Будущее VoIP стало яснее, что само по себе очень хорошо. Но всех ли это обрадует?

Cлишком часто истина теряется в блеске пышных фраз и смелых обещаний. Потому-то на Уолл-стрит, где не так давно столь трепетно относились к информационной отрасли, теперь почти ненавидят ее. И нигде поиски истины не были так запутаны, как в отношении передачи голоса по протоколу IP. Доходы от голосовых услуг с самого начала были движущей силой мирового рынка телекоммуникационных услуг; это обстоятельство вынуждало тех, кто хотел продвигать сети IP нового поколения, обещать, что голос будет передаваться по IP. Обещания были даны и не выполнены — до сих пор.

Однако, обращаясь к этой теме, необходимо прояснить некоторые обстоятельства. Прежде всего, идея передачи голоса поверх IP, или Voice over IP (VoIP), вовсе не порочна, в каком бы качестве она не предлагалась — для замены операторской инфраструктуры или вместо офисных АТС. Проблема отнюдь не в технологии. Пользователи и операторы вложили в общей сложности миллиарды долларов в реализацию передачи голоса, никак не связанную с IP. И они вряд ли улучшат свои показатели, если спишут все это в утиль и накупят массу нового — пусть даже и на базе такой передовой технологии, как IP. С технической точки зрения для развития Voice over IP нет нужды в магическом эликсире роста. Для него должны быть экономические стимулы, и основные события происходят сейчас именно на финансовом поле.

Технология VoIP в помещении (или, чтобы быть более точным, голос по локальной сети) стала реальным вариантом для почти миллиона офисных помещений, что составляет более 14% рынка. Однако ее проникновение на этот рынок до сих пор шло медленно. Но масса старых учрежденческих АТС уже полностью выработала свой ресурс. С учетом того, что офисные АТС обходятся дорого, мы получим солидное финансовое обоснование реализации передачи голоса по IP в локальных сетях внутри здания. Компании с равной неохотой относятся и к замене еще работоспособного оборудования, и к повторным инвестициям в унаследованную технологию TDM.

Операторы также имеют финансовые причины использовать эту технологию. Миллион офисных помещений, о которых шла речь, — это более 20 млн аппаратов и более пяти миллионов линий, что само по себе огромный источник прибыли для производителей оборудования. Однако внедрение VoIP влечет за собой и серьезные изменения на рынке голосовых служб. Оборудованные IP помещения — главные кандидаты на роль клиентов служб на базе IP, предоставляемых операторами. На самом деле, любые реальные шаги со стороны операторов в направлении VoIP будут, скорее всего, вызваны их стремлением удовлетворить требования тех, кто пользуется IP-телефонами в офисных помещениях. Влияние на пользователей и на службы может оказаться значительным и будет зависеть от того, как внедряются услуги передачи голоса поверх IP в двух названных секторах и как реализуется взаимодействие между операторами и их клиентами. А это, в свою очередь, во многом будет обусловлено развитием интеллектуального элемента голосовой системы — программного коммутатора.

Как голосовые продукты IP, предлагаемые операторами, так и голосовые системы на базе IP, развертываемые в помещениях компаний, тяготеют к копированию функций существующих телефонов или офисных АТС. На поверхностный взгляд все довольно логично, но тиражирование телефонных функций часто отвлекает производителей от создания гибких сред, где пользователи могут определять собственные, отражающие их потребности, функции. Представитель одного из производителей голосовых систем признался в разговоре со мной, что направление деятельности его компании было выбрано исходя из предположения, что пользователи и операторы будут стремиться перейти от существующих голосовых систем к IP по технологическим причинам и что их главное требование при этом будет состоять в том, чтобы просто получить в свое распоряжение систему для воспроизведения функции передачи голоса посредством TDM в среде IP. Когда же оказалось, что заказчики рассчитывают на более широкие возможности, в компании столкнулись с тем, что предложенная архитектура делала добавление новых функций сложной и даже рискованной задачей.

Как может оказаться рискованной та или иная функция? Этот вопрос стал одним из самых важных, возникших при распространении технологии VoIP, поскольку многие уверены, что модель общедоступных голосовых служб в конце концов превратится в нечто, наподобие IP Centrex. Вот здесь-то и сгущаются тучи, причем угроза исходит с двух сторон. Во-первых, это проблема защиты голосовых элементов от хакеров, атак по типу «отказ в обслуживании» и других опасностей в открытых сетях IP, например Internet. Во-вторых, пока не решена задача совместимости и интероперабельности функций. Если я собираюсь переадресовать кому-то звонок, у него эта функция должна работать так же, как у меня, или, по крайней мере, между ними возможно взаимодействие.

Чтобы решить эти проблемы, необходимо создать что-то вроде «межсетевого интерфейса для передачи голоса» — стандартного набора функций и сообщений для связи частных голосовых сетей, наподобие IP PBX, с транзитными общедоступными службами передачи голоса по IP. Вероятнее всего, новый стандарт будет опираться на существующие функции SS7, сигнализации ISDN и ATM, протоколы Session Initiation Protocol и MEGACO в области IP. Можно надеяться, что это предоставит известную гибкость при расширении (чего не обеспечивала SS7) для поддержки создания и настройки новых функций, поскольку только они могут стать реальной движущей силой для распространения VoIP.

В том, что касается общедоступных систем передачи голоса, развитие может пойти по двум направлениям. В первом случае уменьшающиеся прибыли от передачи голоса не будут восполняться доходами от служб передачи данных. Операторы не перестанут терпеть убытки до тех пор, пока государство не восстановит регулируемую монополию. На чем развитие и закончится. При втором варианте развития — некоторые формы общедоступных служб передачи данных станут рентабельными и заменят голосовые в качестве основного источника прибыли операторов. Тогда рентабельные службы передачи данных превратятся в транспортную сеть для передачи голоса — нравится это операторам или нет.

Голос, по сути, — не что иное, как подмножество данных. Достаточно добавить сервер, реализующий соответствующие функции, в сеть передачи данных — и поддержка телефонии готова. Именно так со временем и произойдет. Но многие не готовы к такой революции в области VoIP и пытаются «спрятать голову в песок». Oднако, если мы не хотим в 2005 г. иметь дело с крайне нестабильной системой телефонной связи, следует исходить из реальности развития VoIP.

Не исключено, что производителям и операторам удастся даже что-то попутно заработать.

Том Нолле — президент CIMI, консалтинговой компании в области стратегического планирования. С ним можно связаться по адресу: tnolle@cimicorp.com.


? CMP Media LLC

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями