Директор по информационным технологиям находится под двойным прессом: с одной стороны, он должен обеспечить краткосрочные тактические преимущества для бизнеса в соответствии с требованиями руководства; c другой — его собственные подчиненные заинтересованы в решении долгосрочных стратегических вопросов сокращения стоимости и уменьшения сложности. Ситуация усугубляется тем, что современная компания представляет собой распределенное предприятие с множеством филиалов, разъездных сотрудников, надомных работников и т. д.

По данным Nemertes Research, около 90% средних и крупных компаний имеют в штате мобильных и удаленных сотрудников. Например, в Европе, по расчетам того же агентства, к 2006 г. их число приблизится к 95 млн человек и составит около двух третей от всей рабочей силы. При этом мобильность означает не просто свободу перемещения, но и возможность обращения к необходимым сервисам с любого устройства через любую имеющуюся службу доступа. Таким образом, изменение самой природы предприятия ставит во главу угла наличие коммуникационных приложений для обеспечения взаимодействия: помимо электронной почты все чаще требуются немедленный обмен сообщениями, различные виды конференц-связи (аудио, видео, Web) и т. п.

Тенденция к «расползанию» постепенно превращает предприятие в «виртуальное» — именно так компания Nortel называет объединенную общей задачей группу географически распределенных сотрудников, в которой коммуникационные решения служат для извлечения выгоды из быстро меняющейся ситуации на рынке. Основу интегрированных коммуникационных приложений, как считают в Nortel, будет составлять IP-телефония на базе SIP — вполне зрелое решение для настоящего времени. Так, согласно данным Gartner, если в 2002-03 гг. применение IP-телефонии обосновывалось экономией средств, в 2004-2005 гг. — защитой инвестиций, то с 2006 г. главными аргументами станут преимущества для бизнеса.

Пропагандируя «виртуальное» предприятие, Nortel претендует на то, чтобы изменить — ни больше ни меньше! — сами способы ведения бизнеса. Основанием для подобных претензий, по мнению Петера Келли, президента по корпоративным решениям в регионе EMEA, может служить рыночное и технологическое лидерство компании по таким направлениям, как коммуникационные приложения, конвергенция и передача данных. In-Stat/MDR отмечает, что в 2003 г. Nortel занимала ведущее положение на рынке систем интерактивного голосового ответа (Interactive Voice Response, IVR), а, по данным Insight Researches, в прошлом году компанией было поставлено наибольшее число линий IP при доле в 25%, и на протяжении вот уже семи лет, как следует из отчета Dell?Oro, она лидирует по поставкам коммутаторов с четвертого по седьмой уровни и т. д.

Nortel предлагает все необходимое для построения инфраструктуры поддержки IP-телефонии на базе SIP. В частности, четвертая редакция ее голосового коммутатора Communications Server 4.0 теперь поддерживает SIP (ранее он назывался Succession 1000, но в целях более четкого позиционирования был переименован) и тесно интегрируется с мультимедийными SIP-приложениями третьей, обновленной, версии Multiservice Communication Server (MCS) 5100. В результате помимо собственно IP-телефонии поддерживаются аудио-, видео- и текстовые приложения на базе SIP. Применяемая в качестве пользовательского интерфейса Converged Desktop объединяет приложения для аудио- и видеоконференций по IP, текстовых диалогов и электронной почты (а также совместной работы над документами), поэтому сотрудник может воспользоваться наиболее удобным из доступных способов связи с коллегами.

Однако чтобы обеспечить преимущества для бизнеса, одной функциональности мало. Как сообщает крупный системный интегратор мирового уровня, компания NextiraOne, если ИТ реализуются с учетом бизнес-процессов, это позволяет добиться 20-процентной экономии, если же адаптация проводится после внедрения, то расходы увеличиваются на 6—9%. Между тем, как правило, та или иная коммуникационная структура на предприятии уже имеется. Тогда одним из существенных преимуществ предлагаемого решения является возможность задействовать существующие коммуникационные средства: абонент, например, при наличии у него обычного аналогового телефонного аппарата может принимать участие в мультимедийной конференции благодаря включению в MCS 5100 поддержки таких устройств. Решение Nortel, как утверждается, хорошо приспособлено не только для перехода с унаследованных платформ Nortel, но и с платформ других производителей. Корпоративный рынок приносит компании 22% дохода, ориентация на SIP должна укрепить эти позиции.

И хотя предложениями Nortel по созданию виртуального предприятия уже заинтересовались такие компании, как BASF, наилучшим подтверждением целесообразности применения подобных продуктов служит пример самой Nortel, которая внедрила соответствующее решение в собственной сети. Можно сказать, что достоинства своих сапог сапожник демонстрирует на личном примере. Еще до официального решения о внедрении свыше 50% сотрудников из 6 тыс. уже пользовались средствами Converged Desktop. Прежде всего их привлекла комбинация функциональности для определения присутствия на рабочем месте с возможностью немедленного общения. При этом никакого обучения не проводилось — сотрудники перенимали навыки работы с программой друг у друга.

Робин Герейсс из Nemertes Research уверен, что если компании не реализуют модель виртуального предприятия с помощью экономичных, интуитивных продуктов и сервисов, то тем самым они существенно ограничат свою конкурентоспособность.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями