Конструктивные особенности тонких клиентов позволяют сфокусировать внимание пользователя на выполнении именно тех задач, которые очерчены кругом его профессиональных обязанностей.

Bместе с новыми возможностями, которые несет с собой развитие информационных технологий, этот процесс имеет и оборотную сторону. Чем быстрее технологии обновляются, тем раньше наступает моральный износ оборудования, на которое, казалось бы, еще совсем недавно выделялись немалые суммы из ограниченного бюджета компании. При этом возникает ряд резонных вопросов. Насколько оправдано было применение выбранных технических средств? Эффективно ли использовались ресурсы наиболее дорогих компонентов в период их активной эксплуатации? Другими словами, в какой мере данные средства соответствовали решаемым с их помощью бизнес-задачам?

Оптимизация ресурсов при оснащении компании компьютерной техникой требует тщательной проработки столь важного вопроса. Ключевой концепцией, на базе которой наиболее эффективно решаются вопросы управления и использования компьютерных ресурсов, проблемы безопасности, надежности, модернизации, является централизованная модель вычислений. Эту концепцию органично реализует архитектура с применением тонкого клиента.

В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Основной принцип, в соответствии с которым строится работа любой терминальной системы, предполагает консолидацию необходимых пользователям приложений и данных, а также их централизованную обработку. Первые настольные терминалы, применяемые в многопользовательских технологиях организации вычислений, стали прототипом тонких клиентов. Этим устройствам вполне хватало ограниченной функциональности, поскольку основные вычисления выполнялись на мини-компьютерах или мэйнфреймах, к которым они подключались.

С появлением персональных компьютеров модель распределенных вычислений практически вытеснила серверо-центрическую обработку для поддержки интерфейса пользователя, в первую очередь, графического. Согласно новой концепции, интерфейс пользователя поддерживался и выполнялся непосредственно на рабочем месте — персональном компьютере или рабочей станции. Благодаря успехам элементной базы (стремительному росту производительности компьютеров на базе микропроцессоров Intel и развитию технологии внутренних соединений компьютерных узлов), персональные компьютеры и рабочие станции начального уровня оказались в состоянии поддерживать развитый многооконный графический интерфейс пользователя и выполнять разнообразные прикладные пакеты.

Исторически нишу между терминалами и ПК первыми заняли X-терминалы для работы в среде UNIX. Для них специалисты Массачусетского технологического института и компании DEC разработали X-протокол передачи изображений. Эти устройства можно было подключить к любой хостовой машине, поддерживающей систему X Window, которая обеспечивала мощную графическую среду и де-факто стала стандартом для всех систем UNIX. Первые X-терминалы представляли собой комбинацию бездисковых рабочих станций и алфавитно-цифровых терминалов. Для пользователей, привыкших к удобному графическому интерфейсу в однопользовательской среде DOS и Windows, X-терминал предоставил аналогичный сервис в терминальной среде UNIX.

Как известно, ценность солдата на войне измеряется не способностью рассуждать, а умением быстро и точно выполнять команду старшего по званию. Правильно организованное рабочее место пользователя должно обеспечивать выполнение именно тех задач, которые определены рамками его полномочий, однако на практике чаще можно встретиться с обратной ситуацией, когда пользователю предоставляется доступ к гораздо большему количеству ресурсов, чем очерчено кругом предписанных обязанностей.

Возврат к старой модели вычислений на новом витке развития оказался возможным после того, как компания Citrix Systems предложила технологию MultiWin, обеспечивающую выполнение Windows-совместимого графического интерфейса пользователя в режиме многопользовательской, многозадачной, многосеансовой обработки на сервере и доставки информации о смене изображения на удаленное рабочее место, а обратно на сервер — результатов ввода с клавиатуры и отклика мыши.

АХ ТЫ ДОЛЯ, МОЯ ДОЛЯ...

Инициативы компании Citrix Systems по реализации терминального сервиса в среде Microsoft Windows послужили импульсом к разработке соответствующих терминалов. Первой реализовала данную идею компания Wyse Technology, начавшая в 1981 г. свой бизнес как разработчик аппаратно-цифровых терминалов и быстро завоевавшая передовые позиции на мировом рынке. В 1995 г. ее специалисты разработали и запустили в производство Winterm — первый в мире терминал Windows. Это устройство поддерживало тогда единственный специализированный терминальный протокол передачи данных для тонких клиентов ICA. Впоследствии появились модели с поддержкой протоколов RDP и X11. С тех пор Wyse Technology прочно удерживает лидирующее положение — ей принадлежит 41,7% мирового рынка тонких клиентов (данные IDC за IV квартал 2002 г.). Wyse Technology входит в бизнес-альянс с такими флагманами терминальных технологий, как Microsoft и Citrix Systems.

В последующие два года после выпуска Winterm определились и основные игроки этого рынка. Середина 90-х гг. ознаменовалась борьбой между двумя принципиальными подходами к модели вычислений — централизованным и сетевым. Первоначально компания Neoware, еще один крупный разработчик, придерживалась модели сетевых вычислений, предложенной компанией Sun Microsystems и подразумевающей загрузку и выполнение на ПК независимого кода Java, но позже отказалась от нее, переориентировавшись на выпуск тонких клиентов для приложений Windows. По данным IDC, в последнем квартале 2002 г. Neoware контролировала 14,7% мирового рынка, а третье место удерживала HP с долей в 11%. Компании Fujitsu Siemens Computers, несмотря на то что в ее линейке представлены только три устройства, принадлежит 2% мирового рынка тонких клиентов.

На европейском рынке, по результатам IV квартала 2002 г., доли основных производителей распределились следующим образом: Wyse — 24,2%, Neoware — 18,1%, HP — 17,3%, Melchers — 7,8%, Praim — 6%, Fujitsu Siemens Computers — 5,6%, AthenA — 3,9%, Thin Tune — 3,4%, VXL Instruments — 3%, NSD — 2,3%. В I квартале 2003 г. доля Wyse Technology увеличилась до 29%, и до настоящего времени объем продаж стабильно растет. Годовой доход компании составляет 180 млн долларов, из них 18 млн ежегодно тратится на исследования и разработки. В отличие от прочих производителей, терминальные технологии — единственное направление деятельности Wyse Technology.

До мая 2003 г. производство тонких клиентов HP было организовано в рамках OEM-соглашения с Wyse Technology, которая прежде подобные соглашения имела с Digital и Compaq. Теперь в HP приняли решение начать самостоятельный выпуск данных устройств. В перечне оборудования IBM до недавних пор также присутствовали тонкие клиенты, которые выпускались по OEM-соглашению с компанией Neoware. По официальным сведениям, полученным из IBM, это непрофильное направление в настоящее время не поддерживается. Sun Microsystems использует собственный подход при разработке концепции тонкого клиента (об этом будет рассказано далее).

Компания Wyse Technology первой из западных производителей начала поставку тонких клиентов на российский рынок. В 1991 г., когда она занималась главным образом производством алфавитно-цифровых терминалов, эмулирующих системы команд практически всех производителей, Wyse Technology и российский Институт проблем управления РАН (прежнее название — Институт автоматики и телемеханики, ИАТ), организовали совместное предприятие, название которого определила формула Wyse + IAT = WIAT. Переориентация бизнеса Wyse Technology в сторону разработки тонких клиентов повлекла за собой изменение направления деятельности компании WIAT. Сейчас этот эксклюзивный дистрибьютор Wyse Technology предлагает в России практически весь спектр оборудования данного производителя, а кроме того, является серебряным партнером компании Citrix Systems. Продукция ближайшего конкурента, Neoware, на российском рынке не представлена.

Российские производители не поставляют своих тонких клиентов на мировой рынок, зато эти устройства пользуются спросом на внутреннем рынке благодаря конкурентным ценам и быстрой реакции на запросы заказчика. В нашей стране разработкой и производством тонких клиентов занимаются компании «Ниеншанц», K-Systems, АК-Systems, R-Style и ряд других.

АРХИТЕКТУРНЫЙ МИНИМАЛИЗМ

Что представляет собой аппаратная реализация тонкого клиента? Будучи наследником алфавитно-цифровых терминалов, тонкий клиент существенно отличается от них тем, что предлагает такой же графический интерфейс, как ПК. Однако, обладая всеми преимуществами терминалов, тонкий клиент избавлен от присущих ПК недостатков. Консолидированный подход к хранению системного ПО, пользовательских приложений и данных на сервере значительно снизил требования к компонентам аппаратной части тонкого клиента, в результате чего он и получил свое название.

Конструктивно тонкий клиент может быть выполнен в виде моноблока в корпусе компактного размера, либо встроенного в монитор интегрального решения; в последние годы появился также планшетный вариант исполнения. В перечне оборудования Wyse Technology присутствуют модели, в которых системный блок интегрирован в традиционный монитор либо жидкокристаллическую панель, однако на российском рынке они не пользуются спросом. Поскольку все данные и основной объем вычислений перенесены на сторону сервера, тонкий клиент не предъявляет высоких требований к мощности процессора и не нуждается в большом объеме памяти. Это позволило в классическом исполнении отказаться не только от использования жестких дисков, но также других накопителей (CD-ROM, FDD и т. д.). Благодаря этому в большинстве моделей отсутствует внутренний блок питания. Как следствие, необходимость установки внутренних вентиляторов практически исчезла: при оптимальном размере корпуса пассивного охлаждения вполне достаточно. Вследствие отсутствия механических движущихся частей устройство почти не производит шума и более надежно — чем меньше компонентов, тем ниже вероятность их выхода из строя. Такие устройства можно отнести к категории «необслуживаемых», поскольку время наработки на отказ многократно увеличивается. Например, как утверждают в Wyse Technology, наработка на отказ их оборудования составляет 170 тыс. ч, в то время как для персональных компьютеров этот параметр обычно не превышает 20—40 тыс. ч. Тонкие клиенты лучше подходят для работы в агрессивных средах с повышенной температурой и запыленностью.

Все производители оставили тонкому клиенту подобие «мозгового центра» — перезаписываемую флэш-память для установки путем прошивки клиентской версии операционной системы (Windows CE, Windows CE.Net, Windows XP Embedded, Linux) и поддержки основных протоколов передачи данных (RDP, ICA, X11, telnet, DHCP, TCP/IP). Исключение составляют тонкие клиенты Sun Ray компании Sun Microsystems — на них не устанавливается ни операционная система, ни клиентское программное обеспечение.

Классическая архитектура тонкого клиента прорабатывалась с учетом выполнения одного из основных требований — обеспечения надежности и безопасности. Поэтому теоретически это оборудование должно быть изолировано от внешнего мира и лишено поддержки внешних устройств, за исключением клавиатуры и мыши. Отсутствие накопителей не позволяет установить несанкционированное программное обеспечение либо скопировать информацию из системы на внешние носители. Однако на практике степень «худобы» тонкого клиента варьируется в зависимости от решаемых задач: идя навстречу пожеланиям заказчиков, производители обеспечивают поддержку внешних устройств (принтеров, флоппи-дисков, CD-ROM), поставляемые к ним драйверы также записываются во флэш-память.

Для защиты от несанкционированного доступа и аутентификации на тонком клиенте могут быть установлены считыватели смарт-карт, сканеры для ввода биометрической информации, интерфейс для USB-ключей eToken. Применяя смарт-карту, пользователь, как правило, проходит двухуровневую аутентификацию. Последняя серия смарт-карт доступа производства компании Shlumberger имеет защищенную область памяти для хранения биометрической информации, а на рынке уже появились считыватели смарт-карт, совмещенные со сканером отпечатков пальцев. Компания Wyse Technology совместно с Shlumberger предлагает как раздельное использование этих средств защиты, так и совместное решение. Ряд производителей реализовали возможность для пользователя, прошедшего аутентификацию на одном терминале, перейти на другой терминал и продолжить работу в рамках того же сеанса с прерванного места. Такая возможность поддерживается серверным программным обеспечением: в частности, она реализована в Citrix MetaFrame XP Presentation Server.

На задней панели терминального устройства имеется набор портов, причем у каждого производителя их перечень варьируется. В качестве иллюстрации приведем набор портов, реализованный в базовой модели тонкого клиента производства компании «Ниеншанц»: два порта COM, один — LPT, три внешних — USB и один внутренний порт USB, сетевой RJ-45, порты для подключения клавиатуры, мыши, видео- и аудиоустройств, специальный порт для внешнего блока питания на 12 В. В линейке Wyse Technology некоторые старшие модели снабжены четырьмя портами USB и дополнительным слотом расширения PCI, используемым, например, для установки криптопроцессора с поддержкой определенных функций хранения и обработки ключей.

Установленный на тонком клиенте браузер Web (Netscape для Linux или Internet Explorer в версии CE Windows) позволяет подключаться к сети Internet и работать с приложениями Web без использования терминального сервера. Все терминалы Windows компании Wyse Technology поддерживают беспроводной интерфейс подключения к сети, ряд производителей предлагает терминалы со встроенным модемом. Так, в качестве опции терминалы производств «Ниеншанц» могут быть оснащены внутренним модемом или беспроводным интерфейсом подключения к сети.

ХОТЬ ОДИН, ДА НАЙДЕТСЯ КЛИЕНТ...

На отечественном рынке нередко можно встретить гибридные решения на базе технологии тонких клиентов. В силу непритязательности запросов к аппаратным ресурсам клиентской части в качестве тонких клиентов на предприятиях часто довольствуются морально устаревшими компьютерами, уже не отвечающими требованиям новых приложений. Такая конверсия экономична и приемлема, если в дальнейшем не понадобится более высокий уровень сервиса и безопасности.

В списке продуктов Wyse Technology присутствует программное решение Alcatraz для создания гибридного тонкого клиента: функциональность традиционного ПК ограничивается путем установки заказной клиентской части на ПК, реализованной как клиент терминального сервиса или даже как Internet-киоск. Эта установка выполняется с помощью серверного компонента — сервера Alcatraz, предназначенного для администрирования и развертывания клиентского ПО.

Российский производитель компьютерной техники R-Style использует принцип унификации: единственный представитель тонких клиентов Proxima NS-Term в выпускаемой линейке компьютеров имеет отсек для внешней периферии, а стандартный корпус тонкого клиента позволяет достаточно просто преобразовать его в полноценный компьютер начального уровня, если того потребует конъюнктура рынка. Технология тонкого клиента может оказаться полезной и для внутреннего применения на производстве самой R-Style. Каждый компьютер в процессе сборки при записи программного обеспечения на жесткий диск представляет собой бездисковую рабочую станцию. По сути — это тонкий клиент, на который с сервера можно загрузить имидж ОС, а далее уже производить запись системного и прикладного программного обеспечения на жесткий диск каждого компьютера в режиме терминального сервиса по протоколу RDP.

Ниже мы подробнее рассмотрим особенности реализации тонких клиентов некоторыми производителями.

В ПОИСКАХ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ»
Рисунок 1. Армией Winterm можно централизованно управлять с помощью пакета Wyse Rapport.

Для компании Wyse Technology разработка и производство тонких клиентов — основной профильный бизнес (см. Рисунок 1). В ее продуктовом портфеле — три линейки оборудования, включающие более 20 устройств, причем практически все из них поддерживают протоколы ICA и RDP. Большинство моделей имеет браузеры Internet Explorer (версии 4, 5.5, 6), в двух поддерживается ОС Linux и установлены браузеры Netscape 4.77.

Наиболее простые устройства начального уровня Simple вообще обходятся без ОС: с помощью загрузчика с сервера копируется базовое ядро операционной системы и браузер. Число подключаемых клиентов определяется мощностью сервера и пользовательскими лицензиями.

Линейка среднего уровня Powerful наиболее популярной серии Wyse WBT 3000 в качестве управляющего ядра до недавнего времени оснащалась OC Windows CE версии 2.12, но последние модели поставляются с версией Windows CE.NET (v 4.1).

Универсальная старшая линейка тонких клиентов Flexible включает две модели Wyse WBT 5000 серии с ядром ОС Linux и протоколами RDP, ICA и X.11. К этому же классу устройств принадлежит серия Wyse WBT 8000, где в качестве встроенной ОС используется Windows NT Embedded, а также серия Wyse WBT 9000 с управляющим ядром Windows XP Embedded. В последних двух случаях приложения Windows могут быть установлены на самом тонком клиенте. Интересная особенность Wyse Winterm — поддержка списков доступа к устройству с разными уровнями привилегий.

Во всех моделях Wyse Technology имеется встроенный эмулятор терминалов (с поддержкой 15 наиболее популярных режимов). Эта особенность расширяет сферу применения терминалов Winterm, поскольку многие организации, переходя от многопользовательского режима и текстовых терминалов к тонким клиентам, заинтересованы в сохранении прежних приложений.

Таким образом, на примере оборудования этого производителя можно проследить, как постепенно, от аскетичного терминала до комфортной настольной системы, стирается грань между тонким клиентом и ПК. Старшие модели оснащены флэш-памятью емкостью 192/256 Мбайт — достаточной для того, чтобы некоторые пользовательские приложения переместить с сервера на терминал.

Удобный сервис существенно сокращает затраты на администрирование и сопровождение системы. Необходимые средства реализованы в программном пакете Wyse Rapport — мощном и простом в использовании инструменте для централизованного контроля и управления сотнями и даже десятками тысяч тонких клиентов Wyse Winterm. Для управления рабочей группой до 200 компьютеров данный пакет поставляется в качестве бесплатного приложения к Wyse Winterm.

С помощью Wyse Rapport администратор на своем рабочем месте может получать информацию об IP- и MAC-адресах терминала, группировать терминалы по месту установки (по отделам или удаленным офисам), выполнять одновременное обновление микрокода для группы терминалов (тем самым экономя время и сокращая сетевой трафик), добавлять новые подключения для терминалов или менять заданные параметры, добавлять или менять локальные драйверы, следить за заменой программных модулей на всех терминалах сети, брать управление экраном пользователя на себя, диагностировать терминалы и вести отчет о состоянии системы.

Средства Wyse Rapport позволяют задавать график загрузки и определять списки доступа к каждому устройству. С помощью этого пакета администратор создаст собственные настройки и типы подключений для каждого типа пользователя. Если терминалы находятся в «спящем» режиме, то администратор сумеет «разбудить» любую группу и сможет делать это планово. Для внесения обновления достаточно изменить только те модули, которые этого требуют, так что перезаписывать всю флэш-память не придется.

Пользовательский интерфейс Wyse Rapport интегрирован с Microsoft Managment Console. Для хранения всей информации о терминалах Wyse Rapport использует реляционную базу данных (Microsoft Acсess для Rapport WorkGroup или SQL для Rapport Enterprise).

ОСОБОЕ РЕШЕНИЕ
Рисунок 2. Sun Ray 150 размещен в корпусе 15-дюймового плоского монитора.

Линейка тонких клиентов Sun Microsystems включает три компактные модели устройств: Sun Ray1, Sun Ray 100 и Sun Ray 150. Терминальное устройство Sun Ray1 поставляется без монитора; оно подключается к мониторам с диагональю 17, 19 и 21 дюйм и плоскому монитору с диагональю 18 дюймов производства Sun Microsystems, а также может работать со стандартными мониторами VGA для персональных компьютеров. Терминал Sun Ray 100 интегрирован в корпус дисплея, выполненного на базе электронно-лучевой трубки с применением технологии «плоский экран», а Sun Ray 150 размещен в корпусе 15-дюймового плоского монитора (см. Рисунок 2). Последняя модель поставляется со встроенным входом для стандартного проектора RGB и удобна для проведения презентаций; при ее использовании отпадает необходимость в подключении портативных компьютеров каждого докладчика. Все тонкие клиенты Sun Ray комплектуются встроенным устройством для считывания смарт-карт, сетевым интерфейсом 10/100BaseT и четырьмя портами для подключения дополнительного оборудования.

Технология Hot Desk компании Sun Microsystems, на базе которой реализована концепция тонкого клиента Sun Ray, стоит несколько особняком от решений других производителей, поскольку разрабатывалась в первую очередь для среды Sun Solaris. Терминалы Sun Ray обеспечивают доступ ко всем приложениям на платформе SPARC под управлением ОС Solaris, в частности к приложениям Java. Для передачи графических сеансов применяется собственный специальный протокол, благодаря чему на клиентской стороне можно использовать недорогой процессор и минимальный объем оперативной памяти. Специальное программное обеспечение, устанавливаемое на сервере Sun Microsystems, управляет сеансами пользователей и берет на себя часть функций их аутентификации.

Все терминальные устройства оснащены флэш-памятью небольшого объема (512 Кбайт) — здесь хранится загрузчик ОС и встроенное системное ПО, поддерживающее, помимо прочих, функции аутентификации. В зависимости от настроек администратора пользователю может быть предложена как одноуровневая аутентификация на основе смарт-карты, так и двухуровневая, включающая привязку пользователя к конкретному клиенту.

Для работы с документами Microsoft Office на сервере SPARC/ Solaris устанавливается ПО Star Office. Поддержка прочих популярных приложений Windows осуществляется при помощи следующего решения: на сервере SPARC/Solaris размещают программное обеспечение, поддерживающее протокол ICA, а на выделенном Intel-сервере x86 инсталлируется сервер Windows NT TSE 4.0 и программное обеспечение Citrix MetaFrame. Вместо использования двух серверов в специализированный сервер Sun Ray можно установить плату x86, и тогда он будет одновременно поддерживать все приложения Windows и Solaris.

С АКЦЕНТОМ НА LINUX
Рисунок 3. Favourite TC выпускается в пластиковом или алюминиевом корпусе.

Линейка тонких клиентов этого российского производителя представлена двумя моделями Favourite TC на базе процессоров компании VIA (см. Рисунок 3). Одна из них ориентирована на приложения Windows и в качестве ядра имеет ОС Windows CE .NET, а другая рассчитана на приложения UNIX/Linux/Free BSD — в ее флэш-памяти объемом 32 Мбайт «прошит» код резидентной ОС NNZ Linux, разработанной специалистами «Ниеншанц» на базе ОС Linux. Терминалы Favourite TC поддерживают протоколы RDP 5.2, ICA, telnet, DHCP, ftp, HTTP, SNMP, а устройство под управлением ОС Linux работает также по протоколу XDMCP как X-клиент системы X Window.

Поддержка ОС Linux — стратегическое направление в производстве тонких клиентов этой компании. Все инновации опробуются в первую очередь на модели с ОС Linux, в ней реализован более широкий перечень функциональных возможностей. Так, например, в конце 2003 г. «Ниеншанц» и ASP Linux объявили о начале продаж нового совместного решения на основе тонких клиентов Favourite TC, терминальных серверов приложений и электронных USB-ключей eToken. Данное решение предоставляет возможность аутентификации с использованием USB-ключа eToken от компании Aladdin. ASPLinux была привлечена в качестве партнера для разработки пакета поддержки ключа eToken в Linux.

В числе последних разработок — поддержка протоколов файлового ввода/вывода NFS и SMB. Не так давно реализована поддержка протокола SSH для удаленного выполнения команд и копирования файлов с аутентификацией клиента и сервера и шифрованием передаваемых данных (включая пароли). Все процедуры обновления флэш-памяти можно проводить в удаленном режиме. Разработанное специалистами «Ниеншанц» ПО обеспечивает удаленное безопасное управление терминальным устройством Favourite TC или их группой.

Обе модели поставляются в двух вариантах корпусов: экономичном пластмассовом и более дорогом алюминиевом. К терминальному устройству Favourite TC предусмотрено подключение принтеров, а также монтирование внешних устройств хранения через порт USB.

ТОЛСТЫЙ ТОНКИЙ

Линейка тонких клиентов FUTRO производства Fujitsu Siemens Computers представлена тремя моделями — FUTRO B100, FUTRO C100, FUTRO D100. Терминал FUTRO B100 ориентирован на работу в операционной среде Linux и может быть сконфигурирован по заказу пользователя. Эта «легкая» версия с компактным корпусом имеет низкий уровень рассеивания тепла, а отсутствие вентилятора делает ее абсолютно бесшумной. На передней части корпуса расположены порты для клавиатуры и мыши, а также два порта USB.

Рисунок 4. Терминал FUTRO C100 представляет собой полноценную рабочую станцию.

Выпущенный в марте 2003 г. тонкий клиент FUTRO C100 оказался весьма «упитан»: его оснастили процессором Intel Celeron с частотой 1,8 ГГц, флэш-памятью 265 Мбайт, где удалось разместить ядро Windows XP Embedded, клиентскую часть ICA и RDP, Internet Explorer 6, локальную Java-машину JVM, Windows Installer, локальный Acrobat Reader, а также медиа-проигрыватель (см. Рисунок 4). Многофункциональная система защиты этого терминала помимо системы механической блокировки доступа, доступа по паролю, защиты от вирусов, средств обнаружения вторжений при необходимости может включать доступ по смарт-карте. По желанию заказчика FUTRO C100 поставляется с внешним или внутренним устройством чтения смарт-карт. Помимо традиционных последовательного и параллельного интерфейсов он оснащен портами для подключения мыши и клавиатуры, шестью портами USB, в нем предусмотрены порты для стереоколонок, наушников и микрофона. При желании в свободный отсек можно установить оптический жесткий диск. Все это разнообразие позволяет забыть об ограничениях, присущих классическим тонким клиентам, и превращает терминал в профессиональную рабочую станцию весом 7 кг.

Универсальная модель FUTRO D100 может быть использована как сетевой терминал Java. Устройство можно оснастить жестким диском и внешними приводами, расширив его до полноценного ПК. Если понадобится, заказчик получит FUTRO D100 как со встроенной ОС Linux, так и с предустановленной ОС Windows XP Embedded.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тонкие клиенты очень просты во внедрении. В отличие от ПК, который должен быть настроен индивидуально, при подключении к сети тонкого клиента доступ ко всем данным и приложениям на сервере осуществляется практически мгновенно. Среднее время запуска терминала Windows составляет 16 с, в то время как ПК загружается в среднем в течение 150 с, в зависимости от мощности процессора. Поддержка и сопровождение тонких клиентов выполняются централизованно, контроль на рабочем месте сведен к минимуму. Администратору не требуется совершать обход рабочих мест, поскольку на его консоли имеется возможность отображения экрана пользователя и сосредоточены все инструменты управления. Проблемы морального старения касаются ПК самым непосредственным образом, а вот тонкого клиента процесс модернизации практически не затрагивает: для поддержки новых приложений достаточно увеличить мощность процессора и объем памяти на сервере. Установка нового программного обеспечения производится централизованно один раз на сервере, что приводит к мгновенному обновлению на всех рабочих местах. Дополнительное преимущество хранения данных на сервере заключается в возможности организовать резервное копирование и централизованную защиту от вирусов.

Несмотря на снижение требований к аппаратным ресурсам тонких клиентов, в общем случае, с учетом всех сервисов, предоставляемых наиболее передовыми моделями, на начальном этапе инвестиции в эту технологию могут оказаться достаточно высокими. Но нет никаких сомнений в том, что они с лихвой окупятся всего за несколько лет: по оценке совокупных затрат, при переходе на технологию тонких клиентов в промышленности российские заказчики могут сэкономить до 70%, если не будут гнаться за сиюминутными выгодами.

Наталья Жилкина — научный редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ней можно связаться по адресу: nzil@lanmag.ru.


Ресурсы Internet

Информация о конструктивных особенностях тонких клиентов размещена на сайтах производителей и партнеров:

http://www.wyse.com

http://www.wiat.ru

http://www.fujitsu-siemens.ru

http://www.sun.com

http://www.nienschanz.ru

http://www.nnz.ru/tc

http://www.k-systems.ru

http://www.ak-systems.ru

http://www.rstyle.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями