Европейский рынок услуг ИТ испытывает мощное конкурентное давление, но наблюдатели предсказывают сектору аутсорсинга неплохие перспективы для роста. Понятие аутсорсинга при этом распространяется не только на миллиардные проекты международных концернов: посредством таких схожих с аутсорсингом стратегий, как ауттаскинг и управляемые службы, перед средними и даже малыми предприятиями открываются неплохие пути для делегирования функций.

По мнению маркетологов компании Gartner, рынок услуг ИТ ожидает умеренный рост, во многом благодаря проектам аутсорсинга. Так, в 2002 г. (пока лишь за этот период имеются полные количественные данные) мировой оборот от предоставления услуг ИТ впервые снизился — на 0,1%. Однако за это же время оборот в области аутсорсинга вырос на 6,3%. В этом заслуга прежде всего провайдеров услуг, которые в своих решениях обращаются в основном к среднему рыночному сегменту.

АУТСОРСИНГ КАК ТЕНДЕНЦИЯ

Летом 2003 г. Dataquest, отделение Gartner по исследованию рынка, подсчитало, что западно-европейский рынок услуг ИТ объемом 158,6 млрд долларов в 2003 г. перешагнет отметку в 160 млрд, а в 2004 г. достигнет величины в 165 млрд. Аутсорсинг опять станет «основным источником роста»: управление информационными технологиями и процессами впредь будет расти быстрее, чем консалтинговые услуги и услуги по развитию и интеграции. Даже такая молодая еще дисциплина, как аутсорсинг деловых процессов (Business Process Outsourcing, BPO), интересна не только для крупных концернов. Однако маркетологи предупреждают, что предприятиям необходимо хорошо представлять себе, с какими затратами связана передача услуг ИТ внешним провайдерам.

Геральд Мюнцль, руководитель отдела поддержки продаж стратегического аутсорсинга немецкого филиала IBM, рассматривает аутсорсинг как долгосрочную тенденцию, хотя, возможно, как заинтересованная сторона, и не без некоторого предубеждения. Этот стратегический подход становится в Германии все более модным, но не может стать панацеей для всех проектов в области ИТ. Предоставление ресурсов «по требованию» IBM предлагает в своих вычислительных центрах уже сегодня, однако реализация самого принципа находится пока на самом первом этапе. Другие аналитические компании также видят в аутсорсинге определенный потенциал. Так, в прошлом году специалисты из Meta Group утверждали: «До 2005 г. многие европейские предприятия как минимум один критичный для себя компонент передадут под управление провайдера». К ведущим европейским провайдерам полного спектра услуг в области аутсорсинга ИТ Meta Group относит IBM Global Services, EDS и CSC. Компания ожидает, что предложения по аутсорсингу станут стандартной «потребительской» услугой для трансформации бизнес-процессов. В ближайшие годы (до 2006-2007 гг.) это приведет к появлению специализированных предложений по аутсорсингу для конкретных отраслей.

Однако раздаются и предостерегающие высказывания. «Аутсорсинг в области информационных технологий имеет смысл во многих отраслях, — утверждает Торстен Вихманн, коммерческий директор берлинской аналитической компании Berlecon. — Гораздо сложнее дело обстоит с аутсорсингом деловых процессов, где он затрагивает жизненно важные направления деятельности».

Относительно главного побудительного мотива в пользу проектов по привлечению внешних ресурсов мнение едино. «Главным фактором в вопросе аутсорсинга является снижение затрат», — отметил Мартин Каннинг, вице-президент отдела по исследованию европейских услуг компании IDC.

ПО ТУ СТОРОНУ МЕГАСДЕЛОК

В сознании многих аутсорсинг неразрывно связан с миллиардными мегасделками международных концернов, такими, например, как контракт на аутсорсинг ИТ между главным банком Германии Deutsche Bank и IBM в декабре 2002 г. или трехмиллиардным договором между НР и Procter&Gamble летом 2003 г. В зависимости от определения — а оно у разных аналитических компаний варьируется, — аутсорсинг далеко не всегда означает лишь полную передачу всей инфраструктуры ИТ и вычислительных центров, включая ресурсы и персонал. Положительная в большинстве случаев оценка возможностей аутсорсинга объясняется частично тем, что это понятие порой значительно расширяется: обслуживание аварийного вычислительного центра для повышения степени готовности также попадает в указанную категорию. Сюда часто относится и ауттаскинг (передача решения некоторых задач по управлению или обслуживанию вовне), и управляемые службы (длительное выполнение некоторых задач третьими лицами), иногда на собственном ИТ-оборудовании клиента, иногда — с использованием ресурсов провайдера.

«Между управляемыми службами и аутсорсингом нельзя провести четкую границу. Во многих случаях невозможно с определенностью сказать: вот это — аутсорсинг, а вот то — управляемые службы. В целом аутсорсинг включает в себя скорее передачу персонала и фондов ИТ, — полагает Мартин Каннинг из IDC. — Управляемые службы используются для дополнения существующих ресурсов ИТ, в то время как аутсорсинг предполагает отказ от собственных ресурсов. Управляемые службы пока еще на один шаг удалены от чистого аутсорсинга. Поэтому они потенциально более гибки и гораздо более масштабируемы вниз, чем проекты по аутсорсингу, однако зависят от провайдера».

К наиболее интересным для средних предприятий предложениям по аутсорсингу Торстен Вихманн из Berlecon относит стандартные услуги ИТ, например конфигурацию серверов, а также услуги на базе на Internet: в частности, хостинг списков рассылки, включая адаптацию заголовков к новейшим фильтрам спама.

УСЛУГИ БЕЗОПАСНОСТИ

К управляемым службам относятся, например, управляемые услуги по обеспечению безопасности, которые аналитики часто называют сектором с большим потенциалом роста. Gartner предсказывает, например, что до 2005 г. 60% всех предприятий передадут защиту информационных технологий от атак извне внешним провайдерам. Провайдеры управляемых услуг обеспечения безопасности (Managed Security Service Provider, MSSP) предлагают широкий спектр услуг — от управляемых брандмауэров и виртуальных частных сетей до управляемого обнаружения проникновений и предоставления инфраструктуры для надежной авторизации. Для этого большей частью используются ориентированные на клиента службы. Так, оператор виртуальных сетей Ipass с октября 2003 г. предоставляет «услугу управления политикой конечных точек», т. е. мониторинг настроек безопасности клиентского аппаратного обеспечения, в особенности мобильных сотрудников. При этом Ipass проверяет соответствие настроек устройств политике безопасности предприятия.

Крупные провайдеры, в частности IBM Global Services, отмечают повышение спроса на услуги по обеспечению безопасности, которые компания предлагает также многим небольшим и средним предприятиям. Последние часто не обладают собственными ресурсами, чтобы обеспечивать актуальность защитных мер для своей информационной инфраструктуры. Посредством кооперирования с производителями продуктов обеспечения безопасности провайдеры услуг могут реагировать быстрее конечных пользователей и практически в реальном времени включать, к примеру, новые антивирусные шаблоны. Так, для своей управляемой антивирусной службы оператор Equant поддерживает частную выделенную линию к производителю антивирусного программного обеспечения Trend Micro. «Предприятия поняли, какие преимущества несет с собой блокирование спама или вирусов не на шлюзе, а на уровне Internet еще до того, как они достигли внутренней сети», — отмечает Бен Уайт, основатель и исполнительный директор Messagelabs.

«Управляемые брандмауэры постепенно становятся предметом широкого спроса, — комментирует Мартин Каннинг из IDC. — Управляемое обнаружение вторжений также будет пользоваться популярностью, как только технологии достигнут зрелости и устройства смогут реагировать более активно, предотвращая проникновения. Кроме того, мы видим растущий интерес к услугам обеспечения безопасности на уровне приложений. Однако провайдеры соответствующих услуг должны провести разъяснительную работу, чтобы доказать преимущества передачи ответственности за обеспечение безопасности информационных технологий сторонней организации».

ЖЕСТКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Провайдеры услуг ИТ на европейском рынке попали под давление не только из-за длительного экономического застоя, но и по причине сложившейся в последние годы тенденции к выделению крупными предприятиями своих отделов ИТ в качестве самостоятельных компаний (см. врезку «Услуги ИТ в Германии»). Эти независимые структуры должны были помимо родительской компании привлекать клиентов со стороны, и тем самым приносить прибыль — такую стратегию часто не удавалось воплотить в жизнь, и она привела к избыточному предложению от провайдеров услуг ИТ. «Сегодняшний рынок отличается благоприятной для покупателей конъюнктурой и, скорее всего, пока таким и останется, — полагает Вихманн из Berlecon и продолжает. — Предприятия стали относиться гораздо критичнее к выбору услуг ИТ».

Конкурентную борьбу обостряют работающие на международном рынке операторы и провайдеры услуг, в числе которых — BT и Equant. Вместо продажи простых традиционных выделенных линий для подключения к глобальным сетям, они все чаще делают ставку на дополнительные высокоприбыльные услуги, прежде всего на управляемые виртуальные частные сети IP, в большинстве своем на базе собственной сети оператора, однако иногда и в виде виртуальных частных сетей IPSec через соединение Internet. Эти управляемые услуги для глобальных сетей используются операторами как платформа для проникновения в область профессиональных услуг со своим предложением. Так, Equant, например, вместе с подключением к глобальной сети поддерживает ряд управляемых служб — управляемые безопасность или обмен сообщениями. В компании ожидают, что подобные службы станут стандартом.

Вистерс Вукинс, руководитель немецкого филиала BT, подчеркивает взаимосвязь опыта работы ВТ с сетями и прогрессирующего расширения спектра компетенции в области управляемых услуг. Так, в октябре 2003 г. ВТ пополнила свой список услуг ИТ тремя новыми, предложив, во-первых, управление взаимоотношениями с клиентами, т. е. эксплуатацию мультимедийных центров контактов с заказчиками, во-вторых — управление обменом сообщениями и поддержку сотрудничества и, в-третьих — поддержку мобильности, включая управление парком карманных компьютеров. Прочие услуги, по утверждению Вукинса, компаниям, как и прежде, будут предоставлять системные интеграторы и операторы.

Наблюдатели рынка из Frost&Sullivan видят «огромный потенциал» в предложении операторами аутсорсинга, особенно благодаря возможности более тесного взаимодействия с клиентами посредством сквозных услуг. Важнейшим перспективным рынком аналитики называют сегмент малых и средних предприятий, которые ввиду растущей сложности управления сетями надеются снизить свои затраты, воспользовавшись предложениями операторов.

Мартин Каннинг, представитель IDC, напротив, рекомендует рассмотреть другой подход: «Неплохой идеей для операторов и провайдеров станет расширение их предложений за счет новых услуг. Однако большинству из них не следует взваливать эти услуги на свои плечи, выгоднее предлагать их через партнеров. В противном случае реализация новых продуктов, например управляемых служб обеспечения безопасности, займет слишком много времени».

Тем не менее Торстен Вихманн из Berlecon уверен в возможности экспансии операторов на рынок услуг ИТ, прежде всего в области ключевых задач, т. е. наиболее им близких.

Вильгельм Грайнер — редактор LANline. С ним можно связаться по адресу: wg@lanline.awi.de.


? AWi Verlag


Услуги ИТ в Германии

Берлинская исследовательская компания Berlecon опубликовала в сентябре 2003 г. «Анализ рынка служб ИТ 2003» по результатам опроса 206 предприятий, предоставляющих услуги ИТ. Согласно этому документу, соответствующий сегмент немецкого рынка сегодня находится в переломной точке: после окончания вызванной бумом Internet эйфории вследствие слабой конъюнктуры провайдеры услуг оказались втянутыми в жесткую конкурентную борьбу. Потребители услуг ИТ подходят к их выбору гораздо критичнее, чем прежде, а потому производители ощущают значительное ценовое давление. Выраженное стратегическое фокусирование на качестве станет, по данным Berlecon, причиной «возможного появления рыночных лакун в сегменте низких цен». Для повышения оборотов провайдеры делают ставку на привлечение новых клиентов: 76% охарактеризовали данную меру как «важную». В Berlecon предостерегают, что эта стратегия малоубедительна, поскольку гораздо проще сохранить старых клиентов, чем приобрести новых. Достаточно сомнительно и наличие большого числа «свободных клиентов», что смогло бы оправдать высокие ожидания новых контрактов. Поэтому, по мнению специалистов Berlecon, рынок услуг ИТ в Германии остается рынком с благоприятной для покупателей конъюнктурой.