Отделы IT должны регулировать потребление ресурсов.

Производители систем хранения придерживаются в своей деятельности одной и той же линии. Информационные технологии все шире используются в бизнесе, так что отделам ИТ приходится напрягать последние силы, дабы удовлетворить непрестанно растущие требования к емкости хранения. В итоге, выбирая средства хранения, пользователям приходится рассматривать не одну и не две технологии: сетевые хранилища (Network Attached Storage, NAS), сети хранения (Storage Area Networks, SAN) и проч. Впрочем, едва ли не каждый месяц появляется очередная технология, претендующая на разрешение всех проблем с хранением данных. Если не принять своевременных мер, то рано или поздно можно оказаться в тупике, из которого нет выхода, — ресурсы исчерпаны, и записать информацию об очередной манипуляции с мышкой очередного посетителя, критически важную для наращивания оборота сайта Web, просто-напросто некуда. Однако я предлагаю взглянуть на ситуацию с другой стороны. Не следует тратить ни гроша на дополнительную память или новую архитектуру систем хранения, пока не будет неопровержимо доказано, что все в них хранимое действительно стоит затраченных на это денег.

Я знаю, что это звучит как крамола. И все же стоит задуматься, почему к существительному «данные» всегда напрашивается прилагательное «критически важные»? Насколько это соответствует действительности? Неужели мы будем промывать весь песок в поисках двух-трех крупиц золота? И будут ли найденные крупицы столь ценны, чтобы оправдать все деньги и силы, затраченные на промывку?

Спешу заверить читателя, что я очень хорошо представляю, сколь велика потенциальная ценность коммерческих данных — едва ли не лучше, чем кто бы то ни было в этой отрасли. Однако из того, что некоторая информация обладает исключительной ценностью, не следует автоматически, что абсолютно все данные бесценны. Даже к самой жизни мы не относимся с таким пиететом. Каждый человек имеет «критически важное значение» для своей семьи и близких, и тем не менее страховые компании назначают вполне конкретные расценки за медицинские процедуры для поддержания биения сердца и сокращения мышц. Больницы вынуждены оказывать помощь строго в рамках страховой суммы, так что им приходиться выписывать пациентов, когда сумма страховки не покрывает затраты, независимо от состояния больных.

Информационные технологии, однако, не имеют актуарного инструментария для отклонения обслуживания каких-либо данных. Производители и пресса твердят, как заклинание, что главная задача — «делать больше меньшими средствами». Иными словами, отделы ИТ вынуждены брать на себя обязательства о качестве обслуживания без каких-либо взаимных обязательств со стороны конечных пользователей или подразделений.

ЦЕНА ВОПРОСА

Я предлагаю альтернативный подход к экономике хранения. Специалисты информационных технологий разрабатывают все более и более экономичные архитектуры хранения в стремлении свести к минимуму расходы в расчете на мегабит хранящихся в архиве данных, но, может быть, проблему было бы проще решить, заставив платить за хранение данных их владельца?

Если каждый нолик и единица так бесконечно важны для господ из маркетинга, то почему бы им не оплачивать хранение? И когда их расходы станут слишком велики, они вынуждены будут выбрать, что именно заслуживает размещения в архиве, а не заставлять специалистов по информационным технологиям наращивать емкости практически из ничего.

Одна из причин, по которой информационные службы ни в какой форме не взимают плату в зависимости от использования, состоит в том, что они не имеют соответствующего инструментария для контроля. Такого рода мониторинг приобретает особое значение по мере того, как разделяемые архитектуры становятся нормой практически повсеместно. Стремление повысить эффективность привело к тому, что конкретные устройства или носители больше не находятся в исключительном пользовании определенного бизнес-подразделения или приложения; следовательно, больше нельзя взимать оплату, исходя из затрат на устройство. Теперь счета должны выставляться за фактически потребляемую емкость.

Однако в компаниях все еще не осознали необходимость применения к информационным технологиям наиболее современных финансовых инструментов и процедур, поэтому все подобные соображения остаются только разговорами. В этом немалая доля вины директоров информационных служб — они так и не могут установить связь между стоимостью устройств и потреблением их ресурсов. Но нельзя сбрасывать со счетов и менеджеров коммерческих отделов, и конечных пользователей, которые не берут на себя труд оценить (в буквальном смысле) роль информационной составляющей в их бизнес-практике и инициативах. Отсутствие финансовой дисциплины является отражением наиболее распространенного подхода к информационным технологиям. Суть его в том, что технические специалисты ставят себя в положение своего рода элиты, военизированной организации, живущей по принципу «сделать или умереть», а не специалистов, отвечающих за определенный набор функций, задача которых состоит в наиболее эффективном использовании корпоративных ресурсов для достижения наилучших конечных результатов. Военная метафора, конечно, более привлекательна, но второе представляется более разумным.

Однако перемены уже носятся в воздухе. Усиление консерватизма в бизнесе создает определенное давление на финансирование информационных технологий, а это, в свою очередь, должно побудить директоров информационных служб пересмотреть свое отношение к уровню обслуживания и условиям, которые с ним связаны. Изменения в экономике технологий для бизнеса очевидны и производителям, в ответ они начинают предлагать инструменты для учета использования информационных ресурсов. Такого учета требует не только память. Пропускная способность глобальной сети, доступ в Internet, электронная почта тоже относятся к ресурсам инфраструктуры, которые будут потребляться куда более рачительно, если за работу с ними надо будет расплачиваться звонким долларом. Так что не стоит негодовать по поводу того, что некий имярек передает презентацию объемом 10 Мбайт в формате PowerPoint по перегруженному соединению frame relay на 64 Кбит/с. Именно мы, и никто другой, настаивали, что подобная передача файлов ничего не стоит.

Есть два пути для обуздания растущего аппетита корпоративных пользователей к емкости средств хранения, пропускной способности и мощности серверов. Один способ — расширить инфраструктуру, потратив на это скудно выделяемые средства. Но есть и другой способ — умерить потребности. Разумное сочетание того и другого должно послужить действительным интересам корпораций и их акционеров.

Ленни Либман — консультант и независимый автор, специализирующийся по вопросам использования сетевых технологий в бизнесе. С ним можно связаться по адресу: LL@exit109.com.