности важной причиной, сдерживающей инвестиции в новые технологии.

СКЕПСИС ПО ПОВОДУ КОНТРОЛЯ

На самом деле, упомянутые выше решения могут способствовать повышению уровня надежности в рамках соглашений об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA). Дополнительно Ensemble облегчает оптимальную настройку приложений Web 2.0 для уже имеющихся систем ИТ. Разработчики могут разрешать и запрещать доступ определенных групп пользователей к новым приложениям, а также обогащать существующие приложения, например, дискуссионные форумы, дополнительными функциями и связывать их с другими страницами. Дальнейшие преимущества социальных вычислений проявляются в процессе информационного обмена с клиентами и партнерами, например, при дополнении существующего внутреннего портала приложением для клиентов.

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Для предприятий привлекательность и полезность инструментов социальных вычислений состоит в создании социальных сетей, обеспечивающих более эффективное взаимодействие пользователей как внутри компании, так и за ее пределами. Новые возможности способствуют ускорению обмена информацией и повышают уровень знаний сотрудников и предприятия в целом. Обучать работе с приложениями Web 2.0, как правило, почти никого не надо, поскольку большинство сотрудников уже используют аналогичные инструменты в свободное время, о чем свидетельствует успех персонализированных сетевых форумов, блогов и сайтов вики во всемирной паутине. Несомненно, это преимущество социальных сетей будет полезно для повышения корпоративной культуры и коммуникации внутри предприятия. Дополнительно можно разработать множество новых рабочих приложений, например, участие в новых приложениях CRM в форме Digg-Voting, что может использоваться сотрудниками отдела сбыта для динамичной оценки клиентских отзывов.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Инструменты социальных вычислений пригодятся не только в случае изменений внутри предприятия. Они помогут, например, отделам развития при построении совместных сетей между сотрудниками, партнерами и поставщиками и осуществлении исследований и разработок. Так, приложения Mashup можно применять в качестве внешнего интерфейса для автоматизации процесса, где они связывают различные слои унаследованных систем.

Перспективы на ближайшее будущее вполне позитивны: предприятиям выгодно уже сейчас сделать ставку на средства социальных вычислений. Многие сотрудники сами устанавливают на рабочем месте используемые в частном порядке приложения Web 2.0, к примеру, Instant Messanger. Возникающий в результате этих действий риск нарушения безопасности извне и неконтролируемое распространение приложений ИТ легко предотвратить внедрением инструментов социальных вычислений.

Томас Баумгарт — ведущий системный инженер компании BEA Systems.


 © AWi Verlag